Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 » »» Важное значение для Б. м. имело усиление внимания к нац. музыке и танцу, что получило развитие во 2-й пол. 19 в. в творчестве франц. композиторов, в особенности Ж. Бизе [франц. танцы в "Арлезианке" (1872), йен. танцы в "Кармен" (1875) и др.]. Нар. танцы были использованы многими славянскими музыкантами - польским композитором С. Монюгико [оперы "Галька" (1848), "Страшный двор" (1865)], чешскими композиторами Б. Сметаной [опера "Проданная невеста" (1866) и др.] и А. Дворжаком [оперы "Король и угольщик" (1874), "Хитрый крестьянин" (1878), "Ч„рт и Кача" (1899)]. В России во 2-й половине 19 в. музыку к балетам писали А. Минкус, Р. Дриго, Ю. Гербер и др. Эта музыка имела большей частью прикладное значение и лишь в нек-рых случаях поднималась над общим уровнем Б. м. западноевроп. романтич. балетов ["Дон Кихот" (1869), "Баядерка" (1877) Минкуса, "Арлекинада" (1900) Дриго и др. ]. Но в оперном творчестве классиков русской музыки 19 в. содержатся высокие образцы Б. м. Масштабностью муз. замыслов, широтой симф. развития, тесной связью с нар. истоками, высоким мастерством отличается музыка балетных сцен в операх М. И. Глинки "Иван Сусанин" (1836) и "Руслан и Людмила" (1842). В рус. операх широкое развитие находит нар. танец. Римский-Корсаков в своих операх ("Снегурочка", "Садко", опера-балет "Млада" и др.) разрабатывает излюбленные им жанры древнерус. обрядовых танцев и хороводов. Красивы и разнообразны хореографич. сцены в операх П. И. Чайковского ["Евгений Онегин" (1879), "Черевички" (1887), "Чародейка" (1887) и др.]. Для русской Б. м. 19 в. характерно широкое развитие ориентальных мотивов в хореографич. сценах опер ("Восточные танцы" - "Руслан и Людмила"; "Пляски перси-док" - "Хованщина"; "Половецкие пляски" - "Князь Игорь"). Расцвет Б. м. связан с реформой П. И. Чайковского. Он придал Б. м. симф. размах, развил мелодич. богатство и разнообразие ритмов. После реформы Чайковского балетный т-р стал т-ром музыкальным, поднялся до высот самой сложной симфонич. музыки. В музыке балетов Чайковского пантомима и танец объединены в непрерывно развивающемся действии. Цельность, яркую образность сообщают Б. м. также индивидуальные муз. характеристики действующих лиц, лейттемы, проходящие через весь балет (темы Авроры и феи Карабос в "Спящей красавице"). Музыка "Лебединого озера" (1877) своей эмоц. патетикой напоминает лучшие симф. и оперные страницы композитора. В "Спящей красавице" (1890) в симф. развитии контрастных тем воплощена основная идея творчества Чайковского - торжество света над мраком, добра над злом. Музыка балета отличается яркой декоративностью оркестрового письма, мелодич. и ритмич. богатством. Образные муз. портреты, богатое драматургич. развитие, интересные колори-стич. находки (вокализ - пение без текста, применение в оркестре челесты, разнообразные тембровые сочетания и др.) характеризуют музыку балета "Щелкунчик" (1892). Балеты А. К. Глазунова отличаются пышной красочностью, богатством и сочностью оркестрового колорита. В Б. м. Глазунова также используется принцип лейтмотивизма. В то же время Б. м. Глазунова свойственна отчасти нек-рая статичность, отсутствие напряж„нного драматич. развития. Эффектная красочная музыка, пронизанная симф. развитием, характеризует балет "Раймонда" (1898). Высокое мастерство звуковой живописи отличает музыку балета "Времена года" (1900). Одноактный балет "Барышня-служанка, или Испытание Дамиса" (1900, новая ред. 1924) представляет собой тонкую стилизацию "галантного" балета 18 в. Глазунов в своих балетах не только продолжает традиции Чайковского, но в нек-рых чертах и обогащает их (большая характеристичность драматич. действия, появление героических сюжетов, введение массовых сцен). В первые годы 20 в., в период увлечения модернизмом, выделяются балеты Н. Н.Черепнина и И. Ф. Стравинского. На творчество Черепнина большое влияние оказал франц. импрессионизм. Его Б. м. отличается изысканностью вкуса, изяществом муз. письма, но в то же время недостаточно глубока ["Павильон Ар-миды" (1907), "Нарцисс и эхо" (1912), "Маска красной смерти" (по Э. По, 1915)]. Стравинский в ранних балетах выступает как продолжатель традиций Рим-ского-Корсакова. Его балеты "Жар-Птица" (1910), "Петрушка" (1911), "Весна священная" (1913) отличаются пышностью оркестрового письма, яркой звукописью, интересными тембровыми находками. Но уже в них встречаются черты, характерные для его более поздних балетов: гармонич. ж„сткость, политональность, конструктивистские сочетания мелодий, аккордов, ритмич. фигур. Нар. темы подчас искажаются композитором [напр., "История солдата" - "балетная пантомима, играемая, читаемая и танцуемая" (1918, пост. 1928), отличающаяся нарочитой примитивностью и декадентской изломанностью]. В последующем творчестве Стравинского все средства муз. выразительности подчиняются внешним изобразительным задачам, формалистич. трюкачество сочетается с рационалистич. при„мами. Его Б. м. 20-х гг. отмечена неоклассич. стилизацией ["Пульчинелла" (1920), "Аполлон Мусагет" (1928), "Поцелуй феи" (1928)]. Последние балеты Стравинского ["Орфей" (1948), "Агон" (1958)] близки направлению абстракционизма. На развитие зап.-европ. и амер. Б. м. 20 в. большое влияние оказало знакомство с достижениями русской Б. м. Лучшие образцы западноевроп. Б. м. 20 в. связаны с именами выдающихся франц. композиторов-импрессионистов: К. Дебюсси ["Игры" (1913), "Камма" (1924), "Ящик с игрушками" (соч. 1913)] и М. Равеля ["Дафнис и Хлоя" (1912), "Моя матушка гусыня" ("Сон Флорины") (1915), "Болеро" (1928), "Вальс" (1920)]. Их Б. м. характеризуется утонч„нностью образов, глубоким ощущением природы, яркой красочностью гармонии, чувством оркестрового колорита. Яркие произв. балетной музыки создал Р. Штраус: "Легенда об Иосифе" (1914), "Шлагобер" (1924). Реалистич. тенденциями отмечены балеты англ. композиторов Б. Бриттена "Принц пагод" и др. В ряде произведений проявляется стремление к использованию муз. фольклора. В балетах исп. композитора М. де Фалъи ["Треуголка" (1919), "Чары любви" (1915)] большую роль играют элементы исп. нар. музыки. Основой сюжета и музыки балета югославского композитора Ф. Лотки "Ч„рт на селе" (1935) служит югославский фольклор. Б. м. в балете венгерского композитора Б. Бартока "Деревянный принц" (1917) представляет собой сочетание народного стиля с гротеском. Переход от модернизма к неоклассицизму характеризует балеты датского композитора К. Рисагера "Бензин" и "Лунный олень". Многие произв. Б. м. западноевроп. композиторов отмечены модернистскими и стилизаторскими тенденциями. Так, элементы стилизации Страницы: «« « 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |