Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 235   236   237   238   239   240   241   242   243  244   245   246   247   248   249   250   251   252   253  » »»

Окончил юридич. и естеств. ф-ты Петерб. ун-та. В 1894 познакомился с  Н.
А. Римским-Корсаковым и с  этого  времени  стал  постоянным  сотрудником
композитора. Участвовал в завершении текста оперы "Садко" и был  автором
либретто опер "Сказка о царе  Салтане"  (1900),  "Сказание  о  невидимом
граде Китеже и деве Февронии" (1907) и "Золотой петушок" (1909); работал
также  над  либретто  ряда  неосуществл„нных  опер  Римского-Корса-кова.
Либретто оперы "Сказание о невидимом граде Китеже"  отличается  высокими
лит. достоинствами, в частности тонкой стилизацией  древнерус.  книжного
языка. В нач. 20-х гг. Б. эмигрировал в Германию, где и умер. М. И.,  Я.
К o.a.
   БЕЛЬСКИЙ, Игорь Дмитриевич (р. 28. III.  1925)  -  русский  советский
артист  балета.  Засл.  арт.  РСФСР  (1955).  В  1943  окончил  Ленингр.
хореографич. уч-ще (класс А. А. Писарева и А. В. Лопухова). Дебют Б.  на
сцене Ленингр. т-ра оперы и балета им. Кирова (1943) в цыганском танце в
опере "Русалка" и  выступление  в  партии  Половчанина  ("Князь  Игорь")
определили  направленность  творчества  Б.   как   яркого   характерного
танцовщика. Сочетая виртуозную технику с  акт„рской  выразительностью  и
темпераментом,  Б.  исполняет  ведущие  характерные   партии:   Ротбарта
("Лебединое озеро"), Нурали ("Бахчисарайский фонтан"), Тибальда  ("Ромео
и Джульетта"), Шурале (о. п.  Яруллина),  Северьяна  ("Каменный  цветок"
Прокофьева), Мако ("Тропою  грома"  Караева).  С  1946-педагог  Ленингр.
хореографич. уч-ща (класс нар. характерного танца).  В  1959  осуществил
пост. балета "Берег надежды" Петрова в Ленингр. т-ре оперы и балета  им.
Кирова. В. Ч.
   БЕЛЬТРАММ,   Бальтрамм   де    Гаджан    (Beltramm;    Baltramm    de
Gaggian),персонаж  итальянского   импровизационного   народного   театра
комедии дель арте, созданный в 16 в. акт„ром Н. Барбъери;  тип  глупого,
неловкого и невежественного крестьянина, часто  некстати  вступающего  в
разговор. В лит. комедии этот персонаж превратился в образ  глуповатого,
но добродушного и почтительного слуги. Ал. С.
   БЕЛЬЦКИЙ   МОЛДАВСКО-РУССКИЙ   МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ    ТЕАТР    -
организован в 1947 в г. Бельцы (Молдавская ССР). До 1957  работала  одна
рус. труппа, с 1957 создана молдавская труппа.  В  1957-59  пост.  молд.
спектакли "Луч во тьме" Рис и Кравцова,  "Вес„лка"  Зарудного,  "Блудный
сын" Раннета. Среди лучших спектаклей  рус.  т-ра  в  50-е  гг.:  "Макар
Дубрава" Корнейчука (1952), "Огненный мост" Ромашова  (1954),  "Глубокая
разведка" Крона (1955),  "Забытый  друг"  Салынского  (1956).  Т-р  да„т
спектакли в районах и колхозах Молд. ССР. В труппе театра (I960) - засл.
арт. Молд. ССР В. Н. Головченко, С. В. Демидова,  С.  Ф.  Скульберди-на.
Гл. режисс„р театра-заел, деят. иск-в Молд.  ССР  Р.  Р.  Григорян,  гл.
художник-Б. А. Соколов. Д. П.
   Б‚ЛЫПЕ (Bolsche), Вильгельм (2. I. 1861-31. Vili.  1939)  -  немецкий
театральный деятель, писатель, критик.  Член  социал-демократич.  партии
Германии. В 80-е гг. сблизился с кружком  писателей  и  театр.  деятелей
натуралистич. направления (Г. Гаупт-ман,  Т.  Гарт,  О.  Брам).  В  1890
(совм. с критиками Б. Вилле и Г. Тюрком) организовал  в  Берлине  первый
нем. рабочий т-р "Фрейе фольксбюне"  ("Свободная  народная  сцена"),  на
основе к-рого в 1914 был создан  т-р  "Фольксбюне"  ("Народная  сцена"),
работающий до наст. времени. Б. вводил в репертуар  этого  т-ра  произв.
совр. ему драматургов, в т. ч. Ибсена, Гаупт-мана, Л. Толстого. Выступал
в периодич. печати со статьями по вопросам театр. иск-ва.  В  сер.  90-х
гг. отош„л от театр. деятельности. "9. Г.
   БЕЛЬЭТАЖ (от франц. bel - прекрасный и etage - ярус)  -  первый  ярус
зрительного зала над бенуаром и амфитеатром. "
   БЕЛЯЕВ, Юрий Дмитриевич [28. XI (10. XII).  1876-5(18).  I.  1917]  -
русский театральный критик и драматург. Лит. деятельность начал в  1894.
Печатался в "Живописном обозрении", "Севере" и др.  периодич.  изданиях.
Затем работал в журнале  А.  Р.  Кугеля  "Театр  и  искусство".  С  1899
систематически сотрудничал в "Новом времени"  А.  С.  Суворина.  Активно
поддерживал   Александрийский   т-р   в   его   репертуарной   политике,
направленной на утверждение спектаклей, лиш„нных большого  общественного
содержания. Как драматург впервые выступил в 1908  (одноактный  водевиль
"Путаница, или 1840 год", 1909, моек. Малый т-р). Б.  принадлежат  также
пьесы
   "Красный кабачок" (1911, Александрийский  театр),  "Дама  из  Торжка"
(1912, театр Незлобина) и др. Наибольшим успехом пользовалась  пьеса  Б.
"Псиша",    посв.    судьбе    крепостной    актрисы,    написанная    в
сентиментально-мелодраматич. тонах  (1911,  театр  Незлобина).  В  своей
критической и  драма-тургич.  деятельности  развивал  традиционалистские
идеи, прославлял "доброе" старое время, не желая видеть в  н„м  жестоких
социальных противоречий.
   Соч.: Псиша, "Библиотека театра и искусства", СПБ, 1913, Xa 1; Актеры
и пьесы. Сборник" СПБ,  1902;  Мельпомена.  Сб.  [критич.  статей  Б.  о
театре], [СПБ, 1904]; В. Ф.  Комиссар-жевская.  Критический  этюд,  СПБ,
1899 (Наши артистки, вып. 1); Л. Б. Яворская. Критико-биогр. этюд,  СПБ,
1900.
   Лит.: Homo Novus [Кугель А. Р.], Заметки, "Ист. вестник", 1917, .ј 2,
с. 35-36.
   БЕЛЯЕВСКИЙ КРУЖОК - группа музыкантов, объединившаяся в  80-90-х  гг.
19 в. в Петербурге вокруг pyс. муз.  деятеля,  издателя  М.  П.  Беляева
(1836-1903)-основателя симф. концертов и квартетных вечеров в Петербурге
(1891). Группа собиралась на муз. вечерах в  доме  Беляева  ("беляевские
пятницы").   Почти   все   члены   Б.   к.   были   учениками   Н.    А.
Рим-ского-Корсакова,  к-рый  возглавлял  кружок.   В   Б.   к.   входили
композиторы А. К. Глазунов, А. К. Лядов, Ф. М. и С. М. Блуменфельды,  Н.
А. Соколов, И. И. Витоль (Я. Витол), позднее  В.  А.  Золотар„в,  Ф.  С.
Акименко, Н. Н. Черепнин, дириж„р Г. О.Дютш, пианист Н. С. Лавров и  др.
Б. к. обычно относят к младшему  поколению  "Новой  русской  музыкальной
школы"  и  считают  преемником  "Могучей  кучки,  хотя  этот  кружок  не
представлял собой цельного творч. направления.
   Лит.: Р и м с к и й-К о р с а к о в А. Н., Н.  А.  Рим-ский-Корсаков.
Жизнь и творчество, вып. 3, М..  1936;  Глазунов  А.  К.,  Исследования,
материалы, публикации, письма, т. 1-2, Л., 1959-60.
   БЕЛЯКОВ, Венедикт Николаевич (р. 1909) - советский  цирковой  артист;
акробат-прыгун. Засл. арт. РСФСР (1958). Член  КПСС  с  1949.  Артистич.
деятельность начал в 1926. Создатель, участник и руководитель группового
номера "Акробаты  на  качелях",  пост.  и  оформленного  в  рус.  стиле.
'Коллектив, возглавлявшийся Б. и называемый "Беляковы" (Беляков,  Н.  А.
Тимаков, Л. А. Пичугин, Е. И. Воропаев, Б. А. Цицин, Л. Н. Попов, В.  А.
Петухов, С. В. Сем„нов, Н. Ф. Маж-ников, А. И. Шмяков),  подготовил  ряд

Страницы: «« « 235   236   237   238   239   240   241   242   243  244   245   246   247   248   249   250   251   252   253  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия