Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 221   222   223   224   225   226   227   228   229  230   231   232   233   234   235   236   237   238   239  » »»

гг. осн. внимание белорус.  драматургов  сосредоточивается  на  создании
произведений, воссоздающих  образы  современников-  активных  участников
коммунистич. строительства. Драматурги стремятся показать трудовую жизнь
рабочего класса - "Заинтересованное лицо" Крапивы (1953),  "Песня  наших
сердец" В. П. Полесского (1949), людей  социалистич.  с.  х-ва.  Широкую
известность  в  Белоруссии  и  за  е„  пределами  получили  пьесы  "Поют
жаворонки" Крапивы (1950) - о жизни и труде сельскохозяйственной артели,
"Извините,  пожалуйста!"  А.  Е.   Макаенка   (1953)-сатирич.   комедия,
разоблачающая  карьеристов,  искажающих  политику   партии   в   области
колхозного строительства. В пьесах "Алазанская долина" Губаревича и И.Л.
Дор-ского (1949), "На крутом повороте" Губаревича (1956) и  др.  созданы
образы передовых колхозников, показана их жизнь,  борьба  за  подъ„м  с.
х-ва. Но в послевоенные годы в Б. д. появились и пьесы, лиш„нные острого
конфликта, недостаточно глубоко отражающие темы труда  советских  людей,
жизнь рабочих.
   В 50-е гг.созданы пьесы об Октябрьской ревэлюции-  "Свет  с  востока"
Глебки (1957), "Вся власть Советам" М. Климковича (изд. 1956),  "Главная
ставка" Губаре вича, "В битве великой" Мовзона  (обе  соч.  1957),  "Дни
нашего рождения" И. П.  Мележа  (1958)  и  др.  На  темы  из  истории  и
фольклора писали М. Климкович - "Отплата" и "Георгий Скарина" (трилогия)
(соч. в 40-е гг.), В. Витка (Т. В. Крысько) -"Счастье поэта" (1952),  И.
Козел-"Папоротник-цветок" (1957). Характерная черта  Б.  д.-  е„  тесная
связь с  нар.  творчеством.  Успешному  развитию  Б.  д.  в  сов.  время
способствует органическое освоение лучших традиций рус. классич. и  сов.
драматургии. Б. д.  оказывает  решающее  влияние  на  развитие  белорус.
театр. иск-ва.
   Лит.: Няф„д  Ул.,  Беларуси!  тэатр.  Нарыс  г?сторы?,  М?нск,  1959;
Семянов?ч А. А., Аб вытоках беларускай  драматурги,  в  кн.:  Беларуская
л?таратура, т. 1, М?нск, 1958;
   Хрэстаматыя па старажытнай беларускай л?таратуры. Скла А. Ф. Коршуна,
М?нск, 1959; У с ? к а у Я., Беларуская батлейка, "Беларусь", 1958, ј 5;
Драматург?я. Зборн?к ар-тыкула, М?нск, 1934; Н е ф „ ц Вл.,  Белорусская
драматургия, в кн.: Белорусская драматургия, т. 1,Л.-М., 1949;
   Майхров?ч Сц., В. ?. Дун?н-Марц?нкев?ч, М?нск, 1955; Семянов?ч А. А.,
Драматург?я В. 1. Дун?на-Марц?нкев?ча, в кн.: Беларуская л?таратура,  т.
2, М?нск, 1959;
   К а р ?? а у Ул., Драматург?я Янк? Купалы, в кн.: Па шляху  сталасц?,
М?нск, 1952; Я р о ш  М.  Г.,  Драматург?я  Янк?  Купалы,  М?нск,  1959;
Мозольков Е., Янка Купала. Жизнь и творчество, М., 1950; Янка  Купала  у
беларуск?м мастацтве. Зборн?к матэрыяла, М?нск, 1958; К а р а б а н  С.,
Драматург?я Я. Купалы, в кн.:  Вучоныя  зап?ск?  М?нскага  Пед?нстытута,
вып. 1, М?пск, 1950; Карабан  С.,  Драма  "Раск?данае  гняздо",  в  кн.:
Вучоныя зап?ск? М?нскага Пед?н-стытута, вып. 3, М?нск, 1954;  А  г  ?  е
в ? ч Ул., Першая нацыя-нальная драма, "Беларусь", 1951, "ј 8;  Ларчанка
М.,  Пра  драму  "Ванна  да  пабеднага  канца"  Якуба  Коласа,  в   кн.:
Драматург?я..., М?нск, 1934; У с  ?  к  а  у  Я.,  Драматург?я  Кандрата
Крап?вы, М?нск, 1953; К а р п а у Ул.,  Сатыра,  проза,  драматург?я  К.
Крап?вы, в кн.: Па шляху сталасц?, М?нск, 1952; В о л ь с к ? В., Кузьма
Чорны?, в кн.: Нарысы па г?сторы? беларускай  л?таратуры,  М?нск,  1956;
Есако А., Есц?гней М?ров?ч, в  кн.:  М?ров?ч  Е.,  П'есы,  М?нск,  1957;
Вольск? В., Эдуард Самуйл„нак, М?нск, 1951;
   Б е р к о в П., Виталий Вольский и его драматические сказки,  в  кн.:
Вольский В., Пьесы, М., 1954. В. Н.
   БЕЛОРУССКИЙ ТЕАТР. Истоки театр. иск-ва Белоруссии - древние обряды и
игры, творчество скоморохов (впервые скоморохи упоминаются в  проповедях
Кирилла  Туровского  13  в.).  Скоморохи  часто  выступали  под  личиной
медведя, козы, журавля, ч„рта и т. п., с муз.  сопровождением  (наиболее
распростран„нные  музыкальные  инструменты  скоморохов:  дуда,  жалейка,
бубен,  цимбалы,  позднее  -  скрипка).  Зрителя  привлекали  скоморошьи
бытовые ("Кобылка", "Ульяна", сцены с медведем, "Коза" и др.) и сатирич.
сценки,  в  к-рых  едко  высмеивались  представители  власти  и  церкви.
Скоморохи в Белоруссии имели различные  названия:  "музыка",  "ба-хари",
"волочобники", "блазны", "дудари", "медвежатники" и др.
   В 17 в. возникает нар. драма (как и  в  России,  были  распространены
драмы "Царь Максимилиан", "Лодка"). С 16 в. по нач.  20  в.  существовал
кукольный т-р Батлейка, завоевавший  широкую  популярность  в  народе  и
оказавший влияние на развитие белорус. т-ра и драматургии. В  16-17  вв.
получил распространение школьный т-р, крупнейшим драматургом к-рого  был
Симеон Полоцкий. Комедийные интермедии бытового и  сатирич.  содержания,
вставлявшиеся  в  религиозно-нравоучительные   представления,   выражали
традиции  нар.  т-ра   ("Об   униате   и   схизматике",   "Диспут   пана
Самохвальского и мужика Гаврилы" и др.). Во 2-й пол. 18 в. в  Белоруссии
стали возникать крепостные т-ры (т-р С. Зорича в Шклове, 3. Черныш„ва  в
Могил„ве и др.), просуществовавшие до сер.
   19  в.  и  давшие  много  талантливых  акт„ров,   певцов,   танцоров,
музыкантов.
   В 1-й пол. 19 в. в Белоруссии  гастролировали  рус.,  польские,  укр.
труппы. К сер. 19 в. относится деятельность белорусского  драматурга  В.
И. Дунина-Марцинкевича,  создавшего  белорус.  полупрофессиональный  т-р
(сначала в Минске, затем в усадьбе Люцинке под Минском),  где  ставились
его пьесы.
   После подавления революц. крестьянского  восстания  под  руководством
Кастуся  Калиновского  (1863)   усилились   репрессии,   приостановившие
развитие белорус. т-ра. Подъ„м  белорус.  культуры  начинается  в  годы,
предшествующие  революции  1905.  В  1890  в  Минске  возникает   "Об-во
любителей изящных искусств" с драм. секцией, ставившей  пьесы  Горького,
Чехова, Островского, Ибсена (закрыто в 1906), делаются попытки  создания
нац. т-ра (в Радошкови-чах, 1892, на Петровщине  под  Минском,  1906,  и
др.).  С   1905   во   мн.   городах,   местечках,   деревнях   получают
распространение т. н. "белорусские  вечеринки",  включавшие  выступления
самодеятельности  (исполнялись  песни,  танцы,  ставились  пьесы).   Эти
вечера, проводившиеся по  инициативе  любителей  иск-ва,  способствовали
формированию постоянных любительских трупп (в  Вильно,  Гродно,  Минске,
Слуцке, Копыле, Полоцке и др.). В 1907 И. Т. Буйниц-кий создал на основе
кружка в Поливачах (Диснен-ский уезд) белорус. проф. т-р,  именовавшийся
"Первой белорусской труппой". Этот т-р, существовавший до  1913,  ставил
пьесы: "Предложение" Чехова, "Модный шляхтюк" Каганца,  "Хам"  и  "Рысь"
("В  зимний  вечер")  Ожешко,   "По   ревизии",   "Пошилися   в   дурни"
Кропивницкого и др., спектакли его были насыщены песнями,  танцами.  Т-р
Буйницкого, заложивший основы совр. белорус. проф. театр. иск-ва,  давал

Страницы: «« « 221   222   223   224   225   226   227   228   229  230   231   232   233   234   235   236   237   238   239  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия