Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 181   182   183   184   185   186   187   188   189  190   191   192   193   194   195   196   197   198   199  » »»

балета М. И. Чулаки "Сказка о попе и работнике его Балде"  (по  Пушкину,
1940) ярко проявилась рус. песенно-танцевальная стихия, нар. юмор, балет
С. Н. Василенко "Акбиляк" (1943) написан по мотивам  узбекской  народной
сказки. Лучшие достижения этого жанра - послевоенные  балеты  Прокофьева
"Золушка" (1945) и "Каменный цветок"  (1957):  Широкий  лирико-эпический
характер отличает балет  Глиэра  "Медный  всадник"  (1949),  его  музыка
отличается широтой, распевностью, присущими рус.  интонациям;  наряду  с
симф. развитием основных тем композитор использует  разнообразные  танц.
жанры. Яркая красочность, контрасты, мастерское  использование  оркестра
характеризуют музыку балета Хачатуряна "Спартак" (1956).
   Характерной  чертой  сов.  Б.  м.  являются  многообразие  жанров   и
обращение к лучшим образцам клас-сич. и совр. лит-ры. В комедийном жанре
написаны балеты: "Виндзорские проказницы" В. А. Оранского  по  Шекспиру,
1942), "Мнимый жених" Чулаки (по Гольдони, 1946),  "Мирандолина"  С.  Н.
Василенко (по Гольдони, 1949) и др. Созданы балеты для детей:
   "Три толстяка" Оранского (1935), "Аист„нок" Д. Л.  Клебанова  (1936),
"Доктор Айболит" И. В. Морозова (1947) и др.
   Большого расцвета достигла Б. м. в республиках Сов. Союза. Муз. языку
этих балетов свойственны использование нар. музыки, развитие лучших нац.
традиций, претворение  опыта  рус.  муз.  классики,  взаимообогащение  с
другими нац. муз. культурами СССР. Среди произведений Б.  м.  республик:
груз. балеты "Сердце гор" А. М.  Баланчивадзе  (1938),  "Отелло"  А.  Д.
Мачавариани (1957). Арм. танцев, музыка ярко представлена в балете Г. Е.
Егиазаряна "Севан" (1955), балетах Хачатуряна  и  др.  композиторов.  На
интонациях белорус. нар. песен и танцев построены балеты:
   "Соловей" М. Е.  Крошнера  (1939),  "Князь-озеро"  В.  А.  Золотар„ва
(1949). На нар. основе созданы балеты: укр.- "Лилея"  К.  Ф.  Данькевича
(по Т. Шевченко,  1940);  азерб.-  "Девичья  башня"  А.  ‚.  Бодал-бейли
(1940), "Гюлыпен" С. И.  Гаджибекова  (1950),  "Семь  красавиц"  (1952),
"Тропою грома" К. А. Караева; тадж.- "Ду гуль" А.  С.  Ленского  (1941);
эст.- "Калевипоэг" Э. А. Каппа (1948); лит.-  "На  берегу  моря"  Ю.  А.
Юзелюнаса (1953); латв.- "Сак-та свободы" А. П.Скулте  (1950,  2-я  ред.
1955); тат.- Али Батыр" Ф. 3. Яруллина (1945,  в  нов.  ред.  "Шу-рале",
1950, Ленинград); узб.- "Балерина" Г.  А.  Му-шеля  (1952),  "Мечта"  И.
Акбарова (1959) и др.
   Советская  Б.  м.   отличается   глубиной   содержания,   идейностью,
гуманизмом. Реализм сов.  Б.  м.  проявляется  в  психологически  тонких
характеристиках действующих лиц, в исторически правдивой обрисовке жизни
народа. Богатство нац. формы, народность определяют  черты  сов.  Б.  м.
Нар. танец стал  важнейшим  средством  раскрытия  образа,  основой  муз.
драматургии. В лучших сов. балетах достигнуто органичное симф.  развитие
муз. образов.
   Лит.: Ш т е л и н Я., Музыка и балет в  России  XVIII  века,  пер.  с
нем., Л., 1935; К и с е л е в М. С., Балет, в сб.:
   Очерки советского музыкального творчества,  т.  1,  под  ред.  Б.  В.
Асафьева [и др.], М.- Л., 1947; Ц ы т о в и ч  Т.,  Советский  балет  на
новом этапе, в кн.: Советская музыка  на  подъ„ме.  Сб.  статей,  М.-Л.,
1950;  Риттих  М.  Э.,  Балетное  творчество   советских   композиторов.
1917-1927.  Диссертация,   1958;   [Асафьев   Б.   В.]   Игорь   Глебов,
Симфонические этюды, П., 1922; Житомирский Д.,  Балеты  П.  Чайковского,
Л., 1950; S е а г 1 е Н., Ballet music, L., 1958. См. также лит.  к  ст.
Балет.
   БАЛЕТНЫЕ УЧИЛИЩА - учебные заведения, где обучаются  будущие  артисты
балета. Первое Б. у. (школа) в России осн. в Петербурге 5 мая 1738.  Его
основателем и первым педагогом был танцмейстер  Шляхетского  корпуса  Ж.
Ланде. В уч-ще занимались дети дворцовой  "челяди",  срок  обучения  был
установлен в 4 года. В 18 в. и до середины 19 в.  Б.  у.  возникли  и  в
других странах: в сер. 18 в.- в Австрии, при венской придворной  труппе;
в 1756 - в Дании (в деятельности этого уч-ща большое участие принимал А.
Бурнонвиль); в 1773 - в Швеции  при  Королевской  опере;  в  1784  -  во
Франции при Академии музыки ("Гранд-Опера") (здесь преподавали М.  и  П.
Гардель, Ж. Кулон, О. Вестрис, М. Тальони и др.); в Италии  существовали
Венецианское и Неаполитанское (организовано в  1812  С.  Вигано)  уч-ща,
позднее возникло уч-ще при т-ре "Ла  Скала"  (Милан),  к-рым  в  1837-50
руководил К. Блазис; в Польше Б. у. организована в 40-х гг.  19  в.  цри
варшавском Большом театре.
   В Москве Б. у. (в те годы называвшееся балетной школой) основано  при
Воспитательном доме в 1773. Готовило акт„ров драм. и муз. т-ров. В моек.
и петерб. Б.  у.  преподавали  выдающиеся  деятели  балетного  т-ра:  Ф.
Хильфердинг, Ш. Дидло, Ф. Тальони, И. И. Вальберх, А. П. Глушковский, М.
И. Истина и др., к-рые воспитали таких танцовщиков, как А. Топорков,  Т.
С. Бубликов, Е. И. Колосова и др. В 1806 оба  Б.  у.  стали  именоваться
императорскими, они готовили артистов всех жанров  (драматич.,  оперных,
балетных); специальность определялась на  последнем  этапе  обучения.  С
открытием Петерб. (1862), Моск. , 1866)  консерваторий  и  драм.  курсов
(80-е гг.) при Малом и Александрийском т-рах  в  Б.  у.  стали  готовить
только танцовщиков. В конце 19 в. Б. у. в  России  были  реорганизованы:
общеобразовательные предметы стали преподаваться по  программе  каз„нной
женской  гимназии,  появились  первые  программы  по   классич.   танцу.
Воспитанниками Петерб. Б. у. были: Е. И. Андреянова, Л.  И.  Иванов,  А.
П.Павлова, П. А. Гердт, А. Я. Ваганова, В. Ф. Нижинский, М. М.  Фокин  и
др.; Московского - А. М. Собаки на Е. А. Санковская, Л.  А.  Рославлева,
Е. В. Гельцер и др.
   После Октябрьской революции учебный процесс в  Б.  у.  был  полностью
преобразован:  значительно  расширен  цикл  спец.  и  искусствоведческих
дисциплин, все  предметы  преподаются  по  единым  программам,  обучение
девятилетнее. Рост оперно-балетных  т-ров  в  стране  вызвал  увеличение
количества Б. у. В 1960 в СССР функционировало 17 Б. у. Ведущими Б. у. в
стране являются Московское хореографическое училище при Большом  т-ре  и
Ленинградское хореографическое училище. Ежегодно Б. у.  выпускают  сотни
молодых артистов балета, пополняющих состав балетных трупп  и  ансамблей
песни и танца СССР.
   Среди выпускников Моск. хореографич. уч-ща:
   М. М. Габович, О. В. Лепешинская, М. М.  Плисецкая  и  др.;  Ленингр.
хореографич. уч-ща - Г. С. Уланова, М. Т. Сем„нова, Н. М. Дудинская,  В.
М. Чабукиани, Т. М. Вечеслова, Л. М. Лавровский, Р. В.  Захаров,  А.  Н.
Ермолаев и др. В деятельности  Моск.  хореографич.  уч-ща  ведущую  роль
играли педагоги В. Д. Тихомиров, А. А.  Горский,  Е.  П.  Гердт,  М.  А.
Кожу-хова и  др.;  в  Ленингр.  хореографич.  уч-ще  -  педагоги  А.  Я.
Ваганова, Т. М. Вечеслова и др.

Страницы: «« « 181   182   183   184   185   186   187   188   189  190   191   192   193   194   195   196   197   198   199  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия