Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 » »» БАЙРОН (Byron), Генри Джеймс (1834-11.IV. 1884) - английский айт„р и драматург. Сценич. деятельность начал в 1857. Работал преимущественно в Лондоне, за исключением 1867-74, когда руководил т-ром "Александра" в Ливерпуле, выступая также и как акт„р, гл. обр. в своих пьесах. Б.автор ок. 150 пьес, в т. ч. мелодрам, комедий - "Война ножу" (1865,т-р принца Уэльского), "Наши мальчики" (1875, т-р "Водевиль") и др., фарсов - "Маленький дон Се-зар де Базан" (1876, т-р "Гейети") и др., бурлесков - "Фра-Диаволо, или Красавица и разбойники" (1858, "Стрэнд") и др., рассчитанных на вкусы мещанской публики. Пьесы Б., злободневные, но дал„кие от жизненной правды, отличались искусственностью комич. ситуаций. В конце 19 в. в борьбе против драматургии Б. и подобных ему авторов оформилось движение за реалистич. драму в Англии. А. Л., Ф. К. Лит : N i с о 1 1 A., A history of late nineteenth century drama. 1850-1900, v. 1-2, Cambr., 1946, N. Y., 1947. БАЙРОН (Byron), Джордж Ноэл Гордон (22. I. 1788, Лондон,-19. I V.I 824, Миссолунги, Греция), лорд,- английский поэт. Выдающийся представитель революц. романтизма 1-й четверти 19 в. Род. в старинной обедневшей аристократич. семье. Учился в Кембриджском ун-те. Первый сборник стихов Б. вышел в 1807. В 1813-15 был членом комитета т-ра "Друри-Лейн". В поэме "Английские барды и шотландские обозреватели" (1809) Б. дал уничтожающую характеристику драматургии, господствовавшей в то время на сцене англ. т-ра, критиковал е„ за мелодраматизм, грубую буффонаду, требовал от т-ра внимания к реальной жизни, критики нравственных пороков и воспитания гражданских чувств. В поэме "На темы из Горация" (1812) Б. проявил себя сторонником поэтики классицизма. Эти выступления Б. были связаны с его борьбой против реакционного романтизма и стремлением подчеркнуть свою идейную связь с просветительством 18 в. В драматургич. практике Б. эти принципы проводились непоследовательно, его пьесы и предисловия к ним обнаруживают противоречивость позиций Б. в вопросах поэтики драмы: "Манфред" (1817, "Ковент-Гарден" - 1834) - драматич. поэма с вольной композицией, "Марино Фальеро" (1821, "Друри-Лейн"), "Двое Фоскари" (1821, "Ковент-Гарден" - 1834), "Сарданапал" (1821, "Друри-Лейн" - 1834, в гл. роли - Ч. Кин) написаны согласно правилам тр„х единств, "Каин" (1821) и "Небо и земля" (1822), по определению Б.,"мистерии", вернее это драматич. поэмы, "Вернер, или Наследство" (1822, "Друри-Лейн" - 1830) - пьеса в духе "готических трагедий тайн", "Преображ„нный урод" (не закончена, 1822) - романтич. драма. Но несмотря на различие принципов композиц. построения, все пьесы Б. являются яркими образцами романтич. драмы. Они написаны на легендарные или историч. сюжеты, показывают конфликт человека с окружающим его миром. Философия "мировой скорби", пронизывающая драматургию Б., была выражением протеста поэта против феодально-аристократич. реакции, господствовавшей в Зап. Европе в 1-й четверти 19 в. Бросая вызов любой тирании, вплоть до тирании бога ("Каин"), Б. воспевал протест гордого, одинокого человека, презирающего вс„, что подавляет его стремление к свободе. Глубокий и мощный лиризм драм Б. делает их яркими образцами поэтич. драмы (написаны белыми стихами). Сценическая история драм Б. крайне ограничена, они почти не ставились на сцене. В России в дореволюционные годы были пост. драмы "Сарданапал" и "Марино Фальеро" (1907 и 1912, Передвижной т-р, руководимый П. П. Гайдебуровым в Петербурге). В сов. время "Каин" в 1920 пост. К. С. Станиславский в МХАТе (Л. М. Леонидов - Каин, В. И. Качалов- Люцифер). "Сарданапал" был пост. в 1924 Гос. акаде-мич. т-ром драмы в Петрограде (в гл. роли-Ю. М. Юрьев). С о ч.: Драмы, пер. с англ., М., 1959 (см. также ст. А. Аникста, Байрон-драматург). Лит.: ЕлистратогаА. А., Байрон, М., 1956; К у р-г и н я и М., Байрон, М.-Л., 1958; Переводы драм Б. в многочисленных изданиях. А. А, БАЙСЕЙТОВ, Канабек (р. 1905) - казахский советский артист драмы и оперы, режисс„р. Нар. арт. Каз. ССР (1936). В 1929 окончил педагогич. техникум. В том же году впервые выступил в Алма-Ате на сцене Казах, драм. т-ра. Сыграл роли: Кебека ("Енлик и Кебек" Ауэзова), Шигабутдинова ("Мятеж" по Фурманову), Гая ("Мой друг" Погодина) и др. Б. выступал также как режисс„р и драматург (совм. с А. Шаниным им написаны и пост. пьесы "Зауре", 1929, "Борьба", 1930, и др.). Обладая хорошим тенором, Б. в 1934 переш„л в Казах, муз. т-р (в дальнейшем - Т-р оперы и балета им. Абая, Алма-Ата), где с этого же года работал режисс„ром. Б.- первый режисс„р казах, муз. т-ра. Партии: Тулеген, Жакуп, Ер-Таргын, Арстан ("Кыз-Жибек", "Жалбыр", "Ер-Таргын", "Айман и Шолпан" Брусиловского), Абай о. п. Жубанова и Ха-миди. Реж. работы Б. отмечены знанием нар. быта. Пост. оперы "Кыз-Жибек" (1934), "Айман и Шолпан" (1938), "Дударай" (1953) Брусиловского, "Алтынчеч" Жиганова (1949), "Даиси" Палиашвили (1943), "Руслан и Людмила" (1957) и др. С 1938 Б. снимается в кино. Я. Л. БАЙСЕЙТОВА, Куляш (2.V.1912, Алма-Ата,-6.VI. 1957. Москва) - казахская советская певица (лирическое сопрано). Нар. арт. СССР (1936). Член КПСС с 1943. Одна из виднейших представительниц казах. вок. иск-ва. Творч. путь начала в самодеятельности в 1921. В 1930-33 работала в казах, драм. т-ре. С 1933 Б.- солистка Казах, муз. т-ра в Алма-Ате (впоследствии - Т-р оперы и балета им. Абая). В сво„м творчестве Б. сочетала непосредственность нар. пения с художеств. культурой вокального и драматического проф. иск-ва. Партии: Сара ("Биржан и Сара" Туле-баева, Ст. пр. 1949), Акжунус, Кыз-Жибек ("Ер-Таргын", "Кыз-Жибек" Брусиловского), Татьяна, Чио-Чио-сан и др. Муз. одар„нность, красивый, мягкий голос, способность к сценич. перевоплощениям позволили певице создать яркие реалистические образы - лирические, эпические, бытовые и героич. как в казахских операх, так и в классическом репертуаре. Б. выступала также как концертная певица. Ст. пр. за концертно-исполнительскую деятельность (1948). Лит.: M e сема н В., "Возрождение песни, Алма-Ата, 1958. БАКАЕВА, Гулчехра (р. 1908) - таджикская советская актриса. Нар. арт. Тадж. ССР (1941). Член КПСС с 1939. В 1929 поступила в Бухарский передвижной т-р и в этом же году стала актрисой тадж. драм. т-ра в Сталинабаде (ныне Т-р им. Лахути). Б. обладает сильным драматич. темпераментом. Ей присущи острая характерность, яркая комедийность. В своих сценич. образах, отмеченных разнообразием бытовых деталей, сочными красками, Б. развивает традиции нар. исполнительского иск-ва. Роли: Страницы: «« « 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |