Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 165   166   167   168   169   170   171   172   173  174   175   176   177   178   179   180   181   182   183  » »»

Бурятском  т-ре  оперы  и  балета  (Улан-Удэ).  С  1954  -  председатель
Правления ССП Бурят. АССР.
   Лит.: Ходорковская Л., Намжил Балдано, послесловие к  пьесе,  в  кн.:
Балдано   Н,   У   истока   родника,   М.,   1950;   Ходорковская    Л.,
Бурято-Монголь-ский театр. М., 1954; Найдаков В., Бурятская драматургия,
Улан-Удэ, 1959. Л. Ход.
   БАЛДОВА (Baldova), Зденка (20.11.1885 - 26.IX. 1958) -  чехословацкая
актриса. Нар. арт.Чехословацкой Республики (1955). С  1907  выступала  в
Городском т-ре (на Виноградах) в Праге.  С  1922  до  конца  жизни  была
актрисой Нац. т-ра в Праге. Создала ярко характерные,  исполненные  нар.
юмора,  глубоко  человечные  сценич.  образы:  Анечка  ("Дитя"  Шальды),
Глубинова ("Месяц над рекой" Шрамека), Анча ("М. Д. Реттигова" Ирасека),
Фанка ("Разбойник"  Чапека},  Кольмистрова  ("Встанут  новые  бойцы"  по
Запотоц-кому). Кукушкина ("Доходное  место",  Гос.  пр.  1951),  Бардина
("Враги"), Бригитта ("Разбитый кувшин" Клейста), Дульская ("Мораль  пани
Дульской" За-польской). С 1921 снималась в кино (фильмы "Пятое колесо  в
телеге", "Мораль пани Дульской" и др.). Л.Сол.
   БАЛЕРИНА (итал.  ballerina,  от  итал.  и  лат.  ballo  -  танцую)  -
танцовщица в балетной труппе. Термин вош„л в употребление во 2-й пол. 19
в., после триумфальных выступлений  итал.  танцовщиц-виртуозок  на  всех
сценах мира. В дореволюционной России  звание  Б.  присуждалось  ведущим
танцовщицам имп. балетной труппы. Это звание было связано  с  получением
определ„нного  оклада  и  характером  партий,  исполняемых  танцовщицей.
Однако звание Б.  не  освобождало  танцовщицу  от  участия  в  небольших
сольных номерах. Помимо звания Б., существовало  звание  "прима-балерина
ассолюта" (в Италии), к-рое давало право  на  исполнение  только  первых
партий. Во Франции существует звание ведущей Б.-  etoile  ("звезда"),  в
Англии - "главная танцовщица", в Америке  -  star  ("звезда").  В  наст.
время Б. также принято называть всех артисток балета (см. Балет).
   Лит.: Худеков С. Н., История танцев, т. 3, СПБ, 1915; С'к а л ь к о в
с к и и К., В театральном мире, СПБ, 1899. Ю. Б.
   БАЛЕТ (франц. ballet, от  лат.  ballo  -  танцую)-  вид  сценического
искусства;    спектакль,     содержание     к-рого     воплощается     в
музыкально-хореографич.  образах.  Сюжет  Б.   излагается   в   либретто
(сценарий).   На   основе   либретто    пишется    музыка,    выражающая
эмоционально-смысловое содержание произведения, затем создаются танец  и
пантомима  декорации  и  костюмы.  В  создании  Б.   принимают   участие
сценарист, композитор, балетмейстер и художник. Б. бывают и бессюжетные,
где хореография выражает исключительно содержание музыки. Нередко  в  Б.
используется музыка, первоначально не предназначенная  композитором  для
танца ("Шехеразада" Римского-Корсакова, "Карнавал" Шумана и др.).  Танец
является осн. компонентом балетного спектакля. В Б. входят  классические
танцы и  характерные  танцы,  бальные,  народные,  в  отдельных  случаях
акробатич.  и  ритмо-пластические  ганцы.  Есть  спектакли,  построенные
только на классическом или  только  на  характерном  танце,  а  в  совр.
западном Б.-на т. н.
   "танце  модерн".  В  Б.  входят:  собственно   пантомима,   пантомимы
ритмизованная и танцевальная, а также пантомима,  соедин„нная  с  танцем
(пантомимный танец). В сюжетных Б. большое  место  занимают  действенные
эпизоды (па д'аксъон), танцевальные и мимич. сцены. В история,  развитии
Б.   выработались   музы-кально-хореографич.   формы:   дуэтная    форма
(па-де-де), групповые и массовые танцы (па-детруа.па-де-катр,  гран  па,
па д1ансамбль и Др.).
   Танцы и сцены, созданные балетмейстером, исполняются артистами Б.,  в
числе к-рых балерина и первый танцовщик, солисты,  корифеи,  кордебалет.
Б. отличается многообразием  жанров:  Б.  героич.,  дра-матич.,  комич.,
Б.феерия, Б.-пантомима и т.  д.  Термин  "Б."  распространяется  как  на
многоактные  спектакли,  так  и  на  одноактные   миниатюры,   отдельные
танцевальные сцены, входящие в оперы  [польский  бал  ("Иван  Сусанин"),
"Половецкие пляски" ("Князь Игорь"),  "Вальпургиева  ночь"  ("Фауст")  и
др.]. Как правило, термин  "Б."  служит  для  обозначения  вида  иск-ва,
сложившегося на протяжении 16-20 вв. в Европе,- т. н. европ. классич. Б.
За последние годы этот термин стал трактоваться более расширенно. Возрос
интерес к  культуре  стран  Востока,  во  многих  из  них  танц.  иск-во
возродилось и обрело новые формы. В  Европе  и  Америке  возникли  новые
танц. стили, отличные от  классич.  танца,  организованы  танц.  группы,
демонстрирующие программы, составленные из нац.  танцев.  Все  эти  виды
танц. представления иногда также называют Б.
   Танц. иск-во существует с  древнейших  врем„н.  Культовые,  трудовые,
охотничьи и пр. обряды и игры сопровождались не  только  игрой  на  муз.
инструментах и пением, но и танцами.  Разв„рнутые  танц.  представления,
нередко связанные с религиозными церемониями, существовали в Др. Египте,
Индии, Китае, Греции, Риме и др. странах. Однако применительно  к  танц.
представлениям отдал„нного прошлого термин "Б." не употребляется.
   Современный европ. Б. возник в эпоху Возрождения. В  конце  14  в.  в
Италии  намечается  различие  между  бытовым   и   театральным   танцем.
Материалом  для  формирования  театр.  танца   послужили   разнообразные
элементы: танцы жонгл„ров, пляски, исполнявшиеся во  время  городских  и
цеховых празднеств, танцы, входившие в  представления  и  маскарады  при
дворах феодалов, а также в крестьянские празднества и культовые  обряды.
Все  эти  танцы  создают  новую  форму  -  т.  н.  "фигурного",  т.   е.
"выразительного", танца, призванного "изображать" то или  иное  ягление,
ставшее в дальнейшем основой балетного спектакля. Позднее (в 16 в.)  как
термин, так и сам  танец  изменили  сво„  значение:  понятие  "фигурных"
танцев стало  употребляться  применительно  к  передвижениям  танцующих,
.образующих  геометрические  построения.  Отделение  театр.   танца   от
бытового проходит на протяжении 15-17 вв. во всех странах Европы,  но  в
одних странах оно приводит в конце концов к рождению новой сценич. формы
- Б., в других же,  в  силу  тех  или  иных  историч.  причин,  временно
прерывается. Так, в постановки римских комедий,  дававшихся  при  дворах
итал. князей,  уже  в  конце  15-нач.  16  вв.  вводились  аллегорич.  и
мифологич. пантомимы, построенные  на  "фигурном"  танце,  исполнявшемся
костюмированными    и    маскированными    персонажами    (торжественное
представление на мифологич. сюжет,  устроенное  дворянином  Бергонцо  ди
Ботто в Тортоне в 1489 по случаю свадьбы миланского герцога). В Италии в
это  время  создалась  особая  категория  устроителей  представлений   -
festaiolo (от festa - празднество), к-рых приглашали от двора ко двору.
   Представления устраивались также при дворах вла-, детельных  феодалов
Франции. Они носили аллегорич.  характер  и  восхваляли  феодала  и  его
семью.  Вокальные  и  танц.  номера  исполнялись  между   подачей   блюд

Страницы: «« « 165   166   167   168   169   170   171   172   173  174   175   176   177   178   179   180   181   182   183  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия