Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 223   224   225   226   227   228   229   230   231  232   233   234   235   236   237   238   239   240   241  » »»

"Павлинка" Я. Купалы. Напряж„нную работу по  созданию  новых  спектаклей
деятели белорусского т-ра сочетали с посылкой на фронт бригад акт„ров, с
обслуживанием госпиталей, заводов и колхозов. В 1945 1-му БГДТ присвоено
имя Я. Купалы, 2-му БГДТ - имя Я. Коласа.
   После освобождения Белоруссии партия и правительство приняли  срочные
меры для обеспечения нормальной деятельности т-ров,  здания  к-рых  были
разрушены, а имущество разграблено оккупантами. В 1945 в Минске открылся
Белорусский Гос. театр. ин-т, где  стали  подготавливаться  нац.  театр.
кадры.
   Важную роль в дальнейшем творч. развитии т-ров сыграли  постановления
ЦК ВКП(б) по идеологич. вопросам  (1946-48).  Осн.  место  в  репертуаре
заняли  советские  пьесы  на  совр.  темы.  Одновременно  с  этим   т-ры
обращались  к  произведениям  на  историко-ре-волюц.  темы,  к  рус.   и
зарубежной классич. драматургии. На тему Великой  Отечеств,  войны  были
поставлены спектакли: "Молодая  гвардия"  (1947),  "С  народом"  (1948),
"Люди и дьяволы" (1958) Крапивы, "Константин Заслонов" Мовзона (1947)  в
т-ре Я. Купалы. Тема борьбы за мир получила выражение  в  спектак".  лях
"Голос Америки" Лаврен„ва (1950) в  т-ре  Я.  Купалы,  "Русский  вопрос"
(1947) и "Чужая тень" (1949) Симонова в т-ре Я. Коласа и др. Осн.  место
в  репертуаре  т-ров  заняли   пьесы   о   социалистич.   строительстве:
"Московский  характер"  Софронова  (1948),  "Макар  Дубрава"  Корнейчука
(1952), "Заинтересованное  лицо"  Крапивы  (1953)  -в  т-ре  Я.  Купалы;
"Близ-кое" Чепурина (1950), "Песня  наших  сердец"  Полесского  (1949)-в
т-ре Я. Коласа. Жизнь колхозного крестьянства была показана в спектаклях
"Алазан-екая долина" Губаревича и Дорского (1949, т-р Я. Коласа),  "Поют
жаворонки"  Крапивы  (1950,  т-р  Я.  Купалы),  "Извините,  пожалуйста!"
(1954), "Чтобы люди не  журились"  (1959)  Мака„нка-в  т-ре  Я.  Купалы.
События Великой  Октябрьской  социалистич.  революции  и  гражд.  войны,
борьба Коммунистич. партии, возглавляемой В.  И.  Лениным,  за  установ,
ление и укрепление Сов. власти показаны в спектак, лях "Свет с  Востока"
Глебки (1957)-в т-ре Я. Коласа, "Кремл„вские куранты" (1956);  "Грозовой
год" Кап-лера, "Вечный источник" Зорина (1957)-в т-ре  Я.  Купалы.  Т-ры
ставили также лучшие пьесы рус. сов. драматургов-"Разлом", "Шторм"  (т-р
Я. Коласа) и др. Историко-фольклорные темы представлены пьесами из жизни
белорус.  народа  "Разор„нное  гнездо"  Я.  Куп  а-лы-вт-реЯ.  Коласа  и
"Папоротник-цветок" Козела- в  Белорус.  ТЮЗе.Крупных  успехов  добились
белорус. т-ры в 40-50-е гг. в воплощении  рус.  и  зарубежной  классики.
Впервые на белорус. сцене были  пост.  "Ревизор"  (1945),  "Живой  труп"
(1951), "Свадьба Кречин-ского" (1949),  "Горячее  сердце"  (1955),  "Три
сестры" (1951), "На дне"  (1951),  "Враги"  (1952)-в  т-ре  Я.  Ко-ласа,
"Доходное место" Островского  (1953);  "Чайка"  (1954),  "Вишн„вый  сад"
(1951),  "Зыковы"  (1955)-  в  т-ре  Я.  Купалы.   Зарубежная   классич.
драматургия была представлена пьесами "Гамлет" (1946,  т-р  Я.  Коласа),
"Ромео и Джульетта" (1946), "Нора" (1954)- в т-ре Я. Купалы и др.
   В 1955 в Москве состоялась вторая  декада  белорус.  иск-ва.  Сценич.
иск-во Белоруссии представляли Белорус. т-р оперы и балета, т-р  им.  Я.
Купалы, т-р им.  Я.  Коласа,  Русский  т-р.  За  годы  Советской  власти
белорусский народ вырастил  акт„ров  и  режисс„ров,  достигших  высокого
уровня мастерства. Среди них - нар. арт. СССР Л. П. Александровская,  Г.
П. Глебов, В. И. Владомирский, А. К. Ильинский, П. С.  Молчанов,  Б.  В.
Платонов, Л. И. Ржецкая, нар. арт. БССР В. И. Дедюшко, И.  Ф.  Жданович,
Н. П. Звездоч„тов, Д. А. Орлов, К. Н. Санников, Т. Н. Сергейчик.
   В БССР работает 11 т-ров (1960): Белорус. т-р оперы и балета, т-р им.
Я. Купалы, Рус. т-р  им.  Горького,  Белорус.  ТЮЗ,  Т-р  кукол  (все  в
Минске),  Белорус.  т-р  им.  Я.  Коласа  (Витебск),   областные   т-ры:
белорусский - в Могил„ве, русские - в Гомеле, Гродно, т-р им. Ленинского
комсомола БССР (Брест), Белорус. передвижной т-р (Бобруйск).
   Музыкальный  театр.  Первичными  формами  белорус.  муз.  т-ра   были
обрядовые игры, весенние хороводы, игрища,  представления  скоморохов  и
ряженых, широко бытовавшие в народе. В 17  в.  возникают  школьный  т-р,
Батлейка (кукольный т-р), народная драма, содержащие элементы муз.  т-ра
(хоровая музыка, песни, танцы, инструментальные наигрыши). Во  2-й  пол.
18 в. в крупных  поместьях  и  нек-рых  городах  Белоруссии  открываются
крепостные т-ры (Несвижский, Шкловский, Слонимский, Гродненский). В этих
т-рах работали талантливые исполнители, в т. ч. балерины и музыканты  из
крепостных  (Р.  Буткевич,  П.  Азаревич  и  др.),  к-рые   впоследствии
выступали также на летерб. сцене. В 50-х гг. 19 в. центром развития муз.
т-ра   становится   Минск.   Под   руководством   драматурга    В.    И.
Дунина-Марцинкевича в 1853 была пост. на его же либретто первая белорус.
опера "Ся-лянка" (муз. композитора С. Монюшко). Тематика оперы,  образы,
муз. язык, широкое использование нар. песен и танцев свидетельствовало о
демократич. тенденциях в развитии нац. муз. т-ра.
   Традиции т-ра В. И. Дунина-Марцинкевича и С. Монюшко были  продолжены
И. Буйницким, ставившим синтетич. по форме спектакли, включавшие  песни,
танцы, отличавшиеся высоким уровнем хореогра-фич.  и  хоровой  культуры.
Продолжая традиции "Сялянки", виленский белорус. кружок любителей музыки
осуществил в 1915 пост. оперетты  "Зал„ты"  композитора  М.  Кимонта  на
текст одноим. комедии В. И. Дунина-Марцинкевича  (режисс„р  А.  Бурбис).
Вокальные  и  хоровые  номера  исполнялись  в  сопровождении   камерного
инструмент, ансамбля.
   Наряду с деятельностью любит, и проф. кружков и трупп  на  территории
Белоруссии с сер. 19 в. гастролировали  рус.,  польские,  итал.  оперные
труппы  и  укр.  муз.-драматич.  т-ры.  Однако  белорус.  муз.  т-р   до
Октябрьской революции находился лишь в стадии формирования.
   После установления в Белоруссии Сов. власти были созданы условия  для
подлинного расцвета нац. муз. т-ра.  Широко  развивается  художественная
самодеятельность   (хоровые,   вокальные,   танцевальные,    музыкальные
коллективы). В 1918 была открыта Нар. консерватория в Витебске,  Гомеле,
в 1919 - Минске. Из молодых  талантливых  танцоров  1-го  Белорус.  гос.
драм. т-ра (ныне Белорусский т-р им. Янки Купалы) созда„тся хореографич.
студия под руководством К. А. Алек-сютовича. В  1922-28  в  студии  были
пост. балет "Коппелия" Делиба, а также  "Вальпургиева  ночь"  (из  оперы
"Фауст")   и   "Половецкие   пляски"   (из   оперы    "Князь    Игорь").
Вокально-хоровой коллектив драма-тич.  т-ра  (под  рук.  В.  Теравского)
пост. оперу "Русалка". Большое значение для  развития  муз.  т-ра  имели
спектакли  "Машека",  "Кастусь  Калиновский",  "Коваль-воевода"  Е.   А.
Мировича, "Павлинка" Я. Купалы и др.,  насыщенные  вокальными  номерами,
нар. песнями и танцами.
   В 1924 был открыт белорус. музыкальный техникум, к-рый сыграл  важную
роль в подготовке  певческих  кадров  для  оперного  т-ра  (педагоги  В.

Страницы: «« « 223   224   225   226   227   228   229   230   231  232   233   234   235   236   237   238   239   240   241  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия