|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 » »» Ран" гони - Палечек, Марина - Платонова; дирижер Направник, декорации
Шишкова и Бочарова). В ред. Н. А. Римского-Кор-сакова пост. 28 окт.
1896, там же. 16 дек. 1888 пост. в Большом т-ре (Борис-Корсов,
Самозванец-Донской, Шуйский-Бар-цал, Варлаам -Стрелецкий, Марина -
Клемептова, Пимен - Бутенко, Хозяйка корчмы - Гнучева, Ф„дор- Салина,
Ранго-ни - Борисов; дириж„р Альтани, декорации Вальца). В последующих
пост. "Б. Г." участвовали: Шаляпин (Борис, Варлаам, Пимен), Андреев,
Рейзен, бр. Пироговы, Савранский, Политковский, Андрей Иванов (Борис),
Собинов, Печковский, Нэлепп (Самозванец), Стравинский (Варлаам),
Михайлов (Пимен), Збруева (Шинкарка), Обухова, Максакова (Марина),
Козловский (Юродивый). Дириж„ры-Рахманинов, Блуменфельд, Голованов.
За рубежом "Б.Г." впервые пост. 19 мая 1908 т-р "Гранд-Опера" (Париж)
(Борис - Шаляпин, Шуйский - Алчевский, Пимен - Касторский, Самозванец -
Смирнов, Варлаам - Шаронов, Юродивый - Чупрынников, Марина -
Ермоленко-Южина; дириж„р Блуменфельд, оркестр Парижского т-ра;
хормейстер Авранек, хор Моск. Большого т-ра; пост. Санина, декорации
Бенуа и Головина).
На сов. сцене в первоначальной редакции, восстановленной П. Ламмом,
пост. 16 февр. 1928 в Ленингр. т-ре оперы и балета им. Кирова (Борис -
Рейзен, Шуйский - Кабанов, Пимен - Плешаков, Самозванец -Печковский,
Варлаам - Журавленке, Хозяйка корчмы - Сабинина, Юродивый - Тихий;
дириж„р Дранишников, постановка Радлова, худ. Дмитриев). Новая пост. (с
включением сцен "У Василия Блаженного" и "У Марины Мнишек") -17 апр.
1947, Большой т-р (Борис - А. Пирогов, Самозванец - Ханаев, Марина -
Максакова, Пимен - Михайлов, Шуйский - Чекин, Рангони - Андрей Иванов,
Варлаам - Лубенцов, Хозяйка корчмы - Антонова, Юродивый - Орф„нов,
Ксения - Шумская; дириж„р Мелик-Пашаев, реж. Баратов, худ. Федоровский).
В новой режисс„рской редакции, с восстановлением сцены "Под Кромами",
пост. 16 дек. 1948 (дириж„р Голованов, реж. Баратов, худ. Федоровский).
Новая пост. (в инструментовке оперы Шостаковичем) 4 нояб. 1959, Ленингр.
т-р оперы и балета им. Кирова (Борис - Штоколов, Шуйский - Шмел„в,
Григорий Отрепьев - Гаврилкин, Марина - Баринова; дириж„р Ельцин, реж.
Гладковский). Пост. в т-рах др. городов: Ташкент (1939), Алма-Ата
(1939), Тбилиси (1945), Рига (1949), Харьков (1951), Таллин (1952) и др.
Издания - клавир в авторской ред., СПБ, Бессель, 1874; в ред. Н.
Римского-Корсакова, СПБ, Бессель,1896 и 1908; в ред. П. Ламма, М.,
Музсектор, Лондон, Oxford University Press, 1928, нем. пер. М. Губе,
франц. и англ. М. Кальвокоресси; партитура - в обработке и
инструментовке Н. Римского-Корсакова, СПБ, Бессель, 1906-1908 (литограф,
изд.); в ред. Б. Асафьева и П. Ламма, М., Музсектор, 1928 (литограф,
изд.).
Лит.: Борис Годунов. Статьи и исследования. В. Беляев, И. Глебов, М.
Кальвокоресси и др., М., 1930 (Гос. Академия худ. наук). Н Гр.
БОРИС‚ВИЧ, Ольга Михайловна (1903-13. IX. 1947) - белорусский
советский режисс„р. В 1923-26 училась в Белорус. театр. студии. В
1927-31 работала режисс„ром 2-го Белорус. драм. т-ра, в
19311947-Белорус. оперной студии и т-ра оперы и балета, в
1937-39-режисс„р-ассистент Большого т-ра (Москва). Пост. на белорус.
сцене оперы: "Русалка", "Чио-Чио-сан", "Севильский цирюльник", "Евгений
Онегина и др. , Бр. С.
БОРИСЕНКО, Алексей Григорьевич (р. 1868 - г. смерти неизв.) - русский
артист оперы (тенор). Пению обучался в Милане у проф. Ф. Поццо. В 1886
выступал в муз.-драм. украинской труппе Кропивницкого, в 1887-92 пел в
Петерб. придворной певческой капелле. В 1892-98 гастролировал в оперных
т-рах Киева, Харькова, Тифлиса, Баку, Одессы и др. городов. В 1898
впервые выступил в Мариинском театре (Петербург). В 1902-03 работал в
Москве в антрепризе Медведева, в 1903-07 и с 1913 - в опере Зимина. В
1907-13 - в Петербурге и провинции. Обладал звучным, сильным голосом,
большим темпераментом; исполнял преим. драматич. партии: Герман;
Дубровский (о. п. Направника), Канио, Вертер и др. / Н. Каз.
БОРИСЕНКО, Вероника (Вера) Ивановна (р. 16.1. 1918) - русская
советская артистка оперы (меццо-сопрано). Нар. арт. РСФСР (1959). В 1943
окончила Свердловскую консерваторию по классу Д. Евтушенко. В 1944-46
Б.- аспирантка Киевской консерватории. Впервые выступила на оперной
сцене в 1941 в Свердловске. В 1941-45 - артистка Свердловского оперного
т-ра, в 1945-46-Т-ра оперы и балета им. Шевченко. С 1946 Б.- солистка
Большого т-ра. Обладает красивым, сильным голосом. Партии:
Груня ("Вражья сила" Серова, Ст. пр. 1948), Ольга, Полина ("Евгений
Онегин", "Пиковая дама"), Кон-лаковна ("Князь Игорь"), Ганна, Любаша,
("Майская ночь", "Царская невеста"), Марфа ("Хованщина"), Кармен; Зибель
("Фауст") и др. Б.- первая исполнительница главной партии в опере
Хренникова "Мать" (1957). Выступает как концертная певица. Н. Каз.
БОРИСОВ, Александр Ф„дорович [р. 18.IV(1.V). 1905] - русский советский
акт„р. Нар. арт. СССР 1951). Род. в Петербурге в семье рабочего.
Участвовал в любительских спектаклях. В 1927 по окончании студии при
Ленингр. акаде-мич. т-ре драмы (учился у Ю. М. Юрьева) был принят в
театр-студию, в 1928 в осн. труппу т-ра. В 1930 сыграл свою первую
крупную роль - инженера Бориса Волгина ("Чудак" Афиногенова), создав
образ жизнерадостного, целеустремл„нного человека. Уже в этой роли
определилось большое дарование молодого акт„ра, его
непосредственность,эмоциональность. Правдивый, жизнеутверждающий образ
Волгина- инициатора
"первой бригады энтузиастов производства" - открыл галерею героев
современности, созданную Б. Убедительно раскрываются артистом героизм,
стойкость, душевная красота, скромность, идейность советского человека.
Предельной ясностью и простотой было отмечено исполнение Б. роли бойца
Степана ("Победители" Чирскова, 1946, Ст. пр. 1947); Б. внес в этот
образ юмор, озорное лукавство, большую жизненную мудрость. Умение акт„ра
раскрыть в простых будничных событиях романтику, героизм ярко проявилось
в образе Павла Корчагина ("Как закалялась сталь", 1947). Многогранен,
полнокровен у Б. образ партийного работника Чеканова ("Высокая волна"
Николаевой и Радзинского, 1952). Мудрость, простоту, подлинный
демократизм советского государственного партийного деятеля показал Б. в
сценич. образе М. И. Калинина ("Жизнь в цвету" Довженко, 1947).
Обаятельны-созданные акт„ром образы Сем„на Котко ("Ш„л солдат с фронта"
Катаева, 1938), Котова ("На берегу Невы" Трен„ва, 1937), Рекало ("За
тех, кто в море" Лаврен„ва, 1946). Верой в человеческое достоинство,
нравственной чистотой, одухотворенностью проникнуты образы, созданные Б.
в пьесах русской классики: Мелузов ("Таланты и поклонники", 1943),
Гаврила ("Горячее сердце", 1951). В роли Аркашки Счастливцева ("Лес",
Страницы: «« « 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |