|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 » »» (Товстоногов), "Варвары" (Товстоногов). "Машенька" Афиногенова
(Владимиров).
1960. "Иркутская история" Арбузова (Товстоногов), "Гибель эскадры"
Корнейчука (Товстоногов), "Неравный бой" Розова (Корогодский),
"Воспоминание о двух понедельниках" Миллера (Товстоногов).
Лит.: Дела и дни Большого Драматического театра [Сбор' ник статей],
јј 1, 2, [Л.], 1919-26 (ј 2 посвящен 30-летию деятельности Н. Ф.
Монахова); Ленинградский Государственный Большой Драматический театр им.
Горького. XV Октябрь. Сборник материалов. Л., 1932; Большой
Драматический театр. [Сборник статей], Л., 1935; Государственный Большой
Драматический театр им. М. Горького. 1919-1939, Л., 1939 (сборник
выпущен к двадцатилетию театра); Ленинградский Государственный Большой
Драматический театр имени М. Горького, Л., 1949; Ленинградский
Государственный Большой Драматический театр имени М. Горького.
1919-1954, Л., [1954].
БОЛЬШОЙ ЗАЛ МОС-КбВСКОЙ КОНСЕРВАТбРИИ - концертный зал Московской
государственной ордена Ленина консерватории имени П. И. Чайковского.
Сооруж„н по проекту академика архитектуры В. Н. Загорского. Открыт 7(20)
апр. 1901. Состоит из партера и 2 амфитеатров. Вмещает 1781 чел. Б. з.
М. к.- один из главных центров муз. жизни Москвы. Особый размах
приобрела концертная деятельность зала после Октябрьской революции.
Здесь систематически выступают лучшие музыканты-исполнители СССР и
зарубежных стран. Ставятся также оперы в концертном исполнении. Силами
артистов Всесоюзного радио и Моск. филармонии в Б.з. М. к. были
осуществлены постановки опер Моцарта ("Похищение из сераля", "Директор
театра"), Вагнера ("Нюрнбергские мейстерзингеры", "Тангейзер"), Россини
("Итальянка в Алжире"), Прокофьева ("Сем„н Котко", "Война и мир") и др.
Е. Г.
БОЛЬШОЙ ТЕАТР в Анкаре- см. Турецкий Большой театр.
БОЛЬШОЙ ТЕАТР в Петербурге- см. Каменный театр.
БОЛЬШОЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА БССР - см. Белорусский театр оперы и
балета.
БОЛЬШОЙ ТЕАТР СОЮЗА ССР (Государственный ордена Ленинаакадеми-ческий
Большойтеатр Союза С С Р)- ведущий советский музыкальный театр. История
Б. т. тесно связана с развитием рус. демократич. муз. культуры,
утверждением нац. реалистич. традиций оперного и балетного иск-ва. Б. т.
сыграл выдающуюся роль в формировании рус. муз.-сценич. исполнительской
школы. Был создан в 1776, когда моек. гу-берн. прокурор князь П. В.
Урусов и его компаньон М. Е. Медокс основали труппу на основе ранее
существовавшей (1766-69) моек. театр. труппы Н. С. Титова, т-ра Моск.
ун-та, крепостных акт„ров П. В. Урусова и др. В труппу Б. т. вошли
выдающиеся акт„ры:
В. П. Померанцев, Г. В. Базилевич, А. Г. Ожогин, М. С. Синявская, И.
И. и Н. Ф. Калиграф, И. М. Соколовская; позже были приняты С. Н. и Е. С.
Сандуно-вы, П. А. Плавильщиков, Я. Е. Шушерин и др. В 1776-80 спектакли
ставились в доме Р. И. Воронцова на Знаменке, затем было построено
каменное театр. здание на углу Петровки, на месте совр. Б. т. Петровский
т-р был первым в Москве постоянным т-ром. Его репертуар составляли
драм., оперные и балетные спектакли. Разделения трупп не было, в оперных
спектаклях принимали участие не только певцы, но и драм. акт„ры, нередко
обладавшие и выдающимися вок. данными. Здесь шли первые рус. оперы:
"Мельник-колдун,обманщик и сват" Соколовского (позже- в ред. Фомина),
либр. Аблесимсва, "Несчастье от кареты" Пашкевича, либр. Княжнина,
"Санктпетер-бургский гостиный двор" Матинского и др. Из 25 русских опер,
написанных в 1772-82, мн. были поставлены на моек. сцене (15 из них
впервые в России). Первые рус. оперы большей частью были написаны на
нар. бытовые сюжеты; нек-рые из них отличались ярко выраженной
антикрепостнич. направленностью. Основное ядро балетной труппы составили
крепостные акт„ры кн. Урусова и воспитанники моек. Воспитательного дома;
в нач. 90-х гг. труппа пополнилась крепостными балетными акт„рами
графини Е. А. Головкиной. Первый балет-пантомима - "Волшебная лавка",
пост. балетм. Л. Парадизом, был показан в день открытия Петровского т-ра
(30 декабря 1780). В т-ре работали балетм. Ф. и К. Морелли, П. Пенюч-чи,
Д. Соломони, ставившие внешне эффектные спектакли: "Притворная злость",
"Туалет Венеры", "Мельник" и др. Наиболее популярны были балетные
Спектакли с национальной тематикой: "Деревенская простота", "Цыганский
балет", "Взятие Очакова" и др.
В 1806 Петровский т-р из частного стал государственным, перейдя в
ведение Дирекции императорских т-ров (крепостные акт„ры получили
вольную). В угоду вкусам придворной аристократии Дирекция резко
ограничила рус. репертуар, отдавая предпочтение
поверхностно-развлекательным операм и балетам второстепенных итал. и
франц. композиторов. Постановки Б. т. тех лет отличались эклектичностью
стиля, отсутствием муз.-сценич. ансамбля. Консерватизм и косность
Дирекции явились серь„зным тормозом в художеств. развитии т-ра. Однако
уже в первые десятилетия 19 в., благодаря энергии и инициативе
прогрессивных деятелей рус. оперной и балетной сцены, в репертуар
включаются и отечественные музыкальные произведения. Широкое признание
демократич. части зрителей приобретает новый жанр - рус. опера-водевиль
("Деревенский философ" Алябьева, "Хлопотун", "Забавы калифа" Алябьева и
Верстов-ского и др.), а также нар. жанровый балет-дивертисмент,
построенный на театр. интерпретации нар. танца ("Семик, или Гуляние в
Марьиной роще", 1815, "Свадебный сговор при возвращении ратников на
родину", 1817, "Праздник жатвы", 1823, на муз. С. Давыдова, и др.). В
1-й пол. 19 в. ставятся оперы Верстовского "Пан Твардовский" (1828),
"Вадим" (1832), "Аскольдова могила" (1835), "Тоска по родине" (1839) и
др. Огромное значение в формировании реалистич. принципов вок.-сценич.
иск-ва имели постановки в Б. т. (вслед за Петербург, т-ром) опер Глинки
"Иван Сусанин" (1842) и "Руслан и Людмила" (1846). Появляются балеты,
музыку к к-рым пишут Алябьев ("Волшебный барабан", 1827), Варламов
("Забавы султана", 1834, "Мальчик с пальчик", 1837, совм, с А.
Гурьяновым) и др.
В 60-х гг. Дирекция отда„т Б. т. в аренду итал. антрепрен„ру Мерелли
на 4-5 спектаклей в неделю; здесь гл. обр. идут спектакли итал. оперной
труппы, вытеснившие из репертуара произв. рус. композиторов.
Представители передовой рус. муз. культуры - В. Ф. Одоевский и особенно
П. И. Чайковский, возглавили борьбу с "итальяноманией", призывая в своих
печатных выступлениях к нац. самобытности иск-ва. Под влиянием этих
выступлений в Б. т. появляются новые спектакли рус. авторов. В 1859 была
поставлена опера "Русалка" Даргомыжского, в 1865 - "Юдифь" Серова,
Страницы: «« « 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |