|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 » »» Окончил юридич. и естеств. ф-ты Петерб. ун-та. В 1894 познакомился с Н.
А. Римским-Корсаковым и с этого времени стал постоянным сотрудником
композитора. Участвовал в завершении текста оперы "Садко" и был автором
либретто опер "Сказка о царе Салтане" (1900), "Сказание о невидимом
граде Китеже и деве Февронии" (1907) и "Золотой петушок" (1909); работал
также над либретто ряда неосуществл„нных опер Римского-Корса-кова.
Либретто оперы "Сказание о невидимом граде Китеже" отличается высокими
лит. достоинствами, в частности тонкой стилизацией древнерус. книжного
языка. В нач. 20-х гг. Б. эмигрировал в Германию, где и умер. М. И., Я.
К o.a.
БЕЛЬСКИЙ, Игорь Дмитриевич (р. 28. III. 1925) - русский советский
артист балета. Засл. арт. РСФСР (1955). В 1943 окончил Ленингр.
хореографич. уч-ще (класс А. А. Писарева и А. В. Лопухова). Дебют Б. на
сцене Ленингр. т-ра оперы и балета им. Кирова (1943) в цыганском танце в
опере "Русалка" и выступление в партии Половчанина ("Князь Игорь")
определили направленность творчества Б. как яркого характерного
танцовщика. Сочетая виртуозную технику с акт„рской выразительностью и
темпераментом, Б. исполняет ведущие характерные партии: Ротбарта
("Лебединое озеро"), Нурали ("Бахчисарайский фонтан"), Тибальда ("Ромео
и Джульетта"), Шурале (о. п. Яруллина), Северьяна ("Каменный цветок"
Прокофьева), Мако ("Тропою грома" Караева). С 1946-педагог Ленингр.
хореографич. уч-ща (класс нар. характерного танца). В 1959 осуществил
пост. балета "Берег надежды" Петрова в Ленингр. т-ре оперы и балета им.
Кирова. В. Ч.
БЕЛЬТРАММ, Бальтрамм де Гаджан (Beltramm; Baltramm de
Gaggian),персонаж итальянского импровизационного народного театра
комедии дель арте, созданный в 16 в. акт„ром Н. Барбъери; тип глупого,
неловкого и невежественного крестьянина, часто некстати вступающего в
разговор. В лит. комедии этот персонаж превратился в образ глуповатого,
но добродушного и почтительного слуги. Ал. С.
БЕЛЬЦКИЙ МОЛДАВСКО-РУССКИЙ МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР -
организован в 1947 в г. Бельцы (Молдавская ССР). До 1957 работала одна
рус. труппа, с 1957 создана молдавская труппа. В 1957-59 пост. молд.
спектакли "Луч во тьме" Рис и Кравцова, "Вес„лка" Зарудного, "Блудный
сын" Раннета. Среди лучших спектаклей рус. т-ра в 50-е гг.: "Макар
Дубрава" Корнейчука (1952), "Огненный мост" Ромашова (1954), "Глубокая
разведка" Крона (1955), "Забытый друг" Салынского (1956). Т-р да„т
спектакли в районах и колхозах Молд. ССР. В труппе театра (I960) - засл.
арт. Молд. ССР В. Н. Головченко, С. В. Демидова, С. Ф. Скульберди-на.
Гл. режисс„р театра-заел, деят. иск-в Молд. ССР Р. Р. Григорян, гл.
художник-Б. А. Соколов. Д. П.
Б‚ЛЫПЕ (Bolsche), Вильгельм (2. I. 1861-31. Vili. 1939) - немецкий
театральный деятель, писатель, критик. Член социал-демократич. партии
Германии. В 80-е гг. сблизился с кружком писателей и театр. деятелей
натуралистич. направления (Г. Гаупт-ман, Т. Гарт, О. Брам). В 1890
(совм. с критиками Б. Вилле и Г. Тюрком) организовал в Берлине первый
нем. рабочий т-р "Фрейе фольксбюне" ("Свободная народная сцена"), на
основе к-рого в 1914 был создан т-р "Фольксбюне" ("Народная сцена"),
работающий до наст. времени. Б. вводил в репертуар этого т-ра произв.
совр. ему драматургов, в т. ч. Ибсена, Гаупт-мана, Л. Толстого. Выступал
в периодич. печати со статьями по вопросам театр. иск-ва. В сер. 90-х
гг. отош„л от театр. деятельности. "9. Г.
БЕЛЬЭТАЖ (от франц. bel - прекрасный и etage - ярус) - первый ярус
зрительного зала над бенуаром и амфитеатром. "
БЕЛЯЕВ, Юрий Дмитриевич [28. XI (10. XII). 1876-5(18). I. 1917] -
русский театральный критик и драматург. Лит. деятельность начал в 1894.
Печатался в "Живописном обозрении", "Севере" и др. периодич. изданиях.
Затем работал в журнале А. Р. Кугеля "Театр и искусство". С 1899
систематически сотрудничал в "Новом времени" А. С. Суворина. Активно
поддерживал Александрийский т-р в его репертуарной политике,
направленной на утверждение спектаклей, лиш„нных большого общественного
содержания. Как драматург впервые выступил в 1908 (одноактный водевиль
"Путаница, или 1840 год", 1909, моек. Малый т-р). Б. принадлежат также
пьесы
"Красный кабачок" (1911, Александрийский театр), "Дама из Торжка"
(1912, театр Незлобина) и др. Наибольшим успехом пользовалась пьеса Б.
"Псиша", посв. судьбе крепостной актрисы, написанная в
сентиментально-мелодраматич. тонах (1911, театр Незлобина). В своей
критической и драма-тургич. деятельности развивал традиционалистские
идеи, прославлял "доброе" старое время, не желая видеть в н„м жестоких
социальных противоречий.
Соч.: Псиша, "Библиотека театра и искусства", СПБ, 1913, Xa 1; Актеры
и пьесы. Сборник" СПБ, 1902; Мельпомена. Сб. [критич. статей Б. о
театре], [СПБ, 1904]; В. Ф. Комиссар-жевская. Критический этюд, СПБ,
1899 (Наши артистки, вып. 1); Л. Б. Яворская. Критико-биогр. этюд, СПБ,
1900.
Лит.: Homo Novus [Кугель А. Р.], Заметки, "Ист. вестник", 1917, .ј 2,
с. 35-36.
БЕЛЯЕВСКИЙ КРУЖОК - группа музыкантов, объединившаяся в 80-90-х гг.
19 в. в Петербурге вокруг pyс. муз. деятеля, издателя М. П. Беляева
(1836-1903)-основателя симф. концертов и квартетных вечеров в Петербурге
(1891). Группа собиралась на муз. вечерах в доме Беляева ("беляевские
пятницы"). Почти все члены Б. к. были учениками Н. А.
Рим-ского-Корсакова, к-рый возглавлял кружок. В Б. к. входили
композиторы А. К. Глазунов, А. К. Лядов, Ф. М. и С. М. Блуменфельды, Н.
А. Соколов, И. И. Витоль (Я. Витол), позднее В. А. Золотар„в, Ф. С.
Акименко, Н. Н. Черепнин, дириж„р Г. О.Дютш, пианист Н. С. Лавров и др.
Б. к. обычно относят к младшему поколению "Новой русской музыкальной
школы" и считают преемником "Могучей кучки, хотя этот кружок не
представлял собой цельного творч. направления.
Лит.: Р и м с к и й-К о р с а к о в А. Н., Н. А. Рим-ский-Корсаков.
Жизнь и творчество, вып. 3, М.. 1936; Глазунов А. К., Исследования,
материалы, публикации, письма, т. 1-2, Л., 1959-60.
БЕЛЯКОВ, Венедикт Николаевич (р. 1909) - советский цирковой артист;
акробат-прыгун. Засл. арт. РСФСР (1958). Член КПСС с 1949. Артистич.
деятельность начал в 1926. Создатель, участник и руководитель группового
номера "Акробаты на качелях", пост. и оформленного в рус. стиле.
'Коллектив, возглавлявшийся Б. и называемый "Беляковы" (Беляков, Н. А.
Тимаков, Л. А. Пичугин, Е. И. Воропаев, Б. А. Цицин, Л. Н. Попов, В. А.
Петухов, С. В. Сем„нов, Н. Ф. Маж-ников, А. И. Шмяков), подготовил ряд
Страницы: «« « 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |