|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 » »» общественного понимания искусства". В Щепкине Б. видит наиболее
совершенный тип акт„ра, в к-ром глубокое знание жизни, беззаветное
служение добру и истине сочетаются с самобытностью, эмоциональной
искренностью и всесторонним мастерством. Б. указывал на способность
Щепкина непрерывно изучать и совершенствовать свои роли от спектакля к
спектаклю, как на достоинство, отличающее настоящего акт„ра-художника.
"Его игра - творческая, гениальная. Он не помощник автора, но соперник
его в создании роли",- писал Б. ("Петровский театра, 1838). Признавая
аю„ра "самостоятельным художником", Б. вместе с тем обусловливал
развитие акт„рского иск-ва состоянием отечественной драматургии. Он
писал: "...Драматические поэты творят актеров. Нам нужно иметь свою
комедию, и тогда у нас будет свой театр" ("Московский театр", 1838). Б.
указывал на отрицат. влияние на театр. искусство мелодрамы и
развлекательного водевиля, прививающих акт„рам ходульность, штампы. Он
подч„ркивал значение реалистич. драмы для развития акт„рского иск-ва и
театр. культуры в целом. Так, по поводу исполнения "Ревизора" Гоголя в
моек. т-ре Б. отмечает такие важные качества спектакля, как "общность
игры", "естественность", объясняя их правдивостью пьесы, е„ близостью к
рус. действительности. В 1838 Б. пишет свою вторую и последнюю пьесу
"Пятидесятилетний дядюшка, или Странная болезнь" (пост. на моек. сцене в
том же году), к-рая по форме приближается к психологич. драме. Сво„
общее понимание драмы Б. высказывает в то время в связи с анализом
творчества Шекспира; е„ смысл Б. видит "...в игре взаимных отношений и
интересов всех лиц драмы...", а не только в раскрытии образа одного
главного героя.
Прямое отношение к т-ру имеют высказывания Б. о типическом. Типизм
есть один из основных законов творчества,- утверждает Б. Но типическое
лицо должно быть одновременно лицом конкретно индивидуальным. Для Б.
индивидуальное - форма проявления типического. В этом утверждении уже
содержится известная полемика с романтич. культом исключительного героя,
к-рая получает развитие в последующие годы. Б. вводит в свой анализ
акт„рского исполнения понятия субъективной и объективной игры. Первая
манера является выражением частного, личного представления акт„ра о роли
и недостаточна для выполнения всей художеств. задачи. Гораздо выше
объективная игра, к-рая основана на овладении акт„ром общей идеей роли и
пьесы в целом, содержит более широкий охват жизни ("Г. Сосницкий на
московской сцене в роли городничего", 1838).
Уже в 30-е гг. в центре внимания Б. находятся проблемы народности,
единства содержания и формы в иск-ве, проблемы историзма, художеств.
правды и др. Однако связь эстетики Б. с концепциями совр. идеалистич.
философии (Шеллинг, Гегель) мешает ему выработать метод, необходимый для
верного решения этих центральных эстетич. проблем, и приводит к
противоречиям с собственными убеждениями (напр., к отрицанию сатиры).
Тем не менее через все искания Б. ч„тко проходит идея единства иск-ва и
жизни, к-рая в новой обществ, обстановке 40-х гг. приобретает матери
алистич. обоснование. В эти годы Б. переходит к углубл„нной разработке
вопросов реалистич. эстетики. Со всей последовательностью он стремится
направить рус. драматургию по пути гоголевской "натуральной школы",
неустанно борется за демократизацию русского т-ра, за его насыщение
социальной проблематикой эпохи, за укрепление реалистич. основ
акт„рского творчества. Утверждая новое художеств. направление -
"натуральную школу", осн. принципами к-рой являются реализм, интерес к
правдивому изображению жизни простого народа, Б. развивает традиции
Пушкина и Гоголя, требует от т-ра раскрытия драматического и прекрасного
в их обыденных формах. Б. осозна„т необходимость усиления критич. начала
в рус. иск-ве, полностью преодолевая свои прежние колебания по этому
поводу. На этой почве обостряется борьба между Б. и представителями т.
н. "официальной народности", реакционного романтизма и славянофильства.
Б. обличает художеств. фальшь пьес Н. А. Полевого, Н. В. Кукольника, П.
Г. Ободовского и др. авторов напыщенных мелодрам и псевдоисторич. драм,
борется с реакционными тенденциями в водевиле. Он горячо ратует за
создание нац. рус. комедии, реалистич. психологич. драмы, требует от
художников серь„зного отношения к жизни. Б. считает, что искусство и
литература больше чем когда-нибудь сделались выражением "общественных
вопросов". Причину этого явления Б. видит в пробуждении народного
сознания и в общей демократизации рус. культуры.
Неудовлетвор„нность методом романтич. иск-ва, переживающего в 40-х
гг. кризис, сказывается в выступлениях Б., критикующих Мочалова за его
субъективность, неровность, недостаток мастерства. В эти годы Б.
особенно страстно поддерживает проявление реализма в акт„рском
творчестве. Он разгадывает гениальный талант А. Е. Мартынова (к-рый в
этот период еще выступал в водевильном репертуаре), способствует
распространению принципов щепкин-ской школы, постоянно применяя е„
творч. критерии в своих статьях о т-ре. Непримиримость и вы-сскую
принципиальность Б. в борьбе за реализм характеризует его открытое
"Письмо к Гоголю" (1847).
В театрально-критических статьях Б. содержится множество высказываний
о таких высоко ценимых им драматургах, как Шекспир, Мольер, Шиллер, Гюго
и др. Особенно велика была любовь Б. к Шекспиру, которого он ценил
наряду с Пушкиным как величайшего реалиста, постигшего тайну
художественной конкретности и высокой поэтичности.
Рассматривая искусство в его отношении к действительности, сочетая
теорию с историч. подходом к явлениям лит-ры и т-ра, Б. охватывал весь
творческий процесс в целом, что было недоступно его предшественникам. Б.
основывал свою критику па критериях, выдвигаемых интересами обществ,
развития эго времени. Именно поэтому критика Б. была подлинно передовой,
историчной и научной, исполненной публицистич. страстности, поэзии и
вдохновения. Отражая рост демократич. начал в рус. обществ. жизни
30-40-х гг., Б. не только выступал продолжателем лучших идейных традиций
предшествующих лет (Радищева и декабристов), но и подв„л рус.
общественно-эстетич. мысль к новому этапу е„ развития, ознаменованному
появлением ре-волюционно-демократич. критики 50-60-х гг., утверждением
материалистич. мировоззрения в эстетике. Этим определяется огромное
значение критич. деятельности Б. в развитии рус. культуры и в частности
театрального искусства.
Соч.: Полное собр. соч., т. 1-11, под ред. С. А. Венге-рова, СПБ -
П., 1900-1917; т. 12-13 под ред..В. С. Спиридонова, М.-Л., 1926-48;
Собрание соч. в трех томах, т. 1-3, M., 1948; Полное собр. соч., т.
1-13, M., 1953-59; Белинский о драме и театре. Сборник, M.-Л., 1948.
Лит.: Летопись жизни и деятельности Белинского, М., 1958; История
Страницы: «« « 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |