|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 » »» БАЙРОН (Byron), Генри Джеймс (1834-11.IV. 1884) - английский айт„р и
драматург. Сценич. деятельность начал в 1857. Работал преимущественно в
Лондоне, за исключением 1867-74, когда руководил т-ром "Александра" в
Ливерпуле, выступая также и как акт„р, гл. обр. в своих пьесах. Б.автор
ок. 150 пьес, в т. ч. мелодрам, комедий - "Война ножу"
(1865,т-р принца Уэльского), "Наши мальчики" (1875, т-р "Водевиль") и
др., фарсов - "Маленький дон Се-зар де Базан" (1876, т-р "Гейети") и
др., бурлесков - "Фра-Диаволо, или Красавица и разбойники" (1858,
"Стрэнд") и др., рассчитанных на вкусы мещанской публики. Пьесы Б.,
злободневные, но дал„кие от жизненной правды, отличались
искусственностью комич. ситуаций. В конце 19 в. в борьбе против
драматургии Б. и подобных ему авторов оформилось движение за реалистич.
драму в Англии. А. Л., Ф. К.
Лит : N i с о 1 1 A., A history of late nineteenth century drama.
1850-1900, v. 1-2, Cambr., 1946, N. Y., 1947.
БАЙРОН (Byron), Джордж Ноэл Гордон (22. I. 1788, Лондон,-19. I V.I
824, Миссолунги, Греция), лорд,- английский поэт. Выдающийся
представитель революц. романтизма 1-й четверти 19 в. Род. в старинной
обедневшей аристократич. семье. Учился в Кембриджском ун-те. Первый
сборник стихов Б. вышел в 1807. В 1813-15 был членом комитета т-ра
"Друри-Лейн". В поэме "Английские барды и шотландские обозреватели"
(1809) Б. дал уничтожающую характеристику драматургии, господствовавшей
в то время на сцене англ. т-ра, критиковал е„ за мелодраматизм, грубую
буффонаду, требовал от т-ра внимания к реальной жизни, критики
нравственных пороков и воспитания гражданских чувств. В поэме "На темы
из Горация" (1812) Б. проявил себя сторонником поэтики классицизма. Эти
выступления Б. были связаны с его борьбой против реакционного романтизма
и стремлением подчеркнуть свою идейную связь с просветительством 18 в. В
драматургич. практике Б. эти принципы проводились непоследовательно, его
пьесы и предисловия к ним обнаруживают противоречивость позиций Б. в
вопросах поэтики драмы: "Манфред" (1817, "Ковент-Гарден" - 1834) -
драматич. поэма с вольной композицией, "Марино Фальеро" (1821,
"Друри-Лейн"), "Двое Фоскари" (1821, "Ковент-Гарден" - 1834),
"Сарданапал" (1821, "Друри-Лейн" - 1834, в гл. роли - Ч. Кин) написаны
согласно правилам тр„х единств, "Каин" (1821) и "Небо и земля" (1822),
по определению Б.,"мистерии", вернее это драматич. поэмы, "Вернер, или
Наследство" (1822, "Друри-Лейн" - 1830) - пьеса в духе "готических
трагедий тайн", "Преображ„нный урод" (не закончена, 1822) - романтич.
драма. Но несмотря на различие принципов композиц. построения, все пьесы
Б. являются яркими образцами романтич. драмы. Они написаны на
легендарные или историч. сюжеты, показывают конфликт человека с
окружающим его миром. Философия "мировой скорби", пронизывающая
драматургию Б., была выражением протеста поэта против
феодально-аристократич. реакции, господствовавшей в Зап. Европе в 1-й
четверти 19 в. Бросая вызов любой тирании, вплоть до тирании бога
("Каин"), Б. воспевал протест гордого, одинокого человека, презирающего
вс„, что подавляет его стремление к свободе. Глубокий и мощный лиризм
драм Б. делает их яркими образцами поэтич. драмы (написаны белыми
стихами).
Сценическая история драм Б. крайне ограничена, они почти не ставились
на сцене. В России в дореволюционные годы были пост. драмы "Сарданапал"
и "Марино Фальеро" (1907 и 1912, Передвижной т-р, руководимый П. П.
Гайдебуровым в Петербурге). В сов. время "Каин" в 1920 пост. К. С.
Станиславский в МХАТе (Л. М. Леонидов - Каин, В. И. Качалов- Люцифер).
"Сарданапал" был пост. в 1924 Гос. акаде-мич. т-ром драмы в Петрограде
(в гл. роли-Ю. М. Юрьев).
С о ч.: Драмы, пер. с англ., М., 1959 (см. также ст. А. Аникста,
Байрон-драматург).
Лит.: ЕлистратогаА. А., Байрон, М., 1956; К у р-г и н я и М., Байрон,
М.-Л., 1958; Переводы драм Б. в многочисленных изданиях. А. А,
БАЙСЕЙТОВ, Канабек (р. 1905) - казахский советский артист драмы и
оперы, режисс„р. Нар. арт. Каз. ССР (1936). В 1929 окончил педагогич.
техникум. В том же году впервые выступил в Алма-Ате на сцене Казах,
драм. т-ра. Сыграл роли: Кебека ("Енлик и Кебек" Ауэзова), Шигабутдинова
("Мятеж" по Фурманову), Гая ("Мой друг" Погодина) и др. Б. выступал
также как режисс„р и драматург (совм. с А. Шаниным им написаны и пост.
пьесы "Зауре", 1929, "Борьба", 1930, и др.). Обладая хорошим тенором, Б.
в 1934 переш„л в Казах, муз. т-р (в дальнейшем - Т-р оперы и балета им.
Абая, Алма-Ата), где с этого же года работал режисс„ром. Б.- первый
режисс„р казах, муз. т-ра. Партии: Тулеген, Жакуп, Ер-Таргын, Арстан
("Кыз-Жибек", "Жалбыр", "Ер-Таргын", "Айман и Шолпан" Брусиловского),
Абай о. п. Жубанова и Ха-миди. Реж. работы Б. отмечены знанием нар.
быта. Пост. оперы "Кыз-Жибек" (1934), "Айман и Шолпан" (1938), "Дударай"
(1953) Брусиловского, "Алтынчеч" Жиганова (1949), "Даиси" Палиашвили
(1943), "Руслан и Людмила" (1957) и др. С 1938 Б. снимается в кино. Я.
Л.
БАЙСЕЙТОВА, Куляш (2.V.1912, Алма-Ата,-6.VI.
1957. Москва) - казахская советская певица (лирическое сопрано). Нар.
арт. СССР (1936). Член КПСС с 1943. Одна из виднейших представительниц
казах. вок. иск-ва. Творч. путь начала в самодеятельности в 1921. В
1930-33 работала в казах, драм. т-ре. С 1933 Б.- солистка Казах, муз.
т-ра в Алма-Ате (впоследствии - Т-р оперы и балета им. Абая). В сво„м
творчестве Б. сочетала непосредственность нар. пения с художеств.
культурой вокального и драматического проф. иск-ва. Партии:
Сара ("Биржан и Сара" Туле-баева, Ст. пр. 1949), Акжунус, Кыз-Жибек
("Ер-Таргын", "Кыз-Жибек" Брусиловского), Татьяна, Чио-Чио-сан и др.
Муз. одар„нность, красивый, мягкий голос, способность к сценич.
перевоплощениям позволили певице создать яркие реалистические образы -
лирические, эпические, бытовые и героич. как в казахских операх, так и в
классическом репертуаре. Б. выступала также как концертная певица. Ст.
пр. за концертно-исполнительскую деятельность (1948).
Лит.: M e сема н В., "Возрождение песни, Алма-Ата,
1958.
БАКАЕВА, Гулчехра (р. 1908) - таджикская советская актриса. Нар. арт.
Тадж. ССР (1941). Член КПСС с 1939. В 1929 поступила в Бухарский
передвижной т-р и в этом же году стала актрисой тадж. драм. т-ра в
Сталинабаде (ныне Т-р им. Лахути). Б. обладает сильным драматич.
темпераментом. Ей присущи острая характерность, яркая комедийность. В
своих сценич. образах, отмеченных разнообразием бытовых деталей, сочными
красками, Б. развивает традиции нар. исполнительского иск-ва. Роли:
Страницы: «« « 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |