|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 » »» белорус. студии, работает во 2-м Белорус. т-ре (ныне Т-р им. Я. Коласа,
Витебск). Исполнительница ролей героинь, позже - характерных. Среди них:
Марина ("Война войне" Коласа), Татьяна
Марич ("Над Бер„зой-рекой" Глебки), Поля ("Мещане"), Мария Антоновна
("Ревизор"), Офелия; Мария Александровна ("Семья" Попова) и др. В. Н.
БЕЛИНСКИЙ, Виссарион Григорьевич [1 (13). VI, по новым данным, 30. V
(11. VI). 1811, Свеаборг,- 26. V (7. VI). 1848, Петербург] - русский
литературный и театральный критик, идеолог демократии. направления в
литературе и театре 30-40-х гг. 19 в., один из создателей русской
реалистич. эстетики.
Род. в семье врача. Окончил гимназию в Пензе, 1829-32 учился в Моск.
ун-те. Уже в студенческие годы Б. оказался в центре мыслящей,
прогрессивно настроенной молод„жи.
Страстная ненависть к крепостному праву, демо-кратич. гуманизм и
нравственный максимализм молодого Б. с большой силой сказались в его
юношеском произведении - трагедии "Дмитрий Калинин" (1830). Эта пьеса Б.
во многом близка драмам М. Ю. Лермонтова. Морально-философская патетика
пьесы связывает е„ с романтич. традицией декабристской литературы, с
драмами Шиллера и Байрона, а в картинах, рисующих уродства
помещичье-крепостного быта, чувствуется воздействие социально-обличит.
произведений Фонвизина, Радищева и Грибоедова. Герой драмы Б.- человек,
отверженный обществом, поставленный в романтически-необычайную
нравственную ситуацию. Однако важно, что уже здесь определяется
основополагающий для всей эстетики Б. интерес к действительности, отказ
от романтич. субъективизма. Трагич. катастрофа, к-рая постигает героя
драмы Б., не является результатом его индивидуальной "вины" - она
возникает как следствие непримиримых противоречий самой социальной
среды. Запрещ„нная цензурой пьеса послужила причиной для исключения Б.
из университета.
Свою лит.-критич. деятельность Б. начал в 1831 в моек.журнале
"Листок". В 1833 он становится сотрудником журнала "Телескоп" и
выходящей к нему приложением газеты "Молва", издаваемых Н. И.
Надежди-ным. Б. работал здесь в 1833-36 вплоть до закрытия журнала
правительством; в 1835, с мая по декабрь, в связи с отъездом Надеждина
за границу, был фактич. редактором журнала и газеты. В 1838-39
редактировал журнал "Московский наблюдатель". В 1839 переехал в
Петербург, стал сотрудником и идейным вдохновителем лучшего русского
журнала 40-х гг.- "Отечественные записки". В 1846, надеясь поправить
пошатнувшееся здоровье, Б. сопровождает своего друга - акт„ра М. С.
Щепкина, в его длительных гастролях по югу России. В 1847-48
сотрудничает в "Современнике" Н. А. Некрасова, во многом определяя
идейную программу журнала, развитую впоследствии Н. Г. Чернышевскими Н.
А. Добролюбовым. Б. умер от туберкул„за л„гких на 38-м году жизни,
измученный нуждой и непосильной работой.
Критич. творчество Б. отличалось боевым, непримиримо страстным
характером, смелым новаторством. Б. был признанным вожд„м передового
направления рус. лит-ры. Его суждения оказывали огромное воздействие на
общественное мнение, на творчество писателей, драматургов, акт„ров. Б.
посвятил театр. иск-ву св. 180 статей, рецензий и заметок. Он считал,
что т-р является "источником народного образования", выражает социальные
и духовные потребности общества. В своей первой крупной статье
"Литературные мечтания" (1834) Б. писал: "Театр!.. Любите ли вы театр
так, как я люблю его, т е. всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом,
со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость,
жадная и страстная до впечатлений изящного? Или, лучше сказать, можете
ли вы не любить театра больше всего на свете, кроме блага и истины?"
(Полное собр. соч. в
13 тт., М., 1953, т. 1, стр.78-79). Б. мечтал о появлении подлинно
народного т-ра, в к-ром можно будет ".. .видеть на сцене всю Русь, с ее
добром и злом, с ее высоким и смешным,... видеть биение пульса ее
могучей жизни...". Ярчайшее выражение своих стремлений Б. находит в
комедии "Горе от ума" А. С. Грибоедова: е„ персонажи "не выдуманы, а
сняты с натуры во весь рост, почерпнуты со дна действительной жизни; у
них не написано на лбах их добродетелей и пороков; но они заклеймены
печатию своего ничтожества, заклеймены мстительною рукою
палача-художника" (там же, стр. 80-81). Т. о., уже в начале своей
деятельности Б. требует от иск-ва верности действительности, неразрывно
связывая это с требованием прогрессивной направленности обществ. возз
рений художник а. Борьба за утверждение в иск-ве принципов жизненной
правды побуждает Б. резко выступать против пережитков классицизма в
т-ре, против ложного, ходульного иск-ва, проникнутого реакционной
тенденцией. В 1835 он принимает участие в критич. полемике,
развернувшейся вокруг творчества П. С. Мочал ова и В. А. Каратыгина ("И
мое мнение об игре г. Каратыгина"). Поддерживая анонимного критика П. Щ.
и решительно возражая С. П. Шевыр„ву, представлявшему мнение
консервативно настроенной эстетствующей критики, Б. заявляет, что, с его
точки зрения, Каратыгин не может быть признан великим художником, потому
что его искусству недоста„т больших идей и чувств, внутренней
страстности, личного активного отношения к изображаемому. Б. всецело
отда„т предпочтение Мочалову - акт„ру-"плебею", лиш„нному аристократич.
лоска и рассудочной уравновешенности, отличающих Каратыгина,- акт„ру
огромного вдохновения и пламенного темперамента, в игре к-рого глубокое
переживание становится источником естественности, поэтич. правды,
определяющей потрясающую силу воздействия театр. иск-ва на зрителей.
Эстетич. оценки приобретают у Б. обоснование в обществ, содержании
иск-ва. Новизна театр.-критич. метода Б. с особенным блеском выявилась в
его обширной статье ""Гамлет" Шекспира. Мочалов в роли Гамлета" (1838),
в к-рой Б., характеризуя гуманистич. освободительное по своей
направленности иск-во Мочалова, выразил принципы прогрессивного рус.
романтизма. Эта и др. статьи Б. о Мочал ове демонстрируют тончайшее
проникновение критика в творч. метод и душевное состояние акт„ра,
впервые показывают, что воплощение акт„ром роли-единый сложный процесс.
Отстаивая принцип жизненной правды, Б. смело становится на защиту
прогрессивного, реалистич. направления в т-ре, яростно преследуемого
официальной прессой. Он выступает прямым союзником Гоголя, обосновывает
критич. направление гоголевского реализма, устанавливает его историч.
истоки, утверждает ведущую роль гоголевской школы в совр. иск-ве. Б.
способствует развитию замечательного таланта М. С. Щепкина как акт„ра
критич. реализма, поддерживает гражданские, просветительские устремления
его творчества, высоко оценивает исключит. роль Щепкина в "сфере
Страницы: «« « 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |