|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 » »» пост. реж. Г. Стаматовым (в гл. роли - В. Кирков). Большую роль в
утверждении реализма, в освоении творческих принципов Моск. художеств.
т-ра сыграл бывший акт„р МХТ Н. О. Массалитинов, занимавший в 1925-44
пост гл. реж. Народного т-ра. Вопреки политике монархо-фашистского
правительства, ограничивавшей развитие болг. нац. театр. культуры, т-р в
этот период постоянно ставил пьесы И. Вазова, А.Страшимирова, П.
Тодорова, П. К. Яворова,а также новые произв. драматургии, написанные С.
Л. Ко-стовым, Р. Стояновым, И. Исаковым, Г. Райчевым, С. Савовым, Н.
Икономовым и др. В репертуар театра включались пьесы русских (Грибоедов,
Островский, Горький) и зап.-европ. драматургов (Шекспир, Мольер, Шиллер,
Ибсен, Гауптман и др.). В это время велась борьба за постановку
советских драм. произв., были пост. пьесы А. Афиногенова, А. Корнейчука.
Подлинный творческий расцвет Народного т-ра наступил после
установления в Болгарии народно-демократич. строя. На сцене т-ра
ставятся пьесы болг. авторов Вазова, Яворова, Р. Стоянова, А.
Раз-цветникова, М. Петкановой, О. Василева, К. Зидарова, Г. Караславова,
Л. Стрелкова, А. Гуляшки, К. Кюлявкова, К. Велкова и др. Значительное
место в репертуаре т-ра занимают произв. мировой драматургии - пьесы
Шекспира, Лопе де Вега, Б. Джонсона, Мольера, Шиллера, пьесы рус.
классиков - Островского, Гоголя, Чехова, Горького, а также советских
драматургов - Вишневского, Лаврен„ва, Афиногенова, Трен„ва, Арбузова.
В 1951 т-ру присвоено имя Крыстю Сарафова, а его филиалу - имя Басила
Киркова. В труппе т-ра (1960) нар. и засл. артисты Болгарской
Республики: В. Тран-дафилов, К. Кисимов, И. Димов, Г. Стаматов, З.
Йорданова, М. Попова, П. Димитров, Н. Буюклиева, П. Герганова, О.
Кирчева, Р. Делчева, И. Тасева, Н. Попов, Н. Балабанов и др.; режисс„ры:
С. Сырчад-жиев, К. Мирски, ф. Филипов (гл. реж.) и др.
Лит.: Державин К., Болгарский театр. М.-Л., 1950;
Василев Д., История на българския театър. От древности до наши дни.
Приноси и материали, Варна, 1942.
БОЛГАРСКИЙ ТЕАТР. В средние века в Болгарии существовали различные
формы драматизированных плясок и обрядовых игр, в к-рых имелись элементы
театр. 'действия. Византийское владычество (1018- 11 В1?) и турецкое иго
(1396-1878) препятствовали развитию нац. т-ра. Борьба болг. народа в 19
в. за нац. независимость определила становление болг. театр. культуры. В
1840-е гг. возникли первые нар. школы, где ученики разыгрывали на болг.
яз. драматизированные диалоги, авторами к-рых обычно являлись педагоги.
Пропагандируя пользу науки и просвещения, разоблачая злоупотребления
греч. духовенства и болг. помещиков - прислужников турецких властей,
авторы этих диалогов пробуждали в народе нац. самосознание. В этот
период была создана сеть нар. библиотек-читален, при к-рых
организовывались любительские кружки, устраивавшие публичные театр.
представления. В 1856 в г. Шумен (ныне Коларовград) состоялось
представление первой болг. пьесы "Михаил-Мышкоед" С. Доброплодного. В
этом же году в Ломе был показан спектакль "Многострадальная Геновева"
Хеббеля, поставленный под руководством и в переработке нар. учителя К.
Стоянова-Пишурки. Эти спектакли, осуществл„нные сил ами местной
молодежи, подожили начало Б. т. В 1866 родоначальник нац. болг.
драматургии нар. учитель Д. П. Войников основал в рум. городе Браила
(Брэила) - центре болг. революционной эмиграции - "Браилъское
театральное общество", первую постоянную болг. театр. труппу из
любителей. Этот коллектив, в к-ром Войников поставил написанные им
историч. драмы и комедии ("Раина княгиня", "Ложно понятая цивилизация" и
мн. др.), выступал в разл. рум. городах. Деятельность трупды Войникова
способствовала развитию Б. т. К 1870 любительский т-р получил в Болгарии
широкое распространение. Театр. представления устраивались во многих
городах и с„лах (Габрово, Калофер, Лесковец, Горни-Тур-чета, Жеравна и
др.). Любительские труппы ставили произведения болг. драматургов:
"Михаил-Мышкоед" Доброплодного, "Стоян воевода" неизв. автора,
"Похищенная Станка" Манчева, пьесы Войникова, "Злая жена" Душанова,
"Иванко" Друмева и др., и переводные пьесы: "Брак поневоле", "Жорж
Данден" Мольера, "Меропа" Вольтера, "Разбойники"; "Эмилия Галотти"
Лессинга, "Ромео и Джульетта", переработку "Недоросля" и др.
После освобождения Болгарии от турецкого ига (1878) в стране возникли
первые проф. театр. коллективы. В 1883-85 регулярные представления
устраивала (в театр. здании "Люксембург") "Болгарская драм. труппа" в
Пловдиве, организованная на базе любительской "Румелийской театр.
труппы", к-рая возникла в 1881 при "Рабочем товариществе печатников".
"Румелийская театр. труппа" пост. первые пьесы Вазова ("Руска" и др.),
"Раина княгиня" Войникова, "Иванко" Друмева, а также пьесы Мольера,
Вольтера, Гюго, Джакометти и др. Эта труппа гастролировала по Вост.
Румынии, выступая в гг. Хасково, Чирпан, Сливен и др. В 1887 была
создана "Пловдив-ская любительская труппа", работавшая в 1888-90 в Софии
под названием театр. труппы "Основа" (в специально построенном
деревянном здании). Т-р "Основа" ставил пьесы, входившие в репертуар
пловдивской "Болг. драм. труппы", а также - "Рабы и герой" Узунова,
"Скупой" Мольера, "Коварство и любовь" Шиллера, "Клавиго" Г„те,
"Женитьба" Гоголя и др. В 1892 в Софии был создан т-р "Слеза и смех",
куда вошли ведущие акт„ры т-ра "Основа". В т-ре "Слеза и смех"
сформировалось иск-во первых крупных болг. акт„ров-В. Киркова, И.
Попова, К. Сапунова и др. Этот т-р сыграл значительную роль в
утверждении нац. болг. драматургии, здесь были осуществлены пост. пьес:
"Изгнанники" и "Искатели т„плых местечек" Вазова, "Вампир" Страшимирова
и мн. др. В репертуар т-ра входили также произведения Шекспира, Корнеля,
Мольера, Шиллера, Ибсена, Гоголя, Островского, Нушича, Чехова, Горького
и др. В 1904 т-р был перевед„н на гос. бюджет и переименован в Народный
театр (с 1907 работает в новом здании). Этот т-р, до настоящего времени
являющийся ведущим т-ром Болгарии, занял важное место в культурной жизни
страны, объединил в своей труппе крупнейших акт„ров, содействовал росту
нац. драматургии, на его сцене осуществлены пост. произв. мировой
классики. В конце 19- нач. 20 вв. в Болгарии возник ряд других проф.
т-ров: "Театр. товарищество им. Васила Левского", впоследствии
работавшее под названием "Заря" в Софии, передвижные т-ры -
"Драматический т-р Розы Поповой", "Современный т-р", "Свободный т-р" в
Варне и др. С нач. 20 в. большое распространение получили коллективы
театр. самодеятельности. Были созданы театр. кружки при клубах Болг.
рабочей социал-демократич. партии (рабочий т-р "Борба", 1901, и др.). В
этот период в акт„рском иск-ве Болгарии сформировалось реалистич.
направление, крупнейшими представителями к-рого являлись воспитанники
рус. театр. школ-А. Будевская, К. Сарафов, Г. Киров,
Страницы: «« « 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |