|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 » »» БЕКИНГЕМ (Buckingham), Джордж Вилье, граф Б. (30.1. 1628,
Вестминстер,- 16.IV. 167, Йоркшир),- английский полит, деятель и
писатель. Играл значительную роль в лит. и театр. жизни Англии эпохи
Реставрации. Будучи сторонником классицизма, возглавил группу авторов,
создавших комедию "Репетиция" (1671, Королевский т-р) - остроумную
пародию на полные эффектов и экзотики "героич. пьесы" Дж. Драйдена.
"Репетиция" положила начало одноим„нному пародийному жанру в англ.
драматургии. В этом жанре писали Г. Филдинг, Р. Шеридан и др. Б.
принадлежит также комедия "Возможности" (1666).
Соч. см. в Хрестоматии по истории западноевропейского театра, сост. и
ред. С. Мокульского, т. 1, 2 изд., М., 1953 (отрывок из "Репетиции").
Лит.: N 1 с о 1 1 A., A history of English drama, v. l, Cambr., 1952;
История английской литературы, т. 1, ч. 2, М.-Л., 1945; История
западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 1, М.,
1956.
БЕККЕТ (Beckett), Самуэль (р. 13. IV. 1906)-французский писатель,
драматург. Автор пьес "В ожидании Годо" (1953, т-р "Вавилон", Париж),
"Конец игры" (1957, "Студия Елисейских полей"), пантомимы "Действие без
слов" (1957, там же), состоящих из отдельных эпизодов, лиш„нных
последовательно развивающегося сюжета и действия. Гротесковые пьесы Б.
проникнуты настроениями пессимизма, отчаяния, опустош„нности, в них
проявилось стремление драматурга раскрыть автоматизм существования
человека в совр. бурж. об-ве. Б. написал также пьесу "Последняя лента"
(1960, т-р "Рекамье"), в к-рой намечается тенденция к большей
определ„нности сюжета, к созданию психологич. характеристики персонажа.
Творчество Б. выражает духовный кризис бурж. интеллигенции Запада. Т.
Бач.
Лит.: Леклерк Г., Судьбы авангардистского театра во Франции, "Театр",
1959, .ј 9.
БЕКСАН - вид индонезийского театрального представления;
танцы-пантомимы. Распростран„н на Яве, Суматре п Бали. Возникший около
17-18 вв. Б. является дальнейшим развитием индонез. т-ра масок -
"топенг". Исполняется во время дворцовых празднеств молодыми сыновьями
раджей, султанов, вельмож в сопровождении нац. оркестра (гамелан). Перед
началом танца рассказчик - даланг - кратко излагает содержание танца;
сюжет Б. заимствуется из индонез. эпоса (истории Сери Рамы, Панджи и
др.). Танцоры условными движениями и мимикой изображают этот сюжет. Б.
исполняется ч„тным количеством пар (чаще всего 2 пары); один танцует, а
другой повторяет его движения. В Б., имеющих сложный сюжет, каждый
исполнитель танцует самостоятельно.
Лит.: M e p в а р т Л. А., Малайский театр. в кн.: Во" сточный театр.
Сб. статей под ред. А. М. Мерварта, Л., 1929;
Groneman J., Een avond bij den rijksbestuurder van Jogjakarta,
"Internat. Archiv fur Ethnographie", Lei den, 1890, Bd 111, s. 175; Gr o
n e m a n J., Javaansche Tooneeldansen, "Tij-dschrift van't Indisch
Aardrijkskundig Grenootschap", 1882, III. ' Л. А. М.
БЕЛАЗАРАС, Антанас Казио (р. 22. XII. 1913) - литовский советский
композитор. В 1934-42 обучался в Каунасской консерватории. С 1939
занимается пе-дагогич. работой (в Паневежеском муз. уч-ще). Автор первой
сов. литовской муз. комедии "Золотые моря" (1955, Каунасский т-р),
написанной на основе нац. муз. фольклора и рисующей жизнь колхозников
Литвы. Б. принадлежат также музыка к спектаклям, хоры и др. соч. Ю. Г.
БЕЛАКН‚ЛИ, Николай Николаевич [р. 24. XI (6. XII). 1897] - грузинский
советский артист оперы (драматич. тенор). Нар. арт. Груз. ССР (1950). В
1930 окончил Тбилисскую консерваторию по классу проф. E. А. Вронского; с
этого же года работает в Т-ре оперы и балета им. Палиашвили (Тбилиси).
Партии:
Нико ("Дареджан Коварная" М.Баланчивадзе), Абе-салом, Гурам
("Абесалом и Этери", "Латавра" Палиашвили), Ваши Ачуки ("Ваши Ачуки"
Кереселидзе), Радамес ("Аида"), Каварадосси, Хозе; Самсон ("Самсон и
Далила" Сен-Санса) и др. Периодически выступал в различных оперных т-рах
страны. Н. Э.
БЕЛАСКО (Belasco), Дэвид (25. VII. 1853 - 15. V. 1931) - американский
драматург, театральный деятель, режисс„р, акт„р. В 1864 дебютировал в
роли герцога Йоркского в пьесе Шекспира "Ричард III". В 1872 выступил
как драматург. Ранние пьесы Б. носили романтич. характер. Значительное
место в творчестве Б. занимали переработки совр. европейских пьес, к-рым
он придавал "американский колорит" ("Дубовое сердце", 1879, "Заза",
1898, и др.). В 1880 Б. - антрепрен„р и режисс„р в "Мэдисон сквер т-р"
(Нью-Йорк). По приглашению антрепрен„ра Д. Фромана Б. работал в 1885-90
режисс„ром в нью-йоркском т-ре "Лицеум", осуществляя постановки пьес,
написанных (или перераб.) им совместно с Г. де Миллем ("Жена", 1887,
"Благотворительный бал", 1889). С 1890 стал заниматься исключительно
драматургич. деятельностью, создавая преим. псевдонациональные, т. н.
"западные", экзотич. и ме-лодраматич. пьесы ("Сердце Мэриленда", 1895,
"Девушка с Золотого Запада", совм. с Л. Лонг, 1905, и др.). Эти пьесы
получили иронич. оценку Б. Шоу. В 1907 Б. стал владельцем и режисс„ром
нью-йоркского "Стайвесант тиэтра", известного также как
"Бе-ласко-тиэтр". В своих пост. Б. уделял много внимания технич.
усовершенствованиям сцены, освещению, шумовым эффектам. Стремился к
возможно точному, иногда натуралистическому воспроизведению сценич.
деталей. Последние годы жизни занимался только режисс„рской
деятельностью; его последняя пост.- "Сегодня вечером или никогда"
Хатвани (1930).
Соч.: The heart of Maryland and other plays, Prince-ton-N. Y.. 1941.
Лит.: Quinn Hobson A., A history of the American drama, L., 1937, с.
3, 49, 130-136, 163-199. И. К.
БЕЛГРАД - столица Югославии, главный город Сербии (свыше 522 тыс.
жит. на 1957). Начало театральной жизни Б. относится к 1841, когда
труппой любителей во главе с драматургами А. Николичем и И.
Стерия-Поповичем была пост. пьеса последнего "Смерть Стевана Дечанского"
(спект. этот ш„л в переоборудованном торговом помещении, к-рое получило
назв. "Театерна Джумруке"). В 1857 молод„жь местного Лицея организовала
театр. труппу, дававшую спект. на нем.яз. ("Театер у пивари"). Труппа
эта вскоре была реорганизована в сербское "Друштво српског позоришта"
("Сербское театр. Общество"). В 1864 этот т-р был распущен. Наиболее
значительным т-ром Б. до нач. 2-й мировой войны был "Народно позо-риште"
(Югославский Национальный театр), открытый 30 окт.
1869 пьесой Дж. Малетича "Посмертная слава князя Михаила М.
Обреновича". Первым руководителем т-ра был Й.Джордже-вич. Т-р "Народно
Страницы: «« « 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |