Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 189   190   191   192   193   194   195   196   197  198   199   200   201   202   203   204   205   206   207  » »»

Февральского).
   Лит.: Ростоцкий Б., Маяковский и театр. М., 1952, с. 212-230. А. Шн.
   БАОЦЗЮАНЬ  (букв.  -  драгоценные  свитки),  с   ю-аньцзюань,-   жанр
китайских народных театр. представлений. Являлся эпич. сказом  (проза  в
форме диалога) с ариями (семисложные  или  десятисложные  стихи  с  нар.
системой рифм), сопровождался муз. аккомпанементом. Термин "Б." известен
с 12 в. Как жанр получил распространение  в  14-  нач.  20  вв.  в  ряде
районов Юж. Китая. Был тесно связан с религией (с буддизмом, а позднее -
с  тайными  религиозными  сектами).   Вначале   для   представлений   Б.
использовались преим. буддийские сюжеты (жизнеописание божества Гуань-ин
и др.), позднее  -  популярные  фольклорные  мотивы  (сказание  о  Белой
змейке, о Лян Шань-бо и Чжу Ин-тай и др.), сказания  и  мифы  буддийской
религ. секты даосов (о Хэ  Сянь-гу,  Ту-ди  и  др.).  Исполнителями  .Б.
являлись монахи, в  дальнейшем-  певцы-профессионалы.  Нек-рые  Б,  были
реакционными по содержанию,  что  определялось  их  связью  с  религией.
Однако  нередко  произв.  жанра  Б.  были  проникнуты  антиправительств,
идеями. В конце 19 в.  Б.  часто  исполнялись  в  быту  (при  молении  о
продлении жизни и т. п.). В наст. время  тексты  Б.  являются  предметом
изучения кит. литературоведов.
   Лит.: Чжэн Чжэн ь-д о, Чжунго сувэньсюэ ши, т. 1-2, Пекин,  1953;  Ли
Ши-юй, Вэньсюэичань цзэнкань" сб. 4, Пекин, 1958. В. P
   БАР (Bahr), Герман (19.VII.1863-15.I.1934)  -  австрийский  писатель,
драматург, театральный критик. Род. в  Линце.  С  нач.  1880-х  гг.  был
связан  с  нем.  натуралистич.  т-ром,  являлся   одним   из   издателей
берлинского журн. "Свободная сцена", пропагандировавшего пьесы Э. Золя и
Г.   Гауптмана.   С   1892   переехал   в   Вену,    возглавил    группу
драматургов-модернистов (А. Шницлер, Г. Гофмансталь и др.).  Статьи  Б.,
вошедшие в сб. "Венский театр" (1899), "Рецензии" (1903), "Этюды" (1912)
и др., являются  образцами  театр.  критики,  не  содержащей  серь„зного
анализа явлений, а выражающей только личные впечатления и эмоции автора.
В период 1-й мировой войны и после-воен. период Б. переходит на  позиции
экспрессионизма, крайнего субъективизма.  Драматургич.  деятельность  Б.
начал с либеральных  драм,  писал  также  поверхностные,  неглубокие  по
содержанию, но сценичные комедии и фарсы. Пьесы Б. (ок. 40) "Новые люди"
(1887), "Жозефинам (1898), "Венские женщины"  (1900),  "Мастер"  (1901),
"Концерт" (1909), "Фантом"  (1912),  "Мгновение"  (1917),  "Бабье  лето"
(1924) и др. входили в репертуар т-ров Берлина, Вены,  Штутгарта  и  др.
городов; в венских т-рах ставятся и в  настд  время.  На  рус.  сцене  в
1900-20 гг.  в  Малом  т-ре,  т-ре  Корша,  Александрийском  т-ре,  т-ре
Соловцова имн. др. шли пьесы "Концерт", "Мастер",  "Апостол",  "Звезда",
"Дети", "Жозефина" и др. В 1906 был  режисс„ром  в  Немецком  театре  М.
Рейнхардта, в 1918 - директором "Бургтеатра" (Вена).
   Лит.: М е у е г К., Die deutsche Literatur des XIX mit XX Jahrh., B.,
1920; Arnold A., Das deutsche Drama, I,  B.,  1925;  Fuchs  A.,  Hermann
Bahr, в кн.: Moderne osterreichische Dichter, W., 1946;  Kindermann  H.,
Hermann Bahr, Graz. 1954. A. H, Л. Лоб.
   БАРАБАНОВ, Николай Сергеевич [р.  9(21).IV.1890]-  русский  советский
акт„р. Нар. арт. Латв. ССР (1955). В 1913 окончил драм. отделение  Моск.
филармонич. уч-ща (учился у артистов Малого т-ра Н. К. Яковлева,  И.  С.
Платона и др.). Сценич. деятельность начал в 1911. В 1913-14  работал  в
Моск. Свободном т-ре у К. А. Марджанова (Марджанишвили). В  1916-18акт„р
Александрийского т-ра. Играл роль Неизвестного в "Маскараде" в пост.  В.
Э. Мейерхольда (1917). С 1921 - в Т-ре рус. драмы в Риге. Роли 20-  30-х
гг.:  Рогожин  ("Идиот"  по  Достоевскому),  Борис  ("Борис   Годунов"),
Несчастливцев,  Арбенин.  Роли  40-50-х  гг.:   Полежаев   ("Беспокойная
старость" Рахманова),  Захар  Бардин  ("Враги"),  Добротворский  ("Закон
чести" Штейна), Глостер ("Король Лир"). С 1922 вед„т педагогич.  работу.
Выступает как мастер художеств. слова.
   БАРАБАШ (Barabas), Миклош (1810-1888) - венгерский художник. Учился в
Италии. С 1835 жил в Пеште. Создал ок.  3  000  портретов,  среди  к-рых
значит. место (ок. 100) занимают портреты крупнейших венг. акт„ров -  М.
Лендваи, Лендваине, Р. Лабор-фальви, Г. Эгрешши (в роли  Кориолана),  М.
Фюреди (в роли Фигаро) и др.,  являющиеся  ценными  памятниками  истории
венг. т-ра. А. Я.
   БАРАЛЬТ (Baralt), Луис Алехандро (р.  1892)  -  кубинский  драматург,
режисс„р, театральный деятель. В 1936  организовал  и  возглавил  труппу
."Куэва" (Гавана)-театр. коллектив, противостоявший  коммерч.  т-рам.  В
этом же году написал комедию "Луна на болоте" (пост.  в  т-ре  "Куэва"),
затрагивающую проблемы морали кубинского общества. Б. принадлежат драмы:
"На берегу реки" (1938) о последних годах диктатуры  X.  Мачадо,  "Белая
бабочка" (1948) о жизни индейцев. В числе др. пьес Б.:
   "Трагедия индейцев", "Мгновенное раздумье". Был одним из  основателей
Академии драм. иск-ва в Гаване (1941). С 1946 работал в  Университетском
т-ре (Гавана), где пост. спектакли:  "Педро  де  Урдемалас"  Сервантеса,
"Агамемнон" Эсхила, "Лиса и виноград" Фигейреду, и др.  Автор  работ  по
истории и теории драм. иск-ва- "Марти и театр"  ("Marti  у  el  teatro",
1941) и др. Л. X.
   БАРАНГА (Baranga), Аурел  (р.  20.VI.1913)  -  румынский  писатель  и
драматург. Род. в Бухаресте. Лит. деятельность начал как поэт в 40-е гг.
Первые пьесы  Б.-"Бал  в  Фэгэдэу"  (1946)-сатира  на  бурж.  мораль,  и
"Путешествие в Новую Каледонию" (1947). Пьеса "Сорная трава" (1948) - об
участии интеллигенции в построении социализма. Пьеса "Ч„рные годы"  ("За
счастье народа", Гос. пр. в 1951), написанная  Б.  в  соавторстве  с  Н.
Морару, воссозда„т картину борьбы рум.  коммунистов  в  подполье  против
фашистского  режима  в  Румынии.  В  пьесе   "Золотой   урожай"   (1958,
Муниципальный  т-р  в  Бухаресте)  Б.  обратился  к   теме   юциалистнч.
преобразования рум. деревни.  В  "Триумфальной  арке"  (1954)  изобразил
антифашистское движение в  Румынии  накануне  освобождения  страны  Сов.
Армией   (1944).   Наибольшей   известностью   пользуются   комедии   Б.
"Взбесившийся  ягн„нок"  (1950),  направленная  против  бюрократизма,  и
"Рецепт   счастья"   (1956),   утверждающая   новую   мораль    человека
социа-листич. об-ва.
   С о ч. в рус. пер.: Морару Н. и Баранга А., За  счастье  народа,  М.,
1953уБаранга А., Рецепт счастья, в кн.: Современные румынские пьесы, М.,
1959. А. Гер.
   БАРАН‚НКО,  Алексей  Михайлович  (1901-14.III.  1945)   -   советский
цирковой артист; воздушный гимнаст. С 1928,  после  окончания  теастудии
Пролеткульта, начал выступать в цирке, сначала  в  качестве  ловитора  в
номере воздушный пол„т с батудом. В 1937  создал  летающий  аппарат  для
воздушных гимнастов (вначале декорировался под аэроплан,  а  с  1939-под

Страницы: «« « 189   190   191   192   193   194   195   196   197  198   199   200   201   202   203   204   205   206   207  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия