|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 » »» балета М. И. Чулаки "Сказка о попе и работнике его Балде" (по Пушкину,
1940) ярко проявилась рус. песенно-танцевальная стихия, нар. юмор, балет
С. Н. Василенко "Акбиляк" (1943) написан по мотивам узбекской народной
сказки. Лучшие достижения этого жанра - послевоенные балеты Прокофьева
"Золушка" (1945) и "Каменный цветок" (1957): Широкий лирико-эпический
характер отличает балет Глиэра "Медный всадник" (1949), его музыка
отличается широтой, распевностью, присущими рус. интонациям; наряду с
симф. развитием основных тем композитор использует разнообразные танц.
жанры. Яркая красочность, контрасты, мастерское использование оркестра
характеризуют музыку балета Хачатуряна "Спартак" (1956).
Характерной чертой сов. Б. м. являются многообразие жанров и
обращение к лучшим образцам клас-сич. и совр. лит-ры. В комедийном жанре
написаны балеты: "Виндзорские проказницы" В. А. Оранского по Шекспиру,
1942), "Мнимый жених" Чулаки (по Гольдони, 1946), "Мирандолина" С. Н.
Василенко (по Гольдони, 1949) и др. Созданы балеты для детей:
"Три толстяка" Оранского (1935), "Аист„нок" Д. Л. Клебанова (1936),
"Доктор Айболит" И. В. Морозова (1947) и др.
Большого расцвета достигла Б. м. в республиках Сов. Союза. Муз. языку
этих балетов свойственны использование нар. музыки, развитие лучших нац.
традиций, претворение опыта рус. муз. классики, взаимообогащение с
другими нац. муз. культурами СССР. Среди произведений Б. м. республик:
груз. балеты "Сердце гор" А. М. Баланчивадзе (1938), "Отелло" А. Д.
Мачавариани (1957). Арм. танцев, музыка ярко представлена в балете Г. Е.
Егиазаряна "Севан" (1955), балетах Хачатуряна и др. композиторов. На
интонациях белорус. нар. песен и танцев построены балеты:
"Соловей" М. Е. Крошнера (1939), "Князь-озеро" В. А. Золотар„ва
(1949). На нар. основе созданы балеты: укр.- "Лилея" К. Ф. Данькевича
(по Т. Шевченко, 1940); азерб.- "Девичья башня" А. ‚. Бодал-бейли
(1940), "Гюлыпен" С. И. Гаджибекова (1950), "Семь красавиц" (1952),
"Тропою грома" К. А. Караева; тадж.- "Ду гуль" А. С. Ленского (1941);
эст.- "Калевипоэг" Э. А. Каппа (1948); лит.- "На берегу моря" Ю. А.
Юзелюнаса (1953); латв.- "Сак-та свободы" А. П.Скулте (1950, 2-я ред.
1955); тат.- Али Батыр" Ф. 3. Яруллина (1945, в нов. ред. "Шу-рале",
1950, Ленинград); узб.- "Балерина" Г. А. Му-шеля (1952), "Мечта" И.
Акбарова (1959) и др.
Советская Б. м. отличается глубиной содержания, идейностью,
гуманизмом. Реализм сов. Б. м. проявляется в психологически тонких
характеристиках действующих лиц, в исторически правдивой обрисовке жизни
народа. Богатство нац. формы, народность определяют черты сов. Б. м.
Нар. танец стал важнейшим средством раскрытия образа, основой муз.
драматургии. В лучших сов. балетах достигнуто органичное симф. развитие
муз. образов.
Лит.: Ш т е л и н Я., Музыка и балет в России XVIII века, пер. с
нем., Л., 1935; К и с е л е в М. С., Балет, в сб.:
Очерки советского музыкального творчества, т. 1, под ред. Б. В.
Асафьева [и др.], М.- Л., 1947; Ц ы т о в и ч Т., Советский балет на
новом этапе, в кн.: Советская музыка на подъ„ме. Сб. статей, М.-Л.,
1950; Риттих М. Э., Балетное творчество советских композиторов.
1917-1927. Диссертация, 1958; [Асафьев Б. В.] Игорь Глебов,
Симфонические этюды, П., 1922; Житомирский Д., Балеты П. Чайковского,
Л., 1950; S е а г 1 е Н., Ballet music, L., 1958. См. также лит. к ст.
Балет.
БАЛЕТНЫЕ УЧИЛИЩА - учебные заведения, где обучаются будущие артисты
балета. Первое Б. у. (школа) в России осн. в Петербурге 5 мая 1738. Его
основателем и первым педагогом был танцмейстер Шляхетского корпуса Ж.
Ланде. В уч-ще занимались дети дворцовой "челяди", срок обучения был
установлен в 4 года. В 18 в. и до середины 19 в. Б. у. возникли и в
других странах: в сер. 18 в.- в Австрии, при венской придворной труппе;
в 1756 - в Дании (в деятельности этого уч-ща большое участие принимал А.
Бурнонвиль); в 1773 - в Швеции при Королевской опере; в 1784 - во
Франции при Академии музыки ("Гранд-Опера") (здесь преподавали М. и П.
Гардель, Ж. Кулон, О. Вестрис, М. Тальони и др.); в Италии существовали
Венецианское и Неаполитанское (организовано в 1812 С. Вигано) уч-ща,
позднее возникло уч-ще при т-ре "Ла Скала" (Милан), к-рым в 1837-50
руководил К. Блазис; в Польше Б. у. организована в 40-х гг. 19 в. цри
варшавском Большом театре.
В Москве Б. у. (в те годы называвшееся балетной школой) основано при
Воспитательном доме в 1773. Готовило акт„ров драм. и муз. т-ров. В моек.
и петерб. Б. у. преподавали выдающиеся деятели балетного т-ра: Ф.
Хильфердинг, Ш. Дидло, Ф. Тальони, И. И. Вальберх, А. П. Глушковский, М.
И. Истина и др., к-рые воспитали таких танцовщиков, как А. Топорков, Т.
С. Бубликов, Е. И. Колосова и др. В 1806 оба Б. у. стали именоваться
императорскими, они готовили артистов всех жанров (драматич., оперных,
балетных); специальность определялась на последнем этапе обучения. С
открытием Петерб. (1862), Моск. , 1866) консерваторий и драм. курсов
(80-е гг.) при Малом и Александрийском т-рах в Б. у. стали готовить
только танцовщиков. В конце 19 в. Б. у. в России были реорганизованы:
общеобразовательные предметы стали преподаваться по программе каз„нной
женской гимназии, появились первые программы по классич. танцу.
Воспитанниками Петерб. Б. у. были: Е. И. Андреянова, Л. И. Иванов, А.
П.Павлова, П. А. Гердт, А. Я. Ваганова, В. Ф. Нижинский, М. М. Фокин и
др.; Московского - А. М. Собаки на Е. А. Санковская, Л. А. Рославлева,
Е. В. Гельцер и др.
После Октябрьской революции учебный процесс в Б. у. был полностью
преобразован: значительно расширен цикл спец. и искусствоведческих
дисциплин, все предметы преподаются по единым программам, обучение
девятилетнее. Рост оперно-балетных т-ров в стране вызвал увеличение
количества Б. у. В 1960 в СССР функционировало 17 Б. у. Ведущими Б. у. в
стране являются Московское хореографическое училище при Большом т-ре и
Ленинградское хореографическое училище. Ежегодно Б. у. выпускают сотни
молодых артистов балета, пополняющих состав балетных трупп и ансамблей
песни и танца СССР.
Среди выпускников Моск. хореографич. уч-ща:
М. М. Габович, О. В. Лепешинская, М. М. Плисецкая и др.; Ленингр.
хореографич. уч-ща - Г. С. Уланова, М. Т. Сем„нова, Н. М. Дудинская, В.
М. Чабукиани, Т. М. Вечеслова, Л. М. Лавровский, Р. В. Захаров, А. Н.
Ермолаев и др. В деятельности Моск. хореографич. уч-ща ведущую роль
играли педагоги В. Д. Тихомиров, А. А. Горский, Е. П. Гердт, М. А.
Кожу-хова и др.; в Ленингр. хореографич. уч-ще - педагоги А. Я.
Ваганова, Т. М. Вечеслова и др.
Страницы: «« « 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |