Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 289   290   291   292   293   294   295   296   297  298   299   300   301   302   303   304   305   306   307  » »»

балетного наследия. С первых же послереволюц. лет оперы и балеты Глинки,
Даргомыжского, Бородина, Римско-го-Корсакова, Мусоргского,  Чайковского,
Глазунова заняли прочное место в репертуаре Б. т. Больших успехов достиг
коллектив  т-ра  в  интерпретации  выдающихся  произведений  зап.-европ.
композиторов  -  Вагнера  ("Лоэнгрин",  "Нюрнбергские   мейстерзингеры",
"Валькирия"), Верди ("Отелло", "Трубадур"), Бизе  ("Кармен"),  Мейербера
("Гугеноты"), Массне ("Манон") и др. Новые постановки классич.  опер  на
сов.  сцене  отличались   большей   идейной   наполненностью,   глубоким
осмыслением драматургии произведения,  созданием  цельного  муз.-сценич.
ансамбля единого по замыслу спектакля. Постановки в  Б.  т.  опер  "Иван
Сусанин" Глинки (1939, 1945), "Борис Годунов" (1948), "Хованщина" (1950)
Мусоргского и "Садко" Римского-Корсакова (1949) дали  новую  сценическую
жизнь  этим  произведениям.  Продолжая  работу  над  лучшими   образцами
зап.-европ. оперной классики, Б. т. осуществил постановки  опер:  "Аида"
Верди (1922),  "Фиделио"  Бетховена  (1954),  "Свадьба  Фигаро"  Моцарта
(1926), "Фра-Дьяволо" Обера (1923),  "Вертер"  Массне  (1923),  "Богема"
Пуччини (1923), "Паяцы" Леонка-валло (1923), "Сельская  честь"  Масканьи
(1957)  и  др.  Особое  место   в   репертуаре   т-ра   заняли   произв.
композиторов-классиков Чехословакии, Польши, Венгрии:
   "Проданная  невеста"  Сметаны  (1948),  "Галька"   Монюш-ко   (1949),
"Банк-бап" Эркеля (1959), "Е„ падчерица" Яначека (1958). С  начала  20-х
гг. Б. т. работает над сценич. воплощением произв. сов. композиторов. На
его сцене были впервые поставлены оперы сов. авторов: "Прорыв" Потоцкого
(1930), "Декабристы" Золотар„ва (1925), "Тупейный художник" Шишова
   (1929), "Сын солнца" Василенко (1929), "Загмук" Крейна (1930), "Мать"
Желобинского (1933), "Бэла"  АН.  Александрова  (1946)  и  др.  Особенно
большое значение в творческой истории  Б.  т.  сыграли  постановки  опер
"Тихий Дон" (1936) и "Поднятая целина" Дзержинского (1937),  "Броненосец
"Пот„мкин""  Чишко  (1938),   "Декабристы"   Шапорина   (1953),   "Мать"
Хренникова (1957), "Укрощение строптивой" Шебалина (1957), "Война и мир"
Прокофьева (1959). На сцене Б. т. и его филиала шли также классич. оперы
композиторов братских народов СССР: "Адмаст"
   (1930) Спендиарова и "Абесалом и Этерп" Палиашвили (1939).
   Исполнительская культура оперной труппы Б. т. в годы Советской власти
представлена именами нар. арт. РСФСР Л. В. Собинова, нар. арт.  СССР  А.
В. Неждановой, К. Г. Держинской, Н. А. Обуховой, В. В. Барсовой,  Е.  А.
Степановой, И. С. Козловского, А. С. Пирогова,  М.  О.  Рейзена,  М.  Д.
Михайлова, С. Я. Лемешева, Н. С. Ханаева, Г. М. Нэлеппа, А. П.  Иванова,
П. Г. Лисициана, А. Ф. Кривченн, И. И. Петрова, нар. арт.  РСФСР  Л.  Ф.
Савранского, Н. Н. Озерова, Е. Д. Кругликовой,  Н.  Д.  Шпиллер,  М.  П.
Максаковой, В. А. Давыдовой, И. И. Масленниковой, В. М. Фирсовой, Е.  В.
Шумской, В. И.  Бо-рисенко,  П.  Н.  Норцова,  А.  И.  Батурина,  П.  И.
Селиванова, А. П. Огнивцева, Л. И. Масленниковой, засл. арт. РСФСР Г. П.
Вишневской, И. К. Архиповой, Л. И. Авдеевой, Г. В.  Олейниченко,  Е.  Г.
Киб-кало и др.
   В  сов.  время  балетный  коллектив  Б.  т.   осуществил   постановки
выдающихся произведений рус. и мировой балетной классики. На  его  сцене
были пост. балеты Чайковского и Глазунова, Рахманинова и Делиба. В  20-х
гг. осуществляется ряд постановок новых балетов, в  том  числе  "Стенька
Разин" на музыку  Глазунова  (1918).  Значит,  этапами  в  истории  сов.
хореографии были пост. балетов  советских  композиторов:  "Красный  мак"
("Р?расный  цветок")  (1927,  1949)  Глиэра,  "Пламя  Парижа"  (1933)  и
"Бахчисарайский фонтан" (1936) Асафьева, "Ромео и Джульетта"  Прокофьева
(1946). Слава балета Б. т. связана  с  именами  нар.  арт.  СССР  Г.  С.
Улановой, О. В. Лепешин-ской, Р. С. Стручковой, М.  М.  Плисецкой,  нар.
арт. РСФСР и БССР А. Н. Ермолаева, нар. арт. РСФСР М. Т.  Сем„новой,  М.
М. Габовича, А. М. Мессерера, засл. арт.  РСФСР  С.  М.  Кореня,  Ю.  Г.
Кондратова, Ю. Г. Жданова, Н. Б. Фадеечева, Н. В. Тимофеевой и др.
   Дириж„рское искусство Б. т. представлено именами нар. арт. СССР Н. С.
Голованова, С. А. Самосуда, А. М. Пазовского, Л. П.  Штейнберга,  А.  Ш.
Мелик-Пашаева, Ю. Ф. Файера, нар. арт. РСФСР В.  В.  Небольсина,  Б.  Э.
Хайкина, засл. арт. РСФСР Г. Н. Рождественского, Е. В. Светланова и  др.
В оперной режиссуре Б. т. - засл. арт. РСФСР В. А.  Лосский,  нар.  арт.
СССР Н. В. Смолич, нар. арт. РСФСР Л. В. Баратов, нар. арт. РСФСР и БССР
Б. А. Покровский. Постановки балетных спектаклей осуществлены засл. арт.
РСФСР А. А. Горским, нар. арт. РСФСР Л. М. Лавровским, В.И.  Вайпоненом,
нар. арт. РСФСР и Каз. СОР Р. В. Захаровым и др.
   Постановочную культуру Б. т.  определяет  художественно-декорационное
оформление нар. худ. СССР Ф. Ф. Федоровского, засл.  деят.  иск.  П.  В.
Впльям-са, В. В. Дмитриева, нар. худ. РСФСР В. Ф. Рын-дина и др.
   Выдающиеся постановки Б. т. и многие его деятели отмечены Сталинскими
премиями. Нар.  арт.  СССР  Г.  С.  Уланова  удостоена  звания  лауреата
Ленинской премии. Высокого мастерства  достиг  оркестр  Б.  т.,  ставший
одним  из  лучших  в  мире.  За  последние  годы  значительно   возросли
зарубежные связи Б. т.  С  огромным  успехом  прошли  гастроли  балетной
труппы Б. т. в Англии, Франции, ФРГ,  Бельгии,  США  и  Канаде,  Японии,
Египте, КНР и  др.  странах.  Ведущие  артисты  оперы  и  балета  Б.  т.
выступали почти во всех странах мира. В свою очередь на сцене Б.  т.  за
последние годы выступали  балетный  коллектив  "Гранд-Опера"  (Париж)  и
ведущие солисты зарубежных оперных т-ров.
   Б. т. - одно из лучших театральных зданий в мире по  монументальности
и  красоте  архитектуры  и   образцовому   внутреннему   устройству.   В
первоначальном  виде  оно  было  построено  в  1824  на  месте   старого
Петровского  т-ра,  сгоревшего  в  1805  (арх.  О.  II.  Бове   частично
использовал проект арх. А. А. Михайлова). Тогда же т-р получил  название
Большого Петровского. В 1853  пожаром  были  уничтожены  все  внутренние
помещения Б. т. Здание было восстановлено в значительно измен„нном  виде
арх. А.К. Кавосом, и т-р открыт в 1856. Совр. здание Б. т.  представляет
собой главное сооружение архитектурного ансамбля площади имени Свердлова
(Театральной). По внутреннему устройству Б. т. состоит  из  пятиярусного
зрительного  зала,  вмещающего  более  2100  зрителей  и   отличающегося
высокими акустическими качествами [длина зала  (от  оркестра  до  задней
стены) - 25 л, ширина -  26,3  4,  высота  -  21  м\.  Портал  сцены  Б.
т.-20,5х17,8 м, глубина сцены - 23,5 м,
   Здание Б. т.  является  местом,  где  отмечаются  выдающиеся  события
общественно-политической  жизни  советского   народа.   В   его   стенах
происходили  партийные  съезды,  торжественные  заседания,   посвящ„нные
празднованию годовщин Великой Октябрьской сопиалистической революции.
   Репертуар театра с октября 1917 года
   (новые постановки).

Страницы: «« « 289   290   291   292   293   294   295   296   297  298   299   300   301   302   303   304   305   306   307  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия