Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 147   148   149   150   151   152   153   154   155  156   157   158   159   160   161   162   163   164   165  » »»

в Зап. Африке миссионеры осуществили постановки пьес  франц.  драматурга
Ф. Куртелина на франц. яз., предназначавшиеся для узкого круга избранных
зрителей. Миссионеры в Верхней Вольте и англо-афр. протестанты в Нигерии
эпизодически  ставили  пьесы  на  местных  яз.  В  1933  учащиеся  школы
колониальных чиновников У. Понти (Дагомея) поставили спектакль на франц.
яз., построенный на афр. фольклоре. С этого времени школа Понти ежегодно
устраивала  "праздники  туземного  иск-ва",  во  время  к-рых   учащиеся
показывали спектакли. Пьесы создавали участники  труппы.  Была  написана
драма "Сокаме" - о борьбе земледельцев с засухой,  комедии  "Супружеская
неверность" и "Браки у Мандеги" -  из  жизни  народов  Гвинеи,  трагедия
"Биголо", основанная на нар. легенде об африканском вожде из  Казаманса,
погибшем во время  колонизации  Сенегала.  В  пьесе  "Школьный  учитель"
сатирически изображались методы преподавания в афр. школах. В спектаклях
школы Понти текст произносился обычно по-французски, а песни  -  на  яз.
народов Африки. Большое место в  них  занимали  нар.  танцы.  В  пьесах,
ставившихся в школе Понти, лит. текст преобладал  над  импровизацией.  С
1939 в спектаклях стали выступать  женщины:  Пьесы,  созданные  в  школе
Понти, осуществлялись театр. студенческими труппами в разл. странах Зап.
Африки (Того, Камерун, Сенегал, Гвинея и др.). Однако  т-р  школы  Понти
был недоступен зрителям из народа. Работая  под  контролем  колониальной
администрации, учащиеся школы ставили  спектакли,  не  отражавшие  совр.
жизни Африки.
   После 2-й мировой войны под  влиянием  роста  нацио-нально-освободит.
движения  народов  в  среде  афр.  интеллигенции  началось  движение  за
независимость африканской культуры. В 1949  ассоциация  учащихся  Дакара
(Сенегал) поставила пьесу на совр. тему, но  участники  этого  спектакля
были арестованы.
   Самодеятельные  африканские  театр.  труппы  возникали  и  в  городах
Европы. Одна из таких трупп во Франции поставила пьесу  "Возвращение  на
родину" по мотивам поэмы мартиникского поэта Э.  Сезера  и  инсценировку
"Сказок Амаду Кумба" сенегальского писателя и поэта Бираго Диопа. Другая
театр. труппа во Франции, ставившая целью ознакомление европ. зрителей с
афр. культурой,  осуществила  постановку  "Песни  Махди"  -  по  древней
суданской легенде. Театр. самодеятельность на франц. яз. распростра-иена
среди учащихся Сен-Луи (Сенегал) и в др. школах Зап. Африки.
   В 1950 в  Гвинее  возник  самодеятельный  т-р  под  рук.  К.  Фодебы,
стремившийся пропагандировать  самобытное  иск-во  Африки.  Вначале  т-р
Фодебы ставил драматич. спектакли  -  "Биголо",  "Рассвет  над  Африкой"
Фодебы и др. В дальнейшем т-р был реорганизован в труппу  под  названием
"Африканский  балет",  состоящую  из  танцоров,  певцов,  музыкантов.  В
репертуар этой труппы входят традиционные песни, танцы и  произв.  совр.
авторов. В коллективе работают  акт„ры-профессионалы  -  Фонсека,  Башир
Type, Кандия, Канте Фасели и др. Труппа Фодебы гастролировала в  странах
Африки, в США и Европе.
   В 1957 в Дакаре создан драм. Африканский т-р,  поставивший  спектакль
"Сарзан"  по  мотивам   новеллы   Бираго   Диопа.   В   этом   спектакле
рассказывается  о  судьбе  сенегальского  стрелка,  выполняющего  приказ
колониальной администрации, направленный против его соотечественников.
   Появление первых литературных  драматич.  произведений  "Рассвет  над
Африкой" Фодебы (Гвинея), "Сарзан" по Бираго Диопу  (Сенегал),  "Золотой
трон  Окомфо  Анокье"  М.  Дей-Ананга   (Гана)   и   др.,   способствует
формированию А. т. и драматургии.
   Деятели культуры афр. стран используют также опыт негритянских  т-ров
за рубежом, в  т.  ч.  "Негритянского  экспериментального  т-ра"  А.  ди
Насименту и Р. ди Соза в Бразилии и т-ра Мориссо-Леруа на Гаити.
   В 1959 на Втором конгрессе негритянских писателей и деятелей культуры
в Риме работала комиссия по изучению проблем, связанных с  формированием
т-ра в Африке.  Комиссия  отметила,  что  африканский  традиционный  т-р
находится в  состоянии  упадка.  Формирование  нового  т-ра  зависит  от
стабилизации афр.  языков  (в  наст.  время  в  Африке  св.  600  яз.  и
диалектов), к-рая создаст возможность насытить  традиционный  т-р  новым
содержанием, отразить совр. тематику, актуальные проблемы, стоящие перед
афр. народами. По мнению комиссии, спектакли, созданные школой Понти, не
определяют пути развития А. т. Возникновение  независимых  государств  в
Африке созда„т условия для развития нац.  театра.  В  Гвинее  коллективы
художественной самодеятельности ставят агитационные пьесы, призывающие к
борьбе с пережитками прошлого, формируются и проф. труппы, В. Ч ее.
   АФСОНАГУ (тадж. афсонагуй) - исполнитель таджикских народных  сказок.
Искусство А. развивает традиции устного народного творчества. Лучшими А.
были  обычно  пожилые  мужчины  и  женщины.  В  искусстве  А.  отч„тливо
проявляются  драматич.  элементы;  рассказчик  должен   обладать   ярким
воображением,   богатой   фантазией,    создавать    образные    речевые
характеристики, воспроизводить в  мимике,  интонациях,  жестах  характер
действующих лиц сказки. Н. Н.
   АХВ‚РДОВ, Абдуррагимбек Асадбей оглы (16.V. 1870, Шуша,- 12.XII.1933,
Баку) -  азербайджанский  писатель,  драматург,  публицист,  театральный
деятель. Засл. деят. иск-в (1928). В юношеские годы принимал  участие  в
любительских спектаклях.  Окончил  Тифлисское  реальное  уч-ще.  В  1894
учился  в  Петерб.  ун-те  (восточный  ф-т),  часто  посещал   спектакли
Александрийского т-ра. В 1892 написал  первую  комедию  "Съешь  гусиного
мяса, узнаешь его вкус".  В  1896  написал  драму  "Разор„нное  гнездо",
изображающую разложение азерб. дворянства в конце 19  в.,  социальную  и
семейную трагедию помещика. В пьесе "Несчастный юноша" (1900) А. впервые
в азерб. драматургии  создал  образ  молодого  человека,  вступающего  в
борьбу  с  патриархально-феод.  порядками.  В  историч,  трагедии   "Ага
Мухаммед-шах Кад- '  жар"  (1907)  создал  обобщ„нный  образ  восточного
деспота. Пьеса  А.  "Волшебница  пери"  (1901),  отразившая  влияние  на
творчество А. символистской драматургии, утверждала  идею  непротивления
злу.
   Лучшие произведения  А.  выражают  протест  против  угнетена  народа,
призывают к борьбе с пережитками феодализма, невежеством. А., как  и  Н.
Везиров, показывал разложение феодального строя,  деградацию  помещиков,
но он расширил рамки бытовой драматургии, углубил социальный смысл своих
пьес, создал образы  героев,  вступающих  в  борьбу  за  справедливость,
протестующих против насилия. Пьесы А. шли во всех азерб. дореволюционных
труппах. А. участвовал в развитии нац. т-ра  также  и  как  организатор,
режисс„р. В 1899-1900 он  руководил  Шушинской  драм.  труппой,  позднее
работал вместе с Т. Махмуд-боковым, Д. Зейналовым  в  бакинской  труппе,
осуществляя пост. спектаклей. А. добился значит, успехов в  деятельности
этого коллектива, с 1900 труппа стала  профессиональной.  В  1901-03  он

Страницы: «« « 147   148   149   150   151   152   153   154   155  156   157   158   159   160   161   162   163   164   165  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия