Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 275   276   277   278   279   280   281   282   283  284   285   286   287   288   289   290   291   292   293  » »»

организовал т-р в Вильне и совершил с ним гастрольные поездки по  стране
(Гродно, Калиш, Познань,  Львов,  Люблин,  Краков).  Эти  поездки  имели
большое значение для укрепления польского нац. т-ра. С 1789 Б.  снова  в
Варшаве,  где  в  1790  вновь  возглавил  "Т-р  Народовы".  Б.   успешно
осуществил  на  его  сцене  постановки  произведений  лучших  зарубежных
писателей, нескольких  пьес  польских  авторов  (в  т.  ч.  "Возвращение
депутата" Немцевича, 1791), а  также  пьес  собств.  сочинения  (комедия
"Генрих VI на охоте", 1792).
   Б. вн„с важнейший вклад в развитие польской оперы  и  оперного  т-ра,
переведя либретто  и  поставив  на  сцене  ряд  опер  западноевропейских
композиторов. В  1794  Б.  сочинил  либретто  и  пост.  на  сцене  "Т-ра
Народовы" комич. оперу "Мнимое чудо, или Краковцы и  горцы"  (композитор
Стефани), народную  по  сюжету  и  муз.  языку.  Эта  пост.  в  условиях
нац.-освободительного  восстания  1794  была  воспринята  зрителями  как
призыв к оружию. В наши дни  опера  сохраняется  в  репертуаре  польских
т-ров. Б. был активным участником восстания Костюшко.  После  подавления
восстания  Б.  переехал  во  Львов,  где  в  трудных  условиях  возродил
деятельность местного т-ра. Здесь он  ставил  собств.  комедии  ("Модные
спазмы", 1797, и др.), переводы на польский  яз.  классич.  произведений
("Гамлет", 1797), оперы польских композиторов,  для  мн.  из  к-рых  сам
сочинял либретто ("Искахар, король Гуаксары"  и  "Амазонки"  Эльснера  и
др.). Он же выступил инициатором постановок массовых оперных  спектаклей
под открытым небом:  "Амазонки"  Эльснера  (1796),  "Агатка"  Радзивилла
(1797).  В  1799  Б.  возвратился  в  Варшаву  и  вновь  возглавил  "Т-р
Народовы", директором к-рого оставался до 1814. Б. начал свою  акт„рскую
и режисс„рскую деятельность  в  русле  франц.  классицистской  школы.  В
дальнейшем  вс„  более  полно  и  последовательно  утверждал   в   сво„м
творчестве принципы  сценич.  реализма,  заслужив  имя  "отца  польского
театра". Он выступал с равным успехом на драм. и оперной сценах.  В  его
репертуаре - роли короля Лира, Гамлета; Саула (о. п. Альфьери),  оперные
партии - Аксур (о.  н.  Сальери),  Фабрицио  ("Фраскитянка"  Паизиелло),
Бардос ("Мнимое чудо..." Стефани) и др. Особое значение имеет борьба  Б.
за передовой репертуар: он не только переводил  и  ставил  лучшие  пьесы
иностранных  авторов  (Шекспир,  Мольер,  Вольтер,  Бомарше,   Гольдони,
Лессинг),  но  и  неизменно  уделял   внимание   национальной   польской
драматургии. Не менее значительна и роль Б. в создании и пропаганде нац.
оперного искусства; под его рук. в Варшаве  и  др.  городах  были  пост.
оперы польских композиторов Ю. Эльснера, Я. Стефани, Ю. Липинского и др.
   С  1811  Б.   наибольшее   внимание   уделяет   театрально-педагогич.
деятельности в созданной им варшавской  "Драматической  школе"  (в  1817
преобразована в "Школу музыки и драматич.  иск-ва").  Из  учеников  этой
"Школы"  выросли  кадры  проф.  польских  акт„ров  и  певцов,  создавших
передвижной драм. т-р (успешно гастролировал в Калише, Кракове, Вильно и
др. городах). В 1814 Б. оставил руководство Нац. т-ром, но продолжал  до
1827 с неизменным успехом выступать на его сцене.
   Б.  был  автором  первого  в  истории  Польши   учебника   акт„рского
мастерства - "Драматургия, или Наука о сценическом искусстве" (1812).
   Соч.: Dziela dramatyczne, t. 1-12, Warsz., 1820-23;
   Cud mniemany czyli Krakowiacy i Gorale, "Ossolineum"" Wroclaw, 1957.
   Лит.: II г н а т о в С. С., Деятельность  В.  Богуславского,  в  кн.:
История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т.
2, M., 1957, с. 722-88;  Galle  L.,  Wojciech  Boguslawski  i  repertuar
teatru polskiego w pierwszym okresie jego dzialalnosci, Warsz., 1925;  B
r u m e r W., Sluzba narodowa Wojciecha Boguslawskiego, Warsz., 1929;  S
w i e г с-z e w s k i E., Wojciech Boguslawski  i  jego  scena,  Warsz.,
1929; его же,  Teatr  Wojciecha  Boguslawskiego  w  latach  1799-  1814,
Wroclaw,  1954;  Сборники:  Wojciech  Boguslawski,  PIW,  Warsz.,  1954;
"Pamietnik Teatralny", Warsz.. 1954,  ј  3-4  (W  126  rocznice  smierci
Wojciecha Boguslawskiego); H u b n e r Z., Boguslawski-czlowiek  teatru,
"Wiedza  powszechna",  Warsz.,  1958;   Бэлза   И.,   История   польской
музыкальной культуры, т. l. M.-Л., 1954, с. 231-56. Б. Рос.
   БОДЕЛЬ (Bodel), Жан (г. рожд. неизв.- ум. 1210) -  французский  поэт,
драматург. Род. в Лррасе. Б.- автор первого  известного  франц.  миракля
"Игра  о  святом  Николае"  (1200),  написанного  под  влиянием  событий
крестовых походов  12-13  вв.  Несмотря  на  религ.  сюжет  и  церковную
назидательность, миракль Б. да„т яркие картины  гор.  жизни,  отличается
динамичным действием  и  сочным  бытовым  колоритом.  Миракль  о  святом
Николае указывает на проникновение в религ. жанр реалистич. тенденций.
   Лит.:  "Игра  о  святом  Николае",  в  кн.:  Хрестоматия  по  истории
западноевропейского театра. Сост. и редакция С.  Мокульского,  т.  1,  2
изд.. M., 1953; История западноевропейского театра, под общей ред. С. С.
Мокульского, т. l. M.,  1956,  с.  43-45;  Бояджиев  Г.  Н.,  У  истоков
французской реалистической драматургии  (XIII  век),  в  кн.:  Ежегодник
Института истории искусств Академии наук СССР, М., 1955, с. 43-45;
   F о u 1  о  n  С  h.,La  representation  et  les  sources  du"Jeu  de
Saint-Nicolas", в сб.: Melanges d'histoire du theatre du moyen age et de
la renaissance,offerts a Gustave Cohen, par ses collegues, ses eleves et
ses amis, P., 1950. Г р. Б.
   БОДУРОВ, Любомир (р.  14.  X.  1925)  -  болгарский  артист  оперы  и
оперетты (драматич. тенор). Пению обучался в Софийской консерватории.  В
1955-56 - стаж„р Большого т-ра  СССР.  С  1950-  артист  Муз.  т-ра  им.
Македонского; с 1957 - Софийской нар. оперы. Партии: Андроник  ("Ивайло"
Гол еминова), Хозе, Герман; ПьерБезухов ("Война и мир" Прокофьева) и др.
Выступает также в оперетте -  Атанасов  ("Молодость  маэстро"  Райчева),
Парис ("Прекрасная Елена" Оффен-баха) и др. Б.  обладает  разносторонним
сценич. дарованием, голосом мягкого красивого тембра.  Гастролировал  во
мн. странах, в т. ч. в СССР (1958). Выступает в концертах.  Димитр.  пр.
(1959).
   БОЖИЧ  (Bozic),  Мирко  (р.  2.IX.  1919)-  югославский  (хорватский)
писатель, драматург. Изучал право в Загребском ун-те. Лит. деятельностью
начал заниматься, находясь в народ  но-освободит.  армии.  Пьесы  "Мост"
(1947),  "Девять  стран"  (1948),  "Отступление"  (1949),  "Перекр„сток"
(1951), "Качели на плакучей иве"  написаны  на  темы  народно-освободит.
войны (три последних пьесы пост. в Загребе  и  в  др.  городах  страны).
Автор психологич. драмы "Ш„лковые туфельки" (1959). Драмы Б.  отличаются
сочным, живым и ярким диалогом. Аг. М.
   БОЗДЕХ  (Bozdech),  Эмануэль  (21.VI.1841-10.II.  1889)   -   чешский
драматург. Автор комедий из жизни "высшего" об-ва' "Ошибающееся  сердце"
(1865), "Из врем„н котильонов" (1867), "Авантюристы"  (1872),  "Господин
Мира в халате" (1876), "Генерал без армии" (1889).  Пьесы  Б.  сценичны,

Страницы: «« « 275   276   277   278   279   280   281   282   283  284   285   286   287   288   289   290   291   292   293  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия