Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 197   198   199   200   201   202   203   204   205  206   207   208   209   210   211   212   213   214   215  » »»

Автор популярной в Польше в 17- 18 вв.  комедии  "Из  мужика  в  короли"
(1637). В этой пьесе, близкой к т. н. комедиям рыбалтов, Б. сочувственно
изображает крестьянина, попавшего в  военный  лагерь,  выступает  против
притеснения крестьян солдатами.
   Лит.: Морозов П.  О.,  История  русского  театра  до  половины  XVIII
столетия, СПБ, 1889, с. 60-65. С. И.
   БАРЫШЕВ,  Николай   Андреевич   (1907-1944)   -   русский   советский
театральный художник. Засл. деят. иск-в  РСФСР  (1940).  Член  ВКП(б)  с
1937. В 1929 окончил Казанскую художеств. школу. В  том  же  году  начал
работать в Крымском т-ре им. Горького  (Симферополь).  Позднее  был  гл.
художником этого т-ра. Оформил спектакли: "Как закалялась сталь" (1938),
"Человек с ружь„м" (1939), "Кремл„вские куранты" (1940) и др.  Во  время
Великой Отечеств. войны Б. по  заданию  Крымского  подпольного  комитета
партии организовал и возглавил в оккупированном  Симферополе  патриотич.
группу, к-рая составляла карты расположения фашистских  военных  частей,
распространяла    листовки    Совинформбюро,    доставляла    партизанам
медикаменты. В 1944 Б. и его группа  были  арестованы  гестапо  и  после
пыток расстреляны. Н. П.
   БАРЯНОВ, Анатолий Андреевич [р. 20. XII. 1907 (2.  I.  1908)]-русский
советский драматург. Член КПСС с 1927. Пьеса Б. "На той стороне"  (1949,
ЦТСА), поcв. сов. разведчикам, пост. во мн. т-рах СССР.
   Соч.: На той стороне. Пьеса, М., 1949; М., 1950.
   БАРЯТИНСКИЙ,Владимир  Владимирович  (р.1874-  г.  смерти  неизв.)   -
русский драматург. Князь. Род. в Петербурге. По окончании Морского уч-ща
служил офицером. В 1896 вышел в отставку. Первую пьесу  написал  в  1899
("Во дни Петра"). В 1901  вместе  с  женой,  актрисой  Л.  Б.  Яворской,
организовал в Петербурге "Новый театр", на сцене к-рого прошли  премьеры
большинства его пьес: "Перекаты" (1901),  "Карьера  Наблоцкого"  (1902),
"Последний Иванов" (1903), "Пляска жизни" (1903), "Светлый царь" (1904),
"Кучур-гин в  деревне"  (1905)  и  др.  Пьесы  Б.  не  поднимаются  выше
добродушного осмеяния дворянско-чиновничьей России. М. И.
   БАС (итал. basso, букв.-низкий)-1) Самый низкий по  звучанию  мужской
голос. Различают Б.-про-фундо, или  глубокий  (наиболее  низкий  Б.),  и
Б.-кан-танте, или певучий (более  высокий  Б.).  Б.  глубокий  (диапазон
примерно от mi до mi1) особенно ценен  своими  низкими  звуками,  но  на
оперной сцене  встречается  редко.  Более  распростран„н  Б.  певучий  с
развитым верхним регистром, его нижние ноты звучат не очень сильно;  его
диапазон - от F до Р, fis1. В  опере-сериа  18  века  Б.  использовались
мало, признание получили в основном с развитием оперы-буфф, где  басовым
партиям отводилось значительное место (так называемые характерные  басы,
басы-буфф). Широкую известность завоевали знаменитые оперные певцы-басы:
русские- О. А. Петров, Ф. И. Шаляпин, ф. И. Стравинский, В.Р. Петров, В.
И. Касторский; итальянские -Ф. Галли, Л. Лаблаш, Э. Пинца; французские -
П. Плансон, Л. Ротье,  Ж.  Дельмас;  польские  -  Э.  Решке,  А.  Дидур;
болгарские - Б. Христов, М.  Попов  и  др.  Среди  выдающихся  советских
певцов-басов: А. С. Пирогов, М. О. Рейзен, М. Д. Михайлов, И. И. Петров,
И. С. Паторжинский, Б. Р. Гмыря и др. Партии: Сусанин;
   Мельник ("Русалка"), Борис Годунов; Кончак  ("Князь  Игорь"),  Гремин
("Евгений  Онегин"),  Лепорелло  ("Дон   Жуан"   Моцарта),   Мефистофель
("Фауст"), король Марк ("Тристан и Изольда"),  Емельян  Пугач„в  (о.  п.
Коваля), Тарас ("Семья Тараса"  Кабалевского),  Вакулинчук  ("Броненосец
"Пот„мкин"" Чишко) и др. 2)  Самая  низкая  партия  многоголосного  муз.
сочинения. 3) Муз. инструменты низкого регистра.
   БАСИЛЬ‚-МАГЕЛЬСЕН  (Basilier-Magelssen),  Ида  (10.IX.1846-23.V.1928)
-финская артистка оперы (сопрано). Пению  обучалась  в  Хельсинки  у  Э.
Мехе-лин, а также в Париже и Петербурге. Впервые  выступила  на  оперной
сцене в Хельсинки в 1870. Участием в первых оперных спектаклях  на  фин.
яз. (Леонора в "Трубадуре", 1870,  Розина  в  "Севиль-ском  цирюльнике",
1872) Б.-М. во многом способствовала становлению нац. оперы в Финляндии.
В 1871-73 пела в стокгольмской Королевской опере. С  1873-солистка  "Фин
ской оперы" (Хельсинки). Выступала в драматических партиях (Маргарита  -
"Фауст"), но особого успеха достигла  в  комическом  репертуаре:  Розина
("Севильский цирюльник"), Мари, Нори-на ("Дочь полка" и  "Дон  Паскуале"
Доницетти) и  др.  Яркая,  темпераментная  игра  сочеталась  у  Б.-М.  с
виртуозным вокальным исполнением. С 1878 Б.-М. выступала в концертах. С.
Л.
   БАСОВ, Виктор Сем„нович  (3.  X.  1901-  19.  XII.  1946)  -  русский
советский театральный художник. Окончил Театр.-декорационную  мастерскую
Ленингр. художественно-пром. техникума (1926). Театр. деятельность начал
как художник и акт„р в 1921 (Усть-каменогорский нар. дом).  Работал  гл.
обр. в т-рах Ленинграда; оформил спектакли: "Ромео и Джульетта"  (1933),
"Отелло" (1934); "Дал„кое" Афиногенова (1936)-в Театре-студии  под  рук.
С. Э. Радлова, "Проданная невеста" Сметаны (1937,  Малый  оперный  т-р),
"Свадьба в Малиновке" Б.  А.  Александрова  (1938,  Т-р  муз.  комедии),
"Человек с ружь„м" (1938, Большой драм. т-р) и др.  Создав  декорации  к
спектаклям: "Отелло" (1935, моек. Малый т-р), "Мера  за  меру"  Шекспира
(1936, Харьковский  т-р  рус.  драмы)  и  др.  Для  Б.  было  характерно
использование декоративно-объ„мной  обобщ„нной'установки,  разнообразных
фактур материалов, введение вещей и предметов в действие.  Декорации  Б.
помогали создавать историч,  атмосферу  спектакля.  Наиболее  полно  эти
черты проявились в оформлении шекспировских спектаклей. Ряд декораций Б.
создал совм. с художницей В. М. Х-одасе-вич: "Фауст" (1941, Ленингр. т-р
оперы и балета им. Кирова), "Горе от ума" (1946, Ленингр. т-р драмы  им.
Пушкина) и др. М. П.
   БАСОВ, Осип Николаевич [2 (14). II. 1892 - 10.  X.  1934]  -  русский
советский акт„р. Засл. арт. РСФСР(1933). В 1918 поступил  в  Мамоновскую
студию. В 1919 переш„л в Студию Вахтангова, на основе к-рой в  1926  был
создан Т-р им. Вахтангова. Первые роли  Б.  -  капитан  Ревунов-Караулов
("Свадьба" Чехова, 1920), Гюстав  ("Чудо  святого  Антония"  Метерлинка,
1921), Альтоум ("Принцесса Турандот" Гоцци, 1922)-были подготовлены  под
рук. Е. Б. Вахтангова. В дальнейшем Б.  сыграл  ряд  характерных  ролей,
преим.  комедийного  плана:   Подколесин   ("Женитьба",   1924),   князь
Ветринский ("Лев  Гурыч  Синичкин"  Ленского,  1924),  Федот  ("Виринея"
Сейфуллиной и Правдухина, 1925), Людовик XIII  ("Марион  Делорм",  Гюго,
1926) и  др.,  а  также  роль  Миллера  ("Коварство  и  любовь",  1930).
Крупнейшая работа Б.- Достига-ев  ("Егор  Булычев  и  другие",  1932,  и
"Достигаев и другде", 1933). В иск-ве Б.  -  одного  из  наиболее  ярких
представителей вахтанговской школы - точность и выразительность внешнего
рисунка   роли   определялись-   глубокой   правдой   чувств,   оргаиич.
правдивостью,  отч„тливой  социальной  характеристикой  образа   Обладая

Страницы: «« « 197   198   199   200   201   202   203   204   205  206   207   208   209   210   211   212   213   214   215  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия