Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 248   249   250   251   252   253   254   255   256  257   258   259   260   261   262   263   264   265   266  » »»

королевы" (соч. 1837, "Ройял Виктория" в Сиднее, сезон 1846-47).
   С о ч.: Plays and fugitive pieces, in verse and prose, v.  1-2  in  1
vol., Hobart Town, 1842.
   Лит.: М i 1 1 e r E. М., Australian  litera  ture.A  bibliography  to
1938, extended to 1950,  Sydney-L.,  1956;  Re  es  L.  C.,  Towards  an
Australian drama, L., 1953; М с Gr u i  r  e,  The  Australian  theatre,
L.-Melb., 1948. JJ, Ц.
   БЕРН (Bern) -столица Швейцарии (159  тыс.  жит.  на  1956).  Народные
театр. представления в Б. возникли в эпоху  средневековья  и  продолжали
существовать еще в 19 в. На  улицах  и  площадях  ставились  мистерии  и
моралите, впоследствии  замен„нные  фастнахшпилями  и  характерными  для
Швейцарии маскарадными шествиями, карнавальными играми, проводившимися в
пасхальную ночь.  Эти  представления,  участниками  к-рых  были  монахи,
горожане,  крестьяне  и  студенты,  включали  представления   аллегорий,
пантомим, а также инсценировки эпизодов из жизни нац. героя - Вильгельма
Телля (см. Швейцарский театр). В 16 в. в период  Реформации  католики  и
протестанты стремились использовать народное иск-во для своей борьбы.  К
концу  17  в.  народные   театр.   представления   начали   подвергаться
преследованию со  стороны  протестантской  и  католич.  церкви.  В  1792
любительские спектакли были запрещены. С конца  16  в.  в  Б.  выступали
иностранные труппы, гл. обр. немецкие. Приток иностр. трупп  усиливается
в 18 в. после преобразования одного из  танцевальных  залов  в  зал  для
театр. представлений. В числе гастролировавших в  Б.  т-ров:  саксонская
труппа знаменитого Гансвурста - И. Ф. Бека 1729-31), оперные  труппы  Л.
Деннера из Байр„йта (Германия) (1732-33), М. Карулли из  Италии  (1755),
Эбрара из Лиона (Франция) (1765), Страсбург-спая  труппа  С.  Кобервейна
ставила в Б. оперы, драмы и балеты. Первые швейцарские труппы,  игравшие
на нем. и фр. языках, появились  после  1848,  когда  Б.  стал  столицей
Швейцарии. В сер. 19 в. здесь было открыто несколько стационарных  т-ров
("Зоммертеатр"- 1852, Театр. общество - 1862, и др.),  просуществовавших
недолго из-за отсутствия материальной базы. Из т-ров Б., возникших в  19
в., сохранился только крупнейший -Городской т-р. В  1903  Городской  т-р
получил новое помещение. В репертуаре т-ра,  имеющего  оперную  и  драм.
труппы, гл. обр. произведения нем. драматургов и композиторов,  ставятся
и пьесы швейцарских драматургов: П. В. Видмана, Р. Моракса, О. Грейер-ца
и др. В труппе т-ра работали швейцарские акт„ры: Л. Би-берти, Э. Аберер,
Э. Бехлер.Э. Видман. В  1951  в  Б.  открылся  "Ателье-театр",  ставящий
классич. и совр. пьесы. Кроме того, в Б. работают несколько мюзик-холлов
и варьете.
   БЕРНАДЕЛЛИ (Berna delli), Фортунато  (г.  рожд.  неизв.-ум.  5.  XII.
1830) - итальянский артист балета, балетмейстер.  Ученик  С.  Вигано.  В
1818-22 и 1826-30 работал в России; дебютировал в Москве в партии Колина
("Жанета и Колин, или  Деревенская  свадьба"  Маковец,  1818).  Пост.  в
Большом т-ре (Москва) ок.  30  балетов:  "Механические  фигуры"  (1818),
"Волшебная флейта" (1818, продержавшийся в  репертуаре  т-ров  Москвы  и
Петербурга ок. столетия), "Отел-ло" (1828),  "Ричард  Львиное  Сердце  в
Палестине" Кубишты (1829) и  др.  Музыку  к  большинству  постановок  Б.
подбирал капельмейстер Ф. Е. Шольц из произв. Вебера, Россини и др.  Как
танцовщик Б. был ярким представителем неаполитанской школы итал.  балета
нач. 19 в. Особенно успешно исполнял  Б.  мимич.  партии.  Среди  других
партий:  Рауль  ("Рауль  Синяя  Борода"  Гретри),  Сулейман  ("Разбойник
Средиземного моря" Шольца), Отелло ("Отелло") и др. Высокое  пантомимич.
мастерство Б.  способствовало  развитию  мимич.  иск-ва  артистов  моек.
балета.
   Лит.: Красовская В.,  Русский  балетный  театр  от  возникновения  до
середины XIX века, Л.-М., 1958; Большой театр Союза  ССР.  [Сб.  статей.
Отв. ред. Ф. П. Бондаренко], М.. 1947. Юр. Б.
   БЕРНАР (Bernhardt), Capa (22. X. 1844, Париж,- 26. III. 1923, там же)
- французская актриса. Род. в семье инженера. По окончании драм. классов
Парижской консерватории (училась у Прово и Сансона) в 1862  дебютировала
в т-ре "Комеди Франсез" в "Ифигении в Авли-де" Расина. Затем работала  в
т-рах  "Жимназ",  "Порт-Сен-Мартен",  "Одеон",  где  с  большим  успехом
сыграла роли Занетто  ("Прохожий"  Коппе,  1869),  Королевы  ("Рюи-Блаз"
Гюго, 1872) и др. В 1872-80 Б. снова в т-ре "Комеди Франсез", где она  в
1877 становится сосьетеркой  (см.  Сосъетер).  Б.  играла  роли  молодых
героинь в классич. и совр. репертуаре: Федра, Андромаха (о. п.  Расина),
Заира (о. п.
   Вольтера),  Дездемона;  донья  Соль  ("Эрнани"  Гюго),  Берта  ("Дочь
Роллана" де Борнье, 1875), Постумия ("Побежд„нный Рим" Пароди,  1876)  и
др. С 1880-х гг. Б. играла преим. в пьесах совр. бурж. драматургов.  Для
не„ пишут В. Сарду ("Теодора", 1884, "Тоска", 1887,  "Колдунья",  1903),
Э. Ростан ("Принцесса  Греза",  1895,  "Самаритянка",  1897,  "Орл„нок",
1900). Особенным успехом пользовалась Б. в пьесах А. Дюма-сына; одной из
лучших ролей актрисы была Маргарита Готье ("Дама с камелиями", 1881).  В
этот период Б. сыграла также Гамлета (1899) и Лорензаччо (1896) в о.  п.
Шекспира и Мюссе. Станиславский считал иск-во Б.  примером  технического
совершенства.  Б.  обладала  красивым   голосом,   отточенной   дикцией,
пластичностью;  однако  виртуозное   мастерство,   изощр„нная   техника,
наблюдательность, художественный  вкус,  умение  порой  дать  социальную
характеристику   (роль   Маргариты   Готье)   сочетались    у    Б.    с
искусственностью,  нарочитой  эффектностью  игры.  "Каждый  вздох   Сары
Бернар, ее слезы, ее предсмертные конвульсии, вся ее игра,- писал Чехов,
- есть не что иное, как безукоризненно и умно заученный урок". В  период
политич. реакции конца 19 в. в иск-ве Б. появляются черты  декадентства,
мистицизма. Творчество Б.- пример  воздействия  кризиса  бурж.  культуры
конца 19-нач. 20 вв. на акт„рское иск-во, теряющее пафос и  героику.  Б.
гастролировала за границей, выступала во мн. т-рах Европы и  Америки;  3
раза посетила Россию  (1881,  1892,  1908).  В  1893  Б.  приобрела  т-р
"Ренессанс", а в 1898-т-р на пл. Шатле, к-рый получил  назв.  Т-ра  Сары
Бернар.
   Соч.: Ma double vie. Memoires de Sarah Bernhard, P., 1907;  L'art  au
theatre, P., 1923; в рус. пер.-Мемуары Сары Бернар, СПБ, 1908.
   Лит.: Seil e r Gr., Sarah Bernhardt, Р., Grallimard, [s. a.];
   Huret J., Sarah Bernhardt, preface de Edmond Rostand, P., [1899 J;  К
у гель А., Театральные портреты, M., 1929. JE. Ф.
   БЕРНАР (Bernard), Тристан  (7.  IX.  1866-7.  XII.  1947)-французский
писатель, драматург. Род. в Бе-зансоне. Лит. деятельность начал  в  90-е
гг. Автор многочисл. комедий, ставившихся гл. обр.  в  парижских  "т-рах
бульваров". Произв. Б.  отличаются  легковесностью  содержания,  обилием
комедийных ситуаций, иногда близки  к  водевилю.  Среди  пьес  Б.:  "Его

Страницы: «« « 248   249   250   251   252   253   254   255   256  257   258   259   260   261   262   263   264   265   266  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия