Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 203   204   205   206   207   208   209   210   211  212   213   214   215   216   217   218   219   220   221  » »»

артистка оперетты. Засл. арт. РСФСР (1947). В 1913 выступала в Москве  в
т-ре М. И. Ртищевой, в 1914 -  в  т-ре  А.  И.  Арцыбушсвои,  В1915-20-В
Никитском т-ре E. В. Потоп-чиной (в 1917-в т-ре И. С. Зон), в 1920- 1922
- в различных опереточных театрах, с 1922-в  Дмитр.  театре  оперетты  в
Москве.  С  1927  Б.  -   артистка   Моск.   театра   оперетты.Исполняла
разнохарактерные лирические,  лирико-каскадные  роли:  Мариэтта,  Сильва
("Баядера",  "Сильва"),  Илона,  Жюльетта  ("Цыганская  любовь",   "Граф
Люксембург" Лега-ра), Ванда ("Роз-Мари" Фримля  и  Стодгард-та),  Марич,
Кондукторша ("Вольный  ветер",  "Миллион  терзаний"  Дунаевского),  Мать
("Свадьба в Малинонке" Александрова)  и  др.  Исполнение  Б.  отличалось
большим сценич. темпераментом и яркостью красок.
   БАХМАН, Август [22. III (3. IV). 1897 - 19.  VI.  1923]  -  эстонский
режисс„р  и  акт„р.  В  1921-  1923  руководил  экспериментальным  т-ром
"Утренний театр",  в  к-ром  пост.  спектакли  "Вечный  человек"  Бруста
(1921),   "Люди"   Газенклевера   (1923).   Крупнейшая   пост.   Б.    -
"Человек-масса" Толлера (1922), в к-рой он сам играл роль  революционера
(Безымянный). Б.  был  режисс„ром-экспериментатором,  мастером  массовых
сцен, в его  пост.  центральное  место  занимали  эпизоды,  определяющие
взаимоотношения героя и массы. Ставя пьесы  драматургов-экспрессионистов
(Э. Толлера, В. Газенклевера и  др.),  Б.  стремился  придать  им  совр.
звучание. Н. А.
   БАХРУШИН, Алексей Александрович (31. I. 1865, Москва, - 7. VI.  1929,
с. Горки Моск. обл.)- русский  театральный  деятель.  Основатель  театр.
музея в Москве.  Принадлежал  к  купеческой  среде.  С  90-х  гг.  начал
собирать материалы  по  истории  рус.  т-ра.  В  1894  на  основе  своих
коллекций создал частный литературно-театральный  му  зей  (впоследствии
только театральный). В 1913 Б. передал его Академии наук. С  1918  Б.  -
председатель   музейно-архивной   секции    при    Театральном    отделе
Нарком-проса. По распоряжению В.И. Ленина в 1918 театр. музею  в  Москве
было присвоено имя его основателя, а сам Б. был назначен его пожизненным
директором (см. Бахрушина музей).  Б.  был  глубоким  знатоком  т-ра  (в
особенности русского), создателем  многочисленных  театр.  эспо-зиций  и
выставок. Д. К л.
   БАХРУШИНА  МУЗЕЙ  (Центральный  театральный   музей   имени   А.   А.
Бахрушина). Основан в Москве в 1894 А. А. Бахрушиным  передавшим  его  в
1913 в ведение Академии наук. После Октябрьской  революции  в  1918  был
включ„н в сеть гос. учреждений РСФСР. По распоряжению В. И. Ленина музею
было присвоено имя его основателя. За 1918-59 фонды  Б.  м.  увеличились
почти в 8'  раз.  Музей  насчитывает  около  полумиллиона  экспонатов  и
является крупнейшим в мире собранием материалов по  истории  русского  и
многонац. сов. т-ра - драматического и музыкального.  В  Б.  м.  имеются
архивы и рукописи П. С. Мо-чалова, М. С. Щепкина, А. С.  Грибоедова,  А.
Н. Островского, М. Н. Ермоловой, В. Ф. Комиссаржевской, А. П.  Ленского,
семьи Садовских,  Н.  Н.  Синельникова,  К.  С.  Станиславского,  В.  И.
Немировича-Дан-ченко, Ф. И. Шаляпина, Л. В. Собинова и мн. др.  В  фонде
декорац. живописи хранятся эскизы декораций П. Гонзаго, А. Я.  Головина,
К. А. Коровина, В. Д. Поленова, М. А. Врубеля, В. М. и А. М. Васнецовых,
В. А. Серова, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакста, Н. К. Рериха, В. А. Симова,  Ф.
Ф. Федоровского, К. Ф. Юона, П. В. Вильямса, В. В. Дмитриева  и  др.;  в
иконографическом фонде - портреты акт„ров, выполненные К. П.  Брюлловым,
О. А. Кипренским, И. Е. Репиным, Н. А.  Андреевым,  дружеские  шаржи  на
театр. деятелей работы  Кукрыниксов  и  др.  Музей  располагает  большим
количеством фотографий постановок спектаклей от 50-х гг. 19 в. до  наших
дней,  афишами  и  программами,  а  также  мемориальными  вещами  театр.
деятелей, собранием грамофонных и магнитофонных записей крупных  оперных
и др. артистов.
   При Б. м.  имеется  библиотека,  насчитывающая  ок.  50  тыс.  томов.
Важнейшей задачей музея, помимо хранения и научной обработки экспонатов,
является широкая популяризация истории рус. и сов. т-ра. В  наст.  время
(1960) Б. м. располагает двумя постоянными  экспозициями  -  по  истории
рус. дореволюционного и по истории сов.  т-ра  и  постоянной  выставкой,
посв. Ф. И. Шаляпину. Музеем устраиваются (как в стенах музея, так и вне
его, в т. ч. и за рубежом - в Праге, Братиславе,  Бухаресте,  Будапеште)
временные выставки, отражающие значит, явления в истории т-ра в  СССР  и
за рубежом. Б. м. подготовил разделы сов. т-ра в ряде сов.  выставок  за
рубежом (Париж, Брюссель, Нью-Йорк, Гаванна,  Прага),  на  международной
театр. выставке в Вене. В Б. м. вед„тся  большая  лекционная  работа  по
истории рус. дореволюционного и сов. т-ра, проводятся выездные лекции  в
домах культуры, клубах, университетах культуры Москвы и ряда областей.
   Материалами и  консультациями  музея  пользуются  акт„ры,  режисс„ры,
художники моек. и периферийных т-ров, театр. учебные заведения. На  базе
своих фондов Б. м.  издал  ряд  научных  трудов  (А.  И.  Южин-Сумбатов.
Воспоминания. Записи. Статьи. Письма, М.-Л., 1941, и др.).
   Лит.: Филиппов В., Медведев Б., Театральный музей им. Бахрушина,  М.,
1955; Ю ж и н-С умбатовА. И., О государственном театральном музее  имени
А. А. Бахрушина, в кн.: С у м б а т о в-Ю ж и н А. И.,  Записи.  Статьи.
Письма, 2 изд., М., 1951. С. Я., Л. Пол.
   БАХУТАШВЙЛИ-ШУЛЬГИНА, Ольга  Александровна  [1(13).III.1876-  29.  V.
1930]- груз. советская артистка оперы (сопрано)  и  педагог.  Нар.  арт.
Груз. ССР (1942). Пению обучалась в муз. уч-ще Тбилисского отд. Русского
муз. об-ва, на Высших вокальных курсах  в  Петербурге  (1901)  и  Высших
вокальных курсах в Милане (1907). Впервые выступила на оперной  сцене  в
Тбилиси в 1903. Б.-Ш.-первая исполнительница  женских  партий  в  операх
Палиашвили и др. груз. композиторов. Партии: Этери ("Абесалом  и  Этери"
Палиашвили), Гульчина ("Сказание о  Шота  Руставели"  Аракишвили),  Лиза
("Пиковая дама"), Чио-Чяо-сан и  др.  Гастролировала  в  Москве,  Киеве,
Одессе,  Харькове  и  др.  городах.   С   1918   занимается   педагогич.
деятельностью (с 1921 - профессор  Тбилисской  консерватории).  Одна  из
создательниц  груз;  вокальной  педагогики.   Автор   "Опыта   вокальной
педагогики" (1936, на груз. яз.) и методич. пособий  по  пению.  В  1921
работала руководителем и редактором Гос. нар.  оперы  Глав-политпросвета
Наркомпроса.
 Соч.: Очерки по истории вокального образования в Грузии, Тб., 1959 (совм. с Рядновым и Вронским). Н. Э
   "БАХЧИСАРАЙСКИЙ ФОНТАН" -  балет  Б.  В.  Асафьева,  либретто  Н.  Д.
Волкова (по поэме Пушкина). Пост. 22 сент. 1934 в Ленингр. т-ре оперы  и
балета им. Кирова (Мария - Уланова, Зарема - Иордан, Вечеслова, Гирей  -
Дудко, Вацлав - Сергеев;  балетм.  Захаров,  дириж„р  Мра-винский,  худ.
Ходасевич). Возобновлена там же, 1946. Первая пост. в Москве -  11  июня
1936, Большой т-р (Мария - Васильева, Зарема  -  Банк,  Гирей  -  Гусев;
балетм. Захаров, дириж„р Файер, худ. Ходасевич). Возобновлена в 1944 и в

Страницы: «« « 203   204   205   206   207   208   209   210   211  212   213   214   215   216   217   218   219   220   221  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия