|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 » »» переполох" Милютина (1949, 1953), "Цыганский барон" Штрауса (1949),
"Верный друг" Соловь„ва-Седого (1Р50), "Вольный ветер" Дунаевского
(1950). В 1959 после смерти С. Македонского театру было присвоено его
имя. В 1954 т-р выступал в СССР.
Композиторами Болгарии созданы оперетты: "Бунтарская песня" Г.
Златева-Черкина (1955), "Айка" (1955), "Когда-то давно" (1947), "Мадам
Сан-жен" (1958) П. Хаджиева, "Молодость маэстро" В. Райчева (1958). С
успехом ставятся "Кето и Коте" В. Долидзе (1953), "Аршин мал алан"
Гаджибекова (1953), "Самое заветное" Соловь„ва-Седого (1954), "Золотая
долина" (1955) и "Белая акация" (1957) Дунаевского. Раст„т сеть
самодеятельных т-ров оперетты в различных городах страны.
Установление нар.-демократич. строя в Болгарии принесло с собой
расцвет всех видов муз. т-ра. Народное правительство оказало помощь
оперным т-рам, поставив перед ними задачу поднятия художеств. уровня и
всемерной популяризации музыкально-сценического искусства. Открываются
новые государственные оперные т-рыПловдиве (1953) и др. городах. В стране возникает много самодеятельных
оперных и опереточных т-ров. Значительные изменения произошли и в работе
Софийской народной оперы, ставшей одним из крупнейших культурных центров
страны.
Балет. Балетное иск-во зародилось в Болгарии позднее оперного. В
первых пост. опер на сцене "Славянской беседы" и Народного т-ра,
балетные сцены, как правило, выпускались из-за отсутствия исполнителей.
Первыми болг. балетмейстерами и педагогами были П. Радоев и Р. Колева,
к-рые организовали первую балетную студию. Иск-во болг. танцовщиков
формировалось под влиянием рус. балетной школы, а также различных
ритмико-пластических и импрессионистских течений, господствующих в зап.
хореографии 20-х гг. В 1926-27 балетм. А. Петров организовал балетную
студию, деятельность к-рой, в отличие от студии Радоева и Колевой,
носила более профессиональный характер. На сцене Софийской народной
оперы Петров осуществил пост. балетов "Коппелия", "Тамара" на муз.
Балакирева, "Фея кукол" Байера и др., где стремился сочетать принципы
классич. школы с народно-танцевальными формами. В сезон
1936-37 он поставил в Софийской народной опере первый нац. балет
"Змей и Яна" Манолова (по драме П. Тодорова "Свадьба Змея"). В период
1927-44 в т-ре Софийской народной оперы работали балетм. Л. Вылкова
("Зел„ная флейта" на муз. Моцарта, 1934; "Жар-птица" на муз.
Стравинского, 1935; "Лебединое озеро", 1936-37); М. Фроман
("Шехера-зада" на муз. Римского-Корсакова и "Половецкие пляски"
Бородина, 1935-36, "Спящая красавица",
1937-38); М. Димова ("Нестинарка" Големинова, 1941-42 - второй нац.
болг. балет) и др.
Расцвет балетного иск-ва в стране наступил после установления нар.
власти (1944). В болг. балете наметились новые пути развития. Балетная
труппа т-ра Софийской народной оперы начала расти и пополняться новыми
кадрами. В 1950 в Софии было создано Гос. среднее балетное уч-ще (ныне
Гос. хорео-графич. уч-ще), группа танцовщиков совершенствовала сво„
мастерство в СССР. Большое значение имело творческое общение болг.
артистов балета с деятелями сов. балета, к-рые работали в Болгарии (Н.
И. Анисимова, Н. С. Холфин, О. В. Лепешинская, Ф. И. Балабина).
В 40-х гг. в Софийской народной опере была осуществлена пост. балетов
"Прометей" Бетховена (балетм. Н. Петров) и "Бахчисарайский фонтан"
(1945, балетм. Анисимова).
В 1953 пост. болг. нац. балет "Хайдуцкая песня" А. Райчева (балетм.
Холфин, Петров, Кираджиева) о героич. борьбе болг. народа против
турецких поработителей. Среди танцовщиков: засл. арт. Н. Вп-нарова, А.
Воробь„ва, Н. Раковска, Е. Воронова, Н. Кираджиева Н. Минчева, Е.
Вербев, Л. Берон, Л. Колчакова, засл. артист А. Петров, А. Манолов, С.
Иванов, А. Гаврилов, К. Янков и др. Балетные труппы также существуют и
при Гос. муз. т-ре им. С. Македонского, Стара-Загорском, Варненском,
Русенском и Пловдивском оперных т-рах. Кадры для этих т-ров готовит Гос.
хореографич. уч-ще.
Лит.: С а г а е в Л., Българското оперно творчество, София, 1958;
Кръстев В..Очерки върху развитието на българската музыка, т. 1, София,
1954; К а з а к о в Др., Материали по историята на народния театър и
опера, София, 1929;
Державин К., Болгарский театр. М.-Л., 1950; 40 години болгарска
оперета. 10 години державен музыкален театър, София, 1958; Музыка в
Болгарии, София, 1951.
Цирк. С давних врем„н в Болгарии проводились спортивные соревнования
и игры на лошадях, послужившие основой для формирования нац. циркового
иск-Ра. В 1886 в Софию приехала японская труппа акробатов и жонгл„ров
"Янамато", они выстроили деревянное здание и давали в н„м представления.
С 1888 в Софии в специально построенном манеже во дворе гостиницы
"Одесса" работал цирк итальянца А. Пизи. Здесь начал свою деятельность
основоположник болгарского цирка П. Панайотов. В 1897 Панайотов
организовал первый болг. цирк, где он выступал как клоун с
дрессированными собаками. Ученики Панайотова-В. Козаров (акробат, затем
клоун) и А. Димитров - работают в цирке и в наст. время. В 1898, 1899 и
в 1911 выстроены новые цирковые здания. Подавляющее большинство номеров
в программах этих цирков было иностранными. После окончания первой
мировой войны в Софии работали два зимних цирка. С 1928 цирки работали
только летом. В 20-е гг. при летнем цирке Л. Д обрича была создана
цирковая школа.
После установления в Болгарии нар. власти (1944) начался подъ„м
циркового иск-ва. В 1948 цирки стали государственными. В 1949 в Софии
начал работать цирк шапито "Родина"; были открыты четыре ц'трка в др.
городах страны.
В 1957 в Болгарии создана дирекция, управляющая всеми цирками. В 1957
в Софии построено капитальное здание цирка. Развивается национальное
цирковое иск-во.
Среди цирковых артистов Болгарии: ков„рный Т. Козаров, создавший
образ обаятельного весельчака, жонгл„р на свободной проволоке А.
Божилов, гимнастки на трапеции и кордеволане под рук. К. Рай-новой,
гимнасты на двойном турнике с ловиторкой Л. Райчева, П. Железкова, А.
Иванова, С. Славова, Д. Генева. С дрессированными собаками работает
старейший артист цирка А. Димитров. В 1957 артисты болгарского цирка
гастролировали в СССР. М. Зон.
БОЛГАРСКИЙ ТЕАТР "ЗАРЯ" - см. "Заря".
"БОЛГАРСКОЕ ОПЕРНОЕ ТОВАРИЩЕСТВО" ("Българска оперна дружба") -
Страницы: «« « 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |