Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 199   200   201   202   203   204   205   206   207  208   209   210   211   212   213   214   215   216   217  » »»

Б.- Петя ("Зел„ное кольцо" Гиппиус, 1916); сыграл  во  2-й  студии  роль
Франца Моора. В 1927 Б. исполнил  в  МХТ  свою  первую  большую  роль  -
Фигаро. Сыгранный живо, темпераментно, с подлинным комедийным блеском  и
л„гкостью,  Фигаро  в  исполнении  Баталова  был  человеком  из  народа,
отстаивавшим  сво„  право  на  счастье.  Огромное  сценич.  обаяние  Б.,
присущие  ему  оптимизм,  острое  чувство  современности,   искренность,
природный юмор, темперамент особенно ярко  проявились  в  роли  простого
русского парня  Васьки  Окорока  ("Бронепоезд  14-69",  1927),-"Горячий,
буйный,  веселый  образ  создает  Баталов",-писал  А.   В.   Луначарский
("Вечерняя   Москва",   26   февр.   1927).   Большой   мастер    внутр.
перевоплощения,  Б.   в   1929   создал   глубоко   сатирический   образ
анархиста-марод„ра матроса Рубцова ("Блокада" Вс. Иванова). Среди  ролей
Б.: Луп Клешнин ("Царь Ф„дор Иоаннович" А. К. Толстого),  Медведев  ("На
дне"), Лопахин ("Вишн„вый сад"). Последняя работа Б.  в  театре  -  роль
Собакевича ("М„ртвые души" по Гоголю, 1933). Б. много снимался в кино (с
1923); в созданных им образах Павла Власова ("Мать",  1926),  начальника
трудовой коммуны Сергеева ("Пут„вка в жизнь", 1931), вошедших в  историю
сов. киноискусства, с большой силой  звучала  тема  человека,  строящего
новый мир, новое общество.
   Лит.:  Горчаков  Н.,  Николай  Петрович  Баталов,  в  кн.:  Ежегодник
Московского Художественного театра 1949- 1950 гг., M., 1952, с. 559-589.
   БАТАШЕВ, Борис Александрович [р. 4 (17). IV. 1906] - народный  артист
Якутской АССР (1958). Сценич. деятельность начал в  1930  в  Моск.  т-ре
Революции.  В  1934  окончил  театр.  техникум  при  т-ре  Революции.  В
1941-44-акт„р Фронтового т-ра ВТО, в  1944-48  и  1951-59  -  Рус.  т-ра
Якутской АССР. Роли в  моек.  т-рах:  П„тр  ("Последние"),  Лаунс  ("Два
веронца" Шекспира), граф Нурин ("Давным-давно" Гладкова). В Русском т-ре
Якутской АССР:
   Незнамов ("Без вины виноватые"), Олег  Кошевой  ("Молодая  гвардия"),
Старик ("Старик" Горького), Крутицкий  ("Не  было  ни  гроша,  да  вдруг
алтын"), Ока„мов ("Машенька"), Эйкерс ("Соперники"  Шеридана),  Засыпкин
("На золотом дне" Мамина-Сибиряка) идр. С 1960 работает в кино.
   БАТАШОВ, Константин Николаевич (р. 31. I. 1918)  -  советский  артист
балета.  Нар.  арт.  Азерб.  ССР(1958).   После   окончания   Бакинского
хореографич. уч-ща, с 1935 работает в Т-ре оперы и балета  им.  Ахундова
(Баку). Исполняет ведущие партии: Полад,  Джангир-хан  ("Девичья  башня"
Бадалбейли), Мензер, Бахрам ("Семь красавиц" Караева),  Азиз  ("Гюлыпен"
У. Гаджибекова, Ст. пр. 1952), Вацлав, Гирей ( "Бахчисарайский фонтан"),
Ma  Ли-чэн  ("Красный  цветок").  Б.  созда„т  разнохарактерные  образы,
насыщает танец драматич. содержанием. Работает также  как  балетмейстер.
Пост. танцы в операх: "Шах Исмаил" Магомае-ва, "Лакмэ" Делиба,  балетную
сюиту   на   тему   "Ше-херезады"   Римского-Корсакова   и   др.   Вед„т
педагогическую работу в Бакинском хореографическом училище. К. Кае.
   БАТИ (Baty),  Гастон  (26.  V.  1885  -  13.X.  1952)  -  французский
режисс„р, акт„р, театральный  художник,  театровед.  Род.  в  Пелюссене.
Окончил лит. ф-т Лионского ун-та. Занимался лит. деятельностью (драма Б.
"Страсть" пост. в Лионе в 1905).  С  1919  работал  в  труппе  Ф.  Жемье
(Париж). В 1922-28 возглавлял организованную  им  труппу  "Химера",  где
поставил спектакли: "Под сенью зла" Ленормана и "Наездница Эльза" Демази
(1924-25), "Запасные головы"  Пеллерена  (1925-26),  "Гадибук"  Ан-ского
(1927-28) и др. В 1926 Б. вместе с Ш. Дюлленом, Л.  Ж/ее,  Ж.  Пи-тоевым
создал театр. объединение "Картель", ставившее  целью  борьбу  за  новый
т-р.  В  1928-29  ставил  спектакли  в  т-рах  "Авеню",  "Пигаль",  "Вь„
коломбье" (Париж), Камерном т-ре (Берлин)  и  др.  В  1930-47  руководил
т-ром "Монпарнас-Бати".  Среди  наиболее  значит,  работ  в  этом  т-ре:
"Тр„хгрошовая опера" Брехта (1930-31),  "Преступление  и  наказание"  по
Достоевскому (1933), "Капризы Марианны" Мюссе (1935-36), "Мадам  Бовари"
по Флоберу (1936- 1937), "Федра" Расина (1939-40), "Макбет" (1942-1943),
"Неизвестный из Арраса" Салакру (1948) и др. В 1936 вместе с Ж. Копо, Ш.
Дюлленом и Л. Жуве возглавлял "Комеди Франсез", где  пост.  "Подсвечник"
Мюссе (1936), "Соломенную шляпку" Лабиша (1938) и др.  Во  многих  своих
пост. выступал как художник. Одновременно с работой  в  драм.  т-рах  Б.
ставил   экспериментальные   кукольные   спектакли   (первое   публичное
представление -в 1944). С 1949 работал гл.  обр.  в  области  кукольного
т-ра и в про-винц. труппе "Комеди де Прованс", где возобновил  спектакли
"Капризы Марианны", "Федра" и  др.  Ученик  и  последователь  Жемье,  Б.
стремился  к  пост.  ро-мантич.   спектаклей-празднеств,   к   гармонич.
сочетанию  в  них  музыки,  света  с  яркими   красочными   декорациями,
эффектными мизансценами. Автор ряда теоретич. работ о т-ре.
   С о ч.: Vie de l'art theatral des origines a nos  jours  (in  collab.
con R. Chavance). P., 1932; Le Theatre Joly, P., [1937J; Rideau  baisse,
P., 1949. Я. Б.
   БАТЛЕЙКА,   или   бетлейка   (от   Betleem   -   польск.   назв.   г.
Вифлеема),народный кукольный театр. Получил распространение в Белоруссии
с 16 в. Приш„л в Белоруссию с Украины (см. Вертеп) и  из  Польши.  Кроме
названия "Б.", в Белоруссии существовали след. назв. этого т-ра: "Жлоб",
"Вифлеем", "Яселка", "Вяртэп". Возникновение  т-ра  Б.  было  связано  с
рождественскими праздниками  (отсюда  название,  Вифлеем-место  рождения
Христа). Распространению Б.  способствовали  странствующие  семинаристы,
вносившие в репертуар Б. сюжеты школьного т-ра. Постепенно  т-р  из  рук
церковников переходит к мещанам, крестьянам, становится чисто  народным.
В репертуар Б., наряду с религиозной пьесой "Царь Ирод", народной драмой
"Царь Максимилиан", входили  также  жанровые  сцены  "Матей  и  доктор",
"Антон   с   козой   и   Антониха",   "Вольский   -   купец   польский",
"Бэрка-корчмарь", "Цыган и  цыганка",  "Ванька  малой",  "Панич"  и  др.
Насыщенные социальной сатирой, построенные на фольклорном материале, эти
сценки осмеивали представителей эксплуататорских классов (пана, корчмаря
и т. д.), противопоставляя им положит.  героев  из  народа.  Сценой  для
представлений Б. служил  двухъярусный  ящик,  напоминающий  церковь  или
домик, представления устраивались в верхнем и нижнем ярусах.  Батлейщики
водили деревянные куклы  на  стержнях  по  прорезям  в  полу  ярусов.  В
представлениях действовало до 40 персонажей. Известно 6 типов Б.  Особое
место занимали Б., устроенные  по  принципу  теневого  театра  (Витебск,
Велиж),  и  Б.  с   меняющимися   прозрачными   декорациями   (Докшицы).
Представления Б. существовали до нач. 20 в.
   Лит.: Вертеп в Могилеве, "Могилевские  губернские  ведомости",  часть
неофициальная, 1866, ј 4; Романов E. Р., Белорусские  тексты  вертепного
действа, Могилев, 1898 (отд. оттиск из "Могилев, губ. ведомостей", 1898,
,1\?.ј 45-46, 49-52); Э p e м  и  ч  И.,  Очерки  белорусского  Полесья,
"Вестник Западной России", Вильно, 1867, кн. 10, т. 4, отд. 4;  Бессонов

Страницы: «« « 199   200   201   202   203   204   205   206   207  208   209   210   211   212   213   214   215   216   217  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия