Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 176   177   178   179   180   181   182   183   184  185   186   187   188   189   190   191   192   193   194  » »»

народной   демократии   овладевают   методом   реалистической   балетной
драматургии, реалистической обрисовки образов.
   В годы после 2-й мировой войны сов. балетный т-р оказал  значительное
влияние также на Б. капитали-стич. стран. В  результате  гастролей  сов.
балетных коллективов в странах Европы, Америки, Азии и Африки и  приезда
в СССР артистов, балетмейстеров, педагогов  Франции,  Англии,  Германии,
Финляндии и др. стран  чрезвычайно  возрос  интерес  к  сов.  Б.  Многие
балетные  артисты  и  педагоги  Запада  стремятся  освоить  при„мы  сов.
исполнительского стиля, школу сов. балетного иск-ва. Большую известность
и популярность получила за рубежом, в т. ч. и в  капиталистич.  странах,
балетная музыка сов. композиторов. Изучая партитуры сов. Б. и  ставя  Б.
сов. композиторов, балетмейстеры Англии, Франции, Финляндии и др.  стран
знакомятся  с  принципами  сов.  реалистич.  драматургии.   Форма   сов.
реалистич. Б. и методы сов. режиссуры в Б.  также  вызывают  интерес  на
Западе. В Англии было сделано несколько  попыток  включить  в  репертуар
монументальные много-актные Б. ("Принц пагод"  Бриттена,  1957,  балетм.
Дж. Кранко; "Ундина" Хенце, 1958, балетм. Аштона),  во  Франции  Р.  Пти
поставил многоактный драма-тич. Б. "Сирано де Бержерак" Констана (1959).
Одновременно в капиталистич.  странах  возрос  интерес  к  произведениям
классич. наследия (раньше классич. Б. включали в репертуар в сокращ„нном
до одного акта, искаж„нном виде). Большее внимание стало уделяться также
характерному танцу, наравне с классич. в спектакли включаются и народные
танцы.
   Своеобразны пути развития балетного иск-ва в странах Азии. Во  многих
из них танц. иск-во имеет  древние  традиции.  В  40-50-х  гг.  развитие
балетного  иск-ва  этих  стран   характеризуется,   с   одной   стороны,
стремлением освоить достижения классич. европ. Б., с другой,использовать
нац. традиции для создания новых совр. спектаклей. В Индии насчитывается
несколько танц. школ ("бхарат натьям","катхак","катакхали  мани-пури"  и
др.). Выступления артистов, принадлежащих к одной из этих школ, особенно
к школе "катакхали",  обычно  представляют  собой  разв„рнутые  сюжетные
спектакли.  В  Индии  использование  условных  при„мов  старинных  танц.
представлений для выражения нового содержания было сопряжено со  значит,
трудностями (такие попытки делались в спектаклях  "катакхали").  Поэтому
здесь был создан новый танц. стиль  "шантиникетан".  Танцы  этого  стиля
менее насыщены  символикой,  чем  танцы  древних  стилей,  они  передают
простые человеческие взаимоотношения  и  чувства.  В  качестве  сюжетной
основы исполнители танцев этого стиля обращаются обычно к  произведениям
Р. Тагора. В Индии возникли танц. коллективы (бомбейский "Малый  балет",
1952, и др.), где нац. танц. традиции используются для создания новых по
тематике спектаклей.
   В Японии, Камбодже, на Цейлоне, в Пакистане, Индонезии (на о-ве Бали)
с древних врем„н существуют своеобразные музыкально-танц.  представления
на сюжеты нар. сказаний.
   В Китае танец всегда входил в состав классической музыкальной  драмы.
В 30-х  гг.  в  Китае  делались  попытки  поставить  Б.  на  нац.  сюжет
средствами европ. танца ("Красавица Си-ши", 1932,  балетм.  У  Сяо-бан).
Затем стали появляться спектакли, в к-рых китайские на родные и классич.
танцы вводились в качестве дивертисмента ("Отважный господин", балетм. У
Сяо-бан).  После  образования  Китайской   Народной   Республики   стали
создаваться спектакли, где нац. танец используется для раскрытия сюжета,
является  органич.  частью  сценич.  произведения  (муз.  драма   "Белая
змейка", 1955, "Пастух и ткачиха" и др.). В 1957 в  Пекине  был  показан
первый большой нац. китайский Б. "Волшебный фонарь лотоса" Чжан  Сяо-ху.
В балетных уч-щах наряду с освоением европ. классич. танца ид„т изучение
и систематизация китайского нар. танца.
   В КНДР и на Цейлоне ныне создаются танцевальные коллективы,  ставящие
спектакли на совр. темы (борьба за мир, борьба против атомной бомбы).  В
этих спектаклях новая тематика сочетается с использованием древних  нац.
традиций в области иск-ва танца.
   В наст. время наблюдается невиданный в прошлом  интерес  к  балетному
иск-ву. Б. заво„вывает популярность среди самых широких кругов зрителей.
Прогрессивные деятели Б. стремятся в сценич. произведениях отразить идеи
и события  современности  -  тем  самым  Б.  становится  мощным  оружием
идеологич. борьбы за свободу, демократию и мир.
   См. обзорные  статьи  по  театру  отдельных  стран,  по  театру  сов.
республик, а также статьи Классический танец Востока, Русский балет.
   Лит.: Худеков С. Н., История танцев, т. 1-4, СПБ, 1913-17; Н о в е  р
р Ж. Ж., Письма о танце, пер. с франц., Л., 1927; Левинсон  А.,  Мастера
балета.  Очерки  по  истории  и  теории  танца,  СПБ,   1914;   Классики
хореографии. Отв. ред. Б.  И.  Чесноков,  Л.-М-,  1937;  Слонимский  Ю.,
Мастера балета..., М.- Л., 1937; Б л а з и с К., Танцы вообще,  балетные
знаменитости и национальные танцы, М., 1864; Beaumont  С.  W.,  Complete
book of ballets: a guide to the principal ballets of the nineteenth  and
twentieth centu-rief, N.Y., 1949; reprint. 1956; его же,  Complete  book
of baliets. Supplement, L., 1942, reprint 1952; его же, Ballets past and
present, N.Y., 1955; его же. Ballets of to-da'y, N.Y., 1954;  Chujoy  A.
(red.), The Dance encyclopedia, N.Y.-Toronto, 1949; Franks A., Twentieth
century ballet, L.. 1954; H a s k e 1 1 A. L., Ballet. A complet  guide,
N. Y., 1938; его же, A picture history of ballet, N.Y.- L., 1954; его же
(ed.), Ballet annual, L.-N.Y. (ежегодно с 1947- изд. продолж.);  Rebling
E., Ballett gestern und heute. В., 1957; W i  1  з  о  n  G.  В.  L.,  A
dictionary  of  ballet,  Harmondsworth,  1957;  Dictionnaire  du  ballet
moderne, P., Bernard Hazan, 1957; С a h u s а с L. de. La danse ancienne
et moderne, ou Traite historique de la danse, P., 1754;
   M i с h a u t P., Histoire du ballet. P., 1945; R e y  n  a  F.,  Des
origines du ballet. P., 1955; Noverre J.Cr., Lettres sur la  danse,  sur
les ballets et leapCs, v.  1-4,  St.-Petersbourg,  1803-  1804;JacquotJ.
(reculees fetes de la Renaissance, P., f956;
   Magriel P. D., A bibliography of dancing, N. Y., 1936;
   Борисоглебский М. В. (сост.). Материалы по истории  русского  балета,
т.1-2возникновения  до  середины  XIX  в.,  Л.-М.,  1958;  Плещеев  А.,   Наш
балет(1673-1899). СПБ.  1899;  Слонимский  Ю-,  Дидло.  Вехи  творческой
биографии, М.- Л., 1958; Левинсон А., Старый и новый  балет,  П.,  1914;
Вальберх И., Из архива  балетмейстера.  Дневники,  переписка,  сценарии.
Ред. и вступ. ст. Ю. И.  Слонимского,  M.-  Л.,  1940;  Глушковский  А.,
Воспоминания балетмейстера. Публ. и вступ. ст. Ю. И. Слонимского,  Л.М.,
1940; Слонимский Ю., П. И. Чайковский и балетный театр его времени,  М.,
1956; Слонимский Ю., Советский балет. Материалы к истории сов. балетного

Страницы: «« « 176   177   178   179   180   181   182   183   184  185   186   187   188   189   190   191   192   193   194  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия