|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 » »» исполнение роли сенатора Абле-ухова М. А. Чеховым, сумевшим достигнуть в
своей игре тонкой психологичности и глубокого трагич. обобщения.
Соч.: Сборники: Символизм, М., 1910; Арабески. Книга статей, М.,
1911; На перевале, М., 1918; Поэзия слова, М., 1922.
"БЕЛЫЙ КЛОУН" - цирковое амплуа. Партн„р Августа, или Рыжего, в
традиционном клоунском антре. По характеру "Б. к." - простак или
резон„р.
Внешний облик "Б. к." сохраняет постоянные черты; неестественно белое
под густым слоем краски лицо, поднятые в остром изломе ч„рные линии
бровей, малинового цвета губы и уши создают брезгливо-капризное
выражение недоумения и настороженности. Изящный бархатный или ш„лковый
костюм, украшенный аппликациями и бл„стками, состоит из куртки, коротких
до колен галифе, ш„лковых чулок и остроносых туфель. Напомаженные волосы
покрыты надетым набекрень белым коническим колпачком, в руках - тонкая
щегольская тросточка с овальной подушечкой на конце. Игра тросточкой,
мелкие семенящие шажки, жеманные интонации дополняют образ маменькиного
сынка-переростка, изнеженного и манерного тихони.
Наименование и характер "Б. к." оформились в выступлении с Августом.
До этого существовали т. н. соло-клоуны, продолжавшие традиции
балаганных дедов, ярмарочных паяцев. Среди первых исполнителей амплуа
"Б. к." -франц. клоун прошлого века Фуутит, выступавший с Шоколя; и рус.
клоун С. С. Альперов, выступавший с Бернардо. В сов. время в амплуа "Б.
к." выступали Д. С. Альперов, К. П. Рол-лан, Д. П. Демаш, Г. И.
Бондаренко, С. М. Ротмистров и др. Они внесли в репертуар "Б. к."
элементы совр. актуального содержания, придали образу черты гражданского
сатирика.
Лит.: Кузнецов Е., Цирк, М.-Л., 1931; Дмитриев Ю. А., Русский цирк,
М., 1953. М. 3.
БЕЛЬ (Bell), Мари [наст. имя и фам.-Мари Жанн Белой (Belon)J (p.
23.XII.1900)-французская актриса. В 1921, по окончании парижской
Консерватории, дебютировала на сцене "Комеди Франсез" в роли Анжелики
("Мнимый больной"). Голос и внешние данные определили амплуа Б. как
трагич. героини. Роли: Федра, Эсфирь (о. п. Расина), Сели-мена
("Мизантроп" Мольера). Была первой исполнительницей гл. женских ролей в
пьесах "Рено и Арми-да" Кокто и "Атласная туфелька" Клоделя. С 1928 6. -
сосьетерка "Комеди Франсез", ныне - поч„тная со-сьетерка. В 1958 сыграла
роль Мари-Поль в пьесе "Хорош суп" Марсо (т-р "Жимназ"). Принимала
участие в Движении Сопротивления. С 1924 снимается в кино. Н. В.
БЕЛЬ KAHTO (итал. bel canto, букв.- прекрасное пение) - стиль
вокального исполнения, отличающийся л„гкостью и приятностью звучания,
предельной мелодич. связностью (кантилена), изяществом и совершенством
вокальных орнаментов (колоратура). Б. к. было связано с развитием итал.
оперы с сер. 17 в. до первых десятилетий 19 в. (оперы Беллини).
Употреблялось для обозначения высокого вок. мастерства. См. Вокальное
искусство.
"БЕЛЬВАРОШИ" (венг. Belvarosi, букв.-в центре города) - венгерский
театр. Создан в Будапеште осенью 1916. "Б." был камерным т-ром с
небольшим количеством мест в зрительном зале. Спектакли, создававшиеся
на его сцене, носили интимный характер. В "Б." были пост. "Трагедия
детей" Шенхера (1920), "Жорж Данден" Мольера (1920), "Игра любви и
смерти" Р. Роллана (1925), "Святая Иоанна" Шоу (1936) и др. В т-ре
работали акт„ры И. Титкош, Э. Булла,
А. Пагер, А. П„т„, Э. Бало и др. В качестве гастрол„ров здесь
выступали Г. Байор, А. Шомлаи, М. Ши-мени, Д. Чортош и др. В 1940 "Б."
прекратил свою деятельность. В наст. время в его помещении работает Т-р
им. Катоны (филиал Национального т-ра)
БЕЛЬГИЙСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Возникновение драматургии в Бельгии
относится к 10 в. Литур-гич. драма на латинском языке была единственным
драматич. жанром до 13 в., когда возникли мистерии и моралите,
пользовавшиеся большой популярностью на протяжении 14-16 вв. Ко 2-й пол.
13 в. относится первое комедийное произведение "Фарс о юноше и слепце"
(пост. в Турне). До образования независимого бельг. государства (1830)
развитию нац. драматич. лит-ры в Бельгии препятствовало распространение
иностр. культуры (исп., австр., франц., голл.).
Одним из первых нац. драматургов был Д. Коппе. Известно 8 его пьес,
по жанру близких ср.-век. мистериям: "Трагедия святого Ламбера",
"Кровавая битва между имперцами и богемцами" и др. Коппе выступал как
защитник католической веры от распространившихся в то время ересей.
Современник Коппе П. Белло известен пьесой "Трагедия о жизни и муках
святого Евстахия", воссоздающей один из эпизодов жития святых. Светский
характер носило творчество Луи де Сен-Пьера, автора трагедии "Святая
Эжени, или Кара за обман". Барон де Валеф написал трагедии "Ганнибал в
Капуе" (1724), "Электра" (1734), "Магомет", в к-рых сказалось влияние
франц. драматургии 17 - нач. 18 вв. (преим. эпигонов франц. классицизма:
Т. Корнеля, П. Кребийона, Ж. Б. Шатобр„-на). В 18 в. наиболее крупные
драматурги Бельгии - Ш.де Линь, Неэль, Руйе.Они писали гл. обр. салонные
пьесы, предназначавшиеся для представлений в замках и дворцах
аристократов. Драма Неэля "Сабин, или Бельгийцы" (1782) была первой
попыткой созда-иия пьесы на нац. бельгийский сюжет. Накануне революции
1830 в период подъ„ма нац. самосознания прогрессивную роль сыграли
трагедии Э. Смитса "Мария Бургундская" (1823) и "Жанна Фландрская"
(1827), написанные по образцу франц. классицистских трагедий эпохи
франц. революции 18 в.
Образование независимого бельг. государства определило дальнейшее
развитие нац. культуры Бельгии. В первые годы после революции до сер. 19
в. широкое распространение в драматургии получает романтизм. Среди
наиболее крупных драматургов-романтиков - П. Нуайе, Ф. Богаэр, В. Жоли,
Э. Вак-кен, писавшие историч. пьесы, проникнутые идеями патриотизма и
нац. независимости. Эти пьесы пользовались большим успехом у зрителей.
Наиболее значит. произв. этого периода - драмы Ваккена "Андре Шенье"
(1844) о знаменитом поэте франц. революции и "Клятва в Валласе" (1846) о
борьбе шотландского народа против англ. поработителей. В 50-е гг.
историч. драмы романтиков были вытеснены из репертуара т-ров водевилями,
"комедиями нравов", развлекат. пьесами А. Аннекена, Г. Ваэза, Л.
Лабарра, Флор 0'Скуара, Ж. Гийома и др., написанными под влиянием франц.
драматургов Э. бжье и Ф. Понсара. Этому репертуару противостояло
творчество Ш. Потвена -- автора драматич. трилогии "Комедия выборов"
(1858), "Роскошь", "Человек-гений" (обе в 1880); в последней пьесе
драматург выступает за нац. самобытность бельг. драматургии и т-ра.
В конце 19 - нач. 20 вв. в Б. д. широкое распространение получает
Страницы: «« « 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |