Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 262   263   264   265   266   267   268   269   270  271   272   273   274   275   276   277   278   279   280  » »»

жанр "нибаткинг" сохранился в народном  бирманском  театре  и  до  наших
дней.
   В народном бирм. т-ре сцены,  занавеса  и  декораций  не  существует.
Зрители сидят на циновках или просто на земле. В дворцовом т-ре  знатные
особы смотрели на акт„ров  с  возвышения,  оркестр  располагался  позади
исполнителей. Акт„ры пользовались простейшим реквизитом. Особое внимание
уделялось  костюмам,  к-рые   точно   соответствовали   одежде   короля,
придворных, монахов и т. п. Исполнители ролей колдунов, духов,  животных
носили маски. Перед каждой сценой оркестр исполнял вступление (во  время
действия оркестр использовался редко).  Среди  акт„ров  были  мужчины  и
женщины, но оркестр состоял только  из  мужчин.  Дириж„р  оркестра,  как
правило, являлся и главой труппы. Перед представлением акт„ры  приносили
жертву духам и пели ритуальные гимны. Акт„р, изображающий в пьесе Будду,
должен был предварительно сутки поститься. Акт„рам запрещалось: надевать
золотые  туфли,  являвшиеся  признаком  священности  королевской  особы,
целоваться на сцене и т. п. (мн. из этих обычаев сохранились в Б. т.  до
наших дней).
   На бирманский т-р, как на народный,  так  и  на  придворный,  оказало
влияние иск-во Китая и, особенно,
   Индии и Сиама (Таиланда). Широкое распространение  получили  в  Бирме
пьесы и отдельные сцены на сюжеты из инд. эпоса "Рамаяны", проникшего  в
Бирму через Сиам. В сер. 18 в. созда„тся т-р при дворе бирм.  императора
в столице Аве. Первыми акт„рами были члены сиамской  королевской  семьи,
взятые в плен во время войны с Сиамом. Здесь ставились сцены и пьесы  на
темы "Рамаяны". Они носили название  "Рамаиза",  "нандвинза"  (дворцовая
драма); народ  называл  их  "Рама-кинг".  Эти  представления  отличались
пышностью  и  торжественностью  постановки  и  высокой  техникой  мимич.
иск-ва" Развитию жанра "нандвинза" способствовало творчество придворного
поэта и драматурга Мьявади, поэтессы Кхин Соунг, поэта и  переводчика  У
Toy (нач. 19 в.). К 19 в. формируется новый жанр Б.  т.-"пьяза".  Лучшие
образцы "пьяза" ("Махо", "Парпахейн" У Чин У, "Водонос", "Вэйтхандайя" У
Поун Нья и др.) ставятся и в современном бирм.  т-ре.  В  представлениях
"пьяза"  меньшую  роль  играет  музыка,  исключаются  танец   и   пение,
являвшиеся   непременными   элементами   представлений   "нибаткинг"   и
"нандвийза".
   На формирование Б. т. оказало влияние развитие лит-ры  на  бирм.  яз.
Многие буддийские легенды стали сюжетом театральных представлений. Кроме
пьес с религиозными и дворцовыми  сюжетами,  появляются  пьесы  на  темы
трудовой жизни народа, лирич. пьесы и т. д.
   В конце 18 - нач. 19 вв.  (в  годы  правления  императора  Бодоупайя,
1781-1819) был создан департамент театр. иск-ва,  проведены  мероприятия
по объединению придворной  и  нар.  драмы  и  положено  начало  развитию
общенациональной драмы. Были сделаны попытки поставить деятельность всех
театр. трупп под контроль государства (это удалось только по отношению к
кукловодам).  Акт„ры  награждались  медалями  и   удостаивались   звания
"королевского артиста". В этот период для т-ра писали драматурги У Чин У
и У Поун Нья.
   В период англ. господства (с конца 19 в.) Б. т.  приходит  в  упадок,
хотя в начале 20 в. существовало неск. театр.  трупп-  Дворцовый  т-р  в
Рангуне (новая столица Бирмы) влачил жалкое существование.  В  эти  годы
почти не было создано значит,  драматич.  произведений;  ставились  лишь
многочиел. подражания пьесам У Чин У  и  У  Поун  Нья.  Для  привлечения
публики в представление вводятся пение, танцы;  гл.  внимание  уделяется
внешним эффектам. Лучшие произв. этого периода написаны писателями Схайя
Йо, Схайя Шу Тха и акт„ром У Ку.
   В 80-90-е гь. 19 в. в Б. т.  получает  распространение  импровизация.
Текст представлений созда„тся на репетициях и дополняется акт„рами.  Под
влиянием европ. т-ра используются занавес, декорации, устраиваются спец.
подмостки. В  конце  19  в.  в  Рангуне  было  построено  первое  здание
постоянного т-ра. Здесь выступали акт„ры - Аунгбалау Сейн  Кадон,  У  По
Сейн. Они имели собств. труппы, в к-рых занимали ведущее положение.
   В 20-е гг. 20 в. в Бирме впервые были пост. пьесы Шекспира,  Мольера,
Чехова. В театр. иск-ве нашла отражение  тема  борьбы  бирм.  народа  за
освобождение от колониального гн„та.
   После провозглашения нац. независимости Бирмы  (1948)  начался  новый
этап развития театр. иск-ва.  Театр.  деятели  Бирмы  бережно  сохраняют
клас-сич. традиции своего т-ра. Постоянные театр. труппы созданы во всех
больших городах; почти во всех деревнях возникли любительские нар. т-рьь
Многочиел.  драм.  и  муз.  труппы  гастролируют  по   стране   п   дают
представления во время праздников на временных площадках, под  навесами,
на открытом воздухе перед тысячами зрителей.
   Б. т. разнообразен по своим формам и  сюжетам.  Для  него  характерно
слияние в одном представлении элементов разл.  театр.  жанров  -  драмы,
оперы и балета. В представлениях Б. .т. органично сочетаются  речитатив,
музыка и танец. Театр. представления сопровождаются оркестром, состоящим
из 3 - 10 музыкантов. Музыка тесно связана со всем ходом  представления:
точно определено, какая часть  оркестра  аккомпанирует  тому  или  иному
танцу,   речитативу;   установлена   тв„рдая   последовательность   муз.
сопровождения сцен. В состав  бирм.  оркестра  входят  нац.  бирм.  муз.
инструменты: саунг, джи-вайнг,  сайнг-вайнг,  паттала,  медные  тарелки,
бирманский гобой, бамбуковые дощечки типа кастаньет и др.
   Важный жанр  в  бирм.  т-ре  -  танцев,  представления  и  пантомимы,
построенные на танце. Нац. бирм. танцы отличаются ч„ткой ритмичностью  и
выразительностью; движения могут  быть  быстрыми  и  стремительными  или
плавными и грациознымина муз. инструменте. Танцы разделяются на  неск.  осн.  видов:  1)  нар.
массовые танцы "оузи", к-рые исполняют' ся  как  несколькими  танцорами,
так и большими груть пами; в содержании их отражена трудовая и  обществ.
тематика; обычно исполняются в сопровождении круглого  барабана  "оузи",
от которого и получили свое название; 2) парный танец мужчины и женщины,
сопровождаемый пением, в к-ром танцоры рассказывают о верности и чистоте
чувств. Этот танец, отличающийся особой  отточенностью,  скульптурностью
дви' жений, часто используется в представлениях бирм. классич. драмы; 3)
женский сольный танец, высокий по Технике и сложный по рисунку, является
частью представлений муз.-комедийного театра анп-ве.
   Танцев, пантомимы рассказывают о подвигах ми-фич. или религ.  героев,
в них действуют духи  и  чудовища,  используются  традиционные  маски  и
костюмы, декорации. В Бирме существует также т-р марионеток, возникший в
16 в. Имеется и т-р теней, проникший сюда  с  Явы.  Созданы  гос.  школы
музыки и драмы, в к-рых готовятся нац. кадры акт„ров. Разработан  проект

Страницы: «« « 262   263   264   265   266   267   268   269   270  271   272   273   274   275   276   277   278   279   280  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия