Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 » »» русалка" (1892), "Свадьба в Боснии" (1893), "Студенческая любовь" (1894), "Маленький мир" (1904) и др. (поставлены в Венской придворной опере). Б. принадлежат также оперетты "Кавалер св. Марка" (1881, Нью-Йорк, т-р "Тамен"), "Мистер Менелай" (1892, Венская придворная опера), "Фрейлейн ведьма" (1898, Вена), "Начальник полиции" (1904, Вена) и др. А. В. БАЙЕР (Bayer), Йожеф (23.XI.1851-14.XII.1919)-венгерский историк театра. Основоположник венг. театр. историографии. Автор трудов по истории венг. нац. т-ра и драматургии. В 1908-15 редактировал 3-месячный журнал "Венгерский шекспировский сборник", в к-ром печатались работы, посвящ„нные творчеству Шекспира. С 1899 был чл.-корр., с 1911действительным членом Венг. академии наук. Соч.: A nemzeti jatekszin tortenete, v. 1-2, Bp., 1887; A magyar drama ir oda lom tortenete a leregibb nyomokon 1867-ig, v. 1-2, Bp., 1897; Shakespeare dramai hazankban, v. l-2, Bp., 1909; Schiller dramai a regi magyar szinpadon es irodalmunkban, Bp., 1912. БАЙЗА (Bajza), Йожеф (13.1. 1804-3.III.1858)- венгерский театр. критик, поэт и писатель. В 30-е гг. 19 в. был основателем и редактором журналов "Критические листки", "Атенеум" и "Фидельмезе", в к-рых большое место отводилось вопросам т-ра. Страстный пропагандист нац. театр. иск-ва, Б. в своих статьях выступал за утверждение реализма, за идейность драматургии и т-ра. В 1837-38 был директором "Мадьяр синхаза" (ныне Нац. т-р в Будапеште). Участник революции 1848-49. А. Гер. БАЙИЧ (Ба?и?), Исидор (10.VIII. 1878-15.IX. 1915) - сербский композитор, педагог и музыкально-общественный деятель. Учился игре на скрипке у проф. И. Герчича. В 1901 окончил Муз. академию в Будапеште по классу проф. Кеслера. Основал в Нови-Саде первую серб. муз. школу (1909) и "Сербскую музыкальную газету" (1903). Один из организаторов Союза серб. певческих обществ. Автор оперы "Князь Иво из Семберии" на сюжет Б. Нушича (1911, Белград), оперетт "Максим" (1898), "Мена" (1902), "Страшный день" (1907), музыки к спектаклям "Деревенский повеса" (1910), "Чучук Стану", "Сазан" (1909) и др. В творчестве Б., опиравшемся в осн. на серб. нар. фольклор, сказалось влияние Чайковского, Шумана и Листа. С 1901 Б.- проф. пения в Нови-Саде. Лит.: Milojevic M.. Isidor Bajic, Beograd, 1933. Ач. M., Ю. Ч. БАЙКИНА, Capa (р. 1895) - татарская советская актриса. Нар. арт. Татарской АССР, засл. арт. РСФСР (1940). Сценич. деятельность начала в 1910 в любительской тат. труппе (Астрахань). С 1911 - в труппе "Сайяр" (Казань). В годы гражданской войны Б.-актриса политотдела при 4-й армии Вост. фронта. В 1920-28 работала в Т-ре им. Камала (Казань). В 1929-41 - в Крымском тат. т-ре (Симферополь). Играла в муз. драмах: Галиябану (о. п. М. Файзи), Зухра ("Тахир и Зухра" Бурнаша), Гульчахра ("Аршин мал алан" У. Гаджибекова) и в драматич. спектаклях - Варвара ("Гроза") и др. X. К. БАЙЛЕ (baile, букв.- пляска) - в испанском театре 16-17 вв. небольшая пьеса-интермедия, построенная на пении. Участники представления сопровождали пение мимикой и жестами. В Б. изображалась повседневная жизнь, действующими лицами их были студенты, нищие, искатели приключений. С. И. БАЙОР (Ва?ог), Гизи (19.V. 1893, Будапешт,- 12. II. 1951, там же) - венгерская актриса. Нар. арт. Венг. Нар. Республики. Окончила Театр. Академию в Будапеште в 1914. В том же году дебютировала на сцене Национального т-ра (эпизодич. роль в комедии венг. классика Э. Сиглигети "Засилье женщин"). Актриса большой сценич. выразительности, творческой фантазии, владевшая даром перевоплощения, Б. с большим успехом играла в пьесах венг. авторов: Марта ("Бабушка" Чики), Аннушка (о. п. Гардоньи), Эржебет ("Кормилица" Броди), Ангел ("Белые облака" Мольнара) и др. Во время революции 1919 выступала перед нар. зрителем. С установлением в Венгрии фашистского режима Б. отходит от совр. репертуара и обращается к классике. Лучшие из созданных ею в этот период сценич. образов - героини Шекспира: Селия ("Как вам это понравится"), Титания и Пук ("Сон в летнюю ночь"), Катарина ("Укрощение строптивой"), Миранда ("Буря" , Джульетта. Среди др. ролей: Керубино ("Женитьба Фигаро"), Гильда ("Строитель Сольнес" Ибсена), Нора. Новый подъ„м в творчестве Б. наступает после 1945 когда она сыграла Клеопатру ("Антоний и Клеопатра" Шекспира), Диану ("Собака на сене" Лопе де Вега), Зи-лию ("Немой витязь" Хельтаи). Последние значительные творч. работы Б.: Анна Каренина (в одноим. инсц. по Л. Толстому, 1949) и леди Мильфорд ("Коварство и любовь", 1950). Пр. Кошута (1950). А. Гер. "БАЙР‚ЙТСКИЕ ЛИСТЫ" ("Bay reuther В latter" )- нем. музыкальный журнал (ежемесячник). Основан Р. Вагнером, первый редактор - Г. фон Воль-цоген. Выходил в Байр„йте в 1878-1939. Журнал освещал проблемы муз. творчества, биографию Вагнера, вопросы постановки опер и т. д. А. В. "БАЙР‚ЙТСКИЙ ТЕАТР" ("Festspielhaus", букв.- "Дом торжественных представлений") - нем. оперный театр в г. Байр„йте (сев. Бавария), созданный по замыслу композитора Р. Вагнера для исполнения его произведений. Проект т-ра и его постройка выполнены при участии архитекторов К. Брандта, Г. Земпера и О. Брюквальда. Зрительный зал вмещает 2 000 мест, расположенных амфитеатром, к-рый заканчивается галереей (лож и ярусов в т-ре нет). Оркестр скрыт от зрителей. На сцене этого т-ра должны были ставиться синтетич. произв. иск-ва, включающие поэзию, драму, музыку, танец, живопись. Закладка здания состоялась в 1872, торжественное открытие т-ра - 13 августа 1876. В дни открытия трижды была исполнена опера "Кольцо Нибелунга" под руководством Г. Рихтера. Вскоре из-за финансовых затруднений т-р был закрыт и вновь открылся лишь в 1882 постановкой "Парсифаля" Вагнера. С этого времени в Б. т. регулярно проводятся вагнеровские фестивали, руководство к-рыми после смерти Вагнера перешло к его вдове, К. Вагнер, с 1906 - к сыну композитора, 3. Вагнеру, затем к внукам композитора. Байр„йтские фестивали - значительное событие в культурной жизни Германии, в них принимали участие крупнейшие дириж„ры: Ф. Мотль, Р. Штраус, К. Мук, В. Фуртвенглер, Г. Абендрот, А. Тосканини и др. В годы первой и второй мировых войн фестивали не проводились, с 1951 были возобновлены. Совр. постановки Б. т. характеризуются внешней помпезностью, а также символистскими тенденциями, мистикой. См. илл. на стр. 371. Лит.: Чайковский П.И., Байрейтское музыкальное торжество, в кн.: Музыкальные фельетоны и заметки, М., 1898; G l a s e n a p p C. F., Das Leben Richard Wagners" Bd 1-6, Lpz., 1904-11; "Illustrierte Zeitung:", Lpz., 1901, .No 3020; Puttkamer A., 50 Jahre Bayreuth, B., 1927. A. B. Страницы: «« « 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |