Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 179   180   181   182   183   184   185   186   187  188   189   190   191   192   193   194   195   196   197  » »»

   Важное значение для Б. м. имело усиление внимания  к  нац.  музыке  и
танцу, что получило развитие во 2-й  пол.  19  в.  в  творчестве  франц.
композиторов, в особенности Ж. Бизе [франц. танцы в "Арлезианке" (1872),
йен. танцы в "Кармен"  (1875)  и  др.].  Нар.  танцы  были  использованы
многими славянскими музыкантами  -  польским  композитором  С.  Монюгико
[оперы "Галька" (1848), "Страшный двор" (1865)], чешскими  композиторами
Б. Сметаной [опера "Проданная невеста" (1866)  и  др.]  и  А.  Дворжаком
[оперы "Король и угольщик" (1874), "Хитрый крестьянин" (1878),  "Ч„рт  и
Кача" (1899)].
   В России во 2-й половине 19 в. музыку к балетам писали А. Минкус,  Р.
Дриго, Ю. Гербер и  др.  Эта  музыка  имела  большей  частью  прикладное
значение и лишь в нек-рых случаях поднималась над общим  уровнем  Б.  м.
западноевроп. романтич. балетов ["Дон Кихот" (1869),  "Баядерка"  (1877)
Минкуса, "Арлекинада" (1900) Дриго и др.  ].  Но  в  оперном  творчестве
классиков  русской  музыки  19  в.  содержатся  высокие  образцы  Б.  м.
Масштабностью муз. замыслов, широтой симф.  развития,  тесной  связью  с
нар. истоками, высоким мастерством отличается  музыка  балетных  сцен  в
операх М. И. Глинки "Иван Сусанин" (1836) и "Руслан и Людмила" (1842). В
рус. операх широкое развитие  находит  нар.  танец.  Римский-Корсаков  в
своих  операх  ("Снегурочка",  "Садко",  опера-балет  "Млада"   и   др.)
разрабатывает  излюбленные  им  жанры  древнерус.  обрядовых  танцев   и
хороводов. Красивы и разнообразны хореографич.  сцены  в  операх  П.  И.
Чайковского ["Евгений Онегин" (1879),  "Черевички"  (1887),  "Чародейка"
(1887) и др.]. Для русской Б.  м.  19  в.  характерно  широкое  развитие
ориентальных мотивов в хореографич. сценах  опер  ("Восточные  танцы"  -
"Руслан  и  Людмила";  "Пляски  перси-док"  -  "Хованщина";  "Половецкие
пляски" - "Князь Игорь").
   Расцвет Б. м. связан с реформой П. И. Чайковского. Он  придал  Б.  м.
симф. размах, развил мелодич. богатство  и  разнообразие  ритмов.  После
реформы Чайковского балетный т-р стал  т-ром  музыкальным,  поднялся  до
высот самой сложной  симфонич.  музыки.  В  музыке  балетов  Чайковского
пантомима  и  танец  объединены  в  непрерывно  развивающемся  действии.
Цельность, яркую образность сообщают Б.  м.  также  индивидуальные  муз.
характеристики действующих лиц, лейттемы, проходящие  через  весь  балет
(темы Авроры и феи Карабос в  "Спящей  красавице").  Музыка  "Лебединого
озера" (1877) своей эмоц. патетикой напоминает лучшие  симф.  и  оперные
страницы композитора. В  "Спящей  красавице"  (1890)  в  симф.  развитии
контрастных  тем  воплощена  основная  идея  творчества  Чайковского   -
торжество света над мраком, добра над  злом.  Музыка  балета  отличается
яркой  декоративностью   оркестрового   письма,   мелодич.   и   ритмич.
богатством.  Образные  муз.  портреты,  богатое  драматургич.  развитие,
интересные колори-стич. находки (вокализ - пение без текста,  применение
в  оркестре  челесты,   разнообразные   тембровые   сочетания   и   др.)
характеризуют музыку балета "Щелкунчик" (1892).
   Балеты А. К. Глазунова отличаются пышной красочностью,  богатством  и
сочностью оркестрового колорита. В Б. м.  Глазунова  также  используется
принцип лейтмотивизма. В то же время Б. м. Глазунова свойственна отчасти
нек-рая  статичность,  отсутствие   напряж„нного   драматич.   развития.
Эффектная красочная музыка, пронизанная симф.  развитием,  характеризует
балет "Раймонда" (1898). Высокое мастерство звуковой  живописи  отличает
музыку балета "Времена года" (1900). Одноактный балет "Барышня-служанка,
или Испытание Дамиса" (1900, новая ред. 1924) представляет собой  тонкую
стилизацию "галантного" балета 18 в. Глазунов в своих балетах не  только
продолжает традиции Чайковского, но в  нек-рых  чертах  и  обогащает  их
(большая характеристичность драматич.  действия,  появление  героических
сюжетов, введение массовых сцен).
   В первые годы 20  в.,  в  период  увлечения  модернизмом,  выделяются
балеты Н. Н.Черепнина и И.  Ф.  Стравинского.  На  творчество  Черепнина
большое влияние  оказал  франц.  импрессионизм.  Его  Б.  м.  отличается
изысканностью  вкуса,  изяществом  муз.  письма,  но  в  то   же   время
недостаточно глубока ["Павильон Ар-миды" (1907), "Нарцисс и эхо" (1912),
"Маска красной смерти" (по Э. По, 1915)]. Стравинский в  ранних  балетах
выступает как  продолжатель  традиций  Рим-ского-Корсакова.  Его  балеты
"Жар-Птица"  (1910),  "Петрушка"  (1911),   "Весна   священная"   (1913)
отличаются пышностью оркестрового письма, яркой звукописью,  интересными
тембровыми находками. Но уже в них встречаются  черты,  характерные  для
его  более  поздних  балетов:  гармонич.   ж„сткость,   политональность,
конструктивистские сочетания мелодий, аккордов, ритмич. фигур. Нар. темы
подчас искажаются композитором [напр.,  "История  солдата"  -  "балетная
пантомима,  играемая,  читаемая  и  танцуемая"   (1918,   пост.   1928),
отличающаяся нарочитой примитивностью и декадентской  изломанностью].  В
последующем творчестве Стравинского все  средства  муз.  выразительности
подчиняются внешним изобразительным  задачам,  формалистич.  трюкачество
сочетается с рационалистич.  при„мами.  Его  Б.  м.  20-х  гг.  отмечена
неоклассич. стилизацией ["Пульчинелла" (1920), "Аполлон Мусагет" (1928),
"Поцелуй феи" (1928)]. Последние балеты  Стравинского  ["Орфей"  (1948),
"Агон" (1958)] близки направлению абстракционизма.
   На развитие зап.-европ. и амер. Б. м. 20 в. большое  влияние  оказало
знакомство с достижениями русской Б. м.
   Лучшие образцы западноевроп. Б. м. 20 в. связаны с именами выдающихся
франц. композиторов-импрессионистов: К. Дебюсси ["Игры" (1913),  "Камма"
(1924), "Ящик с игрушками" (соч. 1913)] и М.  Равеля  ["Дафнис  и  Хлоя"
(1912), "Моя матушка гусыня" ("Сон Флорины")  (1915),  "Болеро"  (1928),
"Вальс"  (1920)].  Их  Б.  м.  характеризуется  утонч„нностью   образов,
глубоким  ощущением  природы,  яркой  красочностью  гармонии,   чувством
оркестрового колорита. Яркие произв. балетной музыки создал Р. Штраус:
   "Легенда об Иосифе" (1914), "Шлагобер" (1924). Реалистич. тенденциями
отмечены балеты англ. композиторов Б. Бриттена "Принц пагод" и др.
   В ряде  произведений  проявляется  стремление  к  использованию  муз.
фольклора. В балетах исп. композитора М. де Фалъи  ["Треуголка"  (1919),
"Чары любви" (1915)] большую роль  играют  элементы  исп.  нар.  музыки.
Основой сюжета и музыки балета югославского композитора Ф.  Лотки  "Ч„рт
на селе" (1935) служит югославский фольклор. Б. м. в балете  венгерского
композитора Б. Бартока  "Деревянный  принц"  (1917)  представляет  собой
сочетание народного стиля с гротеском.
   Переход от модернизма к неоклассицизму характеризует балеты  датского
композитора К. Рисагера "Бензин" и "Лунный олень".
   Многие   произв.   Б.   м.   западноевроп.   композиторов    отмечены
модернистскими и стилизаторскими тенденциями. Так,  элементы  стилизации

Страницы: «« « 179   180   181   182   183   184   185   186   187  188   189   190   191   192   193   194   195   196   197  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия