Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 282   283   284   285   286   287   288   289   290  291   292   293   294   295   296   297   298   299   300  » »»

переполох" Милютина (1949,  1953),  "Цыганский  барон"  Штрауса  (1949),
"Верный  друг"  Соловь„ва-Седого  (1Р50),  "Вольный  ветер"  Дунаевского
(1950). В 1959 после смерти С. Македонского театру  было  присвоено  его
имя. В 1954 т-р выступал в СССР.
   Композиторами  Болгарии  созданы  оперетты:  "Бунтарская  песня"   Г.
Златева-Черкина (1955), "Айка" (1955), "Когда-то давно"  (1947),  "Мадам
Сан-жен" (1958) П. Хаджиева, "Молодость маэстро" В.  Райчева  (1958).  С
успехом ставятся "Кето и Коте"  В.  Долидзе  (1953),  "Аршин  мал  алан"
Гаджибекова (1953), "Самое заветное" Соловь„ва-Седого  (1954),  "Золотая
долина"  (1955)  и  "Белая  акация"  (1957)  Дунаевского.  Раст„т   сеть
самодеятельных т-ров оперетты в различных городах страны.
   Установление нар.-демократич.  строя  в  Болгарии  принесло  с  собой
расцвет всех видов муз.  т-ра.  Народное  правительство  оказало  помощь
оперным т-рам, поставив перед ними задачу поднятия художеств.  уровня  и
всемерной популяризации музыкально-сценического  искусства.  Открываются
новые государственные  оперные  т-рыПловдиве (1953) и др. городах. В стране возникает  много  самодеятельных
оперных и опереточных т-ров. Значительные изменения произошли и в работе
Софийской народной оперы, ставшей одним из крупнейших культурных центров
страны.
   Балет. Балетное иск-во зародилось  в  Болгарии  позднее  оперного.  В
первых пост.  опер  на  сцене  "Славянской  беседы"  и  Народного  т-ра,
балетные сцены, как правило, выпускались из-за отсутствия  исполнителей.
Первыми болг. балетмейстерами и педагогами были П. Радоев и  Р.  Колева,
к-рые организовали первую  балетную  студию.  Иск-во  болг.  танцовщиков
формировалось под  влиянием  рус.  балетной  школы,  а  также  различных
ритмико-пластических и импрессионистских течений, господствующих в  зап.
хореографии 20-х гг. В 1926-27 балетм. А.  Петров  организовал  балетную
студию, деятельность к-рой, в  отличие  от  студии  Радоева  и  Колевой,
носила более профессиональный  характер.  На  сцене  Софийской  народной
оперы Петров осуществил  пост.  балетов  "Коппелия",  "Тамара"  на  муз.
Балакирева, "Фея кукол" Байера и др., где  стремился  сочетать  принципы
классич. школы с народно-танцевальными формами. В сезон
   1936-37 он поставил в Софийской  народной  опере  первый  нац.  балет
"Змей и Яна" Манолова (по драме П. Тодорова "Свадьба  Змея").  В  период
1927-44 в т-ре Софийской народной  оперы  работали  балетм.  Л.  Вылкова
("Зел„ная  флейта"  на  муз.  Моцарта,   1934;   "Жар-птица"   на   муз.
Стравинского,   1935;   "Лебединое   озеро",   1936-37);    М.    Фроман
("Шехера-зада"  на  муз.  Римского-Корсакова   и   "Половецкие   пляски"
Бородина, 1935-36, "Спящая красавица",
   1937-38); М. Димова ("Нестинарка" Големинова, 1941-42 -  второй  нац.
болг. балет) и др.
   Расцвет балетного иск-ва в стране наступил  после  установления  нар.
власти (1944). В болг. балете наметились новые пути  развития.  Балетная
труппа т-ра Софийской народной оперы начала расти и  пополняться  новыми
кадрами. В 1950 в Софии было создано Гос. среднее балетное  уч-ще  (ныне
Гос. хорео-графич.  уч-ще),  группа  танцовщиков  совершенствовала  сво„
мастерство в СССР.  Большое  значение  имело  творческое  общение  болг.
артистов балета с деятелями сов. балета, к-рые работали в  Болгарии  (Н.
И. Анисимова, Н. С. Холфин, О. В. Лепешинская, Ф. И. Балабина).
   В 40-х гг. в Софийской народной опере была осуществлена пост. балетов
"Прометей" Бетховена  (балетм.  Н.  Петров)  и  "Бахчисарайский  фонтан"
(1945, балетм. Анисимова).
   В 1953 пост. болг. нац. балет "Хайдуцкая песня" А.  Райчева  (балетм.
Холфин,  Петров,  Кираджиева)  о  героич.  борьбе  болг.  народа  против
турецких поработителей. Среди танцовщиков: засл. арт. Н.  Вп-нарова,  А.
Воробь„ва, Н. Раковска,  Е.  Воронова,  Н.  Кираджиева  Н.  Минчева,  Е.
Вербев, Л. Берон, Л. Колчакова, засл. артист А. Петров, А.  Манолов,  С.
Иванов, А. Гаврилов, К. Янков и др. Балетные труппы также  существуют  и
при Гос. муз. т-ре им.  С.  Македонского,  Стара-Загорском,  Варненском,
Русенском и Пловдивском оперных т-рах. Кадры для этих т-ров готовит Гос.
хореографич. уч-ще.
   Лит.: С а г а е в Л., Българското  оперно  творчество,  София,  1958;
Кръстев В..Очерки върху развитието на българската музыка, т.  1,  София,
1954; К а з а к о в Др., Материали по историята  на  народния  театър  и
опера, София, 1929;
   Державин К., Болгарский  театр.  М.-Л.,  1950;  40  години  болгарска
оперета. 10 години державен музыкален  театър,  София,  1958;  Музыка  в
Болгарии, София, 1951.
   Цирк. С давних врем„н в Болгарии проводились спортивные  соревнования
и игры на лошадях, послужившие основой для формирования  нац.  циркового
иск-Ра. В 1886 в Софию приехала японская труппа  акробатов  и  жонгл„ров
"Янамато", они выстроили деревянное здание и давали в н„м представления.
С 1888 в Софии  в  специально  построенном  манеже  во  дворе  гостиницы
"Одесса" работал цирк итальянца А. Пизи. Здесь начал  свою  деятельность
основоположник  болгарского  цирка  П.  Панайотов.  В   1897   Панайотов
организовал  первый  болг.  цирк,  где   он   выступал   как   клоун   с
дрессированными собаками. Ученики Панайотова-В. Козаров (акробат,  затем
клоун) и А. Димитров - работают в цирке и в наст. время. В 1898, 1899  и
в 1911 выстроены новые цирковые здания. Подавляющее большинство  номеров
в программах этих  цирков  было  иностранными.  После  окончания  первой
мировой войны в Софии работали два зимних цирка. С 1928  цирки  работали
только летом. В 20-е гг. при летнем  цирке  Л.  Д  обрича  была  создана
цирковая школа.
   После установления в  Болгарии  нар.  власти  (1944)  начался  подъ„м
циркового иск-ва. В 1948 цирки стали государственными. В  1949  в  Софии
начал работать цирк шапито "Родина"; были открыты четыре  ц'трка  в  др.
городах страны.
   В 1957 в Болгарии создана дирекция, управляющая всеми цирками. В 1957
в Софии построено капитальное  здание  цирка.  Развивается  национальное
цирковое иск-во.
   Среди цирковых артистов  Болгарии:  ков„рный  Т.  Козаров,  создавший
образ  обаятельного  весельчака,  жонгл„р  на  свободной  проволоке   А.
Божилов, гимнастки на трапеции и  кордеволане  под  рук.  К.  Рай-новой,
гимнасты на двойном турнике с ловиторкой Л. Райчева,  П.  Железкова,  А.
Иванова, С. Славова, Д.  Генева.  С  дрессированными  собаками  работает
старейший артист цирка А. Димитров. В  1957  артисты  болгарского  цирка
гастролировали в СССР. М. Зон.
   БОЛГАРСКИЙ ТЕАТР "ЗАРЯ" - см. "Заря".
   "БОЛГАРСКОЕ  ОПЕРНОЕ  ТОВАРИЩЕСТВО"  ("Българска  оперна  дружба")  -

Страницы: «« « 282   283   284   285   286   287   288   289   290  291   292   293   294   295   296   297   298   299   300  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия