Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 185   186   187   188   189   190   191   192   193  194   195   196   197   198   199   200   201   202   203  » »»

28). Б. требовал от писателя высокой общественной ответственности, видел
задачу литературы в том, чтобы создавать историю нравов, изучать  жизнь,
не копируя факты, а находя их основу,  их  социальный  двигатель.  Метод
типизации "путем соединения отдель-яых  черт  многочисленных  однородных
характеров" (предисловие к "Человеческой комедии",  Собрание  сочинений,
1951, т. 1), показ человека в развитии, обусловленном социальной средой,
позволили Б. с мощной реалистич. силой  воссоздать  типич.  характеры  и
обстоятельства совр. ему действительности.
   Через всю жизнь Б. прон„с живой интерес к театру. В юности  он  писал
трагедии ("Кромвель", 1820), мелодрамы ("Негр", "Корсиканец", 1822 и  т.
д. Мысли о т-ре и картины из жизни совр. т-ра проходят через мн.  статьи
и романы Б. С  негодованием  говорит  Б.  о  цензуре,  запретившей  т-ру
критич. отражение совр. действительности.  Буржуазия,-пишет  Б.,-  менее
либеральная, чем Людовик XIV, дрожит в ожидании своей "Женитьбы Фигаро",
запрещает играть "Тартюфа- и, конечно, не разрешила  бы  теперь  ставить
"TюpKape", ибо Тюркаре стал властелином ("Блеск  и  нищета  куртизанок",
ОГИЗ, 1948, стр. 196). Б.  подвергает  резкой  критике  коммерч.  основу
совр. т-ра, его охранительно-бурж. идеологию, отдал„нность  от  реальных
жизненных проблем. Борясь за  реалястич.  драматургию,  Б.  отвергает  и
романтич. драму Гюго, к-рую он обвиняет в нарушении историч.  правды,  в
том, что е„ "характеры фальшивы", а "поведение  персонажей  противоречит
здравому смыслу" (рецензия на "Эрнани", 1830). В годы творч. зрелости он
пишет ряд пьес: "Школа супружества" (1837, 1-я пост. 1910, т-р  "Одеон",
реж. А. Антуан), "Вотрен" (1840, т-р "Порт-Сен-Мартен", в роли Вотрена -
Фредерик-Леметр, спектакль был запрещ„н после  1-го  представления;  2-я
пост. 1850), "Надежды Кинолы" (1842, т-р "Одеон"), "Памела Жиро"  (1843,
т-р "Гетэ"), "Делец" (1844, т-р "Жимназ", 1851, в переделке Деннери  под
назв. "Меркаде"; во 2-й пол. 19 в. в  роли  Мер-каде  выступал  Э.  Го),
"Мачеха" (1848, Исторический т-р).  В  этих  пьесах  Б.  создал  галерею
типич. образов банкиров,  биржевиков,  фабрикантов,  политиков,  раскрыл
хищничество,   аморальность,   антигуманизм   бурж.    мира.    Стремясь
противопоставить хищнич. стихии нравств. совершенство носителей положит.
идеала, Б. вносит в свои пьесы черты мелодраматизма. Для драматургии  Б.
характерна   острая   конфликтность,   осн.   на    типич.    социальных
столкновениях, насыщенный драматизм, историч. конкретность. За  частными
судьбами  в  драмах  Б.  всегда  раскрывается  широкий  жизненный   фон.
Протестуя против условности и абстрактности  классицистич,  в  романтич.
т-ра,
   Б. стремится насытить драму жизненной достоверностью,  вносит  в  не„
характерные черты быта, давая точную речевую характеристику  персонажам.
Драмы  Б.   не   поднимаются   до   всестороннего   анализа   социальной
действительности, данного в его романах, но они являются важным этапом в
характерном для  19  в.  процессе  поисков  драматургии  нового  тина  -
драматургии, широко  охватывающей  обществ,  жизнь,  способной  раскрыть
сложность отношений в бурж. обществе 19 века.
   Пьесы Б., а также инсценировки его романов  ставятся  на  сов.  сцене
("Мачеха", 1936-Моск. т-р им. Ермоловой, 1940 - Рус. т-р им.  Грибоедова
в Тбилиси; "Надежды Кинолы" под назв. "Гавань бурь", 1933  -  Моск.  т-р
Ленсовета, под назв. "Мечты Кинолы",  1954  -  ЦТСА;  "Евгения  Гранде",
1939- Малый т-р, 1940 - Харьковский т-р им. Шевченко;
   "Человеческая  комедия",  1933  -  т-р  Вахтангова;   "Провинциальная
история" по роману "Жизнь холостяка", 1948 - Рус. т-р им.  Грибоедова  в
Тбилиси, и др.).
   С о ч.: Oeuvres completes, v. 1-24,  ed.  Calmann-Levy,  P.,  1869-76
(v.XVIII- Theatre); в рус. пер.: Собр. соч. в 15 тт., М., 1951-55 (т. 14
-Драматические произведения, М., 1955).
   Лит.: lylatchich, Le theatre de H. de Balzac, P., 193o;  ГербстманА..
Театр Бальзака, Л.-M., 1938. Е.Ф
   БАЛЬЗЕР (Balser), Эвальд (р. 5.X.1898) - австрийский  акт„р.  Сценич.
деятельность начал в 1918 в Эльберфельде. Играл  в  т-рах  Дюссельдорфа,
Дарм-штадта, Гейдельберга. С 1928  работает  (с  перерывами)  в  венском
"Бургтеатре", одновременно гастролируя в различных т-рах Берлина.  Б.  -
акт„р мощного темперамента, яркой, сочной  манеры  игры.  Осн.  место  в
творчестве Б. занимают образы героев, ищущих истину:  Фауст  и  Гец  фон
Берлихинген (в одноим„нных  драмах  Г„те),  Гамлет,  Отелло,  Пер  Гюнт;
Отто-кар ("Счастье и гибель короля Оттокара"  Грильпар-цера)  и  др.  Б.
впервые на австр. сцене создал образ Егора Булычева. Среди лучших  ролей
Б. также:
   Кориолан  (о.  п.  Шекспира),  Улисс  ("Калипсо"   Чокора).   Образы,
созданные Б.,  отличаются  жизнеутверждающей  силой,  непримиримостью  к
общественному злу. С 1935 снимается в кино. Л. Я.
   БАЛЬТАСАРА (Baltasara),  Франсиска-испанская  актриса  начала  17  в.
Вместе со своим мужем-комиком Мигелем Руисом, долгое  время  работала  в
мадридской труппе Эредиа.  Неожиданно  покинула  сцену  и  поселилась  в
монастыре около Картахены. В елее  де  Гевара,  А.  Коэльо  и  Ф.  Рохас
посвятили Б. комедию "Бальтасара". Я. Г.
   БАЛЮНА, Вера Михайловна (р. 5.IX.1904)- советский режисс„р,  актриса,
педагог. Нар. арт. Латв. ССР (1954). Член КПСС с 1953. В  1924  окончила
3-ю  Студию  M  XT.  В  1925-38  работала  актрисой   и   режисс„ром   в
Театре-студии под рук. Ю. А. Завадского (Москва), в 1938-44  -  режисс„р
Ростовского-на-Дону  т-ра,  с  1956  -   Рижского   рус.   т-ра.   Среди
режисс„рских  работ  Б.:  "Глина  и  фарфор"   Григулиса,   "Кремл„вские
куранты", "Таланты и поклонники", "Бесприданница", "На дне",  "Варвары".
Вед„т педагогич. работу (с  1954  -  доцент  кафедры  мастерства  акт„ра
Латвийской консерватории). Автор ряда театроведческих работ. Б. Руд.
   БАМБУК  -  название  циркового  гимнастического  снаряда  и   номера,
исполняемого воздушными  гимнастами  на  этом  снаряде.  Б.  состоит  из
подвешенного  шеста  с  укрепл„нными  на  н„м  приспособлениями-петлями,
перекладинами. Изобрет„н в Китае и Японии, где шесты делались из бамбука
(в наст. время - из л„гкого металла).  Количество  участников  номера  -
один, чаще 2 чел. (м. б. и больше). Исполнители проделывают на  Б.  обще
гимнастич. трюки и упражнения, выполнить к-рые можно  только  с  помощью
этого снаряда (т. н. "флажки" и др.). Ал. Ш.
   БАН, Матия  (16.  XII.  1818-14.  III.  1903)  -  сербский  писатель,
политический и общественный деятель. Автор  историко-патриотич.  драм  и
трагедий, проникнутых морализатор-скими тенденциями:  "Мейрима"  (1849),
"Миленко и Добрила" (1850), "Царь Урош" (1857),  "Царь  Лазарь"  (1858),
"Марфа Посадница, или Падение Великого Новгорода" (1871) и др. Пьесы  Б.
ставились гл. обр. в Народном т-ре в Белграде.
   БАНГ (Bang), Герман (20.  IV.  1857-29.  I.  1912)-датский  писатель,

Страницы: «« « 185   186   187   188   189   190   191   192   193  194   195   196   197   198   199   200   201   202   203  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия