|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 » »» свойственными Тальони. Замечательная танцовщица и мимистка Санков-ская
наполняла человеческими чувствами образы неземных героинь.
В Дании Август Бурнонвилъ, танцовщики руководитель Королевского
балета в Копенгагене, создавал драматич. Б., отличающиеся ч„ткой логикой
драматургич. построения, детальной разработкой мимич. сцен и
одновременно танцевальностью ("Неаполь" Паулли,1842). Многие его
спектакли воплощали на сцене нар. предания, легенды Дании ("Валькирия"
Хартмана, 1861), изображали сцены из датской жизни ("Ярмарка в Брюгге",
1849, "Свадебный поезд в Хардангере", 1853, Паулли, и др.).
В конце 50-х гг. в зап.-европ. Б. вс„ большее развитие получают
развлекательные жанры. Преувеличенное значение прида„тся костюмам,
декорационной части спектакля, балетмейстеры пренебрегают его идейным
содержанием, отказываются от единства драматургич. замысла, создавая
малосодержательные и композиционно рыхлые спектакли. Преобладающими в
эти годы являются Б. дивертисментного характера. Ансамблевые танцы
отходят на второй план, главное внимание уделяется виртуозным сольным
вариациям. Само развитие танца ид„т по пути усиления внешне эффектной
технич. стороны и .снижения эмоционально-смысловой выразительности. Эти
черты отч„тливо проявлялись в творчестве франц. балетм. А.
Сен-Лео-на-"Пакеретта" Бенуа и Пуни (1851), "Метеора" Пинто (1864) и др.
Положительной стороной творчества Сен-Леона был интерес к нар.танцам.
Эта черта, характерная для балетного иск-ва Европы 60-70-х гг.,
проявилась еще в 1-м десятилетии и особенно в сер. 19 в., когда началось
изучение и собирание нац. танцев (итал. балетмейстер и педагог
миланского уч-ща К. Блазис дал описание около сотни нац. танцев).
Стилизуя нац. танцы для сцены, Сен-Леон разрабатывал и развивал жанр
характерного танца [балеты:
"Сальтарелло", муз. Сен-Леона (1859), "Коппелия" Делиба (1870),
"Валахская невеста", муз. разных композиторов (1866), и Др.]. В балетах
Сен-Леона, рассчитанных на демонстрацию индивидуальных особенностей
исполнителей, раскрылись дарования танцовщиков разных стран и
национальностей: в Италии - Ф. Черрито и Г. Салъвиони; в Германии - А.
Гранцовой; в России-М. Н. Муравь„вой. Работая в России в 1856- 1869,
Сен-Леон поставил "Конька-Горбунка" Пуни (1864) и "Золотую рыбку"
Минкуса (1867) и угвер-ждал на русской сцене жанр дивертисментного Б.
В России реалистич. направление, утверждавшееся в 60-70-х гг. в
лит-ре, изобразительном иск-ве, в музыке, драматич. и оперном т-ре,
слабее всего проявилось в Б., где наиболее последовательно проводилась
реакц. политика руководства императорских т-ров, игнорировавшего
реалистич. тенденции отечеств. иск-ва и насаждавшего в русском Б. жанры
феерии и парадного дивертисмента. Попытки создания балетм. С. П.
Соколовым в Москве нац. по тематике спектаклей ("Папоротник, или Ночь
под Ивана Купала" Гербера, 1867) не встретили поддержки официальных
кругов. Наиболее свободно реалистич. устремления проявлялись в
исполнительском иск-ве: артисты часто создавали жизненно убедительные
образы в самых бессодержательных спектаклях. В эти годы успешно
выступали Н. К. Богданова, М. Н. Муравь„ва, П. П. Лебедева, В. Ф.
Гельцер и др.
Рус. Б. последней трети 19 в. были свойственны глубокие противоречия.
Стремление к созданию драматургически целостного спектакля, отвечающее
общим тенденциям рус. иск-ва, наталкивалось на необходимость ставить
Б.-феерии, рассчитанные на демонстрацию виртуозной техники солистки.
Этот компромисс породил форму монументального парадного спектакля, где
отдельные сцены и танцы нередко отличались совершенством хореографич.
композиции, были содержательны и действенны, но весь спектакль был лиш„н
единства. Это противоречие проявилось и в творчестве ведущего
балетмейстера петерб. балетной труппы М. И. Петипа. В своих балетах
Петипа умело сочетал богатство классич. и характерного танца. Всемерно
обогащая совр. ему танц. язык, он мастерски использовал танец как
средство характеристики, создания образа, уделял особое внимание па
д'аксьон. В лучших спектаклях 60-70-х гг. ("Дон Кихот", 1869,
"Баядерка", 1877, Минкуса, и др.) Петипа стремился к реалистич.
характеристике персонажей, драматич. повествованию, чему не
способствовала муз. основа большинства его Б. Музыка композиторов Ц.
Пуни и Л. Ф. Минкуса, с к-рыми работал Петипа, иллюстративная и
поверхностная, не отвечала требованиям совр. Б. Наиболее полно
творческие принципы Петипа проявились в последний период его
деятельности, когда появились балеты Чайковского.
Новый этап в развитии балетной музыки, а следовательно и балетного
театра, начинается со времени создания Чайковским "Лебединого озера",
"Спящей красавицы" и "Щелкунчика". Чайковский - первый
композитор-симфонист, обратившийся к Б.,- отстаивал право балетного т-ра
воплощать значительные идеи. В сказочных образах балетов Чайковского
выражены высокие, подлинно гуманные мысли: победа света над тьмой
("Спящая красавица"), любви над смертью ("Лебединое озеро"). Чайковский
утвердил право балетной музыки (наравне с оперной и симфонич.)
раскрывать внутреннее течение действия, рисовать образы в их развитии и
борьбе. Он достигал этого пут„м использования всех до- й] стижений совр.
муз. иск-ва: яркой мелодии, применения различных выразительных средств
гармонии и полифонии, сложных ритмов и богатой оркестровки. Так было
положено начало новой форме балетного т-ра - симфонич. Б., заключавшему
в себе многие реалистич. черты. Новаторство балетов Чайковского не могло
быть раскрыто до конца в пост. его времени - "Спящая красавица" (балетм.
Петипа, 1890) и "Щелкунчик" (балетм. Петипа и Л. И. Иванов, 1892)
сохраняли многие черты, типичные для Б. конца 19 в.: декоративность,
бездейственность, отсутствие драматизма. Однако в отдельных вариациях,
танцах, дуэтах и действенных ансамблях этих спектаклей удалось достичь
слитности музыки и движения, а в пределах отдельных сцен-единства муз. и
хореографич. содержания. Наиболее полно симфонич. характер муз.
Чайковского был раскрыт в пост. "Лебединого озера", осуществл„нной
Ивановым и Петипа в 1895. Танцы лебедей, пост. Ивановым, положили начало
симфонизации танца; балетмейстер использовал позу, движение,
танцевальный рисунок, фразировку для раскрытия эмоционально-психологич.
содержания музыки. Добиваясь органич. слияния музыки и танца, он создал
танц. темы, танц. лейтмотивы, органично возникающие из музыки,
развивающиеся в ходе действия, имеющие свою экспозицию и разработку.
Построения кордебалетного танца также выявляли поли-фонич. и колористич.
(инструментальные) особенности музыки.
Реформа балетной музыки, осуществл„нная Чайковским, привлекла в
балетный театр крупных композиторов-симфонистов. В конце 19 - нач. 20
Страницы: «« « 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |