Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 175   176   177   178   179   180   181   182   183  184   185   186   187   188   189   190   191   192   193  » »»

характера героя. В 30-е гг. в рус.  сов.  Б.  выросли  такие  выдающиеся
мастера хо-реографич. иск-ва, как Г. С. Уланова, М. Т. Сем„нова,  Н.  М.
Дудинская, О. В. Лепешинская, Т. М.  Вечеслова,  А.  Я.  Шелест,  М.  С.
Сорокина, В. М. Чабукиани, О. Г. Иордан, К. М. Сергеев, А. М.  Мессерер,
А. Н. Ермолаев, М. М.  Габович;  в  50-е  гг.-М.  М.  Плисецкая,  Р.  С.
Стручкова, И. Б. Зубковская,  А.  Е.  Осипенко,  Г.  И.  Исаева,  И.  А.
Колпакова, Ю. Г. Кондратов,  Б.  Я.  Брегвадзе,  Ю.  Т.  Жданов,  А.  А.
Макаров, Н. Б. фадеечев и др.
   Новая тематика способствовала появлению нового  танцевального  стиля,
отличающегося широтой формы, порывистостью,  разрабатываются  большие  и
стремительные прыжки, пол„ты, вращения (Чабукиани,  Ермолаев,  Сем„нова,
Лепешинская). Деятели сов. Б. неизменно  стремятся  к  воплощению  совр.
тематики. В балетных спектаклях  на  тему  Отечественной  войны  удалось
добиться подлинно совр. звучания  отдельных  эпизодов  и  массовых  сцен
военного содержания (напр., мужская пляска в сцене фронта  в  Б.  "Берег
счастья" Спадавеккиа, 1948, балетм. В. П. Бур-мейстер).
   В сов. Б. неизмеримо возрастает интерес к нар.  танцам,  раскрывающим
нац. характер народа, элементы  нар.  танцев  вс„  чаще  используются  в
балетных спектаклях (массовые нар. танцы в Б. "Пламя Парижа";
   "Сердце гор" Баланчивадзе и др.). В этом ещ„ одна отличительная черта
сов. Б.-  его  связь  с  нар.  иск-вом,  к-рое  обогащает  выразительные
средства сов. Б. Большое влияние на сов. балетный т-р оказывают ансамбли
нар. танца, формирование к-рых началось с середины  30-х  гг.  (Ансамбль
народного танца СССР под рук. И. Моисеева, 1936, и  др.).  В  30-е  годы
начинают возникать балетные т-ры во многих республиках, народы  к-рых  в
прошлом часто не имели даже и танца (киргизы, туркмены). Создаются  нац.
балетные школы, организуются постоянные балетные т-ры во всех союзных  и
многих   автономных   республиках   Советского   Союза.   Осуществляются
значительные постановки: на Украине - "Лилея" Данькевича (1-я ред. 1940,
балетм. Г. А. Бер„зова и В. И. Вронский) и "Лесная  песня"  Скорульского
(1958, балетм. С. Н. Сергеев);  в  Грузии  -  "Синатлэ"  Киладзе  (1947,
балетм. Чабукиани) и "Отелло" Мачавариани (1957, балетм.  Чабукиани);  в
Азербайджане - "Семь красавиц" Караева  (1952,  балетм.  П.  А.  Гусев),
"Девичья башня" Бадалбейли (1940, балетм. С. Кеворков, В. И.  Вронский);
в  Белоруссии   -   "Пламенные   сердца"   Золотар„ва   (1955,   балетм.
А.Н.Ермолаев); в Латвии - "Сакта свободы" Скул-тэ (1950, балетм.  Е.  Я.
Чанга); в Армении-"Севан"
   Егизаряна (1956, балетм. И. И. Арбатов); в Литве-  "На  берегу  моря"
Юзелюнаса (1953, балетм. В. В. Гривицкас и А. М. Мессерер); в Эстонии  -
"Зо-лотопряхи" Каппа (1956, балетм. В. Пяри); в Таджикистане - "Лейли  и
Меджнун" Баласаняна  (1947,  балетм.  Г.  Валамат-заде);  в  Киргизии  -
"Чолпон" Раухвергера (1944, балетм. Н. С. Тугелов); в Туркмении - "Алдар
Косе" Корчмарева (1952, балетм. К. Джапаров); в  Узбекистане  -  "Мечта"
Акбарова (1959, балетм. Г. Измайлова и  Б.  Завьялов);  в  Казахстане  -
"Дорогой дружбы" Тлендиева, Степанова,  Маноева  (1958,  балетм.  Д.  Т.
Абиров, Ю. П. Ковалев и Р. В. Захаров); в Молдавии-"Рассвет"  Загорского
(1960,  балетм.  В.  А.  Варковицкий);  в  Башкирии-"Журавлиная   песня"
Степанова (1940, балетм. Н. А. Анк-симова) и др. В  республиках  выросли
крупные мастера балетного иск-ва: Цигнадзе В.  В.  и  Кикалейшвили  З.М.
(Грузия), Г.Алмасзаде (Азербайджан),  Б.  Бейшена-лиева  (Киргизия),  Л.
Захидова  (Таджикистан),   Бриеде   А.А.   (Латвия),   3.   Насретдинова
(Башкирия), М. Тургун-баева  (Узбекистан),  X.  А.  Пуур  (Эстония),  X.
Сафиу-лин (Башкирия) и др. Сильные балетные  коллективы  складываются  в
областных городах - Новосибирске, Перми, Саратове и  др.  Жанр  балетной
драмы, сформировавшийся на протяжении 30-х гг., когда балетный  т-р  в„л
борьбу за реализм, сюжетность и действенность, за приобщение к серь„зной
тематике, не потерял своего значения и  в  последующие  годы.  На  сцене
балетных  т-ров  ставятся  такие  значительные  спектакли,   как   балет
Прокофьева "Золушка" (1945), Глиэра "Медный всадник" (1949),  Хачатуряна
"Гаянэ" (1942), Спадавеккиа "Берег счастья" (1948),  Яруллина  "ГОурале"
(1950). Однако  во  мн.  спектаклях,  созданных  в  процессе  борьбы  за
реализм, отмечалось увлечение бытовыми, внешне иллюстративными при„мами,
противоречащими природе Б. В 50-е гг . сов.  Б.  вступил  в  новый  этап
развития,  к-рый  характеризуется  активной  борьбой   с   натурализмом,
появлением  новых  жанров  и  форм  (напр.,  балетная  поэма,   балетная
миниатюра). В наст.  время  на  балетной  сцене  появляется  вс„  больше
спектаклей, отличающихся яркими танц. образами, балетмейстеры ищут новых
путей развития сценич. танца (напр., "Спартак" Хачатуряна. 1956, балетм.
Л. В.  Якобсон;  "Каменный  цветок"  Прокофьева,  1957,  балетм.  Ю.  Н.
Григорович;  "Отелло"  Мачавариани,  1957,  балетм.  Чабукиани;   "Берег
надежды" Петрова, 1959,  балетмейстер  И.  Д.  Бельский;  "Паганини"  на
музыку Рахманинова, 1960, балетмейстер Лавровский, и др.).
   Немалое значение для развития балетного иск-ва  в  50-х  гг.  (как  в
СССР, так и за рубежом) имело укрепление .междунар.  культурных  связей.
Сов. балетмейстеры знакомятся с танц. иск-вом всех народов мира, в т. ч.
Индии, Китая, Африки, стран Латинской Америки. С другой стороны, сов. Б.
в свою очередь оказывает большое влияние на Б. зарубежных  стран.  После
2-й мировой войны широкий размах получило развитие  Б.  в  странах  нар.
демократии. В Польше, Венгрии, Чехословакии, Румынии, Болгарии,  Албании
созданы многочисленные ансамбли песни и пляски, открыты т-ры оперы и Б.,
где идут классич. и лучшие совр., в т. ч. сов., Б., создаются  нац.  Б.,
многие из к-рых отличаются реалистичностью, значительностью  содержания.
В Польше пост. балеты "Свантевит" Перковского (1947, балетм. Я.  Каплин.
ский),  "Золотая  утка"  Маклакевича  (1951,  балетм.  Я.   Каплинский),
"Мазепа" Шелиговского (1958, балетм. С. Мищик); в  Венгрии  -  "Платочек
невесты"  Кенешшеи  (1951,  балетм.  Д.  Харангозо),  "Песнь  о  Бихари"
Кенешшеи  (1954,  балетм.  Э.  Вашедьи);  в  Чехословакии-"Песня   мира"
Андрашована (1949, балетм. С. Ремар),  "Философская  история"  Востржака
(1949, балетм. С. Махова), "Ондраш" Гурника (1951, балетм. Э.  Габздил),
"Волынщик Шванда" Вачкаржа (1954, балетм. В. Йилек); в  Румынии-  "Белый
арап" и "Калин" (на муз. Мендельсона); в Болгарии -  "Хай-дуцкая  песня"
Райчева (1953, балетм. Н. С. Холфин,  А.  Петров  и  Н.  Кираджиева);  в
ГДР-"Право господина"  Брунса  (1953,  балетм.  Д.  Шпис),  "Снегурочка"
Грисбаха (1956, балетм. Петерка), "После бури" Хоэнзе (1955, балетм.  Ж.
Вейдт), "Новая Одиссея" Брунса (1957, балетм. Л. Грубер),  "Крестьянская
легенда" Новки (1958, балетм. В.  Шаде),  "Дроссельбарт"  Хоэнзе  (1959,
балетм. Петерка). Эти Б. отличаются идейной  значимостью,  в  них  часто
используются сюжеты произведений нац. классич.  лит-ры,  нар.  сказания,
исторические  сюжеты,  показывается   борьба   народа   за   свободу   и
независимость. Создавая  новые  по  теме  спектакли,  деятели  Б.  стран

Страницы: «« « 175   176   177   178   179   180   181   182   183  184   185   186   187   188   189   190   191   192   193  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия