Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 267   268   269   270   271   272   273   274   275  276   277   278   279   280   281   282   283   284   285  » »»

преимущественно характерные партии:
   Гирей  ("Бахчисарайский  фонтан"),  Фальстаф  ("Виндзорские  кумушки"
Оранского),  Сорте  ("Калевипоэг"  Каппа),   Квазимодо   ("Эсмеральда"),
Командор ("Лау-ренсия"). Леа Т.
   БЛИСС (Bliss), Артур  (р.  2.VIII.1891)  -  английский  композитор  и
дириж„р.  Мастер  музыки  е„  величества  английской  королевы.   Музыке
обучался у Ч. Станфорда и Р.  Воан-Уильямса.  Автор  оперы  "Олпм-пийцы"
(1949, т-р "Ковент-Гарден", Лондон),  балета  "Шахматы"  (1937,  Париж),
опер "Чудо в Горбалсе" (1944), "Адам Зеро" (1946)  (обе  оперы  пост.  в
Лондоне), симф., камерных и др. соч., музыки к драм.  спектаклям  "Буря"
(1921) и "Как вам это понравится" (1920) по Шекспиру, пост. в Лондоне, и
др. В своих сценич. произв. Б. опирается на  традиции  классич.  музыки,
стремясь к доступности, простоте мелодич. рисунка,  ясности  и  ч„ткости
муз. характеристик. В 1956 Б. выступал в качестве дириж„ра в СССР.
   Лит.: Frank A., Modern British composers, L., 1953. Be. Г.
   "БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ТЕАТР" ("Illustre-Theatre")- театр.  существовавший  в
Париже в 1643-45 (организован в нач. 1643). Первый спектакль состоялся 1
янв. 1644. Во главе "Б.т." стояли Мольер и актриса М.  Бежар.  Репертуар
т-ра, ставившего  драматургически  слабые  пьесы  Н.  Дефонтена,  Т.  Л.
Эрмита, П. Дюрийе, не пользовался успехом у зрителя, и "Б.  т."  не  мог
конкурировать с привилегированными т-рами (т-ром "Бургундского отеля"  и
т-ром  "Mape").  Просуществовав  до   осени   1645   (сменив   несколько
помещений), "Б. т."  должен  был  прекратить  сво„  существование  из-за
материальных трудностей.  Мольер,  отвечавший  за  финансовое  положение
театра, по требованию кредитора был посажен в  долговую  тюрьму  (август
1645), После закрытия "Б. т." Мольер и М. Бежа, возглавив труппу, уехали
из Парижа. Труппа Мольера играла  в  провинции,  где  приобрела  широкую
известность.
   Лит.: Мокульский С. С., Мольер (1622-1673), М., 1936; М а н ц и  у  с
К., Мольер. Театры, публика, актеры его  времени,  пер.  с  франц.,  М.,
1922; Бояджиев Г., Молодой Мольер, в кн.:  Сообщения  Института  истории
искусств, ј 10-11, M,-Л., 1957; M i с h  a  u  t  Gr.,  La  jeunesse  de
Moliere, P., 1922. Гр. Б.
   БЛЙЦШТЕЙН  (Blifczstein),  Марк  (р.   2.III.1905)   -   американский
композитор  и   пианист.   Композиции   обучался   на   муз.   отделении
Пенсильванского  ун-та,  затем-  в  Муз.  ин-те  К„ртиса  в  Филадельфии
(19241926) и в Берлинской академии иск-в (у А. Ш„нберга,
   1927). Композиторскую деятельность начал в  1926.  С  сер.  30-х  гг.
работал в основном над соч. для  сцены.  Автор  ряда  произв.,  в  к-рых
выражен протест против  эксплуатации  рабочего  класса.  Первая  большая
опера Б.-"Колыбель будет качаться" (соч. в 1936 на собств. либретто).  В
этой и последующей опере
   "Нет - вместо ответа" (1941, на собств. либретто)  выражены  мысли  и
чувства   амер.   бевработных,   участников   забастовочного   движения,
сатирически изображается совр. амер. действительность.  Обе  оперы  были
исполнены первоначально любительскими рабочими коллективами в  Нью-Йорке
(в сопровождении рояля), т. к. пост. их была запрещена; опера  "Колыбель
будет качаться" была пост. в проф. т-ре только в 1947. К числу  наиболее
известных соч. Б. принадлежит также опера "Регина" по  пьесе  Л.  Хелман
"Лисички" (1949). Б. написал хоровую оперу-ораторию "Осужд„нные" (1933),
радио-оперу "Я  достал  мелодию"  (1937),  опе-pv-фильм  "Ночная  смена"
(1942), ряд  одноактных  опер,  балеты  "Каин"  (1930),  "Представление"
(1946),  музыку  к  спектаклям   "Юлий   Цезарь"   Шекспира   (1937)   и
"Дантон"Бюхнера(1938,"Меркьюри-тиэтр",Нью-Йорк), "Другая  сторона  леса"
Хелман (1946, т-р "Кермит Блумгарден", Нью-Йорк), "Андрокл  и  Лев"  Шоу
(1947, Нью-Йорк), музыку к фильмам, антифашистские и рабочие песни и др.
соч.  в  различных  жанрах.  Б.-  один  из  первых  амер.  композиторов,
сделавших попытку создания  нац.  оперы.  Б.  стремился  развить  лучшие
традиции амер. муз. т-ра (тесная связь  с  нар.  творчеством,  сочетание
элементов  драмы  и  оперы).  Оперно-драматнч.  соч.  Б.  содержат   как
музыкальные,  так  и  речевые  эпизоды.  Композитор  широко   использует
интонации  популярных  песен.  Творчество  Б.  характеризуется  яркостью
муз.-сценич. образов, сатирич. остротой.  В  1932  был  удостоен  премии
Филадельфийского оркестра, в 1940 - премии фонда Гугген-гейма.
   Лит.: Brant С. Н., Marc Blit/stein, "Modern Music", 1946, July. Л. М.
   БЛОДЕК (Blodek), Вилем (3.X.1834-1.V. 1874) -  чешский  композитор  и
педагог. Муз. образование получил в Пражской консерватории.  Автор  опер
"Кла-рисса" на либретто Б. Сметаны (1934,  Прага),  "В  колодце"  (1867,
Прага), "Зитек" (1934, Прага), а также музыки к драм. спектаклям,  симф.
и др. соч. Комич. опера  из  сельской  жизни  "В  колодце",  вошедшая  в
репертуар мн. чеш. оперных  т-ров  и  любительских  кружков,  близка  по
характеру музыки к операм Б. Сметаны.  С  1860  Б.-  профессор  Пражской
консерватории. Л. Т., Е. П.
   БЛОК,     Александр     Александрович     [16(28).     XI.      1880,
Петербург,-7.VIII.1921, Петроград] - русский  поэт.  Род.  в  дворянской
семье.   Отец   -   профессор   Варшавского   ун-та,   мать    (А.    А.
Бекетова)писательница. В  1898-1901  учился  на  юридич.  ф-те  Пе-терб.
ун-та, затем  перешел  на  славяно-рус,  отделение  исто-рико-филологич.
ф-та, к-рое окончил в 1906. Лит. деятельность начал  в  1903  ("Стихи  о
Прекрасной даме") как поэт-символист.
   Театр играл чрезвычайно большую роль в жизни  Б.  Театр.  впечатления
широко претворялись в его поэзии, драматургии.  Б.  принадлежит  большое
количество работ по вопросам т-ра (статей, рецензий, докладов и т.  д.).
Он был крупным театр. деятелем, активным участником строительства нового
т-ра в первые годы Советской власти, одним из создателей и руководителей
петрогр. Большого драм. т-ра.
   Интерес к т-ру появляется у Б.  еще  в  детские  годы.  В  юности  он
участвовал в любительских спектаклях;  с  успехом  играл  роли  Гамлета,
Чацкого. Мечтал о сценич. деятельности. Тогда же определяется любовь  Б.
к Моск. художеств. т-ру и Станиславскому. Реализм  чеховских  спектаклей
МХТ навсегда оста„тся для Б. высоким проявлением художественной правды в
т-ре. Театр. темы входят в лирику Б.  (ряд  стихотворений,  связанных  с
образом Гамлета,- стихотворение "Бала-ганчик" и др.).  Из  стихотворения
зарождается замысел его первой пьесы "Балаганчик"  (1906),  направленной
против  "мистиков",  воспринимающих  простые  реальные  вещи  как  нечто
роковое, потустороннее, и в то  же  время  раскрывающей  двойственность,
неустойчивость совр. человека. "Балаганчик", как и последовавшие за  ней
пьесы  "Король  на  площади"  и   "Незнакомка",   составившие   трилогию
(1906),-драмы лирические. Б. писал в предисловии к этим  драмам,  что  в
них "переживания отдельной души, сомнения, страсти, неудачи, падения,  -

Страницы: «« « 267   268   269   270   271   272   273   274   275  276   277   278   279   280   281   282   283   284   285  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия