Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 215   216   217   218   219   220   221   222   223  224   225   226   227   228   229   230   231   232   233  » »»

позориште" скоро привл„к к себе лучшие артистич. силы Сербии; из него  в
свою очередь вышло большинство известных югосл. артистов. Ведущим театр.
деятелем этого т-ра долгое время был М.  Исайлович.  На  сцене  "Народно
позориште" прошли пьесы мн. крупных югосл. писателей,  в  том  числе  М.
Држича, И. Стерия-Поповича, М.  Бэна,  И.  СуСогича,  И.  Гундулича,  Т.
Брезовачки, М. Боговичэ,  И.  Войновича,  М.  Беговича,  И.  Косора,  Л.
Костича, Т. Триф-кович?, М. Глишича, Д. Илича, Б. Нушича, И. Цгнкара, М.
Крлежи и др. Шли здесь также произв. Шекспира, Мольера, Гольдони  и  др.
европ. классиков. В 1894 в помещении "Народно позориште" делаются первые
попытки ставить оперные спектакли,  но  до  нач.  2u-x  гг.  20  в.  его
репертуар был крайне скуден. Творческий подъ„м т-ра наметился в 1924-35,
когда его директором и муз. руководителем становится изв. сербский комп.
и дириж„р С. Христич. С этого времени в Оперном т-ре ставятся не  только
итал. и нем. оперы, но и  оперы  славянских  композиторов  (Чайковского,
Римского-Корсакова, Бородина, Мусоргского, Дворжака, Монюшко)  и  в  том
числе композиторов Югославии (Христича, К. Барановича,  П.Кокьо-вича)  и
др. Формалистич. и эстетским влияниям на т-ры Югославии в 20-е гг. 20 в.
противостояло творч. воздействие  реалистич.  принципов  МХАТа,  впервые
гастролировавшего в Б. в 1920 и 1922.
   В период фашистской оккупации Югославии  творческая  жизнь  т-ров  Б.
была почти полностью парализована. Оживление наступило  с  освобождением
Югославии. В  1947  в  Б.  был  создан  новый  т-р"Югославенско  драмско
позориште" (Югославский Драматический театр). Для  т-ра  было  выстроено
новое театр.  здание.  Его  труппа  сформировалась  из  лучших  артистов
Югославии. Основу fe составили ведущие артисты  "Народно  позориште".  В
репертуар т-ра наряду с нац. классич.  и  совр.  пьесами  и  зап.-европ.
драматургией входили рус. и  сов.  пьесы  ("На  дне",  "Егор  Булычов  и
другие", "Любовь Яровая"). В 1956 этот т-р гастролировал в СССР (в то же
время в Б. проходили гастроли МХАТа). В Б. продолжает работать  также  и
т-р "Народно позориште" (занимает сво„  старое  помещение),  включающий,
помимо драматической, также оперные и балетные  труппы  (последняя  была
создана в 1921,  получила  значительное  творч.  развитие  в  30-х  гг.,
прекратила  существование  во  время  войны  и  вновь  возобновила  свою
деятельность  в  1946).  Кроме  перечисленных  т-ров,  в  Б.   работают:
"Сов-ремено позориште" ("Современный  театр")  на  двух  сценах,  "Дечье
позориште Бошко Буха" (Детский  театр  им.  Бошко  Буха),  "Ателье  212"
(экспериментальный т-р), "Марионетско позориште" (кукольный театр;. В Б.
работает  Театральная  академия  (Академия   за   позоришну   уметност),
готовящая кадры артистов для югославских т-ров.
   БЮА‚ВЦЕВА, Наталия Алексеевна [р. 8(20). I. 1895] - русская советская
актриса. Нар. арт. РСФСР (1954). В 1916 окончила драм. курсы E. Музиль в
Москве. В том же году дебютировала в  Моск.  драм.  т-ре  (Консуэл-ла  -
"Тот, кто получает пощ„чины" Андреева); играла здесь до 1919. С  1922  -
ект-риса  Малого  т-ра.  Роли:  Снегурочка,  Вышневская   ("Снегурочка",
"Доходное место"), Софья,. Наталия Дмитриевна и Графиня-внучка ("Горе от
ума"),  Лидия  ("Варвары"),  Лена  ("Слава"  Гусева),  Зинаида  ("Почему
улыбались зв„зды" Корнейчука), Евгения
   ("Евгения Гранде" по Бальзаку), Королева ("Стакан воды" Скриба) и др.
Игра Б. отличается тонкостью, изяществом, искренностью, глубиной.
   "БЕЛЕЕТ  ПАРУС  ОДИНОКИЙ"-пьеса  В.  Катаева  (на  сюжет  одноим„нной
повести) в 4 д. Соч. 1937, пост. 7 ноября 1937  в  Центр,  детском  т-ре
(Москва;  реж.  Корол„в,  худ.  Рын-дин;  Гаврик  -  Коренева,  Петя   -
Трибесова). 23 марта 1938  "Б.  п.  о."  пост.  в  Ленингр.  ТЮЗе  (реж.
Рашевская,  худ.  Бейер  и  Алексеева;  Гаврик  -  Казаринова,  Петя   -
Михайлова). К 21-й годовщине Октябрьской революции в  1938  "Б.  п.  о."
ставили Ленингр. обл. ТЮЗ, Днепропетровский,  Сталинградский,  Бакинский
ТЮЗы,  Воронежский  "Молодой  т-р",   Тбилисский   русский   ТЮЗ   (реж.
Товстоногов, худ. Штенберг);
   Горьковский ТЮЗ (реж. Дашевский и  Некрасова,  Гаврик-  Ярошенко).  В
последующие годы "Б. п. о." ставили: Иркутский  ТЮЗ  (1948),  Каунасский
ТЮЗ (1951), Моск. ТЮЗ (1906) и др. "Б.  п.  о."-одна  из  основных  пьес
репертуара ТЮЗов.  За  рубежом  "Б.  п.  о."  ставили:  народный  т-р  в
Толбухине (Болгария, 1953) и др.
   Издания. - Первое изд. пьесы "Б.  п.  о.  В/Катаева  -  М.,  1937.  В
сокращ„нном варианте (для детского самодеятельного т-ра), М..  1939.  Л.
Шн.
   БЕЛИГАН (Beligan), Раду (р. 14. XII. 1918) - румынский  акт„р.  Засл.
арт.   РНР.   Учился   в   Бухарестской    консерватории    (класс    Л.
Стурдзы-Буландры). Выступал в любительских спектаклях в провинции.В 1938
был принят в "Рабочий т-р", затем в Национальный т-р в Бухаресте. Первая
роль - Абрам в "Квадратуре круга" Катаева. В 1944 сыграл одну  из  своих
лучших ролей - учителя Миройю ("Безымянная звезда" Себастьяна), в  к-рой
лиризм сочетается с глубоким раскрытием психологии героя. В конце 40-х и
в 50-х гг. создал сценич. образы в комедиях И. Л. Ка-раджале: Вентуриано
("Бурная ночь"), Кандидат ("В дни  карнавала"),  Данданаке  ("Потерянное
письмо"), Среди ролей Б.: Тузенбах ("Три  сестры",  Гос.  пр.  в  1950),
Хлестаков;  Черкез  ("Журналисты"  Миро-дана),   Кавафу   ("Взбесившийся
ягн„нок" Баранги), Полудин ("Персональное дело" Штейна) и др.  Выступает
как режисс„р, пост. спектакли - "Дикари" Михалкова, "Иркутская  история"
Арбузова. Б. пропагандирует систему Станиславского в рум. т-ре. В работе
над образом  уделяет  большое  внимание  раскрытию  внутр.  мира  героя,
тщательной разработке  внешнего  рисунка  роли,  поискам  особого  ритма
сценич. поведения. Снимается в кино. Препода„т в Ин-те театра и  кино  в
Бухаресте. А. Гер.
   БЕЛЙННИК, П„тр Сергеевич [р. 1 (14). X. 1906]-  украинский  советский
артист оперы (лирич. тенор). Нар. арт. СССР (1954). Творч. путь начал  в
самодеятельности. В 1933-36 обучался пению в Харьковской консерватории у
проф. Р. С. Вайна. Впервые выступил на оперной сцене в Харькове в  1935.
В 1936-40 работал в Большом театре, в 1940-42 - в Харьковском т-ре оперы
и балета, с 1942 - солист Т-ра  оперы  и  балета  им.  Шевченко  (Киев).
Партии: Левко ("Утопленница" Лысенко), Андрей ("Запорожец  за  Дунаем"),
Ленский;  Берендей  ("Снегурочка"  Римского-Корсакова),  Фауст;  Альфред
("Травиата"), Герцог ("Риголетто"), Ионтек ("Галька"  Мо-нюшко),  Сергей
Тюленин ("Молодая гвардия" Мейту-са), Анатоль Курагин ("Война и мир")  и
др. Б. обладает светлым, чистым, "л„гким" голосом. Наряду с  лирическими
он исполняет также и характерные партии (Юродивый  -  "Борис  Годунов").
Выступает как камерный певец.
   Лит.: С т е б у н I., Петро Серг?йович Б?лпн-ник, Кив. 1958.
   БЕЛЙНСКАЯ, Мария Сергеевна [р.9(22). VII. 1906]-белорусская советская
актриса. Нар. арт. БССР  (1953).  С  1926,  после  окончания  Московской

Страницы: «« « 215   216   217   218   219   220   221   222   223  224   225   226   227   228   229   230   231   232   233  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия