Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 205   206   207   208   209   210   211   212   213  214   215   216   217   218   219   220   221   222   223  » »»

Мирзагитов, Н. Асанбаев. В  послевоенном  творчестве  башк.  драматургов
большое  место  занимает  совр.  тема.   О   новой   колхозной   деревне
рассказывают пьесы "Тальян-гармонь"  Г.  Ахметшина  (1949),  "На  берегу
Ирендэка" М. Хайдарова (1950), "Прекрасные долины Ак-Идели" И. Абдуллина
(1950). В пьесе "Одинокая  бер„за"  М.  Карима  (1951,  2-й  вар.  1954)
показан  острый  конфликт  между  зазнавшимся,  противопоставившим  себя
народу председателем колхоза и колхозниками, резко критикующими его,  но
борющимися за преодоление председателем своих ошибок. Жизнь послевоенной
Башкирии  отражена  в  пьесе  К.  Мэргена  "Утро  города"  (1949)  -   о
строительстве новых городов в республике. Пьесы И.  Абдуллина  "Глубокое
дыхание" (1947) и "Свояки" (1952) посвящены жизни башкирских нефтяников.
В пьесе "Глубокое дыхание" отражены борьба за открытие девонской  нефти,
столкновение новых, прогрессивных и косных, отсталых взглядов  в  науке.
Об интеллигенции, студенчестве и  молод„жи  рассказывают  пьесы  "Мы  не
расстанемся" Абдуллина (1950), "Весенняя песнь" Н. Наджми (1951) и др.
   Творчество   башкирских   драматургов   50-х   гг.    характеризуется
разнообразием жанров.  На  историческую  и  историко-революционную  тему
написаны пьесы "Салават" (2-й вар. 1953) Б. Бикбая, "Огненный вихрь"  А.
Мирзагитова (1959). Героике Отечественной  войны  посв.  пьеса  "Генерал
Шаймуратов" И. Абдуллина и Ш.  Насырова  (1958).  К  жанру  пси-хологич.
драмы относятся "Утерянные  письма"  Г.  Ахметшина  (1957),  "Раиса"  Н.
Асанбаева (1958; "Он вернулся" А. Атнабаева (1956). В  популярном  жанре
муз. комедии написана пьеса М.  Карима  "Похищение  девушки"  (1958),  в
жанре комедии - пьеса Н. Наджми "Парень удаль свою показывает" (1960).
   Лит.: Пименов Вл. и  ХарисовА.,  О  башкирской  драматургии,  в  кн.:
Башкирская советская драматургия, М., 1954;  Гайнуллин  М.,  Драматургия
Мифтахова. Из истории развития башкирской литературы, Уфа,  1959;  Карим
М., Некоторые вопросы развития башкирской драматургии,  газ.  "Советская
Башкирия", 1954, 31 января, ј 26;
   Байтерякова Д., Молодость не  требует  скидок,  "Театральная  жизнь",
1959, .ј 5. Д. Б.
   БАШКИРСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ. Создан в 1919 в Стерлитамаке на
базе кружков красноармейской самодеятельности. Вначале коллектив  ставил
пьесы татарских  драматургов,  переводы  рус.  классич.  драматургии.  В
репертуаре первых лет  пьесы  башк.  авторов  на  фольклорном  материале
("Ашкадар" Бурангулова,  1920,  "Карагол"  Юлтыя,  1925).  Среди  первых
акт„ров т-р а:
   Г. Карамышев, Б. Юсупова, Г. Мингажев, X. Бухарский, А. Зубаиров,  Т.
Рашитова, Ф.  Самитова,  Г.  Саттаров,  Е.  Сыртланова,  Г.  Ушанов,  Д.
Даутова, композитор и драматург X. Ибрагимов. Первыми режисс„рами  были:
В. Муртазин,  М.  Магадеев,  художник  С.  Никандров.  В  1922  т-р  был
перевед„н в Уфу, в 1924 переформирован  в  "Гос.  передвижной  т-р"  для
обслуживания р-нов республики. В 1929 труппа переходит  на  стационарную
работу в Уфе, получает гос. дотацию (в летний  период  обслуживает  р-ны
республики).  В  последующие  годы  в  состав  труппы  вливается  группа
молод„жи, окончившая театр. отделение Техникума иск-в ( созд.  в  Уфе  в
1926), - 3. Бик-булатова, А. Баширова,  Т.  Бикташева,  В.  Галимов,  Б.
Имашев, Г. Мансурова, А.  Мубаряков,  А.  Сады-кова,  Р.  Саубанова,  Р.
Сыртланов, Г. Тукаев, А. Ша-муков,  М.  Хабибуллин,  муз.  руководителем
т-рас 1932 был композитор М. Валеев.
   В конце 20-х-нач. 30-х гг. т-р обращается к пост. пьес на совр. тему:
"Красная звезда" Гафури (1926),
   "17-30" (1929), "Завод" (1932), "Ала-Тау" (1932) Тагирова и  др.  Т-р
ставит рус., сов. и классич. драматургию. Большое значение для  развития
башк. театр. иск-ва имели спектакли: "Мятеж" (1929),  "Ревизор"  (1929),
"Разбойники" (1929), "Овечий  источник"  (1930),  "Без  вины  виноватые"
(1933) и др. В 30-е гг. значительным этапом в истории т-ра явились пост.
пьес С. Мифтахова "Хакмар"  (1932),  "Дружба  и  любовь"  (1939),  "Дочь
степей" (1940), посв. совр. темам, пьесы "На Балкане" (1935) -  о  жизни
башк.  сезонных  рабочих  на  золотых   приисках.   Утверждению   иск-ва
социалистич. реализма в эти годы способствовала пост. лучших  пьес  рус.
советской драматургии: "Поднятая  целина"  по  одноим.  роману  Шолохова
(1936), "Любовь Яровая" (1937), "Бронепоезд 14-69" (1939).  В  1935  т-р
получил звание академического.
   К концу 30-х гг.  труппа  вновь  пополняется  выпускниками  Техникума
иск-в, в т-р приходят артисты:
   3. Арсланова, Г. Арсланов, Л. Ахтямова, С. Батыр-шина, Ф. Галимов, К.
Исханова, 3. Игдавлетов, 3. Каримов, Ф. Камалетдинова, Б. Канзафаров, X.
Ку-дашев,  М.  Лукманов,  С.  Саитов,  Г.  Сулейманов,  X.  Ягудина,  Р.
Янбулатова. Т-р ставит в эти годы пьесы "Карлугас"  ("Ласточка")  Бикбая
(1938), "Черноликие" Амири и Галимова по одноим. повести Гафури  (1938),
"Тансулпан" Даяна (1941), "Егор  Булычев  и  другие"  (1934),  "Доходное
место"  (1938),  "На  дне"  (1939).  О  творческой  зрелости  коллектива
свидетельствовал спектакль "Человек с ружь„м" (1941), в к-ром роль В. И.
Ленина исполняли артисты А. Йамуков и А. Мубаряков.
   К 40-м гг. т-р достиг творч. зрелости.  Наряду  с  акт„рами  старшего
поколения выдвинулась группа талантливой молод„жи, выросла режиссура (К.
Ба-киров, Б. Имашев, Р. Файзи; режиссурой  занимались  также  акт„ры  X.
Бухарский, В. Галимов  и  А.  Мубаряков),  художники  (М.  Арсланов,  Г.
Имашев, С. Каллимулин).  В  годы  Великой  Отечеств,  войны  были  пост.
спектакли: "Нашествие" (1943); "На берегу Белой" Нигмати  (1941).  Но  в
эти годы в репертуар проникли и слабые пьесы (напр., "Идукай и  Мурадым"
Бурангулова), искажающие историч. прошлое  башк.  народа.  Во  2-й  пол.
40-50-х гг. т-р вед„т большую работу по  созданию  спектаклей  на  совр.
темы: "Под каштанами  Праги"  Симонова  (1946),  "Герои"  по  роману  А.
Фадеева "Молодая гвардия" (1947).  Были  созданы  спектакли,  отражающие
совр. жизнь республики: "Глубокое дыхание"  (1947),  "Прекрасные  долины
Ак-Идели" (1950),  "Свояки"  (1952)  Абдуллина,  "Утро  города"  Мэргена
(1949),  "Тальян-гармонь"  Ахметшина  (1949),   "На   берегу   Ирендэка"
Хайдарова  (1950),  "Одинокая  бер„за"  Карима  (1951,  1954),  "Мы   не
расстанемся"  Абдуллина  (1950)  и  "Весенняя  песнь"   Наджми   (1951);
историческая драма "Салават" Бикбая (1953). Театр продолжал  работу  над
переводной советской  и  классич.  драматургией.  Пост.  "Семья"  Попова
(1950), "Последняя  жертва"  (1950),  "Бесприданница"  (1953),  "Мещане"
(1952), "Разлом" (1956), "Дядя Ваня" (1954), "Отелло"  (1935,  1954).  В
репертуаре  т-ра  -  драматургия  братских  республик:  "Семья   Аллана"
Мухтарова  (1951),  "Женихи"  Токаева  (1952).  Во  2-й  пол.  50-х  гг.
осуществлены спектакли: "Муса Джалиль"  Исанбета  (1956),  "Живой  труп"
(1958); "Похищение девушки" Карима  (1958),  "Раиса"  Асанбаева  (1958),
"Генерал Шаймуратов" Абдуллина и Насырова (1958), "Третья  патетическая"

Страницы: «« « 205   206   207   208   209   210   211   212   213  214   215   216   217   218   219   220   221   222   223  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия