|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 » »» Февральского).
Лит.: Ростоцкий Б., Маяковский и театр. М., 1952, с. 212-230. А. Шн.
БАОЦЗЮАНЬ (букв. - драгоценные свитки), с ю-аньцзюань,- жанр
китайских народных театр. представлений. Являлся эпич. сказом (проза в
форме диалога) с ариями (семисложные или десятисложные стихи с нар.
системой рифм), сопровождался муз. аккомпанементом. Термин "Б." известен
с 12 в. Как жанр получил распространение в 14- нач. 20 вв. в ряде
районов Юж. Китая. Был тесно связан с религией (с буддизмом, а позднее -
с тайными религиозными сектами). Вначале для представлений Б.
использовались преим. буддийские сюжеты (жизнеописание божества Гуань-ин
и др.), позднее - популярные фольклорные мотивы (сказание о Белой
змейке, о Лян Шань-бо и Чжу Ин-тай и др.), сказания и мифы буддийской
религ. секты даосов (о Хэ Сянь-гу, Ту-ди и др.). Исполнителями .Б.
являлись монахи, в дальнейшем- певцы-профессионалы. Нек-рые Б, были
реакционными по содержанию, что определялось их связью с религией.
Однако нередко произв. жанра Б. были проникнуты антиправительств,
идеями. В конце 19 в. Б. часто исполнялись в быту (при молении о
продлении жизни и т. п.). В наст. время тексты Б. являются предметом
изучения кит. литературоведов.
Лит.: Чжэн Чжэн ь-д о, Чжунго сувэньсюэ ши, т. 1-2, Пекин, 1953; Ли
Ши-юй, Вэньсюэичань цзэнкань" сб. 4, Пекин, 1958. В. P
БАР (Bahr), Герман (19.VII.1863-15.I.1934) - австрийский писатель,
драматург, театральный критик. Род. в Линце. С нач. 1880-х гг. был
связан с нем. натуралистич. т-ром, являлся одним из издателей
берлинского журн. "Свободная сцена", пропагандировавшего пьесы Э. Золя и
Г. Гауптмана. С 1892 переехал в Вену, возглавил группу
драматургов-модернистов (А. Шницлер, Г. Гофмансталь и др.). Статьи Б.,
вошедшие в сб. "Венский театр" (1899), "Рецензии" (1903), "Этюды" (1912)
и др., являются образцами театр. критики, не содержащей серь„зного
анализа явлений, а выражающей только личные впечатления и эмоции автора.
В период 1-й мировой войны и после-воен. период Б. переходит на позиции
экспрессионизма, крайнего субъективизма. Драматургич. деятельность Б.
начал с либеральных драм, писал также поверхностные, неглубокие по
содержанию, но сценичные комедии и фарсы. Пьесы Б. (ок. 40) "Новые люди"
(1887), "Жозефинам (1898), "Венские женщины" (1900), "Мастер" (1901),
"Концерт" (1909), "Фантом" (1912), "Мгновение" (1917), "Бабье лето"
(1924) и др. входили в репертуар т-ров Берлина, Вены, Штутгарта и др.
городов; в венских т-рах ставятся и в настд время. На рус. сцене в
1900-20 гг. в Малом т-ре, т-ре Корша, Александрийском т-ре, т-ре
Соловцова имн. др. шли пьесы "Концерт", "Мастер", "Апостол", "Звезда",
"Дети", "Жозефина" и др. В 1906 был режисс„ром в Немецком театре М.
Рейнхардта, в 1918 - директором "Бургтеатра" (Вена).
Лит.: М е у е г К., Die deutsche Literatur des XIX mit XX Jahrh., B.,
1920; Arnold A., Das deutsche Drama, I, B., 1925; Fuchs A., Hermann
Bahr, в кн.: Moderne osterreichische Dichter, W., 1946; Kindermann H.,
Hermann Bahr, Graz. 1954. A. H, Л. Лоб.
БАРАБАНОВ, Николай Сергеевич [р. 9(21).IV.1890]- русский советский
акт„р. Нар. арт. Латв. ССР (1955). В 1913 окончил драм. отделение Моск.
филармонич. уч-ща (учился у артистов Малого т-ра Н. К. Яковлева, И. С.
Платона и др.). Сценич. деятельность начал в 1911. В 1913-14 работал в
Моск. Свободном т-ре у К. А. Марджанова (Марджанишвили). В 1916-18акт„р
Александрийского т-ра. Играл роль Неизвестного в "Маскараде" в пост. В.
Э. Мейерхольда (1917). С 1921 - в Т-ре рус. драмы в Риге. Роли 20- 30-х
гг.: Рогожин ("Идиот" по Достоевскому), Борис ("Борис Годунов"),
Несчастливцев, Арбенин. Роли 40-50-х гг.: Полежаев ("Беспокойная
старость" Рахманова), Захар Бардин ("Враги"), Добротворский ("Закон
чести" Штейна), Глостер ("Король Лир"). С 1922 вед„т педагогич. работу.
Выступает как мастер художеств. слова.
БАРАБАШ (Barabas), Миклош (1810-1888) - венгерский художник. Учился в
Италии. С 1835 жил в Пеште. Создал ок. 3 000 портретов, среди к-рых
значит. место (ок. 100) занимают портреты крупнейших венг. акт„ров - М.
Лендваи, Лендваине, Р. Лабор-фальви, Г. Эгрешши (в роли Кориолана), М.
Фюреди (в роли Фигаро) и др., являющиеся ценными памятниками истории
венг. т-ра. А. Я.
БАРАЛЬТ (Baralt), Луис Алехандро (р. 1892) - кубинский драматург,
режисс„р, театральный деятель. В 1936 организовал и возглавил труппу
."Куэва" (Гавана)-театр. коллектив, противостоявший коммерч. т-рам. В
этом же году написал комедию "Луна на болоте" (пост. в т-ре "Куэва"),
затрагивающую проблемы морали кубинского общества. Б. принадлежат драмы:
"На берегу реки" (1938) о последних годах диктатуры X. Мачадо, "Белая
бабочка" (1948) о жизни индейцев. В числе др. пьес Б.:
"Трагедия индейцев", "Мгновенное раздумье". Был одним из основателей
Академии драм. иск-ва в Гаване (1941). С 1946 работал в Университетском
т-ре (Гавана), где пост. спектакли: "Педро де Урдемалас" Сервантеса,
"Агамемнон" Эсхила, "Лиса и виноград" Фигейреду, и др. Автор работ по
истории и теории драм. иск-ва- "Марти и театр" ("Marti у el teatro",
1941) и др. Л. X.
БАРАНГА (Baranga), Аурел (р. 20.VI.1913) - румынский писатель и
драматург. Род. в Бухаресте. Лит. деятельность начал как поэт в 40-е гг.
Первые пьесы Б.-"Бал в Фэгэдэу" (1946)-сатира на бурж. мораль, и
"Путешествие в Новую Каледонию" (1947). Пьеса "Сорная трава" (1948) - об
участии интеллигенции в построении социализма. Пьеса "Ч„рные годы" ("За
счастье народа", Гос. пр. в 1951), написанная Б. в соавторстве с Н.
Морару, воссозда„т картину борьбы рум. коммунистов в подполье против
фашистского режима в Румынии. В пьесе "Золотой урожай" (1958,
Муниципальный т-р в Бухаресте) Б. обратился к теме юциалистнч.
преобразования рум. деревни. В "Триумфальной арке" (1954) изобразил
антифашистское движение в Румынии накануне освобождения страны Сов.
Армией (1944). Наибольшей известностью пользуются комедии Б.
"Взбесившийся ягн„нок" (1950), направленная против бюрократизма, и
"Рецепт счастья" (1956), утверждающая новую мораль человека
социа-листич. об-ва.
С о ч. в рус. пер.: Морару Н. и Баранга А., За счастье народа, М.,
1953уБаранга А., Рецепт счастья, в кн.: Современные румынские пьесы, М.,
1959. А. Гер.
БАРАН‚НКО, Алексей Михайлович (1901-14.III. 1945) - советский
цирковой артист; воздушный гимнаст. С 1928, после окончания теастудии
Пролеткульта, начал выступать в цирке, сначала в качестве ловитора в
номере воздушный пол„т с батудом. В 1937 создал летающий аппарат для
воздушных гимнастов (вначале декорировался под аэроплан, а с 1939-под
Страницы: «« « 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |