Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 281   282   283   284   285   286   287   288   289  290   291   292   293   294   295   296   297   298   299  » »»

оперы, основанные на сюжетах произведений болг. литературы, были связаны
с болг. нар. мелосом.
   К 1922 Товарищество получило гос. субсидию и  театр  стал  называться
Гос. нар. оперой. В 1920-30 выдвигаются артисты: М. Попов, X. Брымбаров,
Л. Минчев, К. Спиридонова, А. Иванов,  П.  Золото-вич,  Т.  Мазаров,  Л.
Величкова,  Е.  Николай,  Б.  Христов,  Р.  Михайлова,  К.  Кирова,   Д.
Герганова, Н. Ка-рова, С. Сыбев, Т. Цокова, И. Иосифов,  Г.  Хинчев,  М.
Люцканов; дириж„ры: А. Найденов, А. Димитров; режисс„ры:  X.  Попов,  И.
Арнаудов, Д. Кырджиев,
   И. Иванов, Б. Дановский; художники:  А.  Миленков,  П.  Георгиев,  А.
Попов и др. Выдающееся значение в развитии болг. оперной культуры  имела
деятельность   композитора   и   дирижера   Г.   Атанасова,   явившегося
основоположником национальной болгарской оперы.
   В 20-е гг. были пост. оперы Атанасова "Заброшенная мельница"  (1922),
"Цвета" (1925), "Косара" (1929), "Алцек" (1930).  В  1930-40  поставлены
новые оперы: "Женское царство" (1935) и "Саламбо"  (1940)  В.  Стоянова,
"Царь Калоян" П. Владигерова (1936), "Девять  братьев  Яны"  Л.  Пипкова
(1937) и  др.  Творчество  этих  композиторов,  несмотря  на  проявление
влияния  зап.-европ.  модернизма,  явилось   важным   этапом   на   пути
становления оперного иск-ва Болгарии.
   В 20-30-х гг. 20 в. возникают оперные т-ры в др.  городах  страны.  В
1920 в Варне под рук.  П.  Пре-славского  была  организована  "Варненска
оперно-дра-матическа дружба" (труппа в составе ок.  120  чел.).  В  нач.
20-х гг.- оперная труппа в Пловдиве и "Оперная дружба" в  Русе.  В  1930
был создан "Варненский общинский оперный т-р". Все эти т-ры вскоре после
организации прекратили сво„ существование из-за  финансовых  трудностей.
Неудачей кончились также попытки создания самодеятельных т-ров в городах
София, Лом, Сливен, Казанлык, Врана и др. Наиболее успешной была  работа
оперного коллектива в Стара-Загоре. Здесь в 1924 под  рук.  дириж„ра  А.
Георгиева и певицы А. Георгиевой  силами  любителей  была  поставлена  в
концертном исполнении опера "Фауст", в 1925- "Гергана" Г.  Атанасова.  В
1928  коллектив  получил  наименование  Районной   оперы,   с   1930   -
Старояагорской общинской оперы. В 1944 опера стала государственной.
   В репертуаре болг. муз. т-ра основное место  заняли  проидв.  рус.  и
зап.-европ. муз. классики. В работе Софийской нар. оперы приняли участие
сов. реж. Е.Н.Соковнин, П.Н. Румянцев  и  худ.  Р.  А.  Лужецкий;  с  их
участием были пост. оперы "Станционный смотритель" В. Н. Крюкова (1947),
"Евгений Онегин" (1948), "Иван Сусанин" (1949),  "Князь  Игорь"  (1950),
"Борис Годунов" (1950) и др. Болгарские режисс„ры П. Райчев, И.  Иванов,
М. Хаджимишев, Д. Кырджиев пост. ряд опер, в т. ч.  "Проданная  невеста"
Сметаны, "Волшебная  флейта"  Моцарта,  "Отелло"  Верди  и  др.  Крупным
событием в жизни т-ра была пост.  в  1948  оперы  "Момчил"  Л.  Пипкова,
посвящ„нной патриотич. теме борьбы за свободу и независимость  Болгарии.
Вслед за ней были показаны оперы "Хитрый П„тр" В. Стоянова и "Ивайло" М.
Големинова, написанные на нац сюжеты, а также опера Г.Атанасова "Цвета".
В этом т-ре были осуществлены пост. опер "Семья Тараса"  Кабалевского  и
"Война и мир" Прокофьева.
   За годы нар. власти расцвело дарование артистов  старшего  поколения:
X. Брымбарова, М. Попова, Л.  Минчева,  Н.  Тодоровой,  И.  Поповой,  М.
Люцканова, Т. Цоковой, Е. Апостоловой, И. Йосифова,  Г.  Хинчева  и  др.
Выросли кадры новых талантливых артистов, многие  из  которых  завоевали
премии на междунар. муз. конкурсах: Н. Гяуров, К. Георгиева, Д.  Узунов,
Н. Николов, Л. Бодуров, Н. Гау-бич, К. Попова, Й. Димчева, Ю. Винер,  Н.
Афеян и др. Крупнейшие столичные мастера оказали ценную помощь  развитию
провинциальных оперных театров.
   В нач. 20 в. в  различных  городах  страны  делаются  первые  попытки
создания нац. т-ра оперетты. В 1904 Д. Бойчев пост.  в  Пловдиве  силами
любителей одноактную оперетту  "Ложь  маркизы".  В  1906  В.  Дюкмеджиев
осуществил в любительской труппе пост. детской оперетты  Ф.  Абта  "Крас
ная шапочка". К 1916 относится создание первой значит, болг. оперетты  -
"Моралисты"  Г.  Атанасова  на  текст  известного  певца-куплетиста   С.
Миленкова. Вслед за ней последовали его же оперетты:
   "За   птичками",   "Больной   учитель",   а   также   "Союзники"   Б.
Гюзелевой-Вульпе, "Софпйцы под Бухарестом" Т.  Хаджиева  и  др.  В  этих
произв. (особенно в оперетте  Г.  Атанасова)  развиваются  нац.  сюжеты,
используется фольклорный муз. материал. В  их  пост.  принимали  участие
артисты: Е. Снежина, И. Попов, В. Игнатьева, В. Гевдов,  С.  Миленков  и
др. В 1917 А. Слад-каров образовал в Софии проф. труппу из  30  человек,
к-рая стала давать регулярные спектакли в т-ре  "Одеон".  В  эту  труппу
вошли акт„ры: Г. Марков, Н. Хаджииванова, Ц. Зографова, Ц. Руменова,  Б.
Пожаров, И. Радев, Б. Левиев, дириж„р А. Мацак и др.  Премьера  оперетты
"Маркиз Бонелли"  2  февр.  1918  считается  дн„м  рождения  болг.  нац.
оперетты.
   В 1918-19 в Софии  появляется  несколько  т-ров  оперетты  ("Корона",
"Ренессанс", "Свободный т-р"); в Варне возникает товарищество  "Оперетна
дружба". Особенно успешной была деятельность "Свободного  т-ра"  и  т-ра
"Ренессанс". В "Свободном т-ре", основанном акт„ром П. Стойчевым в 1918,
работали:  С.  Македонский,  Г.  Марков,  Б.  Левиев,   И.   Радев,   М.
Македонский, Т. Торчанов, Д. Палазова, Л.  Шибой-кова,  М.  Чуклева,  П.
Шмаха, Л. Филипова и др. В т-ре  "Ренессанс"  начинали  свою  творческую
деятельность М. Балканска, А. Русков, А. Сладкаров,  Ж.  Сладкарова,  И.
Цачев и др.
   В конце 1922 был организован "Кооперативный опереточный  т-р",  к-рый
возглавил режисс„р С. Стоилов. В н„м  работали  акт„ры:  П.  Райчев,  С.
Огнянов, К. Стоянова, С. Коларов, С. Розенберг, Б. Давидов, режисс„р  В.
Илинский, дириж„ры: И. Стоянов, А. Тони и др. Т-р, находящийся в  центре
рабочих кварталов Софии, быстро приобр„л популярность.  Здесь  ставились
венские оперетты и следовавшие традициям венских оперетт  произв.  болг.
композиторов ("Жуана" Й. Цанкова, 1940). Среди акт„ров этого  т-ра  были
Р. Михайлова, Л. Барева, М. Попова-Ко-релли, М. Паунов,  Д.  Узунов,  Г.
Хинчев, Г. Иванов, Н. Шаркова и др. В Софии работали  также  опереточная
труппа "Одеон" под рук. С. Пенчева и "Художественный опереточный т-р". В
1944 Кооперативный т-р был преобразован в Художественный  т-р  оперетты,
к-рый возглавили  М.  Балканска,  режисс„ры  Г.  Стаматов  и  X.  Попов,
дириж„ры Б.  Левиев,  А.  Лечев,  И.  Стоянов  и  др.  Т-р  обратился  к
отечественному репертуару, поставил оперетты  Б.  Левиева  "Моли-нарка",
"Пристанушка" и др.
   В 1947 был организован т-р  "Народная  оперетта".  Б  1959  этот  т-р
получил наименование Гос. муз. т-ра  (директор  -  С.  Македонский,  гл.
реж.- Х. Цанков и гл. дириж„р- С.  Попов).  Среди  постановок:  "Девичий

Страницы: «« « 281   282   283   284   285   286   287   288   289  290   291   292   293   294   295   296   297   298   299  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия