Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 204   205   206   207   208   209   210   211   212  213   214   215   216   217   218   219   220   221   222  » »»

1954. Пост. в т-рах оперы и балета др. городов:
   Алма-Аты (1958), Ашхабада (1946 и 1950), Баку (1935 и 1950), Вильнюса
(1954), Еревана (1939 и 1955), Казани  (1946  и  1958),  Киева  (1937  и
1956), Одессы (1937), Риги (1947), Сталинабада  (1946),  Тбилиси  (1939,
1955, 1958), Якутска (1958) и др.
   За рубежом впервые пост. 19 янв. 1938 в Т-ре оперы и балета, Вильнюс;
в т-ре Нар. оперы, София (1945), в  Бухарестском  оперном  т-ре  (1947),
балетн. Ансамбле албанской филармонии (1951), в Нар. т-ре Тираны (1954);
Силезском оперном т-ре, Бытом (1951); в Нар. т-ре, Росток -ГДР (1951); в
Т-ре оперы и балета Будапешта (1952); Нац. опере в  Праге  (1955);  Нац.
финской опере (1956,  1958);  в  Японии  -  в  балетной  труппе  "Микуко
Мацуяма" (1958); Муз. т-ре Улан-Батора (1959).
   Издания.- "Бахчисарайский фонтан", М., Музгиз, 1939. Д. П.
   БАЦ‚ВИЧ (Bacewicz), Гражина (р. 5. II. 1913) - польский композитор  и
скрипачка. Композиции обучалась в Варшавской консерватории  у  проф.  К.
Сикор-ского, игре на скрипке - у проф. И. Яжембского. Совершенствовалась
в Париже  у  Н.  Буланже  (композиция)  и  К.  Флеша  (скрипка).  Творч.
деятельность как скрипачка и  композитор  начала  в  1934.  Автор  оперы
"Приключения короля Артура"  (впервые  исполнена  по  радио  в  Варшаве,
1960), балета "Король-крестьянин"  (Варшава,  1953)  и  др.  соч.  Вед„т
педагогич. работу; профессор консерватории в Варшаве. Гос. премии (1950,
1952). Л. Г.
   БАЦЗЫ - 1) Название различных предметов реквизита в кит. т-ре  (пики,
мечи и т. п.), употребляемых в сценах боя. 2) Название батальных сцен  в
нар. кит. т-ре.
   БАЧВАНСКИЙ (Б  а  ч  в  а  н  с  к  и),  Александр  (1832-  26.  III.
1881)сербский акт„р и режисс„р. В 1848 организовал  любительский  т-р  в
Сегедине. Проф. сце-нич. деятельность начал  в  бродячей  театр.  труппе
после 1850. Под псевдонимом Вархиди играл в  Будапеште.  В  1869-74  был
режисс„ром Народного т-ра в Белграде, где до конца  жизни,  несмотря  на
слепоту,  наступившую  в  1874,  работал  как  акт„р.  Среди  пост.  Б.:
"Венецианский  купец"  (1869),  "Кир   Яня"   Стерии-Поповича,   "Лекарь
поневоле" (обе в 1870). Игра Б.- яркого характерного акт„ра - отличалась
правдивостью и выразительностью.  Роли:  Шейлок,  Гарпагон;  Людовик  XI
("Людовик XI" Делавиня), Фарий ("Граф Монте-Кристо" по Дюма-отцу) и  др.
Занимался педагогической работой в акт„рской школе в Белграде. А г. М.
   БАЧО, Киро  (наст.  фам.  -  Петров)  (1835-76)  -  болгарский  поэт,
педагог, революционер. По инициативе Б. в с. Горни-Турчета в  1869  была
создана нар. читальня, в к-рой с нач. 70-х гг. учщаяся молод„жь  ставила
любительские спектакли. Б. принимал участие в этих постановках. Одна  из
пьес Б. "Бедняк Танчо" (1874, по повести Л. Каравелова), написанная  для
пост. в нар. читальне, является образцом "хайдуцкой  драмы",  отражавшей
революц. настроения болг. общественности.
   В ней реалистически воссоздана жизнь болг. крестьян  йод  тур.  игом,
вооруж„нное выступление народа Против поработителей. Б.- один из  героев
Апрельского восстания 1876, был схвачен турецкой полицией  повешен.  Аг.
М.
   БАШ (наст. фам.- Б а ш м а к), Яков Васильевич (р. 8. VIII.  1908)  -
украинский советский писатель, драматург.  Член  КПСС  с  1938.  Род.  в
крестьянской семье. В 1927 написал первую пьесу "Смерть в петле",  к-рую
пост. районный драмкружок. Работал на строительстве Днепрогэса.  В  1931
начал литературную деятельность.  Учился  в  Харьковском  (1933-  1935),
затем Киевском (1935-37) ун-тах на  филологич.  ф-те,  в  1940  закончил
аспирантуру. Написал пьесы:
   "Профессор Буйко"  (1949,  Т-р  им.  Франко)  -  о  борьбе  советских
партизан  с  немецкими  оккупантами  в  годы  Великой  Отечеств,  войны;
"Днепровские  зв„зды"  (1951,   Запорожский   т-р   им.   Щорса)   -   о
восстановлении  Днепрогэса  в  послевоенные  годы;  бытовую  комедию  "У
каждого своя цель" (1956, Харьковский т-р им. Шевченко).
   Соч.: П'еси, Кив, 1958. Р. Б.
   БАШЕННЫЙ  ТЕАТР  -  название   декадентского   театрального   кружка,
созданного писателем Вяч. Ивановым в Петербурге. Существовал в  1909-10.
Спектакли устраивались на квартире Вяч. Иванова, расположенной в верхней
части здания - башне (отсюда название). В Б. т. играли писатели и  поэты
М. А. Кузмин, В. А. Пяст, В. Н. Княжнин; активным участником кружка  был
В. Э.  Мейерхольд.  Известность  получил  спектакль  Б.  т.  "Поклонение
кресту" Кальдерона (в пер. Бальмонта; реж. Мейерхольд,  художник  С.  Ю.
Судейкин).
   Лит.: Пяст В., Встречи, М., 1929, с.  166-180;  Зноско-Боровский  Е.,
Башенный театр. "Аполлон", 1910, ј 8, с. 31-36.
   БАШКИРСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Так же, как и башк. т-р, с  развитием  к-рого
она тесно  связана,  Б.  д.  возникла  после  Великой  Октябрьской  соц.
революции. До революции башкиры письменности на родном языке  не  имели.
Истоком Б. д. явилось богатое наследие устного нар.  творчества.  Сюжеты
первых  пьес  -  "Ашкадар"  (1920),  "Башкирская  свадьба"   (1927)   М.
Бурангулова, "Карагол" Д. Юлтыя (1925) заимствованы из нац. фольклора. В
них воспроизводились образы нар. героев, нар. быт, обряды. Первый период
развития  Б.  д.  отмечен  стремлением   к   этногра-фич.   точности   в
воспроизведении быта народа и некоторой его идеализацией. На развитие Б.
д. заметное влияние оказала  тат.  драматургия,  в  частности  пьесы  Г.
Камала, М. Файзи и др. В традициях  этой  драматургии  написана  бытовая
комедия  X.  Ибрагимова  "Башмачки"  (1921)  из  жизни  дореволюц.  тат.
купечества. Эта пьеса заложила основы популярного  в  башк.  т-ре  жанра
муз. комедии. В конце 20-х годов появляются пьесы на совр. темы. Большое
значение для утверждения совр. нац. драматургии имела  пьеса  М.  Гафури
"Красная звезда" (1926), показывающая молод„жь, строителей новой жизни в
башкирской деревне 20-х гг. Теме современности, строительству социализма
в Башкирии посв. пьесы А. Тагирова: "17-  ЗО"  (1929),  "Урняк"  (1929),
"Завод" (1932). Значительным этапом в развитии Б. д. явилось  творчество
С. Мифтахова, обращ„нное к  острым  проблемам  современности.  В  пьесах
"Хакмар"  (1932),  "Дружба  и  любовь"  (1939),  "Дочь  степей"   (1940)
драматург показывает новых людей башк. деревни, их отношение к семье,  к
труду. В пьесе "На  Балкане"  (1935)  -  тяж„лую  жизнь  башк.  сезонных
рабочих на золотых приисках в дореволюц. годы.
   В 30-х-нач. 40-х гг. в драматургию  приходят  Б.  Бикбай  ["Карлугас"
("Ласточка"), 1938)], К.  Даян  ("Тансулпан",  1941),  Р.  Нигмати  ("На
берегу Белой", 1941, "Лес шумит", 1944).
   Новый этап в развитии Б. д. начинается в конце 40-х - нач. 50-х гг. К
драматургии обращаются писатели и поэты - И. Абдуллин, Г.  Ахметшин,  М.
Карим,  К.  Мэрген,  Н.  Наджми,  М.  Хайдаров.  Несколько  позже  -  А.

Страницы: «« « 204   205   206   207   208   209   210   211   212  213   214   215   216   217   218   219   220   221   222  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия