Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 279   280   281   282   283   284   285   286   287  288   289   290   291   292   293   294   295   296   297  » »»

пост. реж. Г. Стаматовым (в гл.  роли  -  В.  Кирков).  Большую  роль  в
утверждении реализма, в освоении творческих принципов  Моск.  художеств.
т-ра сыграл бывший акт„р МХТ Н. О. Массалитинов,  занимавший  в  1925-44
пост гл.  реж.  Народного  т-ра.  Вопреки  политике  монархо-фашистского
правительства, ограничивавшей развитие болг. нац. театр. культуры, т-р в
этот  период  постоянно  ставил  пьесы  И.  Вазова,  А.Страшимирова,  П.
Тодорова, П. К. Яворова,а также новые произв. драматургии, написанные С.
Л. Ко-стовым, Р. Стояновым, И. Исаковым, Г.  Райчевым,  С.  Савовым,  Н.
Икономовым и др. В репертуар театра включались пьесы русских (Грибоедов,
Островский, Горький) и зап.-европ. драматургов (Шекспир, Мольер, Шиллер,
Ибсен, Гауптман  и  др.).  В  это  время  велась  борьба  за  постановку
советских драм. произв., были пост. пьесы А. Афиногенова, А. Корнейчука.
   Подлинный  творческий   расцвет   Народного   т-ра   наступил   после
установления  в  Болгарии  народно-демократич.  строя.  На  сцене   т-ра
ставятся  пьесы  болг.  авторов  Вазова,  Яворова,   Р.   Стоянова,   А.
Раз-цветникова, М. Петкановой, О. Василева, К. Зидарова, Г. Караславова,
Л. Стрелкова, А. Гуляшки, К. Кюлявкова, К. Велкова  и  др.  Значительное
место в репертуаре т-ра занимают произв.  мировой  драматургии  -  пьесы
Шекспира, Лопе де  Вега,  Б.  Джонсона,  Мольера,  Шиллера,  пьесы  рус.
классиков - Островского, Гоголя, Чехова,  Горького,  а  также  советских
драматургов - Вишневского, Лаврен„ва, Афиногенова, Трен„ва, Арбузова.
   В 1951 т-ру присвоено имя Крыстю Сарафова, а его филиалу - имя Басила
Киркова.  В  труппе  т-ра  (1960)  нар.  и  засл.   артисты   Болгарской
Республики: В. Тран-дафилов, К.  Кисимов,  И.  Димов,  Г.  Стаматов,  З.
Йорданова, М. Попова,  П.  Димитров,  Н.  Буюклиева,  П.  Герганова,  О.
Кирчева, Р. Делчева, И. Тасева, Н. Попов, Н. Балабанов и др.; режисс„ры:
С. Сырчад-жиев, К. Мирски, ф. Филипов (гл. реж.) и др.
   Лит.: Державин К., Болгарский театр. М.-Л., 1950;
   Василев Д., История на българския театър. От древности до  наши  дни.
Приноси и материали, Варна, 1942.
   БОЛГАРСКИЙ ТЕАТР. В средние века в  Болгарии  существовали  различные
формы драматизированных плясок и обрядовых игр, в к-рых имелись элементы
театр. 'действия. Византийское владычество (1018- 11 В1?) и турецкое иго
(1396-1878) препятствовали развитию нац. т-ра. Борьба болг. народа в  19
в. за нац. независимость определила становление болг. театр. культуры. В
1840-е гг. возникли первые нар. школы, где ученики разыгрывали на  болг.
яз. драматизированные диалоги, авторами к-рых обычно являлись  педагоги.
Пропагандируя пользу науки  и  просвещения,  разоблачая  злоупотребления
греч. духовенства и болг. помещиков  -  прислужников  турецких  властей,
авторы этих диалогов пробуждали  в  народе  нац.  самосознание.  В  этот
период   была   создана   сеть   нар.   библиотек-читален,   при   к-рых
организовывались  любительские  кружки,  устраивавшие  публичные  театр.
представления.  В  1856  в  г.  Шумен  (ныне   Коларовград)   состоялось
представление первой болг. пьесы "Михаил-Мышкоед"  С.  Доброплодного.  В
этом же году в Ломе был показан  спектакль  "Многострадальная  Геновева"
Хеббеля, поставленный под руководством и в переработке нар.  учителя  К.
Стоянова-Пишурки.  Эти  спектакли,  осуществл„нные   сил   ами   местной
молодежи,  подожили  начало  Б.  т.  В  1866  родоначальник  нац.  болг.
драматургии нар. учитель Д. П. Войников основал  в  рум.  городе  Браила
(Брэила)  -  центре  болг.   революционной   эмиграции   -   "Браилъское
театральное  общество",  первую  постоянную  болг.  театр.   труппу   из
любителей. Этот коллектив,  в  к-ром  Войников  поставил  написанные  им
историч. драмы и комедии ("Раина княгиня", "Ложно понятая цивилизация" и
мн. др.), выступал в разл. рум. городах. Деятельность  трупды  Войникова
способствовала развитию Б. т. К 1870 любительский т-р получил в Болгарии
широкое распространение. Театр.  представления  устраивались  во  многих
городах и с„лах (Габрово, Калофер, Лесковец, Горни-Тур-чета,  Жеравна  и
др.).  Любительские  труппы  ставили  произведения  болг.   драматургов:
"Михаил-Мышкоед"   Доброплодного,   "Стоян   воевода"   неизв.   автора,
"Похищенная Станка" Манчева,  пьесы  Войникова,  "Злая  жена"  Душанова,
"Иванко" Друмева и др.,  и  переводные  пьесы:  "Брак  поневоле",  "Жорж
Данден"  Мольера,  "Меропа"  Вольтера,  "Разбойники";  "Эмилия  Галотти"
Лессинга, "Ромео и Джульетта", переработку "Недоросля" и др.
   После освобождения Болгарии от турецкого ига (1878) в стране возникли
первые проф.  театр.  коллективы.  В  1883-85  регулярные  представления
устраивала (в театр. здании "Люксембург") "Болгарская  драм.  труппа"  в
Пловдиве,  организованная  на  базе  любительской  "Румелийской   театр.
труппы", к-рая возникла в 1881 при  "Рабочем  товариществе  печатников".
"Румелийская театр. труппа" пост. первые пьесы Вазова ("Руска"  и  др.),
"Раина княгиня" Войникова, "Иванко"  Друмева,  а  также  пьесы  Мольера,
Вольтера, Гюго, Джакометти и др.  Эта  труппа  гастролировала  по  Вост.
Румынии, выступая в гг. Хасково,  Чирпан,  Сливен  и  др.  В  1887  была
создана "Пловдив-ская любительская труппа", работавшая в 1888-90 в Софии
под  названием  театр.  труппы  "Основа"   (в   специально   построенном
деревянном здании). Т-р "Основа" ставил  пьесы,  входившие  в  репертуар
пловдивской "Болг. драм. труппы", а также  -  "Рабы  и  герой"  Узунова,
"Скупой"  Мольера,  "Коварство  и  любовь"  Шиллера,   "Клавиго"   Г„те,
"Женитьба" Гоголя и др. В 1892 в Софии был создан т-р  "Слеза  и  смех",
куда  вошли  ведущие  акт„ры  т-ра  "Основа".  В  т-ре  "Слеза  и  смех"
сформировалось  иск-во  первых  крупных  болг.  акт„ров-В.  Киркова,  И.
Попова,  К.  Сапунова  и  др.  Этот  т-р  сыграл  значительную  роль   в
утверждении нац. болг. драматургии, здесь были осуществлены пост.  пьес:
"Изгнанники" и "Искатели т„плых местечек" Вазова, "Вампир"  Страшимирова
и мн. др. В репертуар т-ра входили также произведения Шекспира, Корнеля,
Мольера, Шиллера, Ибсена, Гоголя, Островского, Нушича, Чехова,  Горького
и др. В 1904 т-р был перевед„н на гос. бюджет и переименован в  Народный
театр (с 1907 работает в новом здании). Этот т-р, до настоящего  времени
являющийся ведущим т-ром Болгарии, занял важное место в культурной жизни
страны, объединил в своей труппе крупнейших акт„ров, содействовал  росту
нац. драматургии,  на  его  сцене  осуществлены  пост.  произв.  мировой
классики. В конце 19- нач. 20 вв. в Болгарии  возник  ряд  других  проф.
т-ров:  "Театр.  товарищество   им.   Васила   Левского",   впоследствии
работавшее  под  названием  "Заря"   в   Софии,   передвижные   т-ры   -
"Драматический т-р Розы Поповой", "Современный т-р", "Свободный  т-р"  в
Варне и др. С нач. 20 в.  большое  распространение  получили  коллективы
театр. самодеятельности. Были созданы театр.  кружки  при  клубах  Болг.
рабочей социал-демократич. партии (рабочий т-р "Борба", 1901, и др.).  В
этот  период  в  акт„рском  иск-ве  Болгарии  сформировалось  реалистич.
направление, крупнейшими представителями  к-рого  являлись  воспитанники
рус. театр. школ-А. Будевская, К. Сарафов, Г. Киров,

Страницы: «« « 279   280   281   282   283   284   285   286   287  288   289   290   291   292   293   294   295   296   297  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия