|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 » »» королевы" (соч. 1837, "Ройял Виктория" в Сиднее, сезон 1846-47).
С о ч.: Plays and fugitive pieces, in verse and prose, v. 1-2 in 1
vol., Hobart Town, 1842.
Лит.: М i 1 1 e r E. М., Australian litera ture.A bibliography to
1938, extended to 1950, Sydney-L., 1956; Re es L. C., Towards an
Australian drama, L., 1953; М с Gr u i r e, The Australian theatre,
L.-Melb., 1948. JJ, Ц.
БЕРН (Bern) -столица Швейцарии (159 тыс. жит. на 1956). Народные
театр. представления в Б. возникли в эпоху средневековья и продолжали
существовать еще в 19 в. На улицах и площадях ставились мистерии и
моралите, впоследствии замен„нные фастнахшпилями и характерными для
Швейцарии маскарадными шествиями, карнавальными играми, проводившимися в
пасхальную ночь. Эти представления, участниками к-рых были монахи,
горожане, крестьяне и студенты, включали представления аллегорий,
пантомим, а также инсценировки эпизодов из жизни нац. героя - Вильгельма
Телля (см. Швейцарский театр). В 16 в. в период Реформации католики и
протестанты стремились использовать народное иск-во для своей борьбы. К
концу 17 в. народные театр. представления начали подвергаться
преследованию со стороны протестантской и католич. церкви. В 1792
любительские спектакли были запрещены. С конца 16 в. в Б. выступали
иностранные труппы, гл. обр. немецкие. Приток иностр. трупп усиливается
в 18 в. после преобразования одного из танцевальных залов в зал для
театр. представлений. В числе гастролировавших в Б. т-ров: саксонская
труппа знаменитого Гансвурста - И. Ф. Бека 1729-31), оперные труппы Л.
Деннера из Байр„йта (Германия) (1732-33), М. Карулли из Италии (1755),
Эбрара из Лиона (Франция) (1765), Страсбург-спая труппа С. Кобервейна
ставила в Б. оперы, драмы и балеты. Первые швейцарские труппы, игравшие
на нем. и фр. языках, появились после 1848, когда Б. стал столицей
Швейцарии. В сер. 19 в. здесь было открыто несколько стационарных т-ров
("Зоммертеатр"- 1852, Театр. общество - 1862, и др.), просуществовавших
недолго из-за отсутствия материальной базы. Из т-ров Б., возникших в 19
в., сохранился только крупнейший -Городской т-р. В 1903 Городской т-р
получил новое помещение. В репертуаре т-ра, имеющего оперную и драм.
труппы, гл. обр. произведения нем. драматургов и композиторов, ставятся
и пьесы швейцарских драматургов: П. В. Видмана, Р. Моракса, О. Грейер-ца
и др. В труппе т-ра работали швейцарские акт„ры: Л. Би-берти, Э. Аберер,
Э. Бехлер.Э. Видман. В 1951 в Б. открылся "Ателье-театр", ставящий
классич. и совр. пьесы. Кроме того, в Б. работают несколько мюзик-холлов
и варьете.
БЕРНАДЕЛЛИ (Berna delli), Фортунато (г. рожд. неизв.-ум. 5. XII.
1830) - итальянский артист балета, балетмейстер. Ученик С. Вигано. В
1818-22 и 1826-30 работал в России; дебютировал в Москве в партии Колина
("Жанета и Колин, или Деревенская свадьба" Маковец, 1818). Пост. в
Большом т-ре (Москва) ок. 30 балетов: "Механические фигуры" (1818),
"Волшебная флейта" (1818, продержавшийся в репертуаре т-ров Москвы и
Петербурга ок. столетия), "Отел-ло" (1828), "Ричард Львиное Сердце в
Палестине" Кубишты (1829) и др. Музыку к большинству постановок Б.
подбирал капельмейстер Ф. Е. Шольц из произв. Вебера, Россини и др. Как
танцовщик Б. был ярким представителем неаполитанской школы итал. балета
нач. 19 в. Особенно успешно исполнял Б. мимич. партии. Среди других
партий: Рауль ("Рауль Синяя Борода" Гретри), Сулейман ("Разбойник
Средиземного моря" Шольца), Отелло ("Отелло") и др. Высокое пантомимич.
мастерство Б. способствовало развитию мимич. иск-ва артистов моек.
балета.
Лит.: Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до
середины XIX века, Л.-М., 1958; Большой театр Союза ССР. [Сб. статей.
Отв. ред. Ф. П. Бондаренко], М.. 1947. Юр. Б.
БЕРНАР (Bernhardt), Capa (22. X. 1844, Париж,- 26. III. 1923, там же)
- французская актриса. Род. в семье инженера. По окончании драм. классов
Парижской консерватории (училась у Прово и Сансона) в 1862 дебютировала
в т-ре "Комеди Франсез" в "Ифигении в Авли-де" Расина. Затем работала в
т-рах "Жимназ", "Порт-Сен-Мартен", "Одеон", где с большим успехом
сыграла роли Занетто ("Прохожий" Коппе, 1869), Королевы ("Рюи-Блаз"
Гюго, 1872) и др. В 1872-80 Б. снова в т-ре "Комеди Франсез", где она в
1877 становится сосьетеркой (см. Сосъетер). Б. играла роли молодых
героинь в классич. и совр. репертуаре: Федра, Андромаха (о. п. Расина),
Заира (о. п.
Вольтера), Дездемона; донья Соль ("Эрнани" Гюго), Берта ("Дочь
Роллана" де Борнье, 1875), Постумия ("Побежд„нный Рим" Пароди, 1876) и
др. С 1880-х гг. Б. играла преим. в пьесах совр. бурж. драматургов. Для
не„ пишут В. Сарду ("Теодора", 1884, "Тоска", 1887, "Колдунья", 1903),
Э. Ростан ("Принцесса Греза", 1895, "Самаритянка", 1897, "Орл„нок",
1900). Особенным успехом пользовалась Б. в пьесах А. Дюма-сына; одной из
лучших ролей актрисы была Маргарита Готье ("Дама с камелиями", 1881). В
этот период Б. сыграла также Гамлета (1899) и Лорензаччо (1896) в о. п.
Шекспира и Мюссе. Станиславский считал иск-во Б. примером технического
совершенства. Б. обладала красивым голосом, отточенной дикцией,
пластичностью; однако виртуозное мастерство, изощр„нная техника,
наблюдательность, художественный вкус, умение порой дать социальную
характеристику (роль Маргариты Готье) сочетались у Б. с
искусственностью, нарочитой эффектностью игры. "Каждый вздох Сары
Бернар, ее слезы, ее предсмертные конвульсии, вся ее игра,- писал Чехов,
- есть не что иное, как безукоризненно и умно заученный урок". В период
политич. реакции конца 19 в. в иск-ве Б. появляются черты декадентства,
мистицизма. Творчество Б.- пример воздействия кризиса бурж. культуры
конца 19-нач. 20 вв. на акт„рское иск-во, теряющее пафос и героику. Б.
гастролировала за границей, выступала во мн. т-рах Европы и Америки; 3
раза посетила Россию (1881, 1892, 1908). В 1893 Б. приобрела т-р
"Ренессанс", а в 1898-т-р на пл. Шатле, к-рый получил назв. Т-ра Сары
Бернар.
Соч.: Ma double vie. Memoires de Sarah Bernhard, P., 1907; L'art au
theatre, P., 1923; в рус. пер.-Мемуары Сары Бернар, СПБ, 1908.
Лит.: Seil e r Gr., Sarah Bernhardt, Р., Grallimard, [s. a.];
Huret J., Sarah Bernhardt, preface de Edmond Rostand, P., [1899 J; К
у гель А., Театральные портреты, M., 1929. JE. Ф.
БЕРНАР (Bernard), Тристан (7. IX. 1866-7. XII. 1947)-французский
писатель, драматург. Род. в Бе-зансоне. Лит. деятельность начал в 90-е
гг. Автор многочисл. комедий, ставившихся гл. обр. в парижских "т-рах
бульваров". Произв. Б. отличаются легковесностью содержания, обилием
комедийных ситуаций, иногда близки к водевилю. Среди пьес Б.: "Его
Страницы: «« « 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |