Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 280   281   282   283   284   285   286   287   288  289   290   291   292   293   294   295   296   297   298  » »»

   X. Ганчев, А. Кирчев, а также В. Кирков, С. Огнянов,  С.  Бычеаров  и
др. Видные драматурги  этого  времени  -  Вазов,  Страшимиров,  Тодоров,
Яворов и др., просветители по  своим  взглядам,  рассматривали  т-р  как
средство пробуждения нац. самосознания, их патриотич. по  направленности
произведения заложили основы реализма в драматургии.
   В  период   1912-44   в   деятельности   т-ров   отразилась   сложная
идейно-политич. обстановка, существовавшая в то  время  в  Болгарии.  На
театр.   иск-ве   сказались   кризис   бурж.    культуры,    воздействие
модернистского  и  натуралистич.  театр.  иск-ва.  На  сцене  софийского
Народного т-ра ставились  упадочные  пьесы  западно-европ.  драматургов,
историч.  шовинистич.  драмы  и  т.  п.  В  то  же   время   большинство
провинциальных т-ров  продолжало  реалистич.  традиции  сценич.  иск-ва.
Утверждению   реализма   способствовало   старшее   поколение   акт„ров,
получивших театр. образование в рус. школах. Интерес к  реалистич.  рус.
театр. иск-ву возрос после гастролей  труппы  акт„ров  Моск.  Художеств.
т-ра в 1921 и 1924. Утверждению сценич. принципов  МХАТа  способствовала
режисс„рская и педагогич. деятельность Н. О. Массалитинова (в 1925-44  -
гл. реж. Народного т-ра), ставившего наряду с пьесами болг.  драматургов
рус.  драматургию,  произв.  сов.  авторов  ("Платон   Кречет",   1940).
Массалитинов создал при т-ре драм. школу-студию, в к-рой  обучались  мн.
совр. крупные акт„ры Болгарии: И. Димов, В. Трандафилов, Б.  Ганчев,  К.
Кисимов, М. Попова, 3. Йорданова, П. Герганова и др.
   Реакционный монархо-фашистский режим, установившийся в  1923,  усилил
репертуарный кризис, затормозил развитие Б. т.  Прогрессивные  тенденции
проявились  в  деятельности   рабочих   т-ров   ("Реалистический   т-р",
"Трибуна", "Народная сцена" и др.), созданных в 1930-х гг. Эти т-ры вели
борьбу за передовую  идейность  драматургии,  реалистич.  направленность
театр. иск-ва, но вскоре многие из них были закрыты. К нач. 2-й  мировой
войны Б. т. находился в состоянии тяж„лого кризиса.
   После освобождения Болгарии (1944) и установления народно-демократич.
строя  начался  процесс  возрождения  нац.  театр.  иск-ва.  Т-ры   были
национализированы,  увеличилась  сеть  проф.  т-ров,  были  осуществлены
мероприятия по привлечению в т-р нар. зрителя. Возможность плодотворного
развития получила театр. самодеятельность. Созданный в это время Комитет
по делам науки, искусства  и  культуры  обратил  серь„зное  внимание  на
репертуар т-ров.  При  Комитете  было  организовано  репертуарное  бюро,
способствовавшее развитию нац. драматургии.
   В 1940-50-е гг. репертуар Народного т-ра и др. болг. т-ров пополнился
пьесами  "Борьба  продолжается"  и  "Первый  удар"  Кюлявкова,  "Царская
милость", "За честь погон",  "Блокада"  Зидарова,  "Тревога",  "Любовь",
"Счастье"  О.  Василева,  "Комок  грязи"   Караславова,   "Разведка"   и
"Незабываемые дни" Стрелкова, "Тайны" Славинского и Дановского,  "Камень
в болото" Караславова  и  др.  Наряду  с  произв.  драматургов  старшего
поколения идут пьесы К. Ца-чева, П. Радоева, Д. Василева, И.  Пеева,  А.
Михайлова, И. Пейчева и др.
   В Болгарии работают (1960) 34 гос. драм. т-ра, среди к-рых:  Народный
т-р им. Крыстю Сарафова (филиал- Т-р им. Васила Киркова),  Т-р  Народной
Армии, Гос. т-р сатиры, Т-р молод„жи. Имеется  30  кукольных  т-ров  при
народных советах.
   Развитию  театр.  иск-ва  в   стране   способствуют   смотры   т-ров,
проводящиеся с 1949, и конкурсы на лучшую пьесу.
   В Софии работает Высший ин-т театр. иск-ва, готовящий кадры  акт„ров,
режисс„ров и театроведов. При ин-те открыт (в 1957) учебный т-р.
   Среди театр. деятелей Болгарии, развивающих нац. реалистич. традиции:
режисс„ры- Б. Дановский, Н. О. Массалитинов, Т.  Тонев,  К.  Мирски,  Ф.
Филипов,  С.  Сырчаджиев;  акт„ры   -   Р.Делчева,   М.Дупа-ринова,   Т.
Массалитинова, С. Атанасова, М. Павлова, А. Карамитев и др.
   Лит.: Державин К., Болгарский театр. М.-Л., 1950;
   Василев Д., История на българския театър . . .  ,  Варна,  1942;  Сто
години български театър. 1856-1956, София, 1956;
   Пенев П., Лекции по история на  българския  драматически  театър,  ч.
1-4, София, 1955-58; Попов И., Миналото на българския  театър,  т.  1-4,
София, 1953-56;
   Гочев Г., Столетие  болгарского  театра.  1856-1956,  пер.  с  болг.,
София, 1956. Аг. М.
   Музыкальный театр. Оперное иск-во зародилось в Болгарии  в  конце  19
в., после освобождения страны от многовекового турецкого рабства. В  это
время в стране  начинается  движение  за  создание  национальной  оперы.
Зачинателями болг. оперного т-ра явились певцы Д. Казаков,  И.  Славков,
пианист и дириж„р А. Букореъцлиев.  В  1890  они  организовали  в  Софии
"Драматическую оперную труппу", в состав  к-рой  вошли  молодые  чешские
артисты - О. Добшова, А. Кратохвилова, Я. Ха-шек, Т.  Мразек,  И.  и  Г.
Мразек. Первый спектакль нового т-ра состоялся 2 янв. 1891 в театр. зале
общества  "Славянская  беседа".   Были   исполнены   отрывки   из   опер
"Виндзорские кумушки" Николаи и "Трубадур" Верди (постановка Я.  Хашека,
муз. руководитель А.  Букорещлиев).  В  том  же  году  были  пост.  (без
оркестра и хоровых сцен)  оперы  "Фауст"  Гуно  и  "Трубадур"  Верди,  в
1891-92-"Кармен" Визе, "Аида", "Травиата" Верди, "Марта" Флотова и др. В
1892 труппа была переименована в "Столичную  болгарскую  оперу".  Однако
вскоре материальные и организац. трудности,  отсутствие  гос.  поддержки
привели к закрытию т-ра. В течение последующих 15 лет  оперного  т-ра  в
Болгарии не существовало. В эти годы мн. болг. певцы учились в России  и
выступали в рус. оперных труппах. В их числе были выдающиеся певцы К. И.
Ми-хайлов-Стоян, Б. и И. Вулъпе, к-рые явились  вместе  с  Д.  Казаковым
инициаторами  организации  нового  оперного  т-ра.  В  1908  им  уда„тся
организовать   товарищество   "Болгарска   оперна   дружба",    дававшее
представления на сцене Нар. т-ра. В  состав  труппы  товарищества  вошли
певцы, получившие образование в России, Италии, Австрии и др. странах, в
т. ч. П. Димитров, Ж. Минчев, С. Николов, 3. Куртева,  М.  Василева,  К.
Стоянова, О. Гюзелева-Орлова, Д. Иванов и др.  18  окт.  1908  состоялся
первый спектакль Товарищества, в к-ром были исполнены  отрывки  из  опер
"Фауст" Гуно и "Трубадур" Верди. С 1910, после премьеры  оперы  "Демон",
Товарищество начинает регулярно ставить оперы классич.  репертуара  (гл.
обр.  рус.  и  итал.  композиторов).  Начиная  с  1911  коллектив   т-ра
пополнился рядом артистов, среди к-рых были: С. Македонский, Г.  Дончев,
П. Райчев, Х. Морфова, А. Тодорова, Ц. Табакова и  др.  Успехи  оперного
т-ра стимулировали творчество болг. композиторов. В 1910 в  Товариществе
состоялась премьера оперы "Сиромакхиня" ("Нищая") Э. Манолова (соч. 90-е
гг.), затем были пост. оперы "Камен и Цена" В. Кауцкого  и  И.  Иванова,
"Борислав" Г.  Атанасова  и  "Тахир-беговица"  Д.  Хад-жигеоргиева.  Эти

Страницы: «« « 280   281   282   283   284   285   286   287   288  289   290   291   292   293   294   295   296   297   298  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия