|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 » »» Важное значение для Б. м. имело усиление внимания к нац. музыке и
танцу, что получило развитие во 2-й пол. 19 в. в творчестве франц.
композиторов, в особенности Ж. Бизе [франц. танцы в "Арлезианке" (1872),
йен. танцы в "Кармен" (1875) и др.]. Нар. танцы были использованы
многими славянскими музыкантами - польским композитором С. Монюгико
[оперы "Галька" (1848), "Страшный двор" (1865)], чешскими композиторами
Б. Сметаной [опера "Проданная невеста" (1866) и др.] и А. Дворжаком
[оперы "Король и угольщик" (1874), "Хитрый крестьянин" (1878), "Ч„рт и
Кача" (1899)].
В России во 2-й половине 19 в. музыку к балетам писали А. Минкус, Р.
Дриго, Ю. Гербер и др. Эта музыка имела большей частью прикладное
значение и лишь в нек-рых случаях поднималась над общим уровнем Б. м.
западноевроп. романтич. балетов ["Дон Кихот" (1869), "Баядерка" (1877)
Минкуса, "Арлекинада" (1900) Дриго и др. ]. Но в оперном творчестве
классиков русской музыки 19 в. содержатся высокие образцы Б. м.
Масштабностью муз. замыслов, широтой симф. развития, тесной связью с
нар. истоками, высоким мастерством отличается музыка балетных сцен в
операх М. И. Глинки "Иван Сусанин" (1836) и "Руслан и Людмила" (1842). В
рус. операх широкое развитие находит нар. танец. Римский-Корсаков в
своих операх ("Снегурочка", "Садко", опера-балет "Млада" и др.)
разрабатывает излюбленные им жанры древнерус. обрядовых танцев и
хороводов. Красивы и разнообразны хореографич. сцены в операх П. И.
Чайковского ["Евгений Онегин" (1879), "Черевички" (1887), "Чародейка"
(1887) и др.]. Для русской Б. м. 19 в. характерно широкое развитие
ориентальных мотивов в хореографич. сценах опер ("Восточные танцы" -
"Руслан и Людмила"; "Пляски перси-док" - "Хованщина"; "Половецкие
пляски" - "Князь Игорь").
Расцвет Б. м. связан с реформой П. И. Чайковского. Он придал Б. м.
симф. размах, развил мелодич. богатство и разнообразие ритмов. После
реформы Чайковского балетный т-р стал т-ром музыкальным, поднялся до
высот самой сложной симфонич. музыки. В музыке балетов Чайковского
пантомима и танец объединены в непрерывно развивающемся действии.
Цельность, яркую образность сообщают Б. м. также индивидуальные муз.
характеристики действующих лиц, лейттемы, проходящие через весь балет
(темы Авроры и феи Карабос в "Спящей красавице"). Музыка "Лебединого
озера" (1877) своей эмоц. патетикой напоминает лучшие симф. и оперные
страницы композитора. В "Спящей красавице" (1890) в симф. развитии
контрастных тем воплощена основная идея творчества Чайковского -
торжество света над мраком, добра над злом. Музыка балета отличается
яркой декоративностью оркестрового письма, мелодич. и ритмич.
богатством. Образные муз. портреты, богатое драматургич. развитие,
интересные колори-стич. находки (вокализ - пение без текста, применение
в оркестре челесты, разнообразные тембровые сочетания и др.)
характеризуют музыку балета "Щелкунчик" (1892).
Балеты А. К. Глазунова отличаются пышной красочностью, богатством и
сочностью оркестрового колорита. В Б. м. Глазунова также используется
принцип лейтмотивизма. В то же время Б. м. Глазунова свойственна отчасти
нек-рая статичность, отсутствие напряж„нного драматич. развития.
Эффектная красочная музыка, пронизанная симф. развитием, характеризует
балет "Раймонда" (1898). Высокое мастерство звуковой живописи отличает
музыку балета "Времена года" (1900). Одноактный балет "Барышня-служанка,
или Испытание Дамиса" (1900, новая ред. 1924) представляет собой тонкую
стилизацию "галантного" балета 18 в. Глазунов в своих балетах не только
продолжает традиции Чайковского, но в нек-рых чертах и обогащает их
(большая характеристичность драматич. действия, появление героических
сюжетов, введение массовых сцен).
В первые годы 20 в., в период увлечения модернизмом, выделяются
балеты Н. Н.Черепнина и И. Ф. Стравинского. На творчество Черепнина
большое влияние оказал франц. импрессионизм. Его Б. м. отличается
изысканностью вкуса, изяществом муз. письма, но в то же время
недостаточно глубока ["Павильон Ар-миды" (1907), "Нарцисс и эхо" (1912),
"Маска красной смерти" (по Э. По, 1915)]. Стравинский в ранних балетах
выступает как продолжатель традиций Рим-ского-Корсакова. Его балеты
"Жар-Птица" (1910), "Петрушка" (1911), "Весна священная" (1913)
отличаются пышностью оркестрового письма, яркой звукописью, интересными
тембровыми находками. Но уже в них встречаются черты, характерные для
его более поздних балетов: гармонич. ж„сткость, политональность,
конструктивистские сочетания мелодий, аккордов, ритмич. фигур. Нар. темы
подчас искажаются композитором [напр., "История солдата" - "балетная
пантомима, играемая, читаемая и танцуемая" (1918, пост. 1928),
отличающаяся нарочитой примитивностью и декадентской изломанностью]. В
последующем творчестве Стравинского все средства муз. выразительности
подчиняются внешним изобразительным задачам, формалистич. трюкачество
сочетается с рационалистич. при„мами. Его Б. м. 20-х гг. отмечена
неоклассич. стилизацией ["Пульчинелла" (1920), "Аполлон Мусагет" (1928),
"Поцелуй феи" (1928)]. Последние балеты Стравинского ["Орфей" (1948),
"Агон" (1958)] близки направлению абстракционизма.
На развитие зап.-европ. и амер. Б. м. 20 в. большое влияние оказало
знакомство с достижениями русской Б. м.
Лучшие образцы западноевроп. Б. м. 20 в. связаны с именами выдающихся
франц. композиторов-импрессионистов: К. Дебюсси ["Игры" (1913), "Камма"
(1924), "Ящик с игрушками" (соч. 1913)] и М. Равеля ["Дафнис и Хлоя"
(1912), "Моя матушка гусыня" ("Сон Флорины") (1915), "Болеро" (1928),
"Вальс" (1920)]. Их Б. м. характеризуется утонч„нностью образов,
глубоким ощущением природы, яркой красочностью гармонии, чувством
оркестрового колорита. Яркие произв. балетной музыки создал Р. Штраус:
"Легенда об Иосифе" (1914), "Шлагобер" (1924). Реалистич. тенденциями
отмечены балеты англ. композиторов Б. Бриттена "Принц пагод" и др.
В ряде произведений проявляется стремление к использованию муз.
фольклора. В балетах исп. композитора М. де Фалъи ["Треуголка" (1919),
"Чары любви" (1915)] большую роль играют элементы исп. нар. музыки.
Основой сюжета и музыки балета югославского композитора Ф. Лотки "Ч„рт
на селе" (1935) служит югославский фольклор. Б. м. в балете венгерского
композитора Б. Бартока "Деревянный принц" (1917) представляет собой
сочетание народного стиля с гротеском.
Переход от модернизма к неоклассицизму характеризует балеты датского
композитора К. Рисагера "Бензин" и "Лунный олень".
Многие произв. Б. м. западноевроп. композиторов отмечены
модернистскими и стилизаторскими тенденциями. Так, элементы стилизации
Страницы: «« « 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |