Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 » »» Бурятском т-ре оперы и балета (Улан-Удэ). С 1954 - председатель Правления ССП Бурят. АССР. Лит.: Ходорковская Л., Намжил Балдано, послесловие к пьесе, в кн.: Балдано Н, У истока родника, М., 1950; Ходорковская Л., Бурято-Монголь-ский театр. М., 1954; Найдаков В., Бурятская драматургия, Улан-Удэ, 1959. Л. Ход. БАЛДОВА (Baldova), Зденка (20.11.1885 - 26.IX. 1958) - чехословацкая актриса. Нар. арт.Чехословацкой Республики (1955). С 1907 выступала в Городском т-ре (на Виноградах) в Праге. С 1922 до конца жизни была актрисой Нац. т-ра в Праге. Создала ярко характерные, исполненные нар. юмора, глубоко человечные сценич. образы: Анечка ("Дитя" Шальды), Глубинова ("Месяц над рекой" Шрамека), Анча ("М. Д. Реттигова" Ирасека), Фанка ("Разбойник" Чапека}, Кольмистрова ("Встанут новые бойцы" по Запотоц-кому). Кукушкина ("Доходное место", Гос. пр. 1951), Бардина ("Враги"), Бригитта ("Разбитый кувшин" Клейста), Дульская ("Мораль пани Дульской" За-польской). С 1921 снималась в кино (фильмы "Пятое колесо в телеге", "Мораль пани Дульской" и др.). Л.Сол. БАЛЕРИНА (итал. ballerina, от итал. и лат. ballo - танцую) - танцовщица в балетной труппе. Термин вош„л в употребление во 2-й пол. 19 в., после триумфальных выступлений итал. танцовщиц-виртуозок на всех сценах мира. В дореволюционной России звание Б. присуждалось ведущим танцовщицам имп. балетной труппы. Это звание было связано с получением определ„нного оклада и характером партий, исполняемых танцовщицей. Однако звание Б. не освобождало танцовщицу от участия в небольших сольных номерах. Помимо звания Б., существовало звание "прима-балерина ассолюта" (в Италии), к-рое давало право на исполнение только первых партий. Во Франции существует звание ведущей Б.- etoile ("звезда"), в Англии - "главная танцовщица", в Америке - star ("звезда"). В наст. время Б. также принято называть всех артисток балета (см. Балет). Лит.: Худеков С. Н., История танцев, т. 3, СПБ, 1915; С'к а л ь к о в с к и и К., В театральном мире, СПБ, 1899. Ю. Б. БАЛЕТ (франц. ballet, от лат. ballo - танцую)- вид сценического искусства; спектакль, содержание к-рого воплощается в музыкально-хореографич. образах. Сюжет Б. излагается в либретто (сценарий). На основе либретто пишется музыка, выражающая эмоционально-смысловое содержание произведения, затем создаются танец и пантомима декорации и костюмы. В создании Б. принимают участие сценарист, композитор, балетмейстер и художник. Б. бывают и бессюжетные, где хореография выражает исключительно содержание музыки. Нередко в Б. используется музыка, первоначально не предназначенная композитором для танца ("Шехеразада" Римского-Корсакова, "Карнавал" Шумана и др.). Танец является осн. компонентом балетного спектакля. В Б. входят классические танцы и характерные танцы, бальные, народные, в отдельных случаях акробатич. и ритмо-пластические ганцы. Есть спектакли, построенные только на классическом или только на характерном танце, а в совр. западном Б.-на т. н. "танце модерн". В Б. входят: собственно пантомима, пантомимы ритмизованная и танцевальная, а также пантомима, соедин„нная с танцем (пантомимный танец). В сюжетных Б. большое место занимают действенные эпизоды (па д'аксъон), танцевальные и мимич. сцены. В история, развитии Б. выработались музы-кально-хореографич. формы: дуэтная форма (па-де-де), групповые и массовые танцы (па-детруа.па-де-катр, гран па, па д1ансамбль и Др.). Танцы и сцены, созданные балетмейстером, исполняются артистами Б., в числе к-рых балерина и первый танцовщик, солисты, корифеи, кордебалет. Б. отличается многообразием жанров: Б. героич., дра-матич., комич., Б.феерия, Б.-пантомима и т. д. Термин "Б." распространяется как на многоактные спектакли, так и на одноактные миниатюры, отдельные танцевальные сцены, входящие в оперы [польский бал ("Иван Сусанин"), "Половецкие пляски" ("Князь Игорь"), "Вальпургиева ночь" ("Фауст") и др.]. Как правило, термин "Б." служит для обозначения вида иск-ва, сложившегося на протяжении 16-20 вв. в Европе,- т. н. европ. классич. Б. За последние годы этот термин стал трактоваться более расширенно. Возрос интерес к культуре стран Востока, во многих из них танц. иск-во возродилось и обрело новые формы. В Европе и Америке возникли новые танц. стили, отличные от классич. танца, организованы танц. группы, демонстрирующие программы, составленные из нац. танцев. Все эти виды танц. представления иногда также называют Б. Танц. иск-во существует с древнейших врем„н. Культовые, трудовые, охотничьи и пр. обряды и игры сопровождались не только игрой на муз. инструментах и пением, но и танцами. Разв„рнутые танц. представления, нередко связанные с религиозными церемониями, существовали в Др. Египте, Индии, Китае, Греции, Риме и др. странах. Однако применительно к танц. представлениям отдал„нного прошлого термин "Б." не употребляется. Современный европ. Б. возник в эпоху Возрождения. В конце 14 в. в Италии намечается различие между бытовым и театральным танцем. Материалом для формирования театр. танца послужили разнообразные элементы: танцы жонгл„ров, пляски, исполнявшиеся во время городских и цеховых празднеств, танцы, входившие в представления и маскарады при дворах феодалов, а также в крестьянские празднества и культовые обряды. Все эти танцы создают новую форму - т. н. "фигурного", т. е. "выразительного", танца, призванного "изображать" то или иное ягление, ставшее в дальнейшем основой балетного спектакля. Позднее (в 16 в.) как термин, так и сам танец изменили сво„ значение: понятие "фигурных" танцев стало употребляться применительно к передвижениям танцующих, .образующих геометрические построения. Отделение театр. танца от бытового проходит на протяжении 15-17 вв. во всех странах Европы, но в одних странах оно приводит в конце концов к рождению новой сценич. формы - Б., в других же, в силу тех или иных историч. причин, временно прерывается. Так, в постановки римских комедий, дававшихся при дворах итал. князей, уже в конце 15-нач. 16 вв. вводились аллегорич. и мифологич. пантомимы, построенные на "фигурном" танце, исполнявшемся костюмированными и маскированными персонажами (торжественное представление на мифологич. сюжет, устроенное дворянином Бергонцо ди Ботто в Тортоне в 1489 по случаю свадьбы миланского герцога). В Италии в это время создалась особая категория устроителей представлений - festaiolo (от festa - празднество), к-рых приглашали от двора ко двору. Представления устраивались также при дворах вла-, детельных феодалов Франции. Они носили аллегорич. характер и восхваляли феодала и его семью. Вокальные и танц. номера исполнялись между подачей блюд Страницы: «« « 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |