|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 » »» гг. осн. внимание белорус. драматургов сосредоточивается на создании
произведений, воссоздающих образы современников- активных участников
коммунистич. строительства. Драматурги стремятся показать трудовую жизнь
рабочего класса - "Заинтересованное лицо" Крапивы (1953), "Песня наших
сердец" В. П. Полесского (1949), людей социалистич. с. х-ва. Широкую
известность в Белоруссии и за е„ пределами получили пьесы "Поют
жаворонки" Крапивы (1950) - о жизни и труде сельскохозяйственной артели,
"Извините, пожалуйста!" А. Е. Макаенка (1953)-сатирич. комедия,
разоблачающая карьеристов, искажающих политику партии в области
колхозного строительства. В пьесах "Алазанская долина" Губаревича и И.Л.
Дор-ского (1949), "На крутом повороте" Губаревича (1956) и др. созданы
образы передовых колхозников, показана их жизнь, борьба за подъ„м с.
х-ва. Но в послевоенные годы в Б. д. появились и пьесы, лиш„нные острого
конфликта, недостаточно глубоко отражающие темы труда советских людей,
жизнь рабочих.
В 50-е гг.созданы пьесы об Октябрьской ревэлюции- "Свет с востока"
Глебки (1957), "Вся власть Советам" М. Климковича (изд. 1956), "Главная
ставка" Губаре вича, "В битве великой" Мовзона (обе соч. 1957), "Дни
нашего рождения" И. П. Мележа (1958) и др. На темы из истории и
фольклора писали М. Климкович - "Отплата" и "Георгий Скарина" (трилогия)
(соч. в 40-е гг.), В. Витка (Т. В. Крысько) -"Счастье поэта" (1952), И.
Козел-"Папоротник-цветок" (1957). Характерная черта Б. д.- е„ тесная
связь с нар. творчеством. Успешному развитию Б. д. в сов. время
способствует органическое освоение лучших традиций рус. классич. и сов.
драматургии. Б. д. оказывает решающее влияние на развитие белорус.
театр. иск-ва.
Лит.: Няф„д Ул., Беларуси! тэатр. Нарыс г?сторы?, М?нск, 1959;
Семянов?ч А. А., Аб вытоках беларускай драматурги, в кн.: Беларуская
л?таратура, т. 1, М?нск, 1958;
Хрэстаматыя па старажытнай беларускай л?таратуры. Скла А. Ф. Коршуна,
М?нск, 1959; У с ? к а у Я., Беларуская батлейка, "Беларусь", 1958, ј 5;
Драматург?я. Зборн?к ар-тыкула, М?нск, 1934; Н е ф „ ц Вл., Белорусская
драматургия, в кн.: Белорусская драматургия, т. 1,Л.-М., 1949;
Майхров?ч Сц., В. ?. Дун?н-Марц?нкев?ч, М?нск, 1955; Семянов?ч А. А.,
Драматург?я В. 1. Дун?на-Марц?нкев?ча, в кн.: Беларуская л?таратура, т.
2, М?нск, 1959;
К а р ?? а у Ул., Драматург?я Янк? Купалы, в кн.: Па шляху сталасц?,
М?нск, 1952; Я р о ш М. Г., Драматург?я Янк? Купалы, М?нск, 1959;
Мозольков Е., Янка Купала. Жизнь и творчество, М., 1950; Янка Купала у
беларуск?м мастацтве. Зборн?к матэрыяла, М?нск, 1958; К а р а б а н С.,
Драматург?я Я. Купалы, в кн.: Вучоныя зап?ск? М?нскага Пед?нстытута,
вып. 1, М?пск, 1950; Карабан С., Драма "Раск?данае гняздо", в кн.:
Вучоныя зап?ск? М?нскага Пед?н-стытута, вып. 3, М?нск, 1954; А г ? е
в ? ч Ул., Першая нацыя-нальная драма, "Беларусь", 1951, "ј 8; Ларчанка
М., Пра драму "Ванна да пабеднага канца" Якуба Коласа, в кн.:
Драматург?я..., М?нск, 1934; У с ? к а у Я., Драматург?я Кандрата
Крап?вы, М?нск, 1953; К а р п а у Ул., Сатыра, проза, драматург?я К.
Крап?вы, в кн.: Па шляху сталасц?, М?нск, 1952; В о л ь с к ? В., Кузьма
Чорны?, в кн.: Нарысы па г?сторы? беларускай л?таратуры, М?нск, 1956;
Есако А., Есц?гней М?ров?ч, в кн.: М?ров?ч Е., П'есы, М?нск, 1957;
Вольск? В., Эдуард Самуйл„нак, М?нск, 1951;
Б е р к о в П., Виталий Вольский и его драматические сказки, в кн.:
Вольский В., Пьесы, М., 1954. В. Н.
БЕЛОРУССКИЙ ТЕАТР. Истоки театр. иск-ва Белоруссии - древние обряды и
игры, творчество скоморохов (впервые скоморохи упоминаются в проповедях
Кирилла Туровского 13 в.). Скоморохи часто выступали под личиной
медведя, козы, журавля, ч„рта и т. п., с муз. сопровождением (наиболее
распростран„нные музыкальные инструменты скоморохов: дуда, жалейка,
бубен, цимбалы, позднее - скрипка). Зрителя привлекали скоморошьи
бытовые ("Кобылка", "Ульяна", сцены с медведем, "Коза" и др.) и сатирич.
сценки, в к-рых едко высмеивались представители власти и церкви.
Скоморохи в Белоруссии имели различные названия: "музыка", "ба-хари",
"волочобники", "блазны", "дудари", "медвежатники" и др.
В 17 в. возникает нар. драма (как и в России, были распространены
драмы "Царь Максимилиан", "Лодка"). С 16 в. по нач. 20 в. существовал
кукольный т-р Батлейка, завоевавший широкую популярность в народе и
оказавший влияние на развитие белорус. т-ра и драматургии. В 16-17 вв.
получил распространение школьный т-р, крупнейшим драматургом к-рого был
Симеон Полоцкий. Комедийные интермедии бытового и сатирич. содержания,
вставлявшиеся в религиозно-нравоучительные представления, выражали
традиции нар. т-ра ("Об униате и схизматике", "Диспут пана
Самохвальского и мужика Гаврилы" и др.). Во 2-й пол. 18 в. в Белоруссии
стали возникать крепостные т-ры (т-р С. Зорича в Шклове, 3. Черныш„ва в
Могил„ве и др.), просуществовавшие до сер.
19 в. и давшие много талантливых акт„ров, певцов, танцоров,
музыкантов.
В 1-й пол. 19 в. в Белоруссии гастролировали рус., польские, укр.
труппы. К сер. 19 в. относится деятельность белорусского драматурга В.
И. Дунина-Марцинкевича, создавшего белорус. полупрофессиональный т-р
(сначала в Минске, затем в усадьбе Люцинке под Минском), где ставились
его пьесы.
После подавления революц. крестьянского восстания под руководством
Кастуся Калиновского (1863) усилились репрессии, приостановившие
развитие белорус. т-ра. Подъ„м белорус. культуры начинается в годы,
предшествующие революции 1905. В 1890 в Минске возникает "Об-во
любителей изящных искусств" с драм. секцией, ставившей пьесы Горького,
Чехова, Островского, Ибсена (закрыто в 1906), делаются попытки создания
нац. т-ра (в Радошкови-чах, 1892, на Петровщине под Минском, 1906, и
др.). С 1905 во мн. городах, местечках, деревнях получают
распространение т. н. "белорусские вечеринки", включавшие выступления
самодеятельности (исполнялись песни, танцы, ставились пьесы). Эти
вечера, проводившиеся по инициативе любителей иск-ва, способствовали
формированию постоянных любительских трупп (в Вильно, Гродно, Минске,
Слуцке, Копыле, Полоцке и др.). В 1907 И. Т. Буйниц-кий создал на основе
кружка в Поливачах (Диснен-ский уезд) белорус. проф. т-р, именовавшийся
"Первой белорусской труппой". Этот т-р, существовавший до 1913, ставил
пьесы: "Предложение" Чехова, "Модный шляхтюк" Каганца, "Хам" и "Рысь"
("В зимний вечер") Ожешко, "По ревизии", "Пошилися в дурни"
Кропивницкого и др., спектакли его были насыщены песнями, танцами. Т-р
Буйницкого, заложивший основы совр. белорус. проф. театр. иск-ва, давал
Страницы: «« « 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |