Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 222   223   224   225   226   227   228   229   230  231   232   233   234   235   236   237   238   239   240  » »»

спектакли  в  местечках  и  деревнях  Белоруссии,  га'   стролировал   в
Петербурге  и  Варшаве.  Прекратил  сво„   существование   в   связи   с
материальными трудностями и помехами, чинившимися ему царскими властями.
   В нач. 20 в. переживает подъ„м белорус. драматург гия.  В  это  время
создают  свои  пьесы   Янка   Купала,   Якуб   Колас.   С   драматургич.
произведениями выступает К. Каганец, К. Буйла, В. Голубок и  др.  В  мае
1917 в Минске  возник  т-р  "Первое  товарищество  белорусской  драмы  и
комедии". На его сцене шли пьесы Купалы,  Каганца,  Дунина-Марцинкевича,
Голубка и др. В состав "Товарищества" входили акт„ры В. С. Фальский,  В.
И. Голубок, Ф. П. Жданович,  П.  В.  Мяд„лка,  Г.  Ю.  Григонис,  А.  П.
Крыница, А. К. Ильинский, Л. И. Ржецкая, Н. А. Мицкевич и др.
   После изгнания интервентов и окончательного установления в Белоруссии
Советской власти встал вопрос о создании нац. гос. т-ра. Осенью  1920  в
Минске был организован 1-й Белорус. гос.  драм.  т-р  (1-й  БГДТ)  (ныне
Белорусский  театр  им.  Янки  Купалы),  в   к-рый   вошли   акт„ры   из
расформированного "Товарищества" и др. коллективов.
   Т-р начал свою  деятельность  с  пост.  пьес  Я.  Купалы  "Павлинка",
"Разоренное гнездо" и русской классики ("На  дне"  и  др.).  Затем  были
пост. пьесы "Машека", "Кастусь Калиновский", ".Коваль-воевода" Мировича,
"Ганка"  Голубка,  "Свадьба"  Горбацевича  -  на  материале  истории   и
фольклора Белоруссии. Спектакли, пост. художеств. руководителем т-ра  Е.
А. Мирови-чем, были насыщены песнями, музыкой, танцами: показывали  нар.
быт. В 1923 была  пост.  первая  пьеса  на  совр.  тему  "Красные  цветы
Белоруссии"   Горбацевича   о   борьбе   белорусских   партизан   против
белополь-ских интервентов. Во 2-й пол. 20-х гг. в  репертуар  включаются
пьесы рус. сов. драматургов - "Мятеж", "Бронепоезд  14-69".  Жизнь  сов.
Белоруссии изображали в своих пьесах Е. Мирович ("Победа"), Е. Романович
("Мост"). К числу основоположников 1-го Белорус. драм. т-ра  принадлежат
акт„ры В. Н. Крылович, Г. Ю. Григонис, И. Ф. Жданович, Б.  В.  Платонов,
В. И. Владомирский, Л. И. Ржецкая, О. В.  Галина.  Несколько  позднее  к
осн. составу присоединился Г. П. Глебов.
   В 1920 по инициативе В. И. Голубка был  создан  белорус.  передвижной
т-р, в задачу к-рого входило художеств. обслуживание  р-нов  республики.
Театр этот ставил пьесы Я. Купалы, В. Дунина-Марпин-кевича, К.  Каганца.
Значительное место в его ре-нертуаре занимали  пьесы  Голубка  ("Ганка",
"Пан Су-рынта", "Плотогоны" и др.) в постановке самого автора. В составе
театра были В. И. Дедюшко, К. Ф. Бы-лич и др.
   В 1926 в Витебске был создан 2-й Белорус. гос. драм. т-р  (2-й  БГДТ;
ныне Белорусский театр им. Якуба Коласа), в состав к-рого вошли  молодые
артисты, окончившие Белорус. студию в  Москве.  В  конце  20-х  гг.  т-р
осуществил постановки пьес Киршона  ("Рельсы  гудят",  "Город  ветров"),
Лаврен„ва ("Разлом"). В составе труппы  были  А.  К.  Ильинский,  П.  С.
Молчанов, К.  Н.  Санников,  Н.  А.  Мицкевич,  С.  М.  Станюта,  Т.  Н.
Сергейчик, Р. Н. Кошелъникова, Е. П.  Радзялов-ская,  М.  С.  Белинская,
позже Н. П. Звездоч„тов, А. Г. Шелег.
   Успехи белорус. сов. т-ра вызвали сопротивление бурж.  националистов,
стремившихся  приглушить  реалистич.  направленность   белорус.   театр.
иск-ва, протащить на сцену т-ров  националистич.  репертуар,  буржуазную
зап.-европ. драматургию. В 1928 в печати  началась  т.  н.  "театральная
дискуссия", в ходе к-рой националисты пытались  опорочить  лучшие  совр.
русские и белорусские пьесы. Передовые деятели сов.  т-ра,  поддержанные
сов. и партийными орг-циями, отстояли реалистич. тенденции, социалистич.
идейность нац. иск-ва.
   30-е годы принесли  театру  БССР  новые  успехи.  Начала  расти  сеть
театров. Возникли: Белорус. гос. т-р оперы и балета  (1933),  Гос.  рус.
драм.   т-р   БССР   (1932),   Белорус.   ТЮЗ   (1931),   областные    и
колхозно-совхозные   т-ры.   Накануне   Отечественной   войны   в   БССР
насчитывалось 23 театра.  1-й  БГДТ  ставил  пьесы  об  индустриализации
("Гута" Кобеца) и коллективизации страны  ("Конец  дружбы"  Крапивы),  о
борьбе  трудящихся  за  социалистич.  отечество  ("Отечество"  Черного).
Этапными спектаклями были "Гибель волка" Самуйл„нка (1939)  о  борьбе  с
кулачеством, "Партизаны" Крапивы (1938) о гражданской войне в Белоруссии
и сатирич. комедия "Кто сме„тся последним" Крапивы (1939). Т-р продолжал
ставить пьесы на сюжеты из истории  и  фольклора  Белоруссии  ("Соловей"
Бядули). Поставил пьесы  рус.  и  укр.  сов.  драматургов  ("Беспокойная
старость"  Рахманова,  "В  степях  Украины"   Корнейчука)   и   классику
(Островского, Мольера). История т-ра этого  периода  связана  с  борьбой
против формалистич. ошибок отд. режисс„ров. Значит, этапом в утверждении
реализма в сценическом искусстве Белоруссии стал  спектакль  "Последние"
(1937).
   Путь 2-го БГДТ в  30-е  гг.  также  отмечен  борьбой  с  формализмом,
проявившимся  в  первых  пост.  т-ра.  Спектакли  "Первая  конная"   Вс.
Вишневского, "Гибель эскадры" Корнейчука утвердили реалистич.  тенденции
в творчестве т-ра. Большое значение для развития коллектива  т-ра  имели
спектакли "Война - войне" и "В пущах  Полесья"  Я.  Коласа,  "Человек  с
ружь„м". Прошлая жизнь белорус.  народа  была  воссоздана  в  спектаклях
"Павдинка", "Примаки" Купалы, "Пинская  шляхта"  Дунина-Марцинкевича.  В
30-е гг. на сцене  театра  шли  пьесы  Островского,  Горького,  Мольера,
Ибсена.
   В 1932 Белорусский передвижной т-р был  реорганизован  в  Белорусский
3-й Государственный  драматический  театр  (3-й  БГДТ).  Репертуар  т-ра
расширился  за  сч„т  пьес  драматургов  братских  советских   республик
(Микитенко,  Погодина  и  др.).  Лучшим  спектаклем  этого  периода  был
"Сержант Дроб" Самуйл„нка (1935). В 1937 3-й БГДТ был  расформирован,  а
его акт„ры вошли в 1-й БГДТ и др. белорус. т-ры.
   Ярким свидетельством роста нац. театр. иск-ва БССР была провед„нная в
1940 в Москве декада  белорусского  иск-ва.  В  декаде  приняли  участие
Белорус. Гос. т-р оперы и балета, 1-й БГДТ.
   Немецко-фашистские оккупанты, вторгшиеся на территорию  Белоруссии  в
июне 1941, подвергли здания театров разрушению. Благодаря заботе  партии
и правительства лучшие театры республики были сохранены и эвакуированы в
вост. районы СССР, где продолжали свою  работу.  1-й  БГДТ  находился  в
Томске, 2-й БГДТ - в Уральске, а затем-  в  Орехово-Зуеве.  В  эвакуации
т-ры сначала возобновили свои прежние, а затем пост. новые спектакли:
   "Фронт" (1942) в 1-м БГДТ, "Нашествие" (1943) во 2-м БГДТ. В эти годы
белорус.  драматурги  и  т-ры  обращаются  к  теме  партизанской  войны,
советского   патриотизма   ("Испытание   огн„м"   Крапивы,   "Поле-щуки"
Романовича), к героич. прошлому народа ("Кас-тусь Калиновский" Мировича,
"Отплата" Климковича и др.). На сцене 2-го БГДТ с  успехом  шла  комедия
"Нестерка" Вольского (на материале белорус. нар. сказок), а в 1-м БГДТ -

Страницы: «« « 222   223   224   225   226   227   228   229   230  231   232   233   234   235   236   237   238   239   240  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия