Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 » »» преимущественно характерные партии: Гирей ("Бахчисарайский фонтан"), Фальстаф ("Виндзорские кумушки" Оранского), Сорте ("Калевипоэг" Каппа), Квазимодо ("Эсмеральда"), Командор ("Лау-ренсия"). Леа Т. БЛИСС (Bliss), Артур (р. 2.VIII.1891) - английский композитор и дириж„р. Мастер музыки е„ величества английской королевы. Музыке обучался у Ч. Станфорда и Р. Воан-Уильямса. Автор оперы "Олпм-пийцы" (1949, т-р "Ковент-Гарден", Лондон), балета "Шахматы" (1937, Париж), опер "Чудо в Горбалсе" (1944), "Адам Зеро" (1946) (обе оперы пост. в Лондоне), симф., камерных и др. соч., музыки к драм. спектаклям "Буря" (1921) и "Как вам это понравится" (1920) по Шекспиру, пост. в Лондоне, и др. В своих сценич. произв. Б. опирается на традиции классич. музыки, стремясь к доступности, простоте мелодич. рисунка, ясности и ч„ткости муз. характеристик. В 1956 Б. выступал в качестве дириж„ра в СССР. Лит.: Frank A., Modern British composers, L., 1953. Be. Г. "БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ТЕАТР" ("Illustre-Theatre")- театр. существовавший в Париже в 1643-45 (организован в нач. 1643). Первый спектакль состоялся 1 янв. 1644. Во главе "Б.т." стояли Мольер и актриса М. Бежар. Репертуар т-ра, ставившего драматургически слабые пьесы Н. Дефонтена, Т. Л. Эрмита, П. Дюрийе, не пользовался успехом у зрителя, и "Б. т." не мог конкурировать с привилегированными т-рами (т-ром "Бургундского отеля" и т-ром "Mape"). Просуществовав до осени 1645 (сменив несколько помещений), "Б. т." должен был прекратить сво„ существование из-за материальных трудностей. Мольер, отвечавший за финансовое положение театра, по требованию кредитора был посажен в долговую тюрьму (август 1645), После закрытия "Б. т." Мольер и М. Бежа, возглавив труппу, уехали из Парижа. Труппа Мольера играла в провинции, где приобрела широкую известность. Лит.: Мокульский С. С., Мольер (1622-1673), М., 1936; М а н ц и у с К., Мольер. Театры, публика, актеры его времени, пер. с франц., М., 1922; Бояджиев Г., Молодой Мольер, в кн.: Сообщения Института истории искусств, ј 10-11, M,-Л., 1957; M i с h a u t Gr., La jeunesse de Moliere, P., 1922. Гр. Б. БЛЙЦШТЕЙН (Blifczstein), Марк (р. 2.III.1905) - американский композитор и пианист. Композиции обучался на муз. отделении Пенсильванского ун-та, затем- в Муз. ин-те К„ртиса в Филадельфии (19241926) и в Берлинской академии иск-в (у А. Ш„нберга, 1927). Композиторскую деятельность начал в 1926. С сер. 30-х гг. работал в основном над соч. для сцены. Автор ряда произв., в к-рых выражен протест против эксплуатации рабочего класса. Первая большая опера Б.-"Колыбель будет качаться" (соч. в 1936 на собств. либретто). В этой и последующей опере "Нет - вместо ответа" (1941, на собств. либретто) выражены мысли и чувства амер. бевработных, участников забастовочного движения, сатирически изображается совр. амер. действительность. Обе оперы были исполнены первоначально любительскими рабочими коллективами в Нью-Йорке (в сопровождении рояля), т. к. пост. их была запрещена; опера "Колыбель будет качаться" была пост. в проф. т-ре только в 1947. К числу наиболее известных соч. Б. принадлежит также опера "Регина" по пьесе Л. Хелман "Лисички" (1949). Б. написал хоровую оперу-ораторию "Осужд„нные" (1933), радио-оперу "Я достал мелодию" (1937), опе-pv-фильм "Ночная смена" (1942), ряд одноактных опер, балеты "Каин" (1930), "Представление" (1946), музыку к спектаклям "Юлий Цезарь" Шекспира (1937) и "Дантон"Бюхнера(1938,"Меркьюри-тиэтр",Нью-Йорк), "Другая сторона леса" Хелман (1946, т-р "Кермит Блумгарден", Нью-Йорк), "Андрокл и Лев" Шоу (1947, Нью-Йорк), музыку к фильмам, антифашистские и рабочие песни и др. соч. в различных жанрах. Б.- один из первых амер. композиторов, сделавших попытку создания нац. оперы. Б. стремился развить лучшие традиции амер. муз. т-ра (тесная связь с нар. творчеством, сочетание элементов драмы и оперы). Оперно-драматнч. соч. Б. содержат как музыкальные, так и речевые эпизоды. Композитор широко использует интонации популярных песен. Творчество Б. характеризуется яркостью муз.-сценич. образов, сатирич. остротой. В 1932 был удостоен премии Филадельфийского оркестра, в 1940 - премии фонда Гугген-гейма. Лит.: Brant С. Н., Marc Blit/stein, "Modern Music", 1946, July. Л. М. БЛОДЕК (Blodek), Вилем (3.X.1834-1.V. 1874) - чешский композитор и педагог. Муз. образование получил в Пражской консерватории. Автор опер "Кла-рисса" на либретто Б. Сметаны (1934, Прага), "В колодце" (1867, Прага), "Зитек" (1934, Прага), а также музыки к драм. спектаклям, симф. и др. соч. Комич. опера из сельской жизни "В колодце", вошедшая в репертуар мн. чеш. оперных т-ров и любительских кружков, близка по характеру музыки к операм Б. Сметаны. С 1860 Б.- профессор Пражской консерватории. Л. Т., Е. П. БЛОК, Александр Александрович [16(28). XI. 1880, Петербург,-7.VIII.1921, Петроград] - русский поэт. Род. в дворянской семье. Отец - профессор Варшавского ун-та, мать (А. А. Бекетова)писательница. В 1898-1901 учился на юридич. ф-те Пе-терб. ун-та, затем перешел на славяно-рус, отделение исто-рико-филологич. ф-та, к-рое окончил в 1906. Лит. деятельность начал в 1903 ("Стихи о Прекрасной даме") как поэт-символист. Театр играл чрезвычайно большую роль в жизни Б. Театр. впечатления широко претворялись в его поэзии, драматургии. Б. принадлежит большое количество работ по вопросам т-ра (статей, рецензий, докладов и т. д.). Он был крупным театр. деятелем, активным участником строительства нового т-ра в первые годы Советской власти, одним из создателей и руководителей петрогр. Большого драм. т-ра. Интерес к т-ру появляется у Б. еще в детские годы. В юности он участвовал в любительских спектаклях; с успехом играл роли Гамлета, Чацкого. Мечтал о сценич. деятельности. Тогда же определяется любовь Б. к Моск. художеств. т-ру и Станиславскому. Реализм чеховских спектаклей МХТ навсегда оста„тся для Б. высоким проявлением художественной правды в т-ре. Театр. темы входят в лирику Б. (ряд стихотворений, связанных с образом Гамлета,- стихотворение "Бала-ганчик" и др.). Из стихотворения зарождается замысел его первой пьесы "Балаганчик" (1906), направленной против "мистиков", воспринимающих простые реальные вещи как нечто роковое, потустороннее, и в то же время раскрывающей двойственность, неустойчивость совр. человека. "Балаганчик", как и последовавшие за ней пьесы "Король на площади" и "Незнакомка", составившие трилогию (1906),-драмы лирические. Б. писал в предисловии к этим драмам, что в них "переживания отдельной души, сомнения, страсти, неудачи, падения, - Страницы: «« « 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |