Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 231   232   233   234   235   236   237   238   239  240   241   242   243   244   245   246   247   248   249  » »»

исполнение роли сенатора Абле-ухова М. А. Чеховым, сумевшим достигнуть в
своей игре тонкой психологичности и глубокого трагич. обобщения.
   Соч.: Сборники: Символизм, М.,  1910;  Арабески.  Книга  статей,  М.,
1911; На перевале, М., 1918; Поэзия слова, М., 1922.
   "БЕЛЫЙ КЛОУН" - цирковое  амплуа.  Партн„р  Августа,  или  Рыжего,  в
традиционном клоунском  антре.  По  характеру  "Б.  к."  -  простак  или
резон„р.
   Внешний облик "Б. к." сохраняет постоянные черты; неестественно белое
под густым слоем краски лицо, поднятые  в  остром  изломе  ч„рные  линии
бровей,  малинового  цвета  губы  и  уши   создают   брезгливо-капризное
выражение недоумения и настороженности. Изящный бархатный  или  ш„лковый
костюм, украшенный аппликациями и бл„стками, состоит из куртки, коротких
до колен галифе, ш„лковых чулок и остроносых туфель. Напомаженные волосы
покрыты надетым набекрень белым коническим колпачком, в руках  -  тонкая
щегольская тросточка с овальной подушечкой на  конце.  Игра  тросточкой,
мелкие семенящие шажки, жеманные интонации дополняют образ  маменькиного
сынка-переростка, изнеженного и манерного тихони.
   Наименование и характер "Б. к." оформились в выступлении с  Августом.
До  этого  существовали  т.  н.   соло-клоуны,   продолжавшие   традиции
балаганных дедов, ярмарочных паяцев. Среди  первых  исполнителей  амплуа
"Б. к." -франц. клоун прошлого века Фуутит, выступавший с Шоколя; и рус.
клоун С. С. Альперов, выступавший с Бернардо. В сов. время в амплуа  "Б.
к." выступали Д. С.  Альперов,  К.  П.  Рол-лан,  Д.  П.  Демаш,  Г.  И.
Бондаренко, С. М. Ротмистров и  др.  Они  внесли  в  репертуар  "Б.  к."
элементы совр. актуального содержания, придали образу черты гражданского
сатирика.
   Лит.: Кузнецов Е., Цирк, М.-Л., 1931; Дмитриев Ю. А.,  Русский  цирк,
М., 1953. М. 3.
   БЕЛЬ (Bell), Мари [наст. имя и  фам.-Мари  Жанн  Белой  (Belon)J  (p.
23.XII.1900)-французская  актриса.  В  1921,  по   окончании   парижской
Консерватории, дебютировала на сцене "Комеди Франсез"  в  роли  Анжелики
("Мнимый больной"). Голос и внешние  данные  определили  амплуа  Б.  как
трагич.  героини.  Роли:  Федра,  Эсфирь  (о.  п.   Расина),   Сели-мена
("Мизантроп" Мольера). Была первой исполнительницей гл. женских ролей  в
пьесах "Рено и Арми-да" Кокто и "Атласная туфелька" Клоделя. С 1928 6. -
сосьетерка "Комеди Франсез", ныне - поч„тная со-сьетерка. В 1958 сыграла
роль Мари-Поль в пьесе  "Хорош  суп"  Марсо  (т-р  "Жимназ").  Принимала
участие в Движении Сопротивления. С 1924 снимается в кино. Н. В.
   БЕЛЬ KAHTO  (итал.  bel  canto,  букв.-  прекрасное  пение)  -  стиль
вокального исполнения, отличающийся л„гкостью  и  приятностью  звучания,
предельной мелодич. связностью (кантилена), изяществом  и  совершенством
вокальных орнаментов (колоратура). Б. к. было связано с развитием  итал.
оперы с сер.  17  в.  до  первых  десятилетий  19  в.  (оперы  Беллини).
Употреблялось для обозначения высокого вок.  мастерства.  См.  Вокальное
искусство.
   "БЕЛЬВАРОШИ" (венг. Belvarosi, букв.-в центре  города)  -  венгерский
театр. Создан в  Будапеште  осенью  1916.  "Б."  был  камерным  т-ром  с
небольшим количеством мест в зрительном зале.  Спектакли,  создававшиеся
на его сцене, носили интимный характер.  В  "Б."  были  пост.  "Трагедия
детей" Шенхера (1920), "Жорж  Данден"  Мольера  (1920),  "Игра  любви  и
смерти" Р. Роллана (1925), "Святая Иоанна"  Шоу  (1936)  и  др.  В  т-ре
работали акт„ры И. Титкош, Э. Булла,
   А. Пагер, А. П„т„,  Э.  Бало  и  др.  В  качестве  гастрол„ров  здесь
выступали Г. Байор, А. Шомлаи, М. Ши-мени, Д. Чортош и др. В  1940  "Б."
прекратил свою деятельность. В наст. время в его помещении работает  Т-р
им. Катоны (филиал Национального т-ра)
   БЕЛЬГИЙСКАЯ  ДРАМАТУРГИЯ.   Возникновение   драматургии   в   Бельгии
относится к 10 в. Литур-гич. драма на латинском языке была  единственным
драматич.  жанром  до  13  в.,  когда  возникли  мистерии  и   моралите,
пользовавшиеся большой популярностью на протяжении 14-16 вв. Ко 2-й пол.
13 в. относится первое комедийное произведение "Фарс о юноше  и  слепце"
(пост. в Турне). До образования независимого бельг.  государства  (1830)
развитию нац. драматич. лит-ры в Бельгии препятствовало  распространение
иностр. культуры (исп., австр., франц., голл.).
   Одним из первых нац. драматургов был Д. Коппе. Известно 8  его  пьес,
по  жанру  близких  ср.-век.  мистериям:  "Трагедия  святого   Ламбера",
"Кровавая битва между имперцами и богемцами" и др.  Коппе  выступал  как
защитник католической веры от  распространившихся  в  то  время  ересей.
Современник Коппе П. Белло известен пьесой "Трагедия  о  жизни  и  муках
святого Евстахия", воссоздающей один из эпизодов жития святых.  Светский
характер носило творчество Луи де  Сен-Пьера,  автора  трагедии  "Святая
Эжени, или Кара за обман". Барон де Валеф написал трагедии  "Ганнибал  в
Капуе" (1724), "Электра" (1734), "Магомет", в  к-рых  сказалось  влияние
франц. драматургии 17 - нач. 18 вв. (преим. эпигонов франц. классицизма:
Т. Корнеля, П. Кребийона, Ж. Б. Шатобр„-на). В 18  в.  наиболее  крупные
драматурги Бельгии - Ш.де Линь, Неэль, Руйе.Они писали гл. обр. салонные
пьесы,  предназначавшиеся  для  представлений   в   замках   и   дворцах
аристократов. Драма Неэля "Сабин,  или  Бельгийцы"  (1782)  была  первой
попыткой созда-иия пьесы на нац. бельгийский сюжет.  Накануне  революции
1830 в период  подъ„ма  нац.  самосознания  прогрессивную  роль  сыграли
трагедии Э. Смитса  "Мария  Бургундская"  (1823)  и  "Жанна  Фландрская"
(1827), написанные  по  образцу  франц.  классицистских  трагедий  эпохи
франц. революции 18 в.
   Образование независимого  бельг.  государства  определило  дальнейшее
развитие нац. культуры Бельгии. В первые годы после революции до сер. 19
в. широкое  распространение  в  драматургии  получает  романтизм.  Среди
наиболее крупных драматургов-романтиков - П. Нуайе, Ф. Богаэр, В.  Жоли,
Э. Вак-кен, писавшие историч. пьесы, проникнутые  идеями  патриотизма  и
нац. независимости. Эти пьесы пользовались большим успехом  у  зрителей.
Наиболее значит. произв. этого периода -  драмы  Ваккена  "Андре  Шенье"
(1844) о знаменитом поэте франц. революции и "Клятва в Валласе" (1846) о
борьбе шотландского  народа  против  англ.  поработителей.  В  50-е  гг.
историч. драмы романтиков были вытеснены из репертуара т-ров водевилями,
"комедиями  нравов",  развлекат.  пьесами  А.  Аннекена,  Г.  Ваэза,  Л.
Лабарра, Флор 0'Скуара, Ж. Гийома и др., написанными под влиянием франц.
драматургов  Э.  бжье  и  Ф.  Понсара.  Этому  репертуару  противостояло
творчество Ш. Потвена -- автора  драматич.  трилогии  "Комедия  выборов"
(1858), "Роскошь", "Человек-гений"  (обе  в  1880);  в  последней  пьесе
драматург выступает за нац. самобытность бельг. драматургии и т-ра.
   В конце 19 - нач. 20 вв. в Б.  д.  широкое  распространение  получает

Страницы: «« « 231   232   233   234   235   236   237   238   239  240   241   242   243   244   245   246   247   248   249  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия