Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 287   288   289   290   291   292   293   294   295  296   297   298   299   300   301   302   303   304   305  » »»

(Товстоногов),   "Варвары"   (Товстоногов).    "Машенька"    Афиногенова
(Владимиров).
   1960. "Иркутская история" Арбузова  (Товстоногов),  "Гибель  эскадры"
Корнейчука   (Товстоногов),   "Неравный   бой"   Розова   (Корогодский),
"Воспоминание о двух понедельниках" Миллера (Товстоногов).
   Лит.: Дела и дни Большого Драматического театра [Сбор'  ник  статей],
јј 1, 2, [Л.],  1919-26  (ј  2  посвящен  30-летию  деятельности  Н.  Ф.
Монахова); Ленинградский Государственный Большой Драматический театр им.
Горького.  XV   Октябрь.   Сборник   материалов.   Л.,   1932;   Большой
Драматический театр. [Сборник статей], Л., 1935; Государственный Большой
Драматический театр  им.  М.  Горького.  1919-1939,  Л.,  1939  (сборник
выпущен к двадцатилетию театра); Ленинградский  Государственный  Большой
Драматический  театр  имени  М.  Горького,   Л.,   1949;   Ленинградский
Государственный  Большой  Драматический   театр   имени   М.   Горького.
1919-1954, Л., [1954].
   БОЛЬШОЙ ЗАЛ МОС-КбВСКОЙ КОНСЕРВАТбРИИ  -  концертный  зал  Московской
государственной ордена Ленина консерватории  имени  П.  И.  Чайковского.
Сооруж„н по проекту академика архитектуры В. Н. Загорского. Открыт 7(20)
апр. 1901. Состоит из партера и 2 амфитеатров. Вмещает 1781 чел.  Б.  з.
М. к.-  один  из  главных  центров  муз.  жизни  Москвы.  Особый  размах
приобрела концертная  деятельность  зала  после  Октябрьской  революции.
Здесь  систематически  выступают  лучшие  музыканты-исполнители  СССР  и
зарубежных стран. Ставятся также оперы в концертном  исполнении.  Силами
артистов Всесоюзного  радио  и  Моск.  филармонии  в  Б.з.  М.  к.  были
осуществлены постановки опер Моцарта ("Похищение из  сераля",  "Директор
театра"), Вагнера ("Нюрнбергские мейстерзингеры", "Тангейзер"),  Россини
("Итальянка в Алжире"), Прокофьева ("Сем„н Котко", "Война и мир") и  др.
Е. Г.
   БОЛЬШОЙ ТЕАТР в Анкаре- см. Турецкий Большой театр.
   БОЛЬШОЙ ТЕАТР в Петербурге- см. Каменный театр.
   БОЛЬШОЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА БССР - см.  Белорусский  театр  оперы  и
балета.
   БОЛЬШОЙ ТЕАТР СОЮЗА ССР (Государственный ордена  Ленинаакадеми-ческий
Большойтеатр Союза С С Р)- ведущий советский музыкальный театр.  История
Б.  т.  тесно  связана  с  развитием  рус.  демократич.  муз.  культуры,
утверждением нац. реалистич. традиций оперного и балетного иск-ва. Б. т.
сыграл выдающуюся роль в формировании рус. муз.-сценич.  исполнительской
школы. Был создан в 1776, когда моек.  гу-берн.  прокурор  князь  П.  В.
Урусов и его компаньон М. Е. Медокс  основали  труппу  на  основе  ранее
существовавшей (1766-69) моек. театр. труппы Н. С.  Титова,  т-ра  Моск.
ун-та, крепостных акт„ров П. В. Урусова и  др.  В  труппу  Б.  т.  вошли
выдающиеся акт„ры:
   В. П. Померанцев, Г. В. Базилевич, А. Г. Ожогин, М. С. Синявская,  И.
И. и Н. Ф. Калиграф, И. М. Соколовская; позже были приняты С. Н. и Е. С.
Сандуно-вы, П. А. Плавильщиков, Я. Е. Шушерин и др. В 1776-80  спектакли
ставились в доме Р. И.  Воронцова  на  Знаменке,  затем  было  построено
каменное театр. здание на углу Петровки, на месте совр. Б. т. Петровский
т-р был первым в  Москве  постоянным  т-ром.  Его  репертуар  составляли
драм., оперные и балетные спектакли. Разделения трупп не было, в оперных
спектаклях принимали участие не только певцы, но и драм. акт„ры, нередко
обладавшие и выдающимися вок. данными.  Здесь  шли  первые  рус.  оперы:
"Мельник-колдун,обманщик и сват" Соколовского (позже-  в  ред.  Фомина),
либр. Аблесимсва,  "Несчастье  от  кареты"  Пашкевича,  либр.  Княжнина,
"Санктпетер-бургский гостиный двор" Матинского и др. Из 25 русских опер,
написанных в 1772-82, мн. были поставлены на  моек.  сцене  (15  из  них
впервые в России). Первые рус. оперы большей  частью  были  написаны  на
нар.  бытовые  сюжеты;  нек-рые  из  них  отличались   ярко   выраженной
антикрепостнич. направленностью. Основное ядро балетной труппы составили
крепостные акт„ры кн. Урусова и воспитанники моек. Воспитательного дома;
в нач.  90-х  гг.  труппа  пополнилась  крепостными  балетными  акт„рами
графини Е. А. Головкиной. Первый балет-пантомима  -  "Волшебная  лавка",
пост. балетм. Л. Парадизом, был показан в день открытия Петровского т-ра
(30 декабря 1780). В т-ре работали балетм. Ф. и К. Морелли, П. Пенюч-чи,
Д. Соломони, ставившие внешне эффектные спектакли: "Притворная  злость",
"Туалет Венеры",  "Мельник"  и  др.  Наиболее  популярны  были  балетные
Спектакли с национальной тематикой: "Деревенская  простота",  "Цыганский
балет", "Взятие Очакова" и др.
   В 1806 Петровский т-р из частного  стал  государственным,  перейдя  в
ведение  Дирекции  императорских  т-ров  (крепостные   акт„ры   получили
вольную).  В  угоду  вкусам  придворной  аристократии   Дирекция   резко
ограничила       рус.       репертуар,       отдавая        предпочтение
поверхностно-развлекательным операм и  балетам  второстепенных  итал.  и
франц. композиторов. Постановки Б. т. тех лет отличались  эклектичностью
стиля,  отсутствием  муз.-сценич.  ансамбля.  Консерватизм  и   косность
Дирекции явились серь„зным тормозом в художеств. развитии  т-ра.  Однако
уже  в  первые  десятилетия  19  в.,  благодаря  энергии  и   инициативе
прогрессивных деятелей  рус.  оперной  и  балетной  сцены,  в  репертуар
включаются и отечественные музыкальные произведения.  Широкое  признание
демократич. части зрителей приобретает новый жанр - рус.  опера-водевиль
("Деревенский философ" Алябьева, "Хлопотун", "Забавы калифа" Алябьева  и
Верстов-ского  и  др.),  а  также  нар.   жанровый   балет-дивертисмент,
построенный на театр. интерпретации нар. танца ("Семик,  или  Гуляние  в
Марьиной роще", 1815, "Свадебный  сговор  при  возвращении  ратников  на
родину", 1817, "Праздник жатвы", 1823, на муз. С. Давыдова,  и  др.).  В
1-й пол. 19 в. ставятся оперы  Верстовского  "Пан  Твардовский"  (1828),
"Вадим" (1832), "Аскольдова могила" (1835), "Тоска по родине"  (1839)  и
др. Огромное значение в формировании реалистич.  принципов  вок.-сценич.
иск-ва имели постановки в Б. т. (вслед за Петербург, т-ром) опер  Глинки
"Иван Сусанин" (1842) и "Руслан и Людмила"  (1846).  Появляются  балеты,
музыку к к-рым  пишут  Алябьев  ("Волшебный  барабан",  1827),  Варламов
("Забавы  султана",  1834,  "Мальчик  с  пальчик",  1837,  совм,  с   А.
Гурьяновым) и др.
   В 60-х гг. Дирекция отда„т Б. т. в аренду итал. антрепрен„ру  Мерелли
на 4-5 спектаклей в неделю; здесь гл. обр. идут спектакли итал.  оперной
труппы,   вытеснившие   из   репертуара   произв.   рус.   композиторов.
Представители передовой рус. муз. культуры - В. Ф. Одоевский и  особенно
П. И. Чайковский, возглавили борьбу с "итальяноманией", призывая в своих
печатных выступлениях к нац.  самобытности  иск-ва.  Под  влиянием  этих
выступлений в Б. т. появляются новые спектакли рус. авторов. В 1859 была
поставлена опера "Русалка"  Даргомыжского,  в  1865  -  "Юдифь"  Серова,

Страницы: «« « 287   288   289   290   291   292   293   294   295  296   297   298   299   300   301   302   303   304   305  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия