Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 » »» (Товстоногов), "Варвары" (Товстоногов). "Машенька" Афиногенова (Владимиров). 1960. "Иркутская история" Арбузова (Товстоногов), "Гибель эскадры" Корнейчука (Товстоногов), "Неравный бой" Розова (Корогодский), "Воспоминание о двух понедельниках" Миллера (Товстоногов). Лит.: Дела и дни Большого Драматического театра [Сбор' ник статей], јј 1, 2, [Л.], 1919-26 (ј 2 посвящен 30-летию деятельности Н. Ф. Монахова); Ленинградский Государственный Большой Драматический театр им. Горького. XV Октябрь. Сборник материалов. Л., 1932; Большой Драматический театр. [Сборник статей], Л., 1935; Государственный Большой Драматический театр им. М. Горького. 1919-1939, Л., 1939 (сборник выпущен к двадцатилетию театра); Ленинградский Государственный Большой Драматический театр имени М. Горького, Л., 1949; Ленинградский Государственный Большой Драматический театр имени М. Горького. 1919-1954, Л., [1954]. БОЛЬШОЙ ЗАЛ МОС-КбВСКОЙ КОНСЕРВАТбРИИ - концертный зал Московской государственной ордена Ленина консерватории имени П. И. Чайковского. Сооруж„н по проекту академика архитектуры В. Н. Загорского. Открыт 7(20) апр. 1901. Состоит из партера и 2 амфитеатров. Вмещает 1781 чел. Б. з. М. к.- один из главных центров муз. жизни Москвы. Особый размах приобрела концертная деятельность зала после Октябрьской революции. Здесь систематически выступают лучшие музыканты-исполнители СССР и зарубежных стран. Ставятся также оперы в концертном исполнении. Силами артистов Всесоюзного радио и Моск. филармонии в Б.з. М. к. были осуществлены постановки опер Моцарта ("Похищение из сераля", "Директор театра"), Вагнера ("Нюрнбергские мейстерзингеры", "Тангейзер"), Россини ("Итальянка в Алжире"), Прокофьева ("Сем„н Котко", "Война и мир") и др. Е. Г. БОЛЬШОЙ ТЕАТР в Анкаре- см. Турецкий Большой театр. БОЛЬШОЙ ТЕАТР в Петербурге- см. Каменный театр. БОЛЬШОЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА БССР - см. Белорусский театр оперы и балета. БОЛЬШОЙ ТЕАТР СОЮЗА ССР (Государственный ордена Ленинаакадеми-ческий Большойтеатр Союза С С Р)- ведущий советский музыкальный театр. История Б. т. тесно связана с развитием рус. демократич. муз. культуры, утверждением нац. реалистич. традиций оперного и балетного иск-ва. Б. т. сыграл выдающуюся роль в формировании рус. муз.-сценич. исполнительской школы. Был создан в 1776, когда моек. гу-берн. прокурор князь П. В. Урусов и его компаньон М. Е. Медокс основали труппу на основе ранее существовавшей (1766-69) моек. театр. труппы Н. С. Титова, т-ра Моск. ун-та, крепостных акт„ров П. В. Урусова и др. В труппу Б. т. вошли выдающиеся акт„ры: В. П. Померанцев, Г. В. Базилевич, А. Г. Ожогин, М. С. Синявская, И. И. и Н. Ф. Калиграф, И. М. Соколовская; позже были приняты С. Н. и Е. С. Сандуно-вы, П. А. Плавильщиков, Я. Е. Шушерин и др. В 1776-80 спектакли ставились в доме Р. И. Воронцова на Знаменке, затем было построено каменное театр. здание на углу Петровки, на месте совр. Б. т. Петровский т-р был первым в Москве постоянным т-ром. Его репертуар составляли драм., оперные и балетные спектакли. Разделения трупп не было, в оперных спектаклях принимали участие не только певцы, но и драм. акт„ры, нередко обладавшие и выдающимися вок. данными. Здесь шли первые рус. оперы: "Мельник-колдун,обманщик и сват" Соколовского (позже- в ред. Фомина), либр. Аблесимсва, "Несчастье от кареты" Пашкевича, либр. Княжнина, "Санктпетер-бургский гостиный двор" Матинского и др. Из 25 русских опер, написанных в 1772-82, мн. были поставлены на моек. сцене (15 из них впервые в России). Первые рус. оперы большей частью были написаны на нар. бытовые сюжеты; нек-рые из них отличались ярко выраженной антикрепостнич. направленностью. Основное ядро балетной труппы составили крепостные акт„ры кн. Урусова и воспитанники моек. Воспитательного дома; в нач. 90-х гг. труппа пополнилась крепостными балетными акт„рами графини Е. А. Головкиной. Первый балет-пантомима - "Волшебная лавка", пост. балетм. Л. Парадизом, был показан в день открытия Петровского т-ра (30 декабря 1780). В т-ре работали балетм. Ф. и К. Морелли, П. Пенюч-чи, Д. Соломони, ставившие внешне эффектные спектакли: "Притворная злость", "Туалет Венеры", "Мельник" и др. Наиболее популярны были балетные Спектакли с национальной тематикой: "Деревенская простота", "Цыганский балет", "Взятие Очакова" и др. В 1806 Петровский т-р из частного стал государственным, перейдя в ведение Дирекции императорских т-ров (крепостные акт„ры получили вольную). В угоду вкусам придворной аристократии Дирекция резко ограничила рус. репертуар, отдавая предпочтение поверхностно-развлекательным операм и балетам второстепенных итал. и франц. композиторов. Постановки Б. т. тех лет отличались эклектичностью стиля, отсутствием муз.-сценич. ансамбля. Консерватизм и косность Дирекции явились серь„зным тормозом в художеств. развитии т-ра. Однако уже в первые десятилетия 19 в., благодаря энергии и инициативе прогрессивных деятелей рус. оперной и балетной сцены, в репертуар включаются и отечественные музыкальные произведения. Широкое признание демократич. части зрителей приобретает новый жанр - рус. опера-водевиль ("Деревенский философ" Алябьева, "Хлопотун", "Забавы калифа" Алябьева и Верстов-ского и др.), а также нар. жанровый балет-дивертисмент, построенный на театр. интерпретации нар. танца ("Семик, или Гуляние в Марьиной роще", 1815, "Свадебный сговор при возвращении ратников на родину", 1817, "Праздник жатвы", 1823, на муз. С. Давыдова, и др.). В 1-й пол. 19 в. ставятся оперы Верстовского "Пан Твардовский" (1828), "Вадим" (1832), "Аскольдова могила" (1835), "Тоска по родине" (1839) и др. Огромное значение в формировании реалистич. принципов вок.-сценич. иск-ва имели постановки в Б. т. (вслед за Петербург, т-ром) опер Глинки "Иван Сусанин" (1842) и "Руслан и Людмила" (1846). Появляются балеты, музыку к к-рым пишут Алябьев ("Волшебный барабан", 1827), Варламов ("Забавы султана", 1834, "Мальчик с пальчик", 1837, совм, с А. Гурьяновым) и др. В 60-х гг. Дирекция отда„т Б. т. в аренду итал. антрепрен„ру Мерелли на 4-5 спектаклей в неделю; здесь гл. обр. идут спектакли итал. оперной труппы, вытеснившие из репертуара произв. рус. композиторов. Представители передовой рус. муз. культуры - В. Ф. Одоевский и особенно П. И. Чайковский, возглавили борьбу с "итальяноманией", призывая в своих печатных выступлениях к нац. самобытности иск-ва. Под влиянием этих выступлений в Б. т. появляются новые спектакли рус. авторов. В 1859 была поставлена опера "Русалка" Даргомыжского, в 1865 - "Юдифь" Серова, Страницы: «« « 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |