Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 162   163   164   165   166   167   168   169   170  171   172   173   174   175   176   177   178   179   180  » »»

Дягилева. Здесь он оформил  спектакли  "Клеопатра"  ("Египетские  ночи")
Аренского
   (1909), "Шехеразада" на муз. Римского-Корсакова
   (1910), "Жар-птица" Стравинского (1910), "Нарцисс" Черепнина  (1910),
"Дафнис и Хлоя" Равеля (1912) и др. В творчестве Б.- одного из  активных
деятелей об-ва "Мир искусствам - проявилось стремление  к  изысканности,
стилизации.  Однако  для  лучших  работ  художника   характерны   смелая
композиция, яркая красочность, чувство ритма. Мастер сценич. костюма, Б.
в своих эскизах располагал ряды ритмич.  повторяющихся  цветовых  узоров
так, что они не только характеризовали сценич. образ, но и  подч„ркивали
динамику танца, движений акт„ра. Б. оформлял также спектакли в парижских
т-рах:  трагедия  "Елена  Спартанская"  Верхарна  (1912,  т-р  "Шатле"),
мистерия  "Мучения  св.  Себастиана"  Д'Аннунцио  (1913,  т-р  "Одеон"),
Творчество Б. оказало значит, влияние на декорационное  иск-во  Франции.
Позднее Б. работал  в  т-рах  Лондона  ("Спящая  красавица",  1922,  т-р
"Альгамбра"), Брюсселя, Рима, Нью-Йорка, Парижа. АН. Ш.
   БАКУ-столица Азербайджанской ССР с 1920 (971 тыс. жит.  на  1959).  В
нач. 20 в. в Б. функционировали  рус.  драм.  т-р  (антреприза),  азерб.
труппы,  оперный  т-р,  где  выступали  приезжие   труппы   (оперные   и
опереточные). За  годы  Советской  власти  Б.  стал  крупным  культурным
центром республики.
   Здесь работают (I960): Т-р оперы и балета им.  М.  ф.  Ахундова  (два
сектора - азерб.  и  русский).  Т-р  осуществил  пост.  опер:  "Лейли  и
Меджнун", "Асли и  Керем",  "К„р-оглы"  У.  Гад-жибекова,  "Шах  Исмаил"
Магомаева, "Севиль" Амирова, "Ашик Гариб" 3. Гаджибекова. На сцене  т-ра
поставлены балеты азерб. композиторов: "Семь красавиц" Караева, "Девичья
башня" Бадалбейли, "Гюлынен"С. Гаджибекова, а также  произведения  рус.и
мировой  классики,композиторов  братских  республик  ("Ануш"  Тиграняна,
"Даиси"  Палиашвили).  В  репертуаре  сохраняются   балеты   Чайковского
("Спящая красавица", "Лебединое  озеро",  "Щелкунчик"),  "Бахчисарайский
фонтан" Асафьева и др. Т-р да„т  спектакли  в  рабочих  районах  Баку  и
Республики, выезжает на гастроли в другие города СССР.
   Азерб. драм. т-р им. М. Ааизбекова, ставящий пьесы азерб. авторов (М.
Ахундова, Мамедкулизаде, Дж.  Джабарлы,  С.  Вургуна  и  др.),  классич.
(Шекспир, Островский, Гоголь) и совр. переводную драматургию.
   Азерб. русский драм. т-р им. Самеда Вургуна. Азерб. т-р муз.  комедии
(два сектора - азерб. и русский). В  репертуаре  т-ра  в  основном  муз.
комедии советских композиторов:
   У.  Гаджибекова,  Ф.  Амирова,  С.  Рустамова,  С.   Алескерова,   И.
Дунаевского и др. Т-р Юного зрителя им. А. М. Горького  (два  сектора  -
азерб. и рус.).
   В Б. работают также: Азерб.  Гос.  Филармония  им.  М.  Магомаева,  в
составе к-рой симфонич. оркестр  им.  У.  Гаджибекова,  Азерб.  ансамбль
песни  и  танца,  оркестр  нар.  инструментов  и  группа  вокалистов   -
исполнителей народных азерб. песен. Республиканский дом нар.  творчества
(отделы:   театр.,   муз.,   хореографич..   изобразительного    иск-ва,
фольклора).
   В Баку, его нефтяных и сельских районах созданы дворцы культуры  (9),
дома культуры (30), клубы городские (18), сельские (10), дома  Советской
Армии, офицеров Морского Флота, мед. работников (на 1959).
   Лит.: Касимов К., Зарождение и развитие азербайджанского музыкального
театра, в кн.: Искусство Азербайджана, т. 3, Баку, 1950; Бадалбейли  А.,
К а с и -м о в К., Азербайджанский государственный ордена  Ленина  театр
оперы и балета им. М. Ф. Ахундова, М., 1959; М а м е -дова Шевкет Ханум,
Пути развития азербайджанского музыкального театра, М., 1931; Карагичева
Л., Азербайджанская ССР, М., 1957 (Муз. культура союзных республик).  Г.
К.-К.
   БАЛАБИНА,  Фея  Ивановна  [р.  11.VI(29.V).1910]-  русская  советская
артистка балета.  Засл.  деят.  иск-в  РСФСР  (1957).  В  1931  окончила
Ленингр. хореографич. уч-ще (класс А.  Я.  Вагановой).  В  том  же  году
принята в Ленингр. т-р оперы и балета им. Кирова. Дебютировала в  партии
Тао Хоа. Творчество  Б.  характеризуемся  виртуозной  техникой,  высоким
проф.  мастерством,  жизнерадостностью,   задором,   непосредственностью
исполнения.  Исполняла  партии:  Китри   ("Дон   Кихот"),Жанна   ("Пламя
Парижа"),  Маша  ("Щелкунчик"),  Эсмеральда  (о.  п.   Пуни),   Паскуала
("Лау-ренсия"), Золушка  и  др.  Б..  принимала  участие  как  ассистент
балетмейстера в пост. балета "Золушка" (Ст. пр. 1946). В  1956  оставила
сцену. С 1947 препода„т в Ленингр. хореографич. уч-ще. С  1953  работает
педагогом-репетитором в балетной труппе Т-ра оперы и балета им. Кирова
   Лит.: Богданов-Березовский В. М., Ваганова, М.-Л.,  1950,  с.  76-78;
Слонимский Ю., Советский  балет.  Материалы  к  истории  сов.  балетного
театра, М.- Л., 1950. Г. Д.
   БАЛАГАН (от перс. балахане - верхняя  комната,  балкон)  -  временное
здание  для  театральных,  цирковых  или  эстрадных  представлений.   Б.
известны  в  России  с  сер.  18  в.  Первоначально  для   представлений
приспосабливались    торговые    помещения,    выстраиваемые    в    дни
ярмарок,балаганы  (отсюда  и  название).   Позднее   стали   сооружаться
специальные здания. Б. строились из досок, крыша  делалась  из  брезента
или  мешковины  (шапито).  Внутри  Б.  имел  сцену  и  зрительный   зал,
раздел„нный на первые, вторые  места,  и  т.  н.  "загон",  где  публика
стояла. Перед Б. сооружался балкон (раус, нем. Raus, от  heraus-наружу),
с к-рого артисты зазывали публику на представление.
   В конце 18 в. в Б. ставились пьесы из репертуара нар. т-ра  ("Комедия
о царе Максимилиане и его непокорном  сыне  Адольфе"  и  др.),  а  также
инсценировки рыцарских  романов.  В  нач.  19  в.  здесь  шли  гл.  обр.
арлекинады насыщенные различными  сценич.  эффектами  (пол„ты,  провалы,
чудесные  превращения  и  т.  п.).  Особенно   славились   представления
арлекинад в балаганах бр. Легат, бр.  Леман  и  Берга.  В  Б.  выступали
иностранцыи русские. Среди них фокусники, силачи (К.  Раппо),  акробаты,
гимнасты, жонгл„ры (Т. Барков, Г. Иванов и  др.),  нар.  хоры,  танцоры,
кукольники  с  Петрушкой  у/  марионетками.   В   Б.   выступали   часто
полупрофессионалы,  занимавшиеся  большую  часть  года  к.-н.  ремеслом.
Большое место в представлениях Б. занимал дед-ра„шник  -  зазывала.  Его
выступления нередко  содержали  сатирич.  выпады  против  господствующих
классов. В сер. 19 в. особенным успехом пользовались Б. отставного егеря
Бомбова, позднее - Лейферта и Малофеева.
   В 1880 в Петербурге на Марсовом поле был организован Б. нового типа -
"Развлечение  и  польза";  художеств.  часть  в  н„м  возглавлял  А.  Я.
Алексеев-Яковлева деятельность к-рого связана с нар. просвещением и нар.
т-ром.  Здесь  ставились  произведения   Пушкина,   Гоголя,   Некрасова,

Страницы: «« « 162   163   164   165   166   167   168   169   170  171   172   173   174   175   176   177   178   179   180  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия