|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 » »» Академии танца, возглавляемой Боша-ном, к-рая была призвана охранять и
развивать выработанные каноны и формы. В 1671 была организована
Королевская Академия музыки во главе с композитором Ж. Б. Люлли,
превратившаяся в 1785 в Парижскую
Оперу ("Гранд-Опера"). С этого времени большинство спектаклей,
устраивавшихся при дворе, переносится на публичную сцену, и Б.
становится достоянием более широкого круга зрителей. До 80-х гг. 17 в. в
состав балетной труппы Академии музыки входили только танцовщики-мужчины
во главе с Л. Пекуром. Профессиональных танцовщиц не было. Во 2-й пол.
17 в. балетные представления, сходные со спектаклями франц. придворного
т-ра, ставятся во мн. др. странах: в ряде городов Италии (Венеция, Рим),
Австрии (Вена), при нек-рых нем. дворах. В это же время Б. с Запада
проник и в Россию. Балетные спектакли давались при дворе царя Алексея
Михайловича начиная с 1673, когда был представлен "Балет об Орфее"? В
них принимали участие обучавшиеся у пастора И. Грегори рус. акт„ры.
Во второй половине 17 в. во Франции танцы в балетном спектакле, ранее
чередовавшиеся с пением и диалогом, начали выделяться внутри действия в
самостоятельные группы, объедин„нные общим содержанием. В это время
появляются комедии-балеты и оперы-балеты, к сочинению к-рых привлекались
крупные поэты, композиторы, драматурги. Ряд комедий-Б. написал Мольер
("Докучные", 1661; "Брак по принуждению", 1664; "Мещанин во дворянстве",
муз. Люлли, 1670; "Мнимый больной", 1673). В своих ко-медиях-Б. Мольер
стремился драматизировать танцы, включить их в действие комедии.
Комедия-Б. способствовала выявлению действенной сущности танца.
Значительными произведениями жанра оперы-Б. были "Галантная Европа"
(1697) и "Венецианские празднества" (1710) Кампра. К этому жанру могут
быть отнесены нек-рые лирич. трагедии Люлли 70-80-х гг. ("Храм мира",
1685). Позднее, в 1-й пол. 18 в., ряд опер-Б. написал композитор Ж. Рамо
("Галантная Индия", 1735, "Кастор и Поллукс", 1737, и др.). Постепенно
балетные сцены опер-Б., выделившись из оперного спектакля, образовывают
самостоятельное танц. представление. В 1681 на балетной сцене впервые
появилась проф. танцовщица Лафонтен. Она выступила в опере-Б. "Триумф
любви" Люлли. В нач. 18 в. известностью пользовалась танцовщица Ф.
Прево. Но до нач. 19 в. главенствующее место в балетном т-ре занимали
танцовщики. В конце 17 - нач. 18 вв. меняется характер балетного
спектакля: постепенно исчезают величественные монумент, апофеозы, во
время к-рых исполнялись торжеств, и малоподвижные танцы - павана,
куранта, сарабанда; в моду входят галантные и изящные пасторали в духе
Ватто и Ланкре, большой популярностью пользуется грациозный менуэт
(балеты Пекура, в т. ч. "Праздник Вилье-Коттерэ", 1720, и др.). Костюмы
становились менее п„стрыми, исчезали аллегорич. атрибуты, излишние
детали. Профессионализация Б. способствовала обогащению техники танца и
облегчению костюма. Танцовщица М. Камарго ввела в женский танец новые
движения (антраша) и более короткое платье. Ещ„ больше способствовала
усложнению женского танца танцовщица Л. Лани, мужского танца -
танцовщики Л. Дюпре и Ф. Блонди. Обогащение танц. языка, рост танц.
техники способствовали выявлению выразительных возможностей, танца.
Искания в области драматизяции танца проводились и в Англии, где Дж.
Уивер, восприняв искусство арлекина Дж. Рича, ставил сюжетные балетьс
("Любовь Марса и Венеры", 1716, и др.). Все эти искания нашли отражение
и в творчестве балерины М.. Салле. Начав с выступлений в арлекинадах на
сцене ярмарочного т-ра, где ставились чаще всего пантомимные
представления, Салле и в балетных спектаклях стремилась к драматизации
танца. Еще в 30-х гг. 18 в. она ставила и исполняла "драматич. действа"
на античные темы ("Пигмалион"), выступая в простой. муслиновой тунике,
без "панье", с ненапудренными во- \ лосами. Во Франции 18 в.- в эпоху
бурж, Просвещения, росло недовольство старинными театр. канонами,
назревала реформа т-ра, к-рая коснулась и Б. В это время Б. обр„л,
наконец, целостность формы, свойственную классицизму. В силу отставания
балетного иск-ва от иск-ва драматического окончат, формирование Б. было
достигнуто в тот период, когда эстетика классицизма начала уже
расшатываться. В балетном т-ре 2-й пол. 18 в. идеи Просвещения
выражались в канонах классицизма; согласно эстетике просветителей, Б.,
как и все иск-ва, был обязан "подражать природе" и служить
воспитательным целям. На смену придворным увеселительным зрелищам должен
был придти психологически осмысленный спектакль, надел„нный серь„зным
философским содержанием. К Б. начали предъявляться требования цельности
и логич. развития сюжета, детальной разработки драматургии,
обоснованного введения в действие танцев, связанных с пантомимой.
Выдвигалось требование более точной характеристики героев, мотивировки
их поступков и переживаний (см. Искусство акт„ра). Отсюда внимание к
акт„рской игре, поиски достоверности костюма, отказ от маски. Такая
новая форма балетного спектакля обязана своим возникновением реформатору
и теоретику балетного иск-ва Ж. Ж. Новеру. Искания Новера были
направлены на создание т. н. действенного Б., в к-ром содержание
раскрывается преим. средствами пантомимы. Многие Б. Новера являлись
инсценировками классицистич. трагедий П. Кор-неля и др. авторов, в них
использовались сюжеты из мифологии и античной истории: "Медея и Язон"
Родольфа (1763, Штутгарт), "Горации и Куриации" Штарцера(1774, Вена),
"Отмщ„нный Агамемнон" Аш-пельмайера (1771, Вена) и др. Стремясь
приблизить Б. по глубине содержания к драме, Новер в своей
реформаторской деятельности повторял новаторские стремления композитора
Глюка, осуществившего реа-листич. преобразования в оперном т-ре. Реформа
Новера определила драматизацию балетного спектакля. ТанЦ. дивертисменты
придворного т-ра сменили сюжетные Б., содержание к-рых выражалось преим.
средствами пантомимы. Но в балетах Новера содержательность нередко
достигалась за сч„т обеднения танцевальной части спектакля, они
отличались некоторой рассудочностью, условная пантомима превалировала в
них над танцем. К концу своей деятельности Новер начал придавать большее
значение танцу. Для развития балетного иск-ва огромное значение имели
тео-ретич. труды Новера ("Письма о танце", впервые изд. в 1760, но
многократно переиздаваемые и перевед„нные с франц. на мн. яз.), где
глубже и последовательнее, чем это ему удалось на практике, Новер
изложил основы предпринятой им реформы.
Большое значение имело появление во Франции комедийных Б.
последователя Новера - Ж. Добер-валя, работавшего преимущественно в
Бордо: "Тщетная предосторожность" (1789), "Дезертир" (1784), "Ветреный
паж" (по "Женитьбе Фигаро" Бомарше, 1788) и др. Балеты Доберваля,
демократичные по содержанию, отражали социальные сдвиги, происходившие в
его эпоху, в них получили воплощение идеи и образы современности.
Страницы: «« « 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |