|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 » »» "Разбойники и философ", 1834, Анго - "Анго", 1834) и др. Акт„р бурной
эмоциональности, склонный к передаче глубоких и сильных страстей, к
резким пси-хологич. контрастам, Б. играл романтич. героев-бунтарей,
носителей протеста против насилия и несправедливости, ханжества и
лживости бурж.-ари-стократич. общества. Однако утопизм индивидуального
бунтарства и неизбежная обреч„нность сценич.героев Б. вносили в его
творчество ноты скорби, отчаяния. Оппозиц. настроения Б., его горячий
демократизм особенно ярко проявились после разгрома революции 1848. В
1850 он был снят с поста директора т-ра "Одеон" за антиправительств.
направление т-ра. Последние годы жизни играл в провинции
Лит.: Сг i n i s t y P., Bocage, P., 1932; L у о n n e t Н.,
Dictionnaire des comediens francais, P., 1912-13. Е.Ф.
БОКЕР (Boker), Джордж Генри (6.X.1823-2.1. 1890) - американский поэт
и драматург. Представитель романтич. направления в амер. драматургии,
глава т. н. филадельфийской школы драматургов-романтиков. Лит.
деятельность начал в 1848. Автор пьес: "Анна Болейн" (1849), "Леонор де
Гусман" (1853, в т-ре "Уолнат-стрит", Филадельфия), "Помолвка 1850) и
др. Наибольшую известность приобрела трагедия Б. на сюжет поэмы Данте
"Франческа да Римини" (1855, бродвейский т-р Э. Давенпорта, Нью-Йорк).
Пост. этой трагедии (в дальнейшем значительно переработанной автором)
неоднократно возобновлялась на амер. сцене (в т. ч. в 1882 при участии
акт„ра Л. Барретта) и пользовалась большим успехом у зрителей. К. Б.
"БОККАЧЧО" ("Boccaccio") - оперетта Ф. Зуппе, либр. Ф. Целля и Р.
Жене (по мотивам "Декамерона" Боккаччо). Пост. 1 февр. 1879, Вена
(Джованни Боккаччо-Линк, Пьетро - Тевеле, Скальца - Хильдебрант,
Беатриче - Виска, Лотеринги - Эппих, Изабелла - Клейн,
ЛамбертуччоБлазель, Петронелла - Шефер, Фиаметта - Штрейтман). Первая
пост. в России-12 ноября 1882, Петербург. На сов. сцене пост. 3 мая 1957
в Т-ре им. Станиславского и Неми-ровича-Данченко (либр. Е. Геркена)
(Джованни Боккаччо - Морозов; пост. Баратов, реж. Мельцер, Мордвинов,
дир. Байн, худ. Волков).
И з д а н и я.-СПБ, Бессель, [1882]. Я. Гр.
"БОКОВЫЕ КАРМАНЫ" сцены- специальные помещения, расположенные с двух
сторон сцены на уровне планшета. Используются для подготовки смены
декораций. К "Б. кл обычно примыкают деко-рац. склады. Б. Я.
БОКОНБАЕВ, Джоомарт (16. V. 1910- l.VII. 1944)- киргизский советский
поэт и драматург. В 1933-35 учился в Ин-те журналистики в Москве.
Литературную деятельность начал в 1927. На основе своей поэмы
"Алтын-кыз" ("Золотая девушка"), воссоздающей образ киргизской женщины,
боровшейся против басмачества, за коллективизацию сельского хозяйства,
написал пьесу "Алтын-кыз" (1937, Кирг. драм. т-р, Фрунзе) - первую нац.
муз. драму на совр. тему. Автор (совм. с Дж. Турусбековым и К.
Маликовым) либретто первой кирг. оперы "Ай-Чурек" (1939, Кирг. муз.
драм. т-р, Фрунзе). Пьеса Б. "Токтогул (1939), посв. известному кирг.
акыну, была впоследствии переделана в либретто одноим„нной оперы (музыка
В. Власова, А. Малды-баева и В. Фере - 1958, Т-р оперы и балета,
Фрунзе).
Лит.: Керимжанова Б., Значение русской литературы для творческого
роста Джоомарта Боконбаева, в кн.:
Труды Института языка, литературы и истории [Кирфана], вып. 3,
Фрунзе, 1952; Писатели советского Киргизстана. Краткий бногр.
справочник, Фрунзе, 1958, с. 57-59. Н. Л.
"БОЛГАРИЯ"- крупнейший болг. концертно-теат-ральный зал. Открыт в
Софии в 1937. В "Б." регулярно проводятся концерты и спектакли с
участием лучших болг. и зарубежных артистов. Л. М'.
БОЛГАРСКАЯ (Азимова), Гульсум Мусеевна [р.3(15).X.1891]- та1арская
советская актриса. Нар. арт. Тат. АССР (1923). Засл. арт. РСФСР (1925).
Член КПСС с 1946. Одна из первых тат. актрис. В 1910 вступила в труппу
"Сайяр". С 1922 - актриса Тат. т-ра им. Красного Октября (ныне Т-р им.
Камала). Создала яркие женские образы в пьесах Г. Камала (Гайни -
"Несчастный юноша", Гульжихан - "Банкрот", Гафифэ - "Первое
представление"). Играя в переводной драматургии, сообщала созданным ею
характерам особый нац. колорит. Среди ролей Б.:
Зулейха ("Молодая жизнь" Кулахметова), Ханзафа ("Тревожные дни"
Гиззата), Зухрабика ("Первые цветы" Тинчурина), Гадиля ("Шамсикамар"
Аблиева), Бадига ("Галиябану" М. Файзи), Катерина и Кабаниха ("Гроза"),
Полина ("Враги"), Гертруда ("Гамлет") и др. , , X. К.
БОЛГАРСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Начало Б. д. положили драм. диалоги,
разыгрывавшиеся в 1-й пол. 19 в. в школах. Переводы и переработки
иностр. пьес также способствовали развитию Б. д. Основоположником Б. д.
является Д. П. Войников, писавший пьесы для собств. любительской труппы.
Создал св. 10 ис-торико-патриотич. драм ("Раина княгиня", 1866,
"Крещение Преславского двора", 1868, и др.) и сати-рико-бытовых комедий
(в т. ч. "Ложно понятая цивилизация", 1871). Пьесы Войникова
способствовали пробуждению нац. самосознания народа.
В период, предшествовавший освобождению страны от тур. господства,
лучшей болг. пьесой была ис-торич. драма В. Друмева "Иванко" (1872),
отличающаяся глубокой разработкой конфликта и характеров, патриотич.
направленностью. Появляются пьесы на совр. тематику ("Хаджи Димитр
Ясенов" Л. Кара-велова, 1872). Одноактные комедии и драм. диалоги болг.
революционера и поэта X. Ботева способствовали формированию сатирич.
драматургии.
Народ но-демократич. традиции, сложившиеся в эпоху т. н. нац.
возрождения, развивали крупнейшие болг. драматурги И. Вазов, А.
Страшимиров, П. Говоров - родоначальники реалистич. драмы,
формировавшейся в период, последовавший за освобождением Болгарии от
тур. владычества (1878). Правдивое отражение жизни народа, идеи
патриотизма составляли гл. содержание их произведений. Писатель-реалист
И. Вазов написал 15 пьес, из к-рых 5 являются инсценировками его прозы
("Руска", 1883, "Изгнанники, 1894, "Под игом", 1910, и Др.). Историч.
драмы Вазова "Над пропастью" (1907) и "Борислав" (1909) проникнуты
народно-героич. пафосом, нац.-освободит. идеями. В произв. на совр. темы
- "Искатели т„плых местечек" (1903), "Кандидаты славы" (1900) -
высмеиваются пороки бурж. общества: цинизм, жажда наживы, эгоизм.
Творчество Вазова оказало большое влияние на дальнейшее развитие Б. д.
Драматург А. Страшимиров, обращаясь к совр. темам, показывает рост
социально-экономич. противоречий в Болгарии. Подъ„м нац.-освободит,
движения в нач. 1900-х гг. в Македонии отраж„н в его пьесах "Святые из
Прилепа" (1900), "По ту сторону" (1906) и др. В историю болг. т-ра
Страшимиров вош„л как создатель бытовых психологич. драм - "Вампир"
Страницы: «« « 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |