|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 » »» Автор популярной в Польше в 17- 18 вв. комедии "Из мужика в короли"
(1637). В этой пьесе, близкой к т. н. комедиям рыбалтов, Б. сочувственно
изображает крестьянина, попавшего в военный лагерь, выступает против
притеснения крестьян солдатами.
Лит.: Морозов П. О., История русского театра до половины XVIII
столетия, СПБ, 1889, с. 60-65. С. И.
БАРЫШЕВ, Николай Андреевич (1907-1944) - русский советский
театральный художник. Засл. деят. иск-в РСФСР (1940). Член ВКП(б) с
1937. В 1929 окончил Казанскую художеств. школу. В том же году начал
работать в Крымском т-ре им. Горького (Симферополь). Позднее был гл.
художником этого т-ра. Оформил спектакли: "Как закалялась сталь" (1938),
"Человек с ружь„м" (1939), "Кремл„вские куранты" (1940) и др. Во время
Великой Отечеств. войны Б. по заданию Крымского подпольного комитета
партии организовал и возглавил в оккупированном Симферополе патриотич.
группу, к-рая составляла карты расположения фашистских военных частей,
распространяла листовки Совинформбюро, доставляла партизанам
медикаменты. В 1944 Б. и его группа были арестованы гестапо и после
пыток расстреляны. Н. П.
БАРЯНОВ, Анатолий Андреевич [р. 20. XII. 1907 (2. I. 1908)]-русский
советский драматург. Член КПСС с 1927. Пьеса Б. "На той стороне" (1949,
ЦТСА), поcв. сов. разведчикам, пост. во мн. т-рах СССР.
Соч.: На той стороне. Пьеса, М., 1949; М., 1950.
БАРЯТИНСКИЙ,Владимир Владимирович (р.1874- г. смерти неизв.) -
русский драматург. Князь. Род. в Петербурге. По окончании Морского уч-ща
служил офицером. В 1896 вышел в отставку. Первую пьесу написал в 1899
("Во дни Петра"). В 1901 вместе с женой, актрисой Л. Б. Яворской,
организовал в Петербурге "Новый театр", на сцене к-рого прошли премьеры
большинства его пьес: "Перекаты" (1901), "Карьера Наблоцкого" (1902),
"Последний Иванов" (1903), "Пляска жизни" (1903), "Светлый царь" (1904),
"Кучур-гин в деревне" (1905) и др. Пьесы Б. не поднимаются выше
добродушного осмеяния дворянско-чиновничьей России. М. И.
БАС (итал. basso, букв.-низкий)-1) Самый низкий по звучанию мужской
голос. Различают Б.-про-фундо, или глубокий (наиболее низкий Б.), и
Б.-кан-танте, или певучий (более высокий Б.). Б. глубокий (диапазон
примерно от mi до mi1) особенно ценен своими низкими звуками, но на
оперной сцене встречается редко. Более распростран„н Б. певучий с
развитым верхним регистром, его нижние ноты звучат не очень сильно; его
диапазон - от F до Р, fis1. В опере-сериа 18 века Б. использовались
мало, признание получили в основном с развитием оперы-буфф, где басовым
партиям отводилось значительное место (так называемые характерные басы,
басы-буфф). Широкую известность завоевали знаменитые оперные певцы-басы:
русские- О. А. Петров, Ф. И. Шаляпин, ф. И. Стравинский, В.Р. Петров, В.
И. Касторский; итальянские -Ф. Галли, Л. Лаблаш, Э. Пинца; французские -
П. Плансон, Л. Ротье, Ж. Дельмас; польские - Э. Решке, А. Дидур;
болгарские - Б. Христов, М. Попов и др. Среди выдающихся советских
певцов-басов: А. С. Пирогов, М. О. Рейзен, М. Д. Михайлов, И. И. Петров,
И. С. Паторжинский, Б. Р. Гмыря и др. Партии: Сусанин;
Мельник ("Русалка"), Борис Годунов; Кончак ("Князь Игорь"), Гремин
("Евгений Онегин"), Лепорелло ("Дон Жуан" Моцарта), Мефистофель
("Фауст"), король Марк ("Тристан и Изольда"), Емельян Пугач„в (о. п.
Коваля), Тарас ("Семья Тараса" Кабалевского), Вакулинчук ("Броненосец
"Пот„мкин"" Чишко) и др. 2) Самая низкая партия многоголосного муз.
сочинения. 3) Муз. инструменты низкого регистра.
БАСИЛЬ‚-МАГЕЛЬСЕН (Basilier-Magelssen), Ида (10.IX.1846-23.V.1928)
-финская артистка оперы (сопрано). Пению обучалась в Хельсинки у Э.
Мехе-лин, а также в Париже и Петербурге. Впервые выступила на оперной
сцене в Хельсинки в 1870. Участием в первых оперных спектаклях на фин.
яз. (Леонора в "Трубадуре", 1870, Розина в "Севиль-ском цирюльнике",
1872) Б.-М. во многом способствовала становлению нац. оперы в Финляндии.
В 1871-73 пела в стокгольмской Королевской опере. С 1873-солистка "Фин
ской оперы" (Хельсинки). Выступала в драматических партиях (Маргарита -
"Фауст"), но особого успеха достигла в комическом репертуаре: Розина
("Севильский цирюльник"), Мари, Нори-на ("Дочь полка" и "Дон Паскуале"
Доницетти) и др. Яркая, темпераментная игра сочеталась у Б.-М. с
виртуозным вокальным исполнением. С 1878 Б.-М. выступала в концертах. С.
Л.
БАСОВ, Виктор Сем„нович (3. X. 1901- 19. XII. 1946) - русский
советский театральный художник. Окончил Театр.-декорационную мастерскую
Ленингр. художественно-пром. техникума (1926). Театр. деятельность начал
как художник и акт„р в 1921 (Усть-каменогорский нар. дом). Работал гл.
обр. в т-рах Ленинграда; оформил спектакли: "Ромео и Джульетта" (1933),
"Отелло" (1934); "Дал„кое" Афиногенова (1936)-в Театре-студии под рук.
С. Э. Радлова, "Проданная невеста" Сметаны (1937, Малый оперный т-р),
"Свадьба в Малиновке" Б. А. Александрова (1938, Т-р муз. комедии),
"Человек с ружь„м" (1938, Большой драм. т-р) и др. Создав декорации к
спектаклям: "Отелло" (1935, моек. Малый т-р), "Мера за меру" Шекспира
(1936, Харьковский т-р рус. драмы) и др. Для Б. было характерно
использование декоративно-объ„мной обобщ„нной'установки, разнообразных
фактур материалов, введение вещей и предметов в действие. Декорации Б.
помогали создавать историч, атмосферу спектакля. Наиболее полно эти
черты проявились в оформлении шекспировских спектаклей. Ряд декораций Б.
создал совм. с художницей В. М. Х-одасе-вич: "Фауст" (1941, Ленингр. т-р
оперы и балета им. Кирова), "Горе от ума" (1946, Ленингр. т-р драмы им.
Пушкина) и др. М. П.
БАСОВ, Осип Николаевич [2 (14). II. 1892 - 10. X. 1934] - русский
советский акт„р. Засл. арт. РСФСР(1933). В 1918 поступил в Мамоновскую
студию. В 1919 переш„л в Студию Вахтангова, на основе к-рой в 1926 был
создан Т-р им. Вахтангова. Первые роли Б. - капитан Ревунов-Караулов
("Свадьба" Чехова, 1920), Гюстав ("Чудо святого Антония" Метерлинка,
1921), Альтоум ("Принцесса Турандот" Гоцци, 1922)-были подготовлены под
рук. Е. Б. Вахтангова. В дальнейшем Б. сыграл ряд характерных ролей,
преим. комедийного плана: Подколесин ("Женитьба", 1924), князь
Ветринский ("Лев Гурыч Синичкин" Ленского, 1924), Федот ("Виринея"
Сейфуллиной и Правдухина, 1925), Людовик XIII ("Марион Делорм", Гюго,
1926) и др., а также роль Миллера ("Коварство и любовь", 1930).
Крупнейшая работа Б.- Достига-ев ("Егор Булычев и другие", 1932, и
"Достигаев и другде", 1933). В иск-ве Б. - одного из наиболее ярких
представителей вахтанговской школы - точность и выразительность внешнего
рисунка роли определялись- глубокой правдой чувств, оргаиич.
правдивостью, отч„тливой социальной характеристикой образа Обладая
Страницы: «« « 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |