Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 » »» подавления Венгерской советской республики в 1919 Б. эмигрировал в Вену; до 1947 жил и работал в разл. городах Европы. Принимал участие в деятельности рабочих т-ров в Братиславе (инсценировка романа "Мать" Горького и др.), "Революционного т-ра" в Берлине, где была пост. пьеса Б. "Дни России", посв. Великой Октябрьской социалистич. революции. В 1911-19 написал драмы: "Весенний хмель", "Жу-жи" - о жизни крестьян, "Любовь", "Т„мный дом" - о тяж„лой жизни "маленьких людей". Пьесы "Любовь" и "Жужи" ставятся в т-рах Венгрии и в наст. время. За лит. и обществ, деятельность Б. удостоен в 1956 пр. Копгута. Соч.: Szerelem es ms szinmi-'ivek, [Bp.], 1955. A. H. БАРТАИ (Barfcay), Андраш (Эндре) (1798-4.X. 1856) - венгерский композитор. В 1829 совместно с Л. Меннером основал в Пеште школу пения. В 1838 и 1843-44 Б. - директор Нац. т-ра в Пеште. Автор первой венг. нац. оперы "Хитрость" (Нац. т-р в Пеште, 1839), опер "Аурелиа" (Немецкий муз. т-р, 1842), "Венгры в Неаполе" (Нац. т-р в Пеште, 1847), а также хоровых, камерно-инструментальных и др. соч. Оперы Б. предшествуют появлению первых опер Ф. Эркеля. В них хотя и отразилось влияние итал. и венской оперной музыки, но преобладает венг. городской муз. фольклор "вербункош". Б.- автор первой венг. научной работы в области музыки - "Венгерский Аполлон" (1834). В. И. APTEHEB - см. Антонов и Бартенев. БАРТОК (Bartok), Бела [25. III.1881, Надьсент-миклош (Трансильвания),- 26.IX.1945, Нью-Йорк]- венгерский композитор, пианист и муз. этнограф. Один из виднейших представителей нац. муз. культуры. Как пианист выступил впервые в возрасте 10 лет. Первонач. музыке учился в Братиславе. Окончил Музыкальную академию в Будапеште (с 1907профессор академии по классу фп.). В 1929 Б. совершил концертное турне по Советскому Союзу. В 1940 из-за преследований фашистов эмигрировал в США. Б. принадлежат: опера "Замок герцога Синей Бороды" (1918, Оперный т-р, Будапешт), балеты "Деревянный принц" (1917, там же), "Чудесный мандарин" (1926, К„льн; на венг. сцене -1945, Будапешт) и др. соч. Сюжет оперы "Замок герцога Синей Бороды" основан на старинном франц. сказании, использованном также Метерлинком в драме "Ариадна и Синяя Борода". Муз. язык оперы близок к характерным ладам и речитативным интонациям венг. нар. музыки, к нар. балладам сев. Венгрии и Трансильванци. Высокого драматизма и психо-логич. напряж„нности достигает композитор в обрисовке муз. образов. Музыка оперы отличается строгостью и стройностью построения, но в ней сказались модернистич. влияния. Одноактный сказочный балет Б. "Деревянный принц", прославляющий подлинную человечность, красоту всепобеждающей любви, более сильной, чем сословные предрассудки, характеризуется стилистич. ясностью и богатством инструментовки, проникнут жизнеутверждающим духом нар. муз. иск-ва. "Чудесный мандарин" - балет-пантомима, наиболее противоречивое музыкально-сценич. соч. Б., близкое к экспрессионистич. муз. драмам П. Хиндемита и А. Берга. Идея - любовь сильнее смерти-раскрывается при„мами, отмеченными высокой экспрессией человеческих чувств и страстей и в то же время натуралистич. тенденциями. Однако и в этом произв. есть фрагменты, где музыка достигает подлинного драматизма и проявляется иск-во Б. как мастера симф. развития муз. мысли. Б. занимался исследованием нар. музыки венгров и др.народов, собрал огромное количество нар. песен. Муз. композиции и научные труды Б. пользуются мировой известностью. Международная премия мира (посмертно, 1955). Лит.: Sleven s H., The life and musie of Bela Bartok, N. Y., 1953; Szabolcsi B. [ed.], Bela Bartok, sa vie et son oeuvre, [Р.], 1956; Мартынов И., Бела Барток, М., 1956. В. И.,A. H. БАРТОЛИ (Barfcoli), Франческо Саверио (2.XII. 1745-1806) - итальянский акт„р, драматург, историк театра. Работу в т-ре начал акт„ром бродячей труппы. В 1768 вступил в театр. труппу в Модене, выступал гл. обр. как автор прологов-обращений к публике и т. п. Написал стихотворные комедии и трагедии: "Салернский маг" (1772), "Заживо погреб„нная" (1773), трагикомедию в прозе "Молчание, или Эраст" (1780) на тему мифа о Федре и Ипполите, и др. Соч.: Le notizie istoriche de 'Comici italiani che fiorirono intorno all'anno MDL fino a'giorni presenti, v. l-2, Padova, 1782; II Mago salernitano, Venezia, 1772; La sepolta vi'/a, Parma, 1,775; П silenzio, ovvero l'Erasto, Vicenza, 1780. Ал. С. БАРТОШ (Bartos), наст. фам.- Б p а у н e p (Brau-ner), Ян (23.II.1893- 6. V. 1946)- чешский драматург, театральный критик и историк театра. Лит. деятельность начал в 1913 пьесой "Весна". Автор пьес экспрессионистского характера-"Вороны" (1923), "Бунтовщики на сцене" (1924), "Дом привидений" (1926) и др. Б. принадлежат работы по истории чешского т-ра, в т. ч. "История Национального театра и его строители" (1933) и "Временный театр и его драма" (1937). Соч.: О modernim divadelnim projevu, Praha, 1922; Hercovo tajemstvi, Praha, 1946; Dejiny Narodniho divadla, dl 1-4, Praha, 1933-37. JJ, Сол. БАРУА, Падманатх (1871-1946) - индийский драматург. Писал на ассамском яз. Пьесы Б."Джаямати" (1900) и "Садхани" (1911), написанные на материале историч. хроник, считаются первыми ассамскими трагедиями. Сатирич. комедия "Деревенский староста" (1890) обличает произвол англ. колониальной администрации. Пьесы Б. ставились любительскими коллективами в городах и деревнях. Св. П. БАРЦАЛ, Антон Иванович (25.V.1847-1927) - русский артист оперы (тенор), режисс„р. По нац. чех. Муз образование получил в Венской придворной оперной школе. Впервые выступил на оперной сцене в 1867 в Праге. С 1870 жил в России. До 1878 выступал в Киеве, Одессе и Петербурге, в 1878-1903 пел в Большом т-ре в Москве (в 1882-1903 - также гл. режисс„р;. Партии: финн ("Руслан и Людмила"), Князь ("Русалка"), Берендей ("Снегурочка"), Элеазар ("Жидовка" Галеви), Миме ("Зигфрид" Вагнера) и др. Исполнение Б. отличалось большой музыкальностью, филигранной отделкой деталей, безупречной дикцией. Был участником всех новых совр. ему постановок опер на сцене Большого т-ра. В 1903 Б. оставил сцену. Занимался концертной и педагогич. деятельностью (в 1898-1921 -профессор Моск. консерватории). БАРЩЕВСКАЯ (Barszczewska), Элжбета (р. 29. X J. 1913) - польская актриса. Сценич. деятельность начала в 1934. В 1934-39 и с 1946 - актриса "Т-ра Польски" в Варшаве. Иск-ву Б. присущи сдержанность, естественность, внутренняя драматич. насыщенность. Роли: Саломея ("Горштынский" Словацкого), Инфанта ("Сид" Корнеля - Выспянского), Елена Андреевна ("Дядя Ваня"), Нора и др. С. И. БАРЫКА (Baryka), П„тр (ок. 1-й пол. 17 в.) - польский драматург. Страницы: «« « 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |