Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 172   173   174   175   176   177   178   179   180  181   182   183   184   185   186   187   188   189   190  » »»

музыки, глубокие познания в области изобразит, иск-ва  позволили  Фокину
воссоздать в Б. хотя и стилизованный, но верный  в  своей  основе  образ
эпохи, в к-рую происходило действие. Балеты Фокина отличались  единством
замысла,  гар-монич.  слиянием  компонентов  спектакля.  Отказываясь  от
использования застывших танц. форм, Фокин развивал и  обогащал  классич.
танец, вносил в него нац. окраску, придавал ему выразительность, большую
стремительность, умело сочетая мимику с танцем. К  работе  над  балетами
Фокин привлекал художников "Мира искусства" - А.Н. Бенуа, Л. С.  Бакста,
А. Я. Головина, В.А.Серова и др. Творческим принципам  Фокина  следовали
артисты Мариинского т-ра Т. П. Карсавина, В.Ф. Нижинский, В. П.  Фокина,
А. Д. Булгаков, А. Р. Болъм. Идеальной выразительницей замыслов Фокина в
ранних его Б. ("Павильон  Армиды"  Черепнина,  "Шопениана";  "Египетские
ночи" Аренского, 1908) была рус. балерина нач.  20  в.  А.  П.  Павлова,
творчество к-рой отличалось  редким  совершенством,  выразительностью  и
одухотвор„нностью.  Для  Павловой  Фокин   поставил   концертный   номер
"Умирающий лебедь" Сен-Санса (1905).
   С 1908 начинаются  театр.  выступления  рус.  Б.  и  оперы  в  Париже
(позднее-в Лондоне), организованные  известным  театр.  деятелем  С.  П.
Дягилевым. Балетная  труппа  формировалась  из  артистов  Мариинского  и
Большого т-ров. Первые 3 сезона основу репертуара  "Русских  сезонов  за
границей" составляли балеты Фокина, затем появляются  балеты  Нижинского
("Полуденный отдых фавна"  на  муз.  Дебюсси,  1912,  "Весна  священная"
Стравинского, 1913,  и  др.).  В  1911  Дягилев  формирует  за  границей
постоянную труппу, к-рая выступает там до 1929 и  имеет  большой  успех.
Рус. Б. оказал огромное  влияние  на  зарубежное  хо-реографич.  иск-во,
способствовал возрождению и развитию Б. во  мн.  странах.  После  смерти
Дягилева за рубежом возникает ряд других балетных трупп,  также  носящих
наименование "русских" ("Балле рюсс  де  Монте-Карло",  "Балле  рюсс  де
Базиль" и т. д.). В годы  1-й  мировой  войны  выдвигается  танцовщик  и
балетм. Л. Ф. Мясин, многие русские артисты Б.  не  только  выступали  в
городах Европы и Америки, но открывали  там  балетные  уч-ща,  создавали
труппы, насаждая  рус.  классич.  школу  (Павлова,  Карсавина,  Легат  в
Лондоне; Кшесинская, Преображенская, Л.Н. Егорова, Волинин в Париже;  М.
М. Мордкин, Больм в США и др.).
   В 20 в. в Европе и Америке Б. становится одним из наиболее популярных
видов  иск-ва.  Развитие  Б.  определяется   борьбой   прогрессивных   и
реакционных тенденций и проходит крайне противоречиво. С одной  стороны,
во  многих  странах  возникают  уч-ща,  постоянные  балетные  т-ры,  где
ставятся классич. Б. и новые Б., в к-рых нередко  используются  элементы
нар. танцев (основой их часто  служат  произведения  нац.  литературы  и
живописи). К балетному т-ру обращаются крупные композиторы и  художники.
Возникает стремление отразить в Б.  проблемы  современности,  появляются
спектакли, не лиш„нные социальной остроты. С другой стороны,  появляются
Б.,  лиш„нные  социальной  проблематики,  уводящие  в  мир  "абстрактной
красоты",  выражающие  псевдофилософские  реакционные   идеи.   Эти   Б.
становятся излюбленным видом иск-ва в верхах капиталистич. общества.
   Возрождение  Б.  во  Франции  непосредственно  связано  с   "Русскими
сезонами", к-рые в канун 1-й мировой войны  фактически  теряют  связь  с
рус. иск-вом. Труппа пополняется иностр. артистами,  в  е„  деятельности
начинают принимать участие франц. либреттисты, композиторы  и  художники
(поэт Ж. Кок-то, композиторы Э. Сати, Ж. Орик, Ф. Пуленк,  художники  П.
Пикассо, А. Матисс и др.). Одновременно оживляется деятельность балетной
труппы "Гранд-Опера", находившаяся до войны в состоянии застоя.
   К работе в т-ре привлекаются известные франц. композиторы  (П.  Дюка,
А. Руссель) и художники (М. Де-тома, Р. Пио, Ж. Дреза),  к-рые  работают
здесь  совм.  с  рус.  художниками  Бенуа,  Бакстом,   композитором   Н.
Черепниным и др. С 1929  во  главе  балетного  коллектива  "Гранд-Опера"
становится бывший артист дя-гилевской антрепризы С.  Лифарь,  занимавший
пост главного балетмейстера труппы до 1956  (с  небольшими  перерывами).
После второй  мировой  войны  во  Франции  возникают  небольшие  труппы,
возглавляемые артистами, к-рые, стремясь к свободе творчества, уходят из
"Гранд-Опера", создаются труппы  "Балет  Елисейских  полей",  "Балле  де
Пари" (под руководством Р. Пти,  1945-48),  труппа  Ж.  Ва-биле  (1956),
труппа Ж. Шарра (1951), труппа Л. Чери-ной (1958) и др.  Среди  артистов
франц. балета:
   С. Шварц, Л. Дарсонвалъ,  Н.  Вырубова,  И.  Шовире,  Р.  Жанмер,  К.
Маршан, Н. Филиппа?, Ж. Шарра, Л.  Черина,  Л.  Дейде,  С.  Перетти,  С.
Перро, Ж. Ба-биле, Ю. Алгаров, А. Калюжный, М. Рено и др.
   В  Англии  нац.  Б.  окончательно  сформировывается  в   30-е   годы.
Руководительница труппы Королевский балет Н. де Валу'а  созда„т  труппу,
осн. репертуаром к-рой были классич. Б.- "Шопениана" (1932),  "Лебединое
озеро" (1934), "Жизель"(1934). Одновременно де Валуа привлекает к работе
совр. балетмейстеров (Ф. Аштона, Р.  Хелпмена,  а  в  период  после  2-й
мировой войны Дж. Кранко, К. Макмиллана и др.). В Англии работают  также
труппы "Балле Рамбер", "Лондон фестивал балле" и  др.  Балетные  артисты
Англии: А. Маркова, А. Долин, М.  Фонтейн,  С,  Беу„зова,  Б.  Грей,  Н.
Нерина, М. Ширер, Р. Хелпмен, М. Соме, Д. Блэ/?, А. Грант, Дж. Гилпин  и
др.
   Начиная с 30-х гг.  созда„тся  Б.  в  США.  До  этого  времени  здесь
постоянно выступала труппа "Балле рюсс де Монте-Карло", к-рая  в  период
2-й мировой войны обосновывается в США, пополняется амер.  танцовщиками,
включает в свой репертуар Б. амер. балетмейстеров А. де Милль, Р.  Пейдж
и др. В 1933 танцовщик и балетмейстер Д. Баланчин организует в Нью-Йорке
Школу американского балета, на  базе  к-рой  возникает  балетная  труппа
Нью-Йорк сити балле. В этой труппе,  кроме  Ба-ланчина,  работают  амер.
балетм. Ю. Лоринг, Л. Кри-стенсен, У.  Доллар.  В  1940  на  базе  школы
труппы рус. артиста Мордкина была организована  вторая  балет-вая  амер.
труппа "Американ балле тиэтр" ("Балле тиэтр"), где работали рус.,  англ.
и амер. балетмейстеры -  Фокин,  Больм,  А.  Тюдор,  А.  де  Милль,  Дж.
Роббинс. В 50-е гг. в США организованы новые балет-иые труппы, в  т.  ч.
труппа "Балет США" Роббинса (1958). Среди балетных артистов США: Н. Кей,
М. и Н.Толчиф, Т. Ле Клерк, М. Хейден, Р. Хайтауэр, Д. Роббинс, М. Кидд,
Д. Криза, Н. Магальянес, Т. Бо-лендер, Ф. Монсион и др.
   С начала 30-х  гг.  оживляется  деятельность  датского  Б.,  в  Дании
ставятся нац. классич. Б. (в частности, А. Бурнонвиля) и новые спектакли
балетм. X. Лайнера, Н. Б. Ларсена, Ф.  Шауфусса,  Э.  Б  руна.  В  числе
балетных артистов Дании: М. Вангсоэ, К. Ралов, Т. Ланнер,  Э.  Брун,  П.
Гнатт, X. Крон-стам, Ф. Бь„рнсон. Характерная черта датского  Б.-высокое
развитие мимич. иск-ва. Среди артистов-мимов:
   Г. Карстенс, Н. Б. Ларсен и др. Возникают балетные  труппы  и  в  др.

Страницы: «« « 172   173   174   175   176   177   178   179   180  181   182   183   184   185   186   187   188   189   190  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия