Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 216   217   218   219   220   221   222   223   224  225   226   227   228   229   230   231   232   233   234  » »»

белорус. студии, работает во 2-м Белорус. т-ре (ныне Т-р им. Я.  Коласа,
Витебск). Исполнительница ролей героинь, позже - характерных. Среди них:
   Марина ("Война войне" Коласа), Татьяна
   Марич ("Над Бер„зой-рекой" Глебки), Поля ("Мещане"), Мария  Антоновна
("Ревизор"), Офелия; Мария Александровна ("Семья" Попова) и др. В. Н.
   БЕЛИНСКИЙ, Виссарион Григорьевич [1 (13). VI, по новым данным, 30.  V
(11. VI). 1811, Свеаборг,- 26. V (7. VI).  1848,  Петербург]  -  русский
литературный и театральный критик,  идеолог  демократии.  направления  в
литературе и театре 30-40-х  гг.  19  в.,  один  из  создателей  русской
реалистич. эстетики.
   Род. в семье врача. Окончил гимназию в Пензе, 1829-32 учился в  Моск.
ун-те.  Уже  в  студенческие  годы  Б.  оказался  в   центре   мыслящей,
прогрессивно настроенной молод„жи.
   Страстная ненависть к  крепостному  праву,  демо-кратич.  гуманизм  и
нравственный максимализм молодого Б. с большой  силой  сказались  в  его
юношеском произведении - трагедии "Дмитрий Калинин" (1830). Эта пьеса Б.
во многом близка драмам М. Ю. Лермонтова. Морально-философская  патетика
пьесы связывает е„ с романтич.  традицией  декабристской  литературы,  с
драмами  Шиллера  и   Байрона,   а   в   картинах,   рисующих   уродства
помещичье-крепостного быта, чувствуется  воздействие  социально-обличит.
произведений Фонвизина, Радищева и Грибоедова. Герой драмы Б.-  человек,
отверженный   обществом,   поставленный    в    романтически-необычайную
нравственную  ситуацию.  Однако  важно,  что  уже   здесь   определяется
основополагающий для всей эстетики Б. интерес к действительности,  отказ
от романтич. субъективизма. Трагич. катастрофа,  к-рая  постигает  героя
драмы Б., не  является  результатом  его  индивидуальной  "вины"  -  она
возникает  как  следствие  непримиримых  противоречий  самой  социальной
среды. Запрещ„нная цензурой пьеса послужила причиной для  исключения  Б.
из университета.
   Свою  лит.-критич.  деятельность  Б.  начал  в  1831  в  моек.журнале
"Листок".  В  1833  он  становится  сотрудником  журнала  "Телескоп"   и
выходящей  к  нему  приложением  газеты  "Молва",   издаваемых   Н.   И.
Надежди-ным. Б. работал здесь  в  1833-36  вплоть  до  закрытия  журнала
правительством; в 1835, с мая по декабрь, в связи с  отъездом  Надеждина
за  границу,  был  фактич.  редактором  журнала  и  газеты.  В   1838-39
редактировал  журнал  "Московский  наблюдатель".  В  1839   переехал   в
Петербург, стал сотрудником и  идейным  вдохновителем  лучшего  русского
журнала 40-х гг.- "Отечественные записки".  В  1846,  надеясь  поправить
пошатнувшееся здоровье, Б. сопровождает своего  друга  -  акт„ра  М.  С.
Щепкина,  в  его  длительных  гастролях  по  югу   России.   В   1847-48
сотрудничает в "Современнике"  Н.  А.  Некрасова,  во  многом  определяя
идейную программу журнала, развитую впоследствии Н. Г. Чернышевскими  Н.
А. Добролюбовым. Б. умер от  туберкул„за  л„гких  на  38-м  году  жизни,
измученный нуждой и непосильной работой.
   Критич.  творчество  Б.  отличалось  боевым,  непримиримо   страстным
характером, смелым новаторством. Б.  был  признанным  вожд„м  передового
направления рус. лит-ры. Его суждения оказывали огромное воздействие  на
общественное мнение, на творчество писателей, драматургов,  акт„ров.  Б.
посвятил театр. иск-ву св. 180 статей, рецензий и  заметок.  Он  считал,
что т-р является "источником народного образования", выражает социальные
и  духовные  потребности  общества.  В  своей  первой   крупной   статье
"Литературные мечтания" (1834) Б. писал: "Театр!.. Любите  ли  вы  театр
так, как я люблю его, т е. всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом,
со всем исступлением,  к  которому  только  способна  пылкая  молодость,
жадная и страстная до впечатлений изящного? Или, лучше  сказать,  можете
ли вы не любить театра больше всего на свете,  кроме  блага  и  истины?"
(Полное собр. соч. в
   13 тт., М., 1953, т. 1, стр.78-79). Б. мечтал  о  появлении  подлинно
народного т-ра, в к-ром можно будет ".. .видеть на сцене всю Русь, с  ее
добром и злом, с ее  высоким  и  смешным,...  видеть  биение  пульса  ее
могучей жизни...". Ярчайшее выражение  своих  стремлений  Б.  находит  в
комедии "Горе от ума" А. С. Грибоедова: е„  персонажи  "не  выдуманы,  а
сняты с натуры во весь рост, почерпнуты со дна действительной  жизни;  у
них не написано на лбах их добродетелей и  пороков;  но  они  заклеймены
печатию    своего    ничтожества,    заклеймены    мстительною     рукою
палача-художника" (там же, стр.  80-81).  Т.  о.,  уже  в  начале  своей
деятельности Б. требует от иск-ва верности действительности,  неразрывно
связывая это с требованием прогрессивной  направленности  обществ.  возз
рений художник а. Борьба за утверждение  в  иск-ве  принципов  жизненной
правды побуждает Б. резко  выступать  против  пережитков  классицизма  в
т-ре,  против  ложного,  ходульного  иск-ва,  проникнутого   реакционной
тенденцией.  В  1835  он   принимает   участие   в   критич.   полемике,
развернувшейся вокруг творчества П. С. Мочал ова и В. А. Каратыгина  ("И
мое мнение об игре г. Каратыгина"). Поддерживая анонимного критика П. Щ.
и  решительно  возражая   С.   П.   Шевыр„ву,   представлявшему   мнение
консервативно настроенной эстетствующей критики, Б. заявляет, что, с его
точки зрения, Каратыгин не может быть признан великим художником, потому
что  его  искусству  недоста„т  больших  идей   и   чувств,   внутренней
страстности, личного активного отношения  к  изображаемому.  Б.  всецело
отда„т предпочтение Мочалову - акт„ру-"плебею", лиш„нному  аристократич.
лоска и рассудочной  уравновешенности,  отличающих  Каратыгина,-  акт„ру
огромного вдохновения и пламенного темперамента, в игре к-рого  глубокое
переживание  становится  источником  естественности,   поэтич.   правды,
определяющей потрясающую силу воздействия  театр.  иск-ва  на  зрителей.
Эстетич. оценки приобретают  у  Б.  обоснование  в  обществ,  содержании
иск-ва. Новизна театр.-критич. метода Б. с особенным блеском выявилась в
его обширной статье ""Гамлет" Шекспира. Мочалов в роли Гамлета"  (1838),
в  к-рой  Б.,  характеризуя   гуманистич.   освободительное   по   своей
направленности иск-во Мочалова,  выразил  принципы  прогрессивного  рус.
романтизма. Эта и др. статьи Б.  о  Мочал  ове  демонстрируют  тончайшее
проникновение критика  в  творч.  метод  и  душевное  состояние  акт„ра,
впервые показывают, что воплощение акт„ром роли-единый сложный процесс.
   Отстаивая принцип жизненной правды, Б.  смело  становится  на  защиту
прогрессивного, реалистич. направления  в  т-ре,  яростно  преследуемого
официальной прессой. Он выступает прямым союзником Гоголя,  обосновывает
критич. направление гоголевского реализма,  устанавливает  его  историч.
истоки, утверждает ведущую роль гоголевской школы  в  совр.  иск-ве.  Б.
способствует развитию замечательного таланта М. С.  Щепкина  как  акт„ра
критич. реализма, поддерживает гражданские, просветительские устремления
его  творчества,  высоко  оценивает  исключит.  роль  Щепкина  в  "сфере

Страницы: «« « 216   217   218   219   220   221   222   223   224  225   226   227   228   229   230   231   232   233   234  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия