|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 » »» X. Ганчев, А. Кирчев, а также В. Кирков, С. Огнянов, С. Бычеаров и
др. Видные драматурги этого времени - Вазов, Страшимиров, Тодоров,
Яворов и др., просветители по своим взглядам, рассматривали т-р как
средство пробуждения нац. самосознания, их патриотич. по направленности
произведения заложили основы реализма в драматургии.
В период 1912-44 в деятельности т-ров отразилась сложная
идейно-политич. обстановка, существовавшая в то время в Болгарии. На
театр. иск-ве сказались кризис бурж. культуры, воздействие
модернистского и натуралистич. театр. иск-ва. На сцене софийского
Народного т-ра ставились упадочные пьесы западно-европ. драматургов,
историч. шовинистич. драмы и т. п. В то же время большинство
провинциальных т-ров продолжало реалистич. традиции сценич. иск-ва.
Утверждению реализма способствовало старшее поколение акт„ров,
получивших театр. образование в рус. школах. Интерес к реалистич. рус.
театр. иск-ву возрос после гастролей труппы акт„ров Моск. Художеств.
т-ра в 1921 и 1924. Утверждению сценич. принципов МХАТа способствовала
режисс„рская и педагогич. деятельность Н. О. Массалитинова (в 1925-44 -
гл. реж. Народного т-ра), ставившего наряду с пьесами болг. драматургов
рус. драматургию, произв. сов. авторов ("Платон Кречет", 1940).
Массалитинов создал при т-ре драм. школу-студию, в к-рой обучались мн.
совр. крупные акт„ры Болгарии: И. Димов, В. Трандафилов, Б. Ганчев, К.
Кисимов, М. Попова, 3. Йорданова, П. Герганова и др.
Реакционный монархо-фашистский режим, установившийся в 1923, усилил
репертуарный кризис, затормозил развитие Б. т. Прогрессивные тенденции
проявились в деятельности рабочих т-ров ("Реалистический т-р",
"Трибуна", "Народная сцена" и др.), созданных в 1930-х гг. Эти т-ры вели
борьбу за передовую идейность драматургии, реалистич. направленность
театр. иск-ва, но вскоре многие из них были закрыты. К нач. 2-й мировой
войны Б. т. находился в состоянии тяж„лого кризиса.
После освобождения Болгарии (1944) и установления народно-демократич.
строя начался процесс возрождения нац. театр. иск-ва. Т-ры были
национализированы, увеличилась сеть проф. т-ров, были осуществлены
мероприятия по привлечению в т-р нар. зрителя. Возможность плодотворного
развития получила театр. самодеятельность. Созданный в это время Комитет
по делам науки, искусства и культуры обратил серь„зное внимание на
репертуар т-ров. При Комитете было организовано репертуарное бюро,
способствовавшее развитию нац. драматургии.
В 1940-50-е гг. репертуар Народного т-ра и др. болг. т-ров пополнился
пьесами "Борьба продолжается" и "Первый удар" Кюлявкова, "Царская
милость", "За честь погон", "Блокада" Зидарова, "Тревога", "Любовь",
"Счастье" О. Василева, "Комок грязи" Караславова, "Разведка" и
"Незабываемые дни" Стрелкова, "Тайны" Славинского и Дановского, "Камень
в болото" Караславова и др. Наряду с произв. драматургов старшего
поколения идут пьесы К. Ца-чева, П. Радоева, Д. Василева, И. Пеева, А.
Михайлова, И. Пейчева и др.
В Болгарии работают (1960) 34 гос. драм. т-ра, среди к-рых: Народный
т-р им. Крыстю Сарафова (филиал- Т-р им. Васила Киркова), Т-р Народной
Армии, Гос. т-р сатиры, Т-р молод„жи. Имеется 30 кукольных т-ров при
народных советах.
Развитию театр. иск-ва в стране способствуют смотры т-ров,
проводящиеся с 1949, и конкурсы на лучшую пьесу.
В Софии работает Высший ин-т театр. иск-ва, готовящий кадры акт„ров,
режисс„ров и театроведов. При ин-те открыт (в 1957) учебный т-р.
Среди театр. деятелей Болгарии, развивающих нац. реалистич. традиции:
режисс„ры- Б. Дановский, Н. О. Массалитинов, Т. Тонев, К. Мирски, Ф.
Филипов, С. Сырчаджиев; акт„ры - Р.Делчева, М.Дупа-ринова, Т.
Массалитинова, С. Атанасова, М. Павлова, А. Карамитев и др.
Лит.: Державин К., Болгарский театр. М.-Л., 1950;
Василев Д., История на българския театър . . . , Варна, 1942; Сто
години български театър. 1856-1956, София, 1956;
Пенев П., Лекции по история на българския драматически театър, ч.
1-4, София, 1955-58; Попов И., Миналото на българския театър, т. 1-4,
София, 1953-56;
Гочев Г., Столетие болгарского театра. 1856-1956, пер. с болг.,
София, 1956. Аг. М.
Музыкальный театр. Оперное иск-во зародилось в Болгарии в конце 19
в., после освобождения страны от многовекового турецкого рабства. В это
время в стране начинается движение за создание национальной оперы.
Зачинателями болг. оперного т-ра явились певцы Д. Казаков, И. Славков,
пианист и дириж„р А. Букореъцлиев. В 1890 они организовали в Софии
"Драматическую оперную труппу", в состав к-рой вошли молодые чешские
артисты - О. Добшова, А. Кратохвилова, Я. Ха-шек, Т. Мразек, И. и Г.
Мразек. Первый спектакль нового т-ра состоялся 2 янв. 1891 в театр. зале
общества "Славянская беседа". Были исполнены отрывки из опер
"Виндзорские кумушки" Николаи и "Трубадур" Верди (постановка Я. Хашека,
муз. руководитель А. Букорещлиев). В том же году были пост. (без
оркестра и хоровых сцен) оперы "Фауст" Гуно и "Трубадур" Верди, в
1891-92-"Кармен" Визе, "Аида", "Травиата" Верди, "Марта" Флотова и др. В
1892 труппа была переименована в "Столичную болгарскую оперу". Однако
вскоре материальные и организац. трудности, отсутствие гос. поддержки
привели к закрытию т-ра. В течение последующих 15 лет оперного т-ра в
Болгарии не существовало. В эти годы мн. болг. певцы учились в России и
выступали в рус. оперных труппах. В их числе были выдающиеся певцы К. И.
Ми-хайлов-Стоян, Б. и И. Вулъпе, к-рые явились вместе с Д. Казаковым
инициаторами организации нового оперного т-ра. В 1908 им уда„тся
организовать товарищество "Болгарска оперна дружба", дававшее
представления на сцене Нар. т-ра. В состав труппы товарищества вошли
певцы, получившие образование в России, Италии, Австрии и др. странах, в
т. ч. П. Димитров, Ж. Минчев, С. Николов, 3. Куртева, М. Василева, К.
Стоянова, О. Гюзелева-Орлова, Д. Иванов и др. 18 окт. 1908 состоялся
первый спектакль Товарищества, в к-ром были исполнены отрывки из опер
"Фауст" Гуно и "Трубадур" Верди. С 1910, после премьеры оперы "Демон",
Товарищество начинает регулярно ставить оперы классич. репертуара (гл.
обр. рус. и итал. композиторов). Начиная с 1911 коллектив т-ра
пополнился рядом артистов, среди к-рых были: С. Македонский, Г. Дончев,
П. Райчев, Х. Морфова, А. Тодорова, Ц. Табакова и др. Успехи оперного
т-ра стимулировали творчество болг. композиторов. В 1910 в Товариществе
состоялась премьера оперы "Сиромакхиня" ("Нищая") Э. Манолова (соч. 90-е
гг.), затем были пост. оперы "Камен и Цена" В. Кауцкого и И. Иванова,
"Борислав" Г. Атанасова и "Тахир-беговица" Д. Хад-жигеоргиева. Эти
Страницы: «« « 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |