|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 » »» жанр "нибаткинг" сохранился в народном бирманском театре и до наших
дней.
В народном бирм. т-ре сцены, занавеса и декораций не существует.
Зрители сидят на циновках или просто на земле. В дворцовом т-ре знатные
особы смотрели на акт„ров с возвышения, оркестр располагался позади
исполнителей. Акт„ры пользовались простейшим реквизитом. Особое внимание
уделялось костюмам, к-рые точно соответствовали одежде короля,
придворных, монахов и т. п. Исполнители ролей колдунов, духов, животных
носили маски. Перед каждой сценой оркестр исполнял вступление (во время
действия оркестр использовался редко). Среди акт„ров были мужчины и
женщины, но оркестр состоял только из мужчин. Дириж„р оркестра, как
правило, являлся и главой труппы. Перед представлением акт„ры приносили
жертву духам и пели ритуальные гимны. Акт„р, изображающий в пьесе Будду,
должен был предварительно сутки поститься. Акт„рам запрещалось: надевать
золотые туфли, являвшиеся признаком священности королевской особы,
целоваться на сцене и т. п. (мн. из этих обычаев сохранились в Б. т. до
наших дней).
На бирманский т-р, как на народный, так и на придворный, оказало
влияние иск-во Китая и, особенно,
Индии и Сиама (Таиланда). Широкое распространение получили в Бирме
пьесы и отдельные сцены на сюжеты из инд. эпоса "Рамаяны", проникшего в
Бирму через Сиам. В сер. 18 в. созда„тся т-р при дворе бирм. императора
в столице Аве. Первыми акт„рами были члены сиамской королевской семьи,
взятые в плен во время войны с Сиамом. Здесь ставились сцены и пьесы на
темы "Рамаяны". Они носили название "Рамаиза", "нандвинза" (дворцовая
драма); народ называл их "Рама-кинг". Эти представления отличались
пышностью и торжественностью постановки и высокой техникой мимич.
иск-ва" Развитию жанра "нандвинза" способствовало творчество придворного
поэта и драматурга Мьявади, поэтессы Кхин Соунг, поэта и переводчика У
Toy (нач. 19 в.). К 19 в. формируется новый жанр Б. т.-"пьяза". Лучшие
образцы "пьяза" ("Махо", "Парпахейн" У Чин У, "Водонос", "Вэйтхандайя" У
Поун Нья и др.) ставятся и в современном бирм. т-ре. В представлениях
"пьяза" меньшую роль играет музыка, исключаются танец и пение,
являвшиеся непременными элементами представлений "нибаткинг" и
"нандвийза".
На формирование Б. т. оказало влияние развитие лит-ры на бирм. яз.
Многие буддийские легенды стали сюжетом театральных представлений. Кроме
пьес с религиозными и дворцовыми сюжетами, появляются пьесы на темы
трудовой жизни народа, лирич. пьесы и т. д.
В конце 18 - нач. 19 вв. (в годы правления императора Бодоупайя,
1781-1819) был создан департамент театр. иск-ва, проведены мероприятия
по объединению придворной и нар. драмы и положено начало развитию
общенациональной драмы. Были сделаны попытки поставить деятельность всех
театр. трупп под контроль государства (это удалось только по отношению к
кукловодам). Акт„ры награждались медалями и удостаивались звания
"королевского артиста". В этот период для т-ра писали драматурги У Чин У
и У Поун Нья.
В период англ. господства (с конца 19 в.) Б. т. приходит в упадок,
хотя в начале 20 в. существовало неск. театр. трупп- Дворцовый т-р в
Рангуне (новая столица Бирмы) влачил жалкое существование. В эти годы
почти не было создано значит, драматич. произведений; ставились лишь
многочиел. подражания пьесам У Чин У и У Поун Нья. Для привлечения
публики в представление вводятся пение, танцы; гл. внимание уделяется
внешним эффектам. Лучшие произв. этого периода написаны писателями Схайя
Йо, Схайя Шу Тха и акт„ром У Ку.
В 80-90-е гь. 19 в. в Б. т. получает распространение импровизация.
Текст представлений созда„тся на репетициях и дополняется акт„рами. Под
влиянием европ. т-ра используются занавес, декорации, устраиваются спец.
подмостки. В конце 19 в. в Рангуне было построено первое здание
постоянного т-ра. Здесь выступали акт„ры - Аунгбалау Сейн Кадон, У По
Сейн. Они имели собств. труппы, в к-рых занимали ведущее положение.
В 20-е гг. 20 в. в Бирме впервые были пост. пьесы Шекспира, Мольера,
Чехова. В театр. иск-ве нашла отражение тема борьбы бирм. народа за
освобождение от колониального гн„та.
После провозглашения нац. независимости Бирмы (1948) начался новый
этап развития театр. иск-ва. Театр. деятели Бирмы бережно сохраняют
клас-сич. традиции своего т-ра. Постоянные театр. труппы созданы во всех
больших городах; почти во всех деревнях возникли любительские нар. т-рьь
Многочиел. драм. и муз. труппы гастролируют по стране п дают
представления во время праздников на временных площадках, под навесами,
на открытом воздухе перед тысячами зрителей.
Б. т. разнообразен по своим формам и сюжетам. Для него характерно
слияние в одном представлении элементов разл. театр. жанров - драмы,
оперы и балета. В представлениях Б. .т. органично сочетаются речитатив,
музыка и танец. Театр. представления сопровождаются оркестром, состоящим
из 3 - 10 музыкантов. Музыка тесно связана со всем ходом представления:
точно определено, какая часть оркестра аккомпанирует тому или иному
танцу, речитативу; установлена тв„рдая последовательность муз.
сопровождения сцен. В состав бирм. оркестра входят нац. бирм. муз.
инструменты: саунг, джи-вайнг, сайнг-вайнг, паттала, медные тарелки,
бирманский гобой, бамбуковые дощечки типа кастаньет и др.
Важный жанр в бирм. т-ре - танцев, представления и пантомимы,
построенные на танце. Нац. бирм. танцы отличаются ч„ткой ритмичностью и
выразительностью; движения могут быть быстрыми и стремительными или
плавными и грациознымина муз. инструменте. Танцы разделяются на неск. осн. видов: 1) нар.
массовые танцы "оузи", к-рые исполняют' ся как несколькими танцорами,
так и большими груть пами; в содержании их отражена трудовая и обществ.
тематика; обычно исполняются в сопровождении круглого барабана "оузи",
от которого и получили свое название; 2) парный танец мужчины и женщины,
сопровождаемый пением, в к-ром танцоры рассказывают о верности и чистоте
чувств. Этот танец, отличающийся особой отточенностью, скульптурностью
дви' жений, часто используется в представлениях бирм. классич. драмы; 3)
женский сольный танец, высокий по Технике и сложный по рисунку, является
частью представлений муз.-комедийного театра анп-ве.
Танцев, пантомимы рассказывают о подвигах ми-фич. или религ. героев,
в них действуют духи и чудовища, используются традиционные маски и
костюмы, декорации. В Бирме существует также т-р марионеток, возникший в
16 в. Имеется и т-р теней, проникший сюда с Явы. Созданы гос. школы
музыки и драмы, в к-рых готовятся нац. кадры акт„ров. Разработан проект
Страницы: «« « 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |