Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 254   255   256   257   258   259   260   261   262  263   264   265   266   267   268   269   270   271   272  » »»

юстиции" (1949), "Преступление на острове коз" (1950),  "Игрок"  (1951),
"Беглянка" (1953) и др.  Написал  также  ряд  комедий  из  жизни  мелкой
буржуазии:  "Прекрасное  сентябрьское   воскресенье"   (1937),   "Страна
каникул" (1942) и др. Пьесы Б. ставились  в  Италии,  а  также  в  т-рах
Монтевидео, Буэнос-Айреса, Парижа и др. городов. Ал. С.
   БЕТХОВЕН (Beethoven), Людвиг ван [16(?) (крещ„н 17). XII. 1770, Бонн,
- 26. III. 1827, Вена] - немецкий композитор. Род.  в  семье  певца,  по
происхождению  фламандца.  В  раннем  детстве  проявил  выдающиеся  муз.
способности, быстро  выучился  играть  на  клавесине,  органе,  скрипке,
альте, флейте. В 1778 выступил как пианист, с  1779  начал  система-тич.
занятия музыкой под рук. Х.Г.  Нефе.С  1784  Б.капельмейстер  придворной
капеллы. В  1787  посетил  Вену,  где  встретился  с  Моцартом.  С  1792
поселяется в Вене, бер„т несколько уроков у Гайдна,  Шенка,  Сальери.  В
Вене, где Б. почти безвыездно прожил до  конца  жизни,  развивается  его
многогранная композиторская  деятельность.  Творчество  Б.,  проникнутое
революц. идеями, идеалами свободы, обращено к широким массам слушателей,
открывает новую эру в развитии ев-роп. муз. иск-ва 19 в.
   Крупнейшие произв. Б. созданы в области инструментальной  и  камерной
музыки. Однако велико значение  и  его  немногих  сценич.  произв.  Идеи
Франц. революции нашли воплощение в единственной опере Б.- "Фиделио" (по
либретто французского писателя эпохи буржуазной революции  Ж.  Н.  Буйи)
(1805, т-р "АН дер Вин", Вена). При  первых  представлениях  опера  была
встречена холодно и лишь в 1814 прошла в Вене  с  триумфальным  успехом.
Впоследствии опера вошла в репертуар многих т-ров мира. В  этом  произв.
композитор воспевает силу и чистоту любви, верности, готовность на любые
жертвы ради счастья и свободы. Борьба против угнетения,  героич.  порыв,
вера в победу народа, выраженные в опере, сделали е„  подлинно  революц.
произведением своего времени. Новаторство  Б.  проявилось  не  только  в
выборе  сюжета,  ной  в  муз.-выразит,  средствах  оперы.  Опираясь   на
достижения Глюка и Керубини, композитор поднимает жанр  оперы  на  новую
высоту, создавая действенную нар. муз. драму. Отказываясь от  вокального
стиля итал. оперы, Б.  широко  пользуется  декламац.  элементами,  смело
расширяет роль симф. эпизодов,  использует  богатые  возможности,  к-рые
открывает обновл„нный им  состав  симф.  оркестра.  В  "Фиделио"  сцены,
типичные для бытовой комич. оперы, перемежаются с  героико-траге-дийными
эпизодами, словесные диалоги развивают традиции нем. зингшпиля. Из  тр„х
увертюр ("Лео-нора" ј 1, ј 2, ј 3) к "Фиделио", написанных  к  различным
постановкам оперы, наиболее популярна "Леонора"  ј  3.  Опера  "Фиделио"
оказала сильное влияние на развитие  нем.  романтич.  оперы  19  в.  Мн.
принципы оркестровки, мастерское использование  человеческого  голоса  и
др. получили развитие в творчестве Р. Вагнера и др. композиторов.
   Музыка  балета  Б.  "Творения  Прометея"   (1801,   Вена)   послужила
прообразом  мн.  замечательных  сочинений  композитора,  в  т.  ч.   его
Героической симфонии (1804). Одно из наиболее революц. соч. Б.- музыка к
трагедии Гете "Эгмонт" (1810), выражает тему народа, восставшего  против
тирании. Это произв. Б. насыщено героич. пафосом;  широкую  популярность
приобрела увертюра, заканчивающаяся величественным гимном победе народа.
Много замечательных эпизодов содержит также музыка Б.  к  пьесам  Коцебу
"Афинские развалины" (1812) и "Король Стефан"  (1812).  К  числу  лучших
созданий композитора относится и увертюра "Кориолан" к одноим„нной драме
Колина (1807). Сце-нич. произв. Б., так же как и вс„ его  творчество,  -
величайший вклад в историю мировой муз. культуры.
   Лит.: Т h а у e r A. W., Ludwig van Beethovens Leben..., 3 Aufl.,  Bd
1-3, B.-Lpz., 1917-23; R u t  z  H.,  Ludwig  van  Beethoven.  Dokumente
seines Lebens und Schaffens, Munch., 1950; S с h o n  e  w  o  l  f  K.,
Beethoven in der Zeitwende, Halle, 1953; H e s s W., Beethoven,  Zurich,
1956; e г о ж e,  Beethovens  Oper  Fidelio  und  ihre  drei  Fassungen,
Zurich, 1953; P о л л а н Р., Собрание соч., [пер. с франц.], т. 2,  M.,
1954; т. 12, M., 1957; Русская книга о  Бетховене.  К  столетию  со  дня
смерти композитора  [сб.  статей],  М.,  1927;  Альшванг  А.,  Бетховен,
М.,1952. JJ. М.
   БЕХБУДЙ,  Махмуд-Ходжа  (1874-1919)  -  узбекский  драматург,  театр.
деятель. Автор первой узб.  пьесы  "Отцеубийца"  (1911),  призывающей  к
укреплению узб. буржуазии как правящего  класса.  Рассматривая  т-р  как
орудие  политич.  борьбы,   Б.   способствовал   созданию   бурж.   узб.
любительских   театр.   трупп.   Писал   статьи   в   журн.    "Зеркало"
("Ойна")агитирующие  за  развитие  театр.  иск-ва  и  выражающие   бурж.
националистич.  идеологию.  Был  казн„н  эмиром  Бухарским   как   лидер
джадидов, преследуемых феод. властью и духовенством. Т. Т.
   БЕХЕР (Becher), Иоганнес Роберт (22. V. 1891, Мюнхен,- 11.  X.  1958,
Берлин) - немецкий поэт,  драматург.  Член  Социалистич.  единой  партии
Германия.  Изучал  философию  и  медицину  в  Мюнхенском,  РТен-ском   и
Берлинском ун-тах. Лит. деятельность начал в 1911. Под влиянием рабочего
движения в Германии и  Октябрьской  революции  в  России  сформировалось
мировоззрение Б. как  революц.  поэта.  В  1933,  с  приходом  к  власти
фашистов, Б. эмигрировал из Германии. С 1935 жил и  работал  в  СССР.  В
1945 вернулся на родину. Был депутатом Народной  палаты  ГДР,  министром
культуры ГДР (1954-58). Б.  принадлежат  стихотворные  драмы  "Дорога  в
Фюссен" (1953) и "Зимняя битва", которая была впервые пост. в 1952  реж.
Э. Ф. Бурианом в Праге; в 1954 е„ поставил "Шау-шппльхауз" (Лейпциг),  в
1955- "Берлине? ансамбль".
   Б.  дважды  удостоен  Нац.  премии  (1949,  1950).  В  1952  удостоен
Междунар. Ленинской премии "За укрепление мира между народами". С 1950 -
член Всемирного Совета Мира. Э. Г.
   БЕЦ (Betz), Франц (19. III. 1835-11.  VIII.  1900)  -немецкий  артист
оперы (баритон). Впервые выступил на оперной сцене в Ганновере в 1856. В
1856-59- солист оперных т-ров в Ганновере, Альтенбурге, Ро-стоке  и  др.
городах Германии,  с  1859  -  Берлинской  королевской  оперы.  Завоевал
мировую  известность   как   один   из   наиболее   ярких   исполнителей
вагнеровского  оперного  репертуара.  В  1868  пел  партию  Ганса  Сакса
("Нюрнбергские  мейстерзингеры")  в  Мюнхене;  в  1876-Вотана   ("Кольцо
Нпбелунга"),  Дон   Карлоса   ("Эрнанп"   Верди),   Пизарро   ("Фиделио"
Бетховена), Дон Жуана (о. п. Моцарта)-в  Байр„йте.  В  1897  Б.  оставил
сцену. Л. М.
   БЕЦКИЙ (наст. фам.--  К  о  б  е  ц  к  п  и),  Михаил  Александрович
(2.X.1883-18. IV. 1937) - русск.ий советский  акт„р.  Засл.  арт.  РСФСР
(1933). В 1905 окончил Драм. курсы в Петербурге (класс В. Н.  Давыдова).
В том  же  году  начал  сценич.  деятелкность.  Работал  в  Т-ре  В.  Ф.
Комиссаржевской, в "Вес„лом театре" П.Н.Евреинова в Петербурге и  др.  С
1910 (Смоленск - антреприза Д. И. Басманова) играл в провинции:

Страницы: «« « 254   255   256   257   258   259   260   261   262  263   264   265   266   267   268   269   270   271   272  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия