Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 157   158   159   160   161   162   163   164   165  166   167   168   169   170   171   172   173   174   175  » »»

достаточной глубиной; лиш„нное прогрессивной  идейности,  оно  сводилось
часто  к   апологии   самодовлеющего   мастерства,   внешнего   бытового
правдоподобия. Рецензии Б. интересны прежде всего акт„рскими портретами,
живыми зарисовками спектаклей. В газете "Антракт" Б. помещал (под псевд.
"Не поэт")  юмористич.  стихи  о  моек.  т-рах.  Автор  неск.  водевилей
("Бедовая бабушка", 1858, "Любовный напиток", 1859, и  др.),  с  успехом
шедших на петерб., моек. и провинциальных сценах. Б.  принадлежат  также
драматич. переводы ("Осы" и "Лягушки"  Аристофана)  и  ряд  переделок  с
французского.
   С о ч.: Сочинения и переводы А. М. Баженова, т. 1-2, M., 1869.
   Лит.:  Венгеров  С.  А.,   Критико-биографический   словарь   русских
писателей и ученых, т. 2, СПБ, 1891. у. р.
   БАЗЕ  ДЖО  (Baseggio),  Ческо  (наст.  имя  -  Ф  р  а  н-ческо)  (р.
13.IV.1897)-итальянский акт„р. Род. в Венеции.  Играет  на  венецианском
диалекте. В 1920 начал проф. сценич. деятельность в труппе "Аре Венета",
руководимой Джакетти. В 1923-25 выступал вместе с  венецианским  акт„ром
К. Микелуцци. В 1926 создал собств. труппу, ставившую гл.  обр.  комедии
(на венецианском диалекте) К. Гольдони,  Дж.  Гал-лины,  а  также  совр.
авторов. В 1936-39 играл в  труппе  Дж.  Дзордзи,  объединявшей  акт„ров
венецианского  диалектального  т-ра.   Принимал   активное   участие   в
организации летних фестивалей драм. т-ров в Венеции,  где  выступал  как
акт„р и режисс„р. Пропагандист диалектальных комедий Гольдони, Б. создал
галерею образов  сварливых  стариков,  ворчунов  и  самодуров  в  пьесах
"Синьор   Тодеро-брюзга",   "Кьоджинские   перепалки",    "Перекр„сток",
"Самодуры", "Честная девушка", "Новая квартира", "Ворчун-благодетель"  и
др. Играл роль комич. старика Билоры в комедиях А.  Бе-олько,  в  пьесах
"Вдова", "Закат" Р. Симони и др. Автор (совм. с К. Лодовичи и  Галеацци)
ряда диалектальных комедий. В 1957 во время  празднования  200-летия  со
дня рождения Гольдони труппы  Базеджо  и  К.  Микелуцци  объединились  в
единую венецианскую труппу им. Гольдони. С. Мок.
   БАЗИЛЙДЪС, Башилидеш  (Basilides),  Мария  (11.XI.1888-28.IX.1946)  -
венгерская артистка оперы (контральто). В 1911 окончила Муз. академию  в
Будапеште. С этого же года Б.-  солистка  Будапештского  оперного  т-ра.
Партии: Хозяйка  ("Седлерские  посиделки"  Кодай),  Азучена  ("Трубадур"
Верди), Фрика ("Кольцо Нибелунга" Вагнера), Графиня ("Пиковая  дама")  и
др. Красивый тембр голоса, пси-хологич. глубина и  драматизм  исполнения
определили значение Б. в истории венг. оперного иск-ва. Выступала  также
как  камерная  певица,  пропагандировала  венгерские   народные   песни.
Гастролировала  во  мн.  странах  Европы.  А.  Н.  "БАЗОП1И"   (Basoche,
старофранц. baselche, от лат. basilica - здание для судебных  заседаний)
- французские корпорации судейских клерков и адвокатов, организовывавшие
комич. любительские представления. Возникну  в  в  начале  14  в.,  "Б."
выражали   вольнолюбивые   настроения   городской   демократич.   массы.
Корпорация  "Б."  была  очень  многочисленной  и,  помимо   центрального
парижского союза, имела кружки во многих франц.  провинциальных  городах
(Авиньоне, Бордо, Марселе, Шартре и др.). Пародируя гос. иерархию,  "Б."
имели своего короля, канцлера, гл. прокурора, принцев  и  епископов.  Б.
были  не  только  исполнителями,  но  и  сочинителями   комич.   сценок;
предполагается, что прославленный франц.  фарс  "Адвокат  Патлен"  (изд.
1485-86) был создан парижскими "Б.".  Регулярно  три  раза  в  год  "Б."
устраивали представления: в масляничные дни, 1 мая и в начале июля.  Эти
представления  отличались   смелой   сатиричностью,   они   пародировали
церемонии выездов королей,  проповеди  епископов,  словопрения  судей  и
адвокатов. За исполнение сатирич. сценок и песен члены "Б." неоднократно
подвергались публичным наказаниям и заключались в тюрьмы. В течение 15 и
16 вв. были изданы правительственные указы (1395,  1442,  1476  и  др.),
пытавшиеся запретить эти  корпорации,  но,  несмотря  на  это,  "Б."  не
прекращали  своего  существования.  В  1582  усиливающаяся   королевская
власть,   искореняя   городские   вольности,   окончательно    запретила
деятельность "Б.".
   Лит.: История  западноевропейского  театра,  под  общей  ред.  С.  С.
Мокульского, т. 1, M., 1956; Petite de Julie v i 1 1 e, Les comediens en
France au Moyen-ae, P., 1885;
   Cohen G., Le theatre en France au Moyen-age, t. 1, P., 1928. Гр. Б.
   "БАИ" ("Baj")-польский кукольный театр в Варшаве. Организован в  1928
С. Бачинским. Один из ведущих профессиональных кукольных т-ров Польши. С
1950 т-ром руководит Е. Даргель. А. Ф,
   "БАЙ И БАТРАК"-драма  Хаким-Заде-Нияэи  Хам-зы  (на  узб.  яз.)  в  4
действиях; показывает быт дореволюц. Узбекистана, рост революц. сознания
узб. народа в канун и в годы Октябрьской революции. Соч. в  1918.  Пост.
тогда же "Мусульманской  молод„жной  муз.-драматич.  труппой"  под  рук.
Хамзы  (Гафур  -  Хамза,  Бай-Кари-Якубов,  Джамиля  -   Игамбердыев   и
Кузнецова). В  1919-20  "Б.  и  б."  ставился  труппой  им.  К.  Маркса,
разъезжавшей с агитпоездом Политуправления Туркестанского фронта (реж. и
исполнитель роли Гафура - Уйгур).
   Полной точной рукописи произведения не сохранилось; его совр. вариант
воссоздан узб. драматургом К. Яшеном в 1939 на основе нескольких списков
драмы и др. документальных и мемуарных материалов. В  этом  варианте  10
марта 1939 состоялась премьера (в 1948 - возобновление; реж. Бабаджанов,
в 1958 новая  пост.  Т.  Ходжаева)  (исполнители:  Гафур  -  Хидоятов  и
Бурханов,  Джамиля  -  Ишантураева,  Болтаева,  Абдуллаева,  Хаджиона  -
Хидоя-това и Кузнецова, Салихбай - Джалилов,  Хольмат  -  Наз-руллаев  и
Нариманов). В 1959 во время декады узбекского иск-ва в  Москве  Т-р  им.
Хамзы показал "Б. и б.". Пьеса ставилась  всеми  основными  т-рами  Узб.
ССР, в т. ч. Ташкентским т-ром  рус.  драмы  (1939,  реж.  Чиркин,  худ.
Роберг) и т-рами др. республик  СССР:  Баш.  т-р  драмы  в  Уфе  (1948),
Казахский т-р в Джамбуле (1954), Туркменский т-р  драмы  им.  Сталина  в
Ашхабаде (1956), Таджикский т-р драмы им. Лахути в Сталинабаде (1957)  и
др.
   И з д а н и я.- Хамза. Избранные произведения, Ташкент, 1951 (пер. Л.
Садердцатовой); Пьесы советских писателей. Сб., т. 1, M., 1953 (пер.  И.
Султанова и Л. Бать).
   Лит.: Гос. ордена Ленина  акад.  узбекский  театр  драмм  им.  Хамзы.
Ташкент, 1957, с. 193-198; Уварова Г., Узбекский драм. театр. М.,  1959,
с. 24-55, 141-148. А. Шн.
   БАЙЕР   (Bayer),   Йозеф    (6.III.1852-12.III.1913)-композитор и дириж„р. В 1870 окончил Венскую  консерваторию.  С  1885  -
дириж„р балета в Венской придворной опере. Автор мн. балетов,  в  т.  ч.
"Венский вальс" (1885), "Фея кукол" (1888),  "Солнце  и  земля"  (1889),
"Танцевальная сказка" (1890),  "Красное  и  ч„рное"  (1892),  "Дунайская

Страницы: «« « 157   158   159   160   161   162   163   164   165  166   167   168   169   170   171   172   173   174   175  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия