Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 241   242   243   244   245   246   247   248   249  250   251   252   253   254   255   256   257   258   259  » »»

общественно-бытовой сатиры. Мн.  песни  Б.-  "Потоп",  "Маленькая  фея",
"Добрый король", "Птицы", "Старый капрал", "Знатный  приятель",  "Старый
фрак", "Новый  фрак",  "Лизетта",  "Метла"  и  др.-  вошли  в  эстрадный
репертуар. Первым переводчиком Б. в России был В. С. Курочкин  (сер.  19
века), первым исполнителем его песенок - И. Ф.  Горбунов  (2-я  пол.  19
в.). В 30- 40-х гг. 20 в. широкой известностью как исполнители песен  Б.
пользовались акт„ры В. Я. Хенкин и Б. С. Борисов. А. Щн.
   Б‚РБЕДЖ (Burbage) - семья английских акт„ров и театральных деятелей.
   Джеймс Б. (ок. 1530-97). По инициативе Б. построено первое в  Лондоне
здание стационарного т-ра, названного им "Театр" (1576). В 1596 приобр„л
здание т-ра "Блэкфрайерс", перешедшее после его смерти к Ричарду Б.
   Катберт  Б.  (ок.  1566-  1636)-сын  Джеймса  Б.  Унаследовал  здание
"Театра", но в 1599 был  вынужден  сломать  его  из-за  истечения  срока
земельной аренды. Оставшиеся строит, материалы были им использованы  для
сооружения т-ра "Глобус".
   Ричард Б.  (ок.  1567-  1619)-сын  Джеймса  Б.  и  брат  Катберта  Б.
Крупнейший  акт„р  англ.  т-ра  эпохи  Возрождения,  друг  и  постоянный
сотрудник Шекспира. Входил в состав труппы "Слуги  лорда  Камергера",  к
к-рой принадлежал Шекспир (выступала в т-ре "Глобус", а с 1609 и в  т-ре
"Блэкфрайерс"). Б. обладал  трагедийным  дарованием,  для  него  Шекспир
написал роли Ричарда III, Гамлета, Отелло, Лира, Макбета, Просперо и мн.
др. Отзывы современников свидетельствуют о замечат. мастерстве Б.,  даре
сце-нич. перевоплощения, выразит, декламации, великолепно  разработанных
мимике и жестах. Был также незаурядным живописцем. А. А.
   БЕРВАЛЬД (Berwald), Франц  (23.  VII.  1796-  3.  IV.  1868)-шведский
композитор и дириж„р. Член Швод. муз. академии (с 1864). Музыке обучался
у своего отца X. Бервальда и композитора Э. Дю Пюи. С 9 лет Б.  выступал
в  концертах  как  скрипач,  позднее  играл  в   придворных   оркестрах.
Композиторскую деятельность начал  в  1817.  Автор  опер  "Густав  Ваза"
(неоконч., 1-й акт пост. 1828,  Стокгольм),  "Леонида",  "Изменник"  (не
были пост.), "Эстрелла де  Сориа"  (1862,  Королев,  опера,  Стокгольм),
"Королева Голконды" (в концертном исполнении, 1833,  Г„теборг),  оперетт
"Ухожу в монастырь" (1843), "Продавщица модной лавки"  (1845)  (пост.  в
Стокгольме) и др. соч. В 1829-41 Б. жил в Берлине, с 1842-в  Стокгольме.
Музыка Б., романтичная по своим изобразит, средствам, отличается высоким
вкусом и простотой. Б. концертировал как дириж„р  во  Франции,  Австрии,
Германии  и  др.  странах.  В  1867-68  Б.  в„л   класс   композиции   в
Стокгольмской консерватории (с 1909-профессор). В честь Б. в Швеции было
учреждено "Бервальдское общество", занимавшееся собиранием и публикацией
произв. швед. нац. музыки (существовало до 1947).
   Лит. соч.: Berwald F. und M., Brev och  dagboksblad,  hrsg.  von  Gr.
Nordberg, Stockh., 1955.
   Лит.: H i l l m a n A., Franz Berwald en biografisk studier, Stockh.,
1920 (with catalogue of compositions); L  i  n  d-g  г  e  n  A.,  Franz
Berwald, "Musikaliska Studier", Stockh., 1896;
   Layton R., F. Berwald, Stockh., 1956. H. Г.
   БЕРГ  (Ber),  Альбан  (9.  II.  1885-24.  XII.   1935)-   австрийский
композитор. Брал уроки теории музыки и композиции у А.  Ш„нберга.  Автор
опер на собств. либретто, в т. ч. "Лулу" по произв.  Ф.  Ведекинда  "Дух
земли" (неоконч.), "Сосуд Пандоры" (1937, Муниципальный  т-р,  Цюрих)  и
др. Б. является одним из представителей т.  н.  атонализма-декадентского
направления в музыке, декларирующего отказ  от  тональности  в  качестве
основы муз. языка. Оперы Б., написанные в речитативном  стиле,  отмечены
предельным сгущением трагич. эмоций и  повышенной  нервозностью;  в  них
выражены экспрессионистские тенденции совр. бурж. музыки. В лучшем сво„м
произв.- опере "Воццек" по драме Г. 'Бюхнера (1925, Гос. опера,  Берлин)
композитор  раскрывает  трагедию  "маленького  человека",  гибнущего   в
атмосфере мещанства, зависти окружающего его  общества.  Б.  принадлежит
ряд симф. и камерных соч., статьи о музыке и др.
   Лит.: "Воццек" Альбана Берга, сборник IV,  Л.,  1927  (Новая  музыка.
Сборники Ассоциации совр. музыки, под ред. И. Глебова и  С.  Гинзбурга);
Власов  В.,  В  оперных  театрах  Демократической  Германии,  "Советская
музыка", 1958 ј 4, с.123-132; R e d l l c h H. F., Alban Berg.  The  man
and his music, N. Y., [19571. 4 p
   БЕРГ (наст. фам.-К e л л e р), Константин Ф„дорович (1824-81)-русский
акт„р. Служил в  различных  провинц.  т-рах  (Пенза-1858,  Харьков-1860,
Одесса, Астрахань-1861-62,  Ор„л-1864,  и  др.).  В  1872  как  один  из
наиболее популярных провинц. артистов был приглаш„н А. Ф.  Федотовым  на
ведущие характерные роли в труппу Народного  театра  на  Политехнической
выставке в Москве. Обладая большим сценич. темпераментом  и  юмором,  Б.
исполнял  преим.  комедийные  роли:  Кочкар„в,  Собакевич   ("Женитьба",
"М„ртвые души"), Городничий; Подхалюзин, Гордей  Торцов  ("Свои  люди  -
сочт„мся", "Бедность не порок"), Репетилов ("Горе от ума") и др. В  1873
Б. был  приглаш„н  в  Малый  т-р.  Большим  успехом  здесь,  однако,  не
пользовался. Невольное соревнование с П. М. Садовским  (на  роли  к-рого
переш„л  Б.)  подчеркнуло  недостатки   игры   Б.-однообразие   при„мов,
склонность к шаржу.
   Лит.: МедведевП.М., Воспоминания, Л., изд. "Acade-mia", 1929; Я р о н
С. Г., Воспоминания о театре 1867-1897, Киев, 1898; Клинчи н А.  П.,  Н.
X. Рыбаков. 1811-1876, M., 1952 (глава "Народный артист"), д \
   БЕРГ  (Berg),  Натанаэль  (9.  II.  1879-14.   X.   1957)-   шведский
композитор. Музыке  обучался  в  Стокг.  консерватории  (по  пению-у  И.
Гюнтера, по композиции-у И.  Линдгрена).  Творч.  деятельность  начал  в
1907. Автор опер на собств. либретто "Лейла"  по  поэме  Байрона  "Гяур"
(1912, Королевская опера, Стокгольм),  "Энгельбрект"  (1929,  там  же)-о
крупнейшем в истории Швеции крестьянском восстании 1434-  1436,  "Юдифь"
по одноим. драме Хеббеля (1936, там  же),  "Бригитта"  (1942,  там  же),
"Геновева" (1947, там же),  балетов-пантомим  "Эльфы"  (1915,  там  же),
"Жених герцогини" (1922, там же) и др. соч. Был одним из  основателей  и
первым председателем (1918-24) шведского союза композиторов. В  нач.  20
в. совм. с К. Ат-тербергом и Т. Ренгстр„мом выступал за  развитие  новой
нац. швед. музыки. Н. Г.
   БЕРГАЛЛИ-ГОЦЦИ  (Bergalli-Gozzi),   Луиза   (15.IV.   1703-18.   VII.
1779)-итальянская  поэтесса  и   драматург.   Род.   в   Венеции.   Лит.
деятельность начала  в  20-е  гг.  18  в.  под  рук.  А.  Дзено.  Писала
стихотворения, драмы, либретто для опер, переводила комедии  Теренция  и
трагедии франц. авторов. Б.-Г. принадлежат либретто оперы "Агис" (1726),
трагедия  "Фивы"  (1728).  Комедия  Б.-Г.  "Приключения  поэта"  (1730),
сатирически   изображавшая   самомнение,   невежество    и    паразитизм
аристократии,   к-рым   противопоставлялись   купеческая   честность   и

Страницы: «« « 241   242   243   244   245   246   247   248   249  250   251   252   253   254   255   256   257   258   259  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия