Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 268   269   270   271   272   273   274   275   276  277   278   279   280   281   282   283   284   285   286  » »»

только представлены в драматической форме" (Соч., 1946, с. 584).
   Б. широко применяет в трилогии при„м романтич. иронии, направляя  его
против  раздвоенности   символистского   сознания,   его   искусственной
усложн„нности.  Ирония  для  Б.-  средство   восстановления   внутренней
цельности лирического миросозерцания. Его герои ищут, хотя и не  находят
еще,  жизни  реальной,  "жизни  прекрасной,  свободной  и  светлой".   В
творчество Б. все сильнее входит тема революции. Она  претворяется  и  в
содержании драмы "Король на площади",  но  Б.  еще  не  может  выйти  за
пределы ал-легорич. символики и терпит творческую неудачу.  "Незнакомка"
-  произведение,  наиболее  богатое  элементами  реалистич.  изображения
действительности, резко осмеивающее буржуазно-обывательскую пошлость;  в
образах пьесы выступают черты  социальной  типизации,  острой  жизненной
характерности.
   В 1906 "Балаганчик" был пост. В. Э. Мейерхольдом на сцене Т-ра В.  Ф.
Комиссаржевской. Режисс„р, он  же  исполнитель  роли  Пьеро,  Мейерхольд
создал спектакль ярко передавший своеобразие стиля Б. В 1913  в  "Студии
молодых акт„ров" С. Халютиной при Моск.  лит.-  художеств.  кружке  была
осуществлена пост. "Незнакомки". В  1914  обе  пьесы  шли  в  постановке
Мейерхольда в зале Тенишевского уч-ща  (Петербург).  Тесно  примыкает  к
трилогии по своему содержанию написанный в том же 1906 диалог "О  любви,
поэзии  и  государственной  службе",  в   к-ром   Б.   иронизирует   над
растерянностью  художника,  жаждущего  "пожертвовать   своей   фантазией
общественному благу", но не имеющего еще для этого достаточно сил.
   В 1907 Б. переводит французский миракль "Действо о Теофиле" (пост.  в
петербургском "Старинном  т-ре"),  а  в  1908  -  трагедию  австрийского
романтика  Ф.  Гр  иль-парцера  "Праматерь",  к-рая  представляется  ему
"предостерегающим"  отражением  эпохи  реакции,  подобной   той,   к-рую
переживало русское общество.
   Обращение т-ру Б. считал "выходом из лирического уединения". Мысли  о
роли т-ра в  период,  ознаменованный,  по  мнению  самого  Б.,  кризисом
старой,  гибнущей  дворянской  культуры  и  рождением  культуры   новой,
народной,  связанной  с  революционным  движением  жизни,  полнее  всего
развиты поэтом в статье "О театре" (1908). Здесь Б. пишет,  что  причина
кризиса т-ра в его оторванности от народа, зависимости от развлекающейся
привилегированной публики. Ставя вопрос - нужен или  не  нужен  т-р,  Б.
солидаризируется  с  А.  В.  Луначарским  в  его  высказываниях  о  т-ре
со-циалистич. общества. Он предрекает русскому т-ру путь  "...к  пышному
расцвету высокой драмы с большими страстями, с чрезвычайным действием, с
глубоким потоком идей". "Рабочие и крестьяне действительно  нуждаются  в
театре,-пишет Б.,- ... они требуют от театра не  только  развлечения,  а
чего-то более высокого, я полагаю - высокого искусства.. " ("О  театре",
Собр. соч., т. 12, 1936,  с.  46,  50).  Только  приход  нового  зрителя
возродит, по мнению Б., совр. т-р, победит равнодушие  автора,  "...даст
актерам  почувствовать  реальность  и  жизненность  их  дела,  даст   им
настоящие крылья..." (там же, с. 51).
   Размышления  о  т-ре  связаны  с  более   широким   кругом   проблем,
волновавших Б. в период между двумя  революциями.  Центральная  из  этих
проблем - Россия и судьбы рус. интеллигенции, е„ участие и  отношение  к
нар. революции. Эта тема получила отражение в следующей пьесе Б.- "Песня
судьбы" (1908), рисующей сложные  пути  интеллигента,  заблудившегося  в
своих исканиях. Пьеса свидетельствует об усилении социальных  мотивов  в
творчестве Б., хотя они  выражены  здесь  в  аллегорической  форме.  Она
исполнена веры в будущее России, в красоту и силу народа.
   Приветствуя грядущую революцию, Б. в годы реакции поднимает вопрос  о
"пользе"  искусства  и  долге  художника  перед  народом,   о   единстве
прекрасного  и  должного,  вступая  в  открытый   бой   с   декадентами,
защитниками бурж.  теории  "искусства  для  искусства".  Он  требует  от
художника правды, простоты, искренности,  народности.  Важнейшей  творч.
декларацией Б. является пролог поэмы  "Возмездие"  (1911),  в  к-ром  он
призывает художника помогать своим  иск-вом  рождению  нового  общества,
пристально всматриваться в жизнь, быть точным в е„ изображении.
   Стремление Б. к реализму пронизывает его поэзию и сказывается  в  его
драматургии. В драме "Роза и  Крест"  (1913),  основанной  на  тщательно
изученном историч. материале (Франция. Бретащ" 13 в.), Б. созда„т живые,
реальные характеры, верные своей эпохе, стремясь при этом выразить через
них близкую ему проблему трагического разлада  между  высокой  мечтой  и
действительностью. Пьеса была принята к  постановке  МХТ;  Б.  увлеч„нно
работал над подготовкой спектакля, но  интересы  драматурга  и  т-ра  до
конца не совпали и начатая пост. осталась неосуществл„нной. В 1913-14  у
Б. формируется  замысел  реалистич.  драмы  на  совр.  тему  -  "Нелепый
человек", в к-рой он собирается показать  вытеснение  дворянской  России
Россией промышленной, буржуазной. Этот замысел, хотя и неосуществл„нный,
намечает сближение Б. с традицией  чеховской  драмы,  свидетельствует  о
дальнейшем усилении реалистич. тенденций в его творчестве.
   Б.  глубоко  и  безоговорочно  принял  Октябрьскую  революцию  (поэмы
"Двенадцать"  и  "Скифы",  статьи  "Интеллигенция  и  Революция",  1918,
"Крушение гуманизма", 1919, и др.). Активно участвовал  в  строительстве
социалистич.  культуры.  Он  работал  в  правительственной  комиссии  по
изданию рус. классиков, был председателем  репертуарной  секции  петерб.
Театр. отдела (ТЕ О) Наркомпроса, руководя обновлением репертуара, и  т.
д. По  поручению  Горького  Б.  разрабатывал  план  серии  "Исторических
картин" - небольших произведений на темы  мировой  истории  для  т-ра  и
кинематографа. В 1919 он сам написал для  этой  серии  одноактную  пьесу
"Рамзес"  из  жизни  Др.  Египта,  наметил  и  частично  разработал  ещ„
несколько сюжетов.
   В 1919 по инициативе Горького  и  Б.  в  Петрограде  был  организован
Большой драм. т-р. Будучи председателем режисс„рского  управления  этого
т-ра, Б. утверждает направление его как т-ра высокой героич. трагедии  и
романтич. драмы, показывающего нар. зрителю лучшие произведения  нац.  и
мирового репертуара. Б. выступал с речами  перед  труппой  и  зрителями,
пропагандируя и разъясняя  важные  задачи  т-ра,  его  творч.  принципы.
Особенный интерес представляют высказывания Б. о драме Шекспира, Шиллера
и его речь "О романтизме" (1919).
   С о ч.: Собрание  соч.,  т.  1-12,  изд.  "Советский  писатель",  Л.,
1932-36.
   Лит.: О р л о в В., А. Блок, М.,1956; Тимофеев Л. И.,  А.  Блок,  М.,
1957; Волков Н., А. Блок и театр. М., 1926;
   Ростоцкий Б. (статья), в кн.: Маяковский и театр.  М.,  1952;  Волков
Н., А. Блок и проблема Гос. театров, "НоР ы б н и к о в а М. А., А. Блок-Гамлет, М., 1923; Бекетова  М.  А.,  А.

Страницы: «« « 268   269   270   271   272   273   274   275   276  277   278   279   280   281   282   283   284   285   286  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия