Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 178   179   180   181   182   183   184   185   186  187   188   189   190   191   192   193   194   195   196  » »»

феи Сирени и феи Карабос в "Спящей красавице"). В Б. м. проникают при„мы
симф.  развития,  большое  значение   приобретает   оркестр,   отдельные
инструменты и группы инструментов связываются с  характеристикой  героев
(лейттембры в балетах П. И. Чайковского С. С. Прокофьева).
   В своих истоках Б. м. связана с нар. муз. творчеством. В первых  рус.
балетах ("Баба-Яга", 1731) музыка, как и хореография, мало отличались от
фольклорных образцов. В дальнейшем (в операх Н.  А.  Римского-Корсакова)
хореографич. сцены часто воспроизводят старинные нар. танцы  и  основаны
на нар. музыке. В западноевроп. балетах 16-18  вв.  широко  используются
народные и бальные танцы - павана, сарабанда, чакона,  куранта,  менуэт,
гавот, бурре, жига и др.
   Музыка, сопровождающая  первые  балетные  представления  (15-16  вв.;
Италия,  Франция),  не  содержала  мелодий,  ярко  выражающих  драматич.
действие;  ей  был  присущ  иллюстративно-колористич.   живопи-сательный
характер.  Иногда  в   этой   музыке   встречаются   попытки   сочетания
оркестрового  сопровождения  с  сольным  пением.  В  17-18  вв.  Б.   м.
развивается в осн. во Франции. Большой вклад в создание е„ внесли Ж.  Б.
Люлли и Ж. Ф. Рамо. При Люлли балет становится составной частью оперного
спектакля, танцы чередуются с ариями, речитативами и словом,  содержание
музыки теснее связывается с драматич. действием. Рамо  придал  отдельным
видам танца более индивид, черты и обогатил сценическую  выразительность
Б. м., хотя в его музыке изобразительные  элементы  "звуковой  живописи"
преобладают над выразительностью.
   Важной вехой на пути драматизации Б. м. явились балеты  X.  В.  Глюка
"Дон Жуан" (1761), "Семирамида" (1765), "Китайский сирота" (по Вольтеру,
1766) и др. Тесное сотрудничество с балетм. Г. Анджолини послужило одной
из причин того, что в творчестве Глюка балет стал  более  осмысленным  в
драматич. отношении, выразительным и  совершенным  по  форме.  Музыка  к
балетным постановкам хореографа  Ж.  Ж.  Новера,  писавшаяся  различными
композиторами (в т. ч. Глюком), в пантомимах выражала обычно кульминацию
драматич. действия; она писалась в характере  т.  н.  аккомпанированного
речитатива (гес1-1аИуо ассотрапаЦ)). Мн. внимания  уделялось  разработке
при„мов естественной муз.  декламации.  Оркестровое  сопровождение  этих
пантомим дополняло и обостряло драматич. ситуации сценич. действия.
   Хотя с конца 18 в. балет становится самостоятельным  жанром,  вс„  же
балетные сцены продолжают играть важную роль и в опере 19 в. Композиторы
Э.  Дуни,  Ф.  Филидор  и  др.  авторы  комич.  бытовых  опер   18   в.,
представители  муз.  т-ра  "третьего  сословия",  насыщали  свою  Б.  м.
тенденциями идущими от водевильных спектаклей нар. ярмарочных т-ров. Для
этих спектаклей характерны и удалая деревенская пляска, и  бойкая  танц.
песенка  с  хл„сткими  словами  [балет  "Ветреный  паж"  (автор   музыки
неизвестен) на сюжет "Свадьбы Фигаро"]. Единств,  балет  В.  А.  Моцарта
"Безделушки" (1778) также носит ярко выраженный демократич. характер,  в
н„м использованы характерные черты  нем.  зингшпилей.  В  музыке  балета
нашли широкое отражение мелодии бытовых танцев.
   В эпоху франц. бурж. революции конца 18 в. Б. м. в нар.  празднествах
стала поистине демократической, в ней использовались  массовые  песни  и
танцы (напр., "Карманьола").
   Важной вехой в развитии Б. м.  явился  единств.  балет  Л.  Бетховена
"Творения Прометея" (1801), построенный на вариационном  развитии  одной
муз.  темы  -   контрданса.   Композитор   стремился   создать   музыку,
представляющую собой единое целое, пронизать е„ сквозным действием.  Это
- первый пример симфонизации балета, ставшей характерной для  творчества
многих крупнейших композиторов 19 и 20 вв.
   В русской Б. м. с момента е„ возникновения широко  используются  нар.
танцы (напр., "Тур" - "русская комедия с песнями, с плясками  казацкими,
польскими танцами и  игрищами  разными",  1671).  Композиторы-иностранцы
вводили в балеты рус. нар.  мелодии  и  танцы  (Г.  Анджолини  в  балете
"Забава о святках", 1767). Б.  м.,  созданная  на  основе  нар.  танцев,
входит  в  первые  рус.  оперы  [пляски   в   опере   М.   Мат   инского
"Санктпетербургский гостиный двор" (1779), сцена девичника в опере Е. И.
Фомина "Ямщики на подставе" (1787)]. Рус. танцы были основной  частью  в
балетах-дивертисментах.
   Один из первых балетов русских композиторов  -  балет  А.  Н.  Титова
"Новый Вертер" (1799). В 1-й пол. 19 в. музыку к балетам  писали  К.  А.
Кавос ["Кавказский пленник" (1823)], А. А. Алябьев ["Волшебный  барабан"
(1827)], А. Е. Варламов ["Забавы султана" (1834)] и др.
   Большую роль в истории Б.  м.  сыграло  развитие  танц.  элементов  в
музыке зап.-европ. композиторов-романтиков [К. М. Вебер - "Приглашение к
танцу" (1819), Ф. Шуберт - Б. м. в "Розамунде" (1823)]. Но  в  романтич.
балете музыка долгое время находилась на низком уровне; сочинением Б. м.
занимались такие композиторы, как Ж. Шнейцгоффер, А. Гировец, М. Карафа,
Т. Лабарр, Н. Габриелли и др. Музыка в балетах этих композиторов  играла
подчин„нную, прикладную роль, она была  удобна  для  танцев,  но  лишена
драматич. развития,  психо-логич.  характеристик.  Среди  танц.  жанров,
применявшихся в этих балетах, особенно  популярны  были  вальс,  полька,
галоп, мазурка, полонез, марш  и  др.,  а  также  условно  стилизованные
"характерные"  танцы  псевдонародного  склада.   Иногда   для   балетных
постановок музыка "составлялась" из произведений различных авторов. Лишь
немногие партитуры романтич. балетов выделялись из вереницы однообразных
сочинений. Это - балет Ж. Ф. Галеви "Манон Леско" (1830), сохранивший до
наших дней популярность балет А. Адана "Жизель" (1841), балеты  А.  Тома
"Гитана" (1839), "Буря" (1889) и др. Для музыки этих балетов  характерно
развитие симфонических (действенных) элементов, нашедшее яркое выражение
в пластичных, пронизанных ритмами вальса, изящно оркестрованных  балетах
Л. Делиба "Коппелия" (1870) и "Сильвия" (1876).  В  музыке  этих  лучших
романтич. балетов большое значение имеет гармония, описательные моменты,
жанровый колорит, в них достигнута индивидуализация  отдельных  образов,
танец симфо-низируется.
   Наиболее значительна по художеств. достоинствам  Б.  м.  опер  19  в.
[балетные сцены в операх: "Роберт-дьявол" Д. Мейербера  (1831),  "Фауст"
Ш. Гуно (1859), "Самсон и Далила" К. Сен-Санса (1877)]. Большой вклад  в
балетную музыку вн„с Д. Обер своей оперой "Фенелла" ("Немая из Портичи",
1828), где заглавная (мимич.) роль поручена балерине.
   Интерес к балету характеризует творчество  ряда  франц.  композиторов
2-й пол. 19 в. [Э. Гиро - "Грет-на Грин"  (1873),  Э.  Лало  -  "Намуна"
(1882),  А.  Мес-саже-  "Два  голубя"  (1886),  К.   Сен-Санса-"Жавотта"
(1896)]. В балетах этих композиторов  содержанию  прида„тся  очень  мало
значения, в них отсутствует подлинно реалистич. драматургия,  характерен
танец, к-рый имеет чисто развлекательное значение.

Страницы: «« « 178   179   180   181   182   183   184   185   186  187   188   189   190   191   192   193   194   195   196  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия