Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 » »» белорус. студии, работает во 2-м Белорус. т-ре (ныне Т-р им. Я. Коласа, Витебск). Исполнительница ролей героинь, позже - характерных. Среди них: Марина ("Война войне" Коласа), Татьяна Марич ("Над Бер„зой-рекой" Глебки), Поля ("Мещане"), Мария Антоновна ("Ревизор"), Офелия; Мария Александровна ("Семья" Попова) и др. В. Н. БЕЛИНСКИЙ, Виссарион Григорьевич [1 (13). VI, по новым данным, 30. V (11. VI). 1811, Свеаборг,- 26. V (7. VI). 1848, Петербург] - русский литературный и театральный критик, идеолог демократии. направления в литературе и театре 30-40-х гг. 19 в., один из создателей русской реалистич. эстетики. Род. в семье врача. Окончил гимназию в Пензе, 1829-32 учился в Моск. ун-те. Уже в студенческие годы Б. оказался в центре мыслящей, прогрессивно настроенной молод„жи. Страстная ненависть к крепостному праву, демо-кратич. гуманизм и нравственный максимализм молодого Б. с большой силой сказались в его юношеском произведении - трагедии "Дмитрий Калинин" (1830). Эта пьеса Б. во многом близка драмам М. Ю. Лермонтова. Морально-философская патетика пьесы связывает е„ с романтич. традицией декабристской литературы, с драмами Шиллера и Байрона, а в картинах, рисующих уродства помещичье-крепостного быта, чувствуется воздействие социально-обличит. произведений Фонвизина, Радищева и Грибоедова. Герой драмы Б.- человек, отверженный обществом, поставленный в романтически-необычайную нравственную ситуацию. Однако важно, что уже здесь определяется основополагающий для всей эстетики Б. интерес к действительности, отказ от романтич. субъективизма. Трагич. катастрофа, к-рая постигает героя драмы Б., не является результатом его индивидуальной "вины" - она возникает как следствие непримиримых противоречий самой социальной среды. Запрещ„нная цензурой пьеса послужила причиной для исключения Б. из университета. Свою лит.-критич. деятельность Б. начал в 1831 в моек.журнале "Листок". В 1833 он становится сотрудником журнала "Телескоп" и выходящей к нему приложением газеты "Молва", издаваемых Н. И. Надежди-ным. Б. работал здесь в 1833-36 вплоть до закрытия журнала правительством; в 1835, с мая по декабрь, в связи с отъездом Надеждина за границу, был фактич. редактором журнала и газеты. В 1838-39 редактировал журнал "Московский наблюдатель". В 1839 переехал в Петербург, стал сотрудником и идейным вдохновителем лучшего русского журнала 40-х гг.- "Отечественные записки". В 1846, надеясь поправить пошатнувшееся здоровье, Б. сопровождает своего друга - акт„ра М. С. Щепкина, в его длительных гастролях по югу России. В 1847-48 сотрудничает в "Современнике" Н. А. Некрасова, во многом определяя идейную программу журнала, развитую впоследствии Н. Г. Чернышевскими Н. А. Добролюбовым. Б. умер от туберкул„за л„гких на 38-м году жизни, измученный нуждой и непосильной работой. Критич. творчество Б. отличалось боевым, непримиримо страстным характером, смелым новаторством. Б. был признанным вожд„м передового направления рус. лит-ры. Его суждения оказывали огромное воздействие на общественное мнение, на творчество писателей, драматургов, акт„ров. Б. посвятил театр. иск-ву св. 180 статей, рецензий и заметок. Он считал, что т-р является "источником народного образования", выражает социальные и духовные потребности общества. В своей первой крупной статье "Литературные мечтания" (1834) Б. писал: "Театр!.. Любите ли вы театр так, как я люблю его, т е. всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного? Или, лучше сказать, можете ли вы не любить театра больше всего на свете, кроме блага и истины?" (Полное собр. соч. в 13 тт., М., 1953, т. 1, стр.78-79). Б. мечтал о появлении подлинно народного т-ра, в к-ром можно будет ".. .видеть на сцене всю Русь, с ее добром и злом, с ее высоким и смешным,... видеть биение пульса ее могучей жизни...". Ярчайшее выражение своих стремлений Б. находит в комедии "Горе от ума" А. С. Грибоедова: е„ персонажи "не выдуманы, а сняты с натуры во весь рост, почерпнуты со дна действительной жизни; у них не написано на лбах их добродетелей и пороков; но они заклеймены печатию своего ничтожества, заклеймены мстительною рукою палача-художника" (там же, стр. 80-81). Т. о., уже в начале своей деятельности Б. требует от иск-ва верности действительности, неразрывно связывая это с требованием прогрессивной направленности обществ. возз рений художник а. Борьба за утверждение в иск-ве принципов жизненной правды побуждает Б. резко выступать против пережитков классицизма в т-ре, против ложного, ходульного иск-ва, проникнутого реакционной тенденцией. В 1835 он принимает участие в критич. полемике, развернувшейся вокруг творчества П. С. Мочал ова и В. А. Каратыгина ("И мое мнение об игре г. Каратыгина"). Поддерживая анонимного критика П. Щ. и решительно возражая С. П. Шевыр„ву, представлявшему мнение консервативно настроенной эстетствующей критики, Б. заявляет, что, с его точки зрения, Каратыгин не может быть признан великим художником, потому что его искусству недоста„т больших идей и чувств, внутренней страстности, личного активного отношения к изображаемому. Б. всецело отда„т предпочтение Мочалову - акт„ру-"плебею", лиш„нному аристократич. лоска и рассудочной уравновешенности, отличающих Каратыгина,- акт„ру огромного вдохновения и пламенного темперамента, в игре к-рого глубокое переживание становится источником естественности, поэтич. правды, определяющей потрясающую силу воздействия театр. иск-ва на зрителей. Эстетич. оценки приобретают у Б. обоснование в обществ, содержании иск-ва. Новизна театр.-критич. метода Б. с особенным блеском выявилась в его обширной статье ""Гамлет" Шекспира. Мочалов в роли Гамлета" (1838), в к-рой Б., характеризуя гуманистич. освободительное по своей направленности иск-во Мочалова, выразил принципы прогрессивного рус. романтизма. Эта и др. статьи Б. о Мочал ове демонстрируют тончайшее проникновение критика в творч. метод и душевное состояние акт„ра, впервые показывают, что воплощение акт„ром роли-единый сложный процесс. Отстаивая принцип жизненной правды, Б. смело становится на защиту прогрессивного, реалистич. направления в т-ре, яростно преследуемого официальной прессой. Он выступает прямым союзником Гоголя, обосновывает критич. направление гоголевского реализма, устанавливает его историч. истоки, утверждает ведущую роль гоголевской школы в совр. иск-ве. Б. способствует развитию замечательного таланта М. С. Щепкина как акт„ра критич. реализма, поддерживает гражданские, просветительские устремления его творчества, высоко оценивает исключит. роль Щепкина в "сфере Страницы: «« « 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |