Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 298   299   300   301   302   303   304   305   306  307   308   309   310   311   312   313   314   315   316  » »»

Ран" гони - Палечек, Марина - Платонова;  дирижер  Направник,  декорации
Шишкова и Бочарова). В ред. Н.  А.  Римского-Кор-сакова  пост.  28  окт.
1896,  там  же.  16  дек.  1888  пост.  в  Большом  т-ре  (Борис-Корсов,
Самозванец-Донской,  Шуйский-Бар-цал,  Варлаам  -Стрелецкий,  Марина   -
Клемептова, Пимен - Бутенко, Хозяйка корчмы -  Гнучева,  Ф„дор-  Салина,
Ранго-ни - Борисов; дириж„р Альтани, декорации  Вальца).  В  последующих
пост. "Б. Г." участвовали: Шаляпин  (Борис,  Варлаам,  Пимен),  Андреев,
Рейзен, бр. Пироговы, Савранский, Политковский, Андрей  Иванов  (Борис),
Собинов,  Печковский,  Нэлепп   (Самозванец),   Стравинский   (Варлаам),
Михайлов  (Пимен),  Збруева  (Шинкарка),  Обухова,  Максакова  (Марина),
Козловский (Юродивый). Дириж„ры-Рахманинов, Блуменфельд, Голованов.
   За рубежом "Б.Г." впервые пост. 19 мая 1908 т-р "Гранд-Опера" (Париж)
(Борис - Шаляпин, Шуйский - Алчевский, Пимен - Касторский, Самозванец  -
Смирнов,  Варлаам  -  Шаронов,  Юродивый   -   Чупрынников,   Марина   -
Ермоленко-Южина;   дириж„р   Блуменфельд,   оркестр   Парижского   т-ра;
хормейстер Авранек, хор Моск. Большого  т-ра;  пост.  Санина,  декорации
Бенуа и Головина).
   На сов. сцене в первоначальной редакции, восстановленной  П.  Ламмом,
пост. 16 февр. 1928 в Ленингр. т-ре оперы и балета им. Кирова  (Борис  -
Рейзен, Шуйский - Кабанов, Пимен  -  Плешаков,  Самозванец  -Печковский,
Варлаам - Журавленке, Хозяйка  корчмы  -  Сабинина,  Юродивый  -  Тихий;
дириж„р Дранишников, постановка Радлова, худ. Дмитриев). Новая пост.  (с
включением сцен "У Василия Блаженного" и "У  Марины  Мнишек")  -17  апр.
1947, Большой т-р (Борис - А. Пирогов, Самозванец  -  Ханаев,  Марина  -
Максакова, Пимен - Михайлов, Шуйский - Чекин, Рангони -  Андрей  Иванов,
Варлаам - Лубенцов, Хозяйка  корчмы  -  Антонова,  Юродивый  -  Орф„нов,
Ксения - Шумская; дириж„р Мелик-Пашаев, реж. Баратов, худ. Федоровский).
В новой режисс„рской редакции, с восстановлением  сцены  "Под  Кромами",
пост. 16 дек. 1948 (дириж„р Голованов, реж. Баратов, худ.  Федоровский).
Новая пост. (в инструментовке оперы Шостаковичем) 4 нояб. 1959, Ленингр.
т-р оперы и балета им. Кирова  (Борис  -  Штоколов,  Шуйский  -  Шмел„в,
Григорий Отрепьев - Гаврилкин, Марина - Баринова; дириж„р  Ельцин,  реж.
Гладковский). Пост.  в  т-рах  др.  городов:  Ташкент  (1939),  Алма-Ата
(1939), Тбилиси (1945), Рига (1949), Харьков (1951), Таллин (1952) и др.
   Издания - клавир в авторской ред., СПБ,  Бессель,  1874;  в  ред.  Н.
Римского-Корсакова, СПБ, Бессель,1896 и  1908;  в  ред.  П.  Ламма,  М.,
Музсектор, Лондон, Oxford University Press, 1928,  нем.  пер.  М.  Губе,
франц.  и  англ.  М.  Кальвокоресси;   партитура   -   в   обработке   и
инструментовке Н. Римского-Корсакова, СПБ, Бессель, 1906-1908 (литограф,
изд.); в ред. Б. Асафьева и П. Ламма,  М.,  Музсектор,  1928  (литограф,
изд.).
   Лит.: Борис Годунов. Статьи и исследования. В. Беляев, И. Глебов,  М.
Кальвокоресси и др., М., 1930 (Гос. Академия худ. наук). Н Гр.
   БОРИС‚ВИЧ,  Ольга  Михайловна  (1903-13.  IX.  1947)  -   белорусский
советский режисс„р. В  1923-26  училась  в  Белорус.  театр.  студии.  В
1927-31   работала   режисс„ром   2-го   Белорус.    драм.    т-ра,    в
19311947-Белорус.  оперной   студии   и   т-ра   оперы   и   балета,   в
1937-39-режисс„р-ассистент Большого т-ра  (Москва).  Пост.  на  белорус.
сцене оперы: "Русалка", "Чио-Чио-сан", "Севильский цирюльник",  "Евгений
Онегина и др. , Бр. С.
   БОРИСЕНКО, Алексей Григорьевич (р. 1868 - г. смерти неизв.) - русский
артист оперы (тенор). Пению обучался в Милане у проф. Ф. Поццо.  В  1886
выступал в муз.-драм. украинской труппе Кропивницкого, в 1887-92  пел  в
Петерб. придворной певческой капелле. В 1892-98 гастролировал в  оперных
т-рах Киева, Харькова, Тифлиса, Баку,  Одессы  и  др.  городов.  В  1898
впервые выступил в Мариинском театре (Петербург). В  1902-03  работал  в
Москве в антрепризе Медведева, в 1903-07 и с 1913 - в  опере  Зимина.  В
1907-13 - в Петербурге и провинции. Обладал  звучным,  сильным  голосом,
большим  темпераментом;  исполнял  преим.  драматич.   партии:   Герман;
Дубровский (о. п. Направника), Канио, Вертер и др. / Н. Каз.
   БОРИСЕНКО,  Вероника  (Вера)  Ивановна  (р.  16.1.  1918)  -  русская
советская артистка оперы (меццо-сопрано). Нар. арт. РСФСР (1959). В 1943
окончила Свердловскую консерваторию по классу Д.  Евтушенко.  В  1944-46
Б.- аспирантка Киевской  консерватории.  Впервые  выступила  на  оперной
сцене в 1941 в Свердловске. В 1941-45 - артистка Свердловского  оперного
т-ра, в 1945-46-Т-ра оперы и балета им. Шевченко. С  1946  Б.-  солистка
Большого т-ра. Обладает красивым, сильным голосом. Партии:
   Груня ("Вражья сила" Серова, Ст. пр. 1948), Ольга,  Полина  ("Евгений
Онегин", "Пиковая дама"), Кон-лаковна ("Князь  Игорь"),  Ганна,  Любаша,
("Майская ночь", "Царская невеста"), Марфа ("Хованщина"), Кармен; Зибель
("Фауст") и др.  Б.-  первая  исполнительница  главной  партии  в  опере
Хренникова "Мать" (1957).  Выступает  как  концертная  певица.  Н.  Каз.
БОРИСОВ, Александр Ф„дорович [р. 18.IV(1.V). 1905] -  русский  советский
акт„р. Нар. арт.  СССР  1951).  Род.  в  Петербурге  в  семье  рабочего.
Участвовал в любительских спектаклях. В 1927  по  окончании  студии  при
Ленингр. акаде-мич. т-ре драмы (учился у Ю.  М.  Юрьева)  был  принят  в
театр-студию, в 1928 в осн. труппу  т-ра.  В  1930  сыграл  свою  первую
крупную роль - инженера Бориса  Волгина  ("Чудак"  Афиногенова),  создав
образ жизнерадостного,  целеустремл„нного  человека.  Уже  в  этой  роли
определилось     большое     дарование     молодого     акт„ра,      его
непосредственность,эмоциональность. Правдивый,  жизнеутверждающий  образ
Волгина- инициатора
   "первой бригады энтузиастов производства"  -  открыл  галерею  героев
современности, созданную Б. Убедительно раскрываются  артистом  героизм,
стойкость, душевная красота, скромность, идейность советского  человека.
Предельной ясностью и простотой было отмечено исполнение Б.  роли  бойца
Степана ("Победители" Чирскова, 1946, Ст. пр.  1947);  Б.  внес  в  этот
образ юмор, озорное лукавство, большую жизненную мудрость. Умение акт„ра
раскрыть в простых будничных событиях романтику, героизм ярко проявилось
в образе Павла Корчагина ("Как закалялась  сталь",  1947).  Многогранен,
полнокровен у Б. образ партийного работника  Чеканова  ("Высокая  волна"
Николаевой  и  Радзинского,   1952).   Мудрость,   простоту,   подлинный
демократизм советского государственного партийного деятеля показал Б.  в
сценич.  образе  М.  И.  Калинина  ("Жизнь  в  цвету"  Довженко,  1947).
Обаятельны-созданные акт„ром образы Сем„на Котко ("Ш„л солдат с  фронта"
Катаева, 1938), Котова ("На берегу Невы"  Трен„ва,  1937),  Рекало  ("За
тех, кто в море" Лаврен„ва, 1946).  Верой  в  человеческое  достоинство,
нравственной чистотой, одухотворенностью проникнуты образы, созданные Б.
в пьесах русской  классики:  Мелузов  ("Таланты  и  поклонники",  1943),
Гаврила ("Горячее сердце", 1951). В роли  Аркашки  Счастливцева  ("Лес",

Страницы: «« « 298   299   300   301   302   303   304   305   306  307   308   309   310   311   312   313   314   315   316  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия