Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 163   164   165   166   167   168   169   170   171  172   173   174   175   176   177   178   179   180   181  » »»

Островского. Этот репертуар проникал и в другие Б. Однако осн.  место  в
репертуаре Б. занимали псевдо-патриотич.  батальные  пьесы,  арлекинады,
пошлые фарсы.
   В Б. начали свой творч. путь многие впоследствии известные артисты  -
А. Л. и В. Л. Дуровы, И. С. Радунский (Бим), Е. А. Лепковский и др.
   Б. существовали вплоть до 30-х гг. 20 в. (в этот  период  в  них  шли
эстрадные дивертисменты). Попытки возродить Б.  в  40-х  гг.  успеха  не
имели.
   Лит.: Лейферт А. В., Балаганы, П., 1922; Д м и  т-р  и  е  в  Ю.,  На
старом Московском гуляний, в кн.: Театральный альманах ВТО, кн. VI,  М.,
1947; Алексеев-Яковлев А., Русские народные гуляния, Л.-М., 198;
   Кузьмина В., Русский демократический театр XVlIi века, М.,  1958.  Ю.
Д.
   БАЛАКИРЕВ,  Милий  Алексеевич  [21.XII.   1836   (2.1.1837),   Нижний
Новгород,- 16(29).V.1910,  Петербург]  -  русский  композитор,  пианист,
дириж„р, музыкально-общественный  деятель.  Брал  уроки  у  пианиста  А.
Дюбюка и дириж„ра К. Эйзриха. В 1856 впервые выступил в  Петербурге  как
пианист и композитор. В 1862 совм. с хоровым дириж„ром Г.  Я.  Ломакиным
организовал Бесплатную муз. школу. В 18831894 был управляющим Придворной
певческой капеллы. Основатель и глава "Новой русской музыкальной  школы"
("Могучая кучка"), сыгравшей огромную роль в становлении и развитии рус.
муз. иск-ва. Автор музыки  к  трагедии  Шекспира  "Король  Лир"  (1861),
симф.,  камерно-иструмент.  и  др.  соч.  Музыка  Б.  к  "Королю  Лиру",
принадлежащая, по словам В. Стасова, "к числу  высших  и  капитальнейших
созданий новой музыки", отличается глубоким  проникновением  в  характер
шекспировской драмы, рельефностью муз.  образов  и  органич.  связью  со
сценич. драматургией. Б. принимал непосредственное  участие  в  создании
Мусоргским, Римским-Корсаковым, Бородиным, Кюи оперных произв.,  помогая
им в выборе сюжетов и работе над музыкой, пропагандировал рус. оперы как
дириж„р и публицист. Особенно значительна была деятельность Б. в области
популяризации опер Глинки в России и за границей. В 1866 Б.  дирижировал
в Праге пост.  оперы  "Иван  Сусанин";  в  1867  чешская  общественность
отмечала десятилетие со дня смерти Глинки спектаклем "Руслан и Людмила",
поставленным при участии и под управлением Б.
   Лит.: Кисел„в Г., М. А. Балакирев, М.-Л., 1938.
   БАЛАКИРЕВСКИЙ  КРУЖОК  -  творческое  содружество  передовых  русских
музыкантов, возглавлявшееся композитором М.  А.  Балакиревым,  известное
также под назв. "Могучая кучка", или "Новая русская музыкальная школа".
   БАЛАНОВСКАЯ, Леонида Николаевна [р. 26. Х (7.XI).  1883-28.VIII.1960]
- русская советская артистка оперы (сопрано) и педагог. Пению  обучалась
в Пе-терб. консерватории у С. Цехановской. Впервые выступила на  оперной
сцене в Петербурге в 1906. В 1907-08  пела  в  оперных  т-рах  Киева.  В
1908-19 Б.солистка Большого т-ра.Одновременно  гастролировала  в  разных
оперных т-рах страны. В  1919-22  работала  в  опере  в  Севастополе,  в
1925-26 пела в Большом т-ре, в 1926-33 - в Харьковской  опере.  Обширный
диапазон голоса позволял Б. исполнять такие  различные  по  характеру  и
тесситуре партии, как Марина Мнишек ("Борис Годунов"),  Ганна  ("Майская
ночь"), Оксана, Мария  ("Черевички",  "Мазепа"  Чайковского),  Франческа
("Франческа да Римини" Рахманинова), Кармен; Мюзетта  ("Богема"),  Аида,
Ам-нерис ("Аида") и др. С 1933 Б. занимается педагогич. деятельностью; с
1941- профессор Моск. консерваторий.
   БАЛАНС,  равновесие  (франц.  balance,  букв.-  весы),-  цирковой   и
эстрадный  жанр.  В  отличие  от  эквилибристики,  основан   на   умении
исполнителя  сохранять  в  равновесии  различные  предметы   в   номерах
жонглирования.
   БАЛАНЧИВАДЗЕ,  Андрей  Мелитонович  [р.  19.  V  (1.  VI).  1905]   -
грузинский советский композитор. Нар. арт. Груз. ССР (1957). Деп.  Верх.
Совета Груз. ССР  1-5-го  созывов.  Сын  М.  А.  Валанчи-вадзе.  Окончил
Тбилисскую  (1927)  и  Ленинградскую  (1931)  консерватории.  В  1931-34
работал как композитор и музыкальный руководитель груз. т-ров.  Б.-автор
первого груз. балета "Сердце гор" (1-я ред. 1936, Т-р оперы и балета им.
Палиашвили, Тбилиси; 2-я ред. 1938, Театр оперы и  балета  им.  Кирова),
балета "Рубиновые зв„зды" (1950), опер  "Арсен"  (не  окончена),  комич.
оперы "Счастье" (нов. редакция - "Мзия", 1950) (пост.  в  Т-ре  оперы  и
балета им. Палиашвили), музыки к спектаклям в Т-ре им. Руставели  (в  т.
ч. "Король Лир";
   "Герой Крпаниси"  Шаншиашвили,  "Три  толстяка"  Олеши  и  др.),  2-й
симфонии (Ст. пр. 1946), 3 фп. концертов (за 2-й-Ст.  пр.  1947)  и  др.
соч. Жизнеутверждающая, лирически-напевная и в то же время  драматически
взволнованная музыка Б. отмечена  суровым  пафосом.  С  1935  занимается
педагогической деятельностью (с 1947 - профессор Тбилис. консерватории).
Н. Э.
   БАЛАНЧИВАДЗЕ,     Василий     Антонович     [12(24).IV.      1867-18.
V.1951]грузинский акт„р. Нар. арт. Груз. ССР (1950). Брат композитора М.
А. Баланчивадзе. Сценич. деятельность начал в 1887  в  Тифлисе.  В  1890
окончил Петерб. академию художеств. В 1891 вступил в труппу  Кутаисского
драм. т-ра, где работал до 1924. Затем работал в ряде  т-ров  Тбилиси  и
снимался в кино. Играл  преимущественно  комедийные  роли.  Выступал  на
эстраде с исполнением юмористич. сценок. Автор комедий, водевилей.
   БАЛАНЧИВАДЗЕ, Мелитон Антонович [24.XII. 1862 (5.1.1863), д. Баноджа,
близ Кутаиси,-21.XI. 1937, Кутаиси] - грузинский  советский  композитор.
Нар. арт. Груз. ССР (1933). В 1889-95 обучался в Петерб. консерватории.В
1895- 1917 выступал с организованными им хорами во  мн.  городах  Центр.
России, Украины, Польши, Прибалтики и  в  Грузии.  Автор  оперы  "Тамара
Коварная" по одноим. поэме А. Церетели (отрывки исполнялись в Петербурге
в  1897,  1912,  пост.  1926  Т-ром  оперы  и  балета  в  Тбилиси,   2-я
ред."Дареджан Коварная", 1937), послужившей основой груз. нац.  оперного
иск-ва, а также кантат, хоров и др.  соч.  Творчество  Б.  опирается  на
груз. муз. фольклор; его опера, ярко национальная по колориту, изобилует
мелодичными ариями, песнями, хоровыми и танцев, сценами.
   Лит.: Хучуа П., Мелитон Баланчивадзе, ТО , 1952.
   Л. СУ.
   БАЛАНЧЙН (Balanchine), Джордж (наст. имя и фам.- Георгий  Мелитонович
Баланчивадзе) (р. 22.1.1904)- американский балетмейстер. По нац. грузин;
сын композитора М. А. Баланчивадзе. С 1914 учился в Театральном  училище
при Мариинском театре  (Петербург),  которое  окончил  в  1921.  В  1923
впервые выступил как балетмейстер, приняв участие  в  вечерах  "Молодого
балета" в Петрограде. В 1925-29  -  гл.  балетмейстер  в  труппе  С.  П.
Дягилева  в  Париже.  В  1932  -  балетмейстер  труппы  "Балле  рюсс  де
Монте-Карло", в 1933- труппы "Балеты 1933". В том же году был  приглаш„н

Страницы: «« « 163   164   165   166   167   168   169   170   171  172   173   174   175   176   177   178   179   180   181  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия