Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 303   304   305   306   307   308   309   310   311  312   313   314   315   316   317   318   319   320   321  » »»

проворство  и  ловкость  рук)  и  иллюзиониста;   применял   специальные
аппараты, при помощи к-рых появлялись и исчезали предметы.
   Лит.: Дмитриев Ю. А., Русский цирк, М., 1953;
   К и о, Фокусы и фокусники, М., 1958. М. 3.
   БОССЕ, Гуальтьер Антонович [9(21). IX. 1879- 1953] - советский  певец
(бас) и педагог. Отец - француз, мать - шведка. Засл. арт. РСФСР (1927).
Пению обучался у Россета в Петербурге и Пин-торно и Ронкони в Милане.  В
1905 участвовал в спектаклях итал. оперы в Петербурге, в 1906-09 работал
в Киевском оперном т-ре,  с  1910  -в  Мари-инском  т-ре  в  Петербурге.
Партии: Кончак ("Князь Игорь"), Вотан ("Валькирия" Вагнера), Мефистофель
("Фауст"), Дон Базилио ("Севильский цирюльник") и др. Б. создал яркие  и
живые сценич. образы, обладал высокой музыкальностью, сценич. культурой,
вокальной техникой.  Голос  Б.-  сильный  бас  -  отличался  теплотой  и
выразительностью. Нек-рое время
   Б. работал оперным режисс„ром в  Малом  оперном  т-ре  в  Петрограде,
пост. оперы "Миньон" Тома (1918), "Царь и плотник"  Лортцинга  (1919)  и
др.; выступал в качестве певца в своих  постановках.  С  1913  занимался
педагогия, деятельностью (с 1914  -  профессор  Петерб.  консерватории).
Среди учеников Б.- А. П. Иванов, И. П. Яшугин и др.
   БОСУЛАЕВ, Анатолий Федотович [р. 2(15).VI. 1904] - русский  советский
театральный  художник.  Засл.  деят.  иск-в  РСФСР  (1956).   Учился   в
художеств.  техникуме  и  изобразительных  мастерских   Пролеткульта   в
'Харькове. Работу в т-ре начал в 1925 (декорации  к  спектаклю  "Мандат"
Эрдмана в 1-м рабочем т-ре Пролеткульта в  Харькове).  С  1929  оформлял
спектакли в т-рах Ленинграда и Москвы (т-р им. ЛОСПС,  Ленингр.  Большой
драм. т-р, Моск. т-р им. ВЦСПС и др.). С  1951-  гл.  художник  Ленингр.
т-ра драмы им. Пушкина. Характерная особенность  творчества  Б.-  умение
раскрыть     в     пластически     конкретных      формах      декораций
обобщ„нно-выразительный  образ  спектакля,   его   идейно-художественный
смысл. В ряде своих театр. работ Б. применяет принцип единой  лаконичной
сценич. установки,  сочетая  ее  изменения  с  разнообразными  световыми
эффектами (проекции и пр.). К лучшим  работам  Б.  относится  оформление
спектаклей: "Разгром" Фадеева 1932, т-р им. ЛОСПС), "Матросы из Катарро"
Вольфа (1932, Моск. т-р им. ВЦСПС), "Дачники" Горького  (1939,  Ленингр.
Большой  драм.  т-р),  "Победители"  Чирскова  (1946),  "Оптимистическая
трагедия"  Вишневского  и  "Пучина"  Островского  (1955),   "Игрок"   по
Достоевскому (1956) в Ленингр. т-ре драмы им. Пушкина, "Вечный источник"
Д. Зорина (1957, Малый т-р), "Город на заре"  Арбузова  (1957,  т-р  им.
Вахтангова) и  др.  Б.-  художник  фильмов  "Горячие  ден„чки",  "Семеро
смелых", "Его зовут Сухэ-Батор", "Фронт", "Родные поля".
   Соч.: С точки зрения  художника,  в  сб.:  Оптимистическая  трагедия.
Пьеса  Вс.  Вишневского   на   сцене   Ленинградского   государственного
академического театра им. А. С. Пушкина, Л.- М., 1956, с. 73-85.
   Лит.: Минчковский А., Анатолий Босулаев, в сб.:
   Театр и жизнь, Л.-М., 1957, с. 257-68. \ JJ
   БОТАЛЙЕВ, Аширалы (р. 14.V. 1906) - киргиз ский советский акт„р. Нар.
арт. Кирг. ССР (1939). Член КПСС с 1940. В 1927  поступил  в  киргизскую
театр. студию (Фрунзе), на основе к-рой в  1929  был  создан  Киргизский
т-р. Б. обладал хорошими вокальными данными (тенор) и принимал участие в
муз. спектаклях. С 1934 работал в муз. театре (с  1942-  театр  оперы  и
балета, Фрунзе). В драм. и му-зыкально-драм.  спектаклях  исполнял  роли
бойких затейников-острословов:  плутоватый  дружка  жениха  ("Несчастная
Какей" Токобаева), Сулеймап ("Аршин мал алан"  Гаджибекова),  и  героев,
борцов за народное счастье:
   Джапар   ("Алтын   кыз"   Боконбаева),   Искендер   ("Аджал   ордуна"
Турусбе-кова). В первой киргизской опере "Айчурек" Власова, Малдыбаева и
Фере играл роли:  чужеземного  захватчика  Чинкоджо  и  народного  героя
Семетея. Партии Б. в операх: Онегин; пастух Таз ("Кокуль"  Раухвергера),
Фрунзе ("Сын народа" Власова и Фере),  Сапар  ("На  берегах  Иссык-Куля"
Власова, Малдыбаева и Фере).
   С 1952 - артист Кирг. драм. т-ра (Фрунзе).  Исполнял  роль  Ленина  в
спектаклях: "Человек с  ружь„м"  (1952);  "На  высокой  земле"  Маликова
(1956), а  также  роли:  Звонцова  ("Егор  Булычев  и  другие"),  Тихона
("Гроза").
   Лит.: Львов Н., Киргизский театр. М., 1953; Аширалы Боталиев, Фрунзе,
198- Я. Л.
   БОТ‚ЛЬЮ (Botelho),  Абел  (1854-  1917)  -  португальский  драматург,
писатель, журналист и политический деятель. В своих драм.  произведениях
отражал жизнь и нравы совр. ему общества. Первая пьеса Б.-  "Вес„лая"  -
пост.  в  1889.  В  том  же  году  т-р  "Жиназиу"  (Лисабон)  осуществил
постановку  драмы  Б.   "Родной".   Написал   также   сатирич.   комедию
"Побежд„нные жизнью" (1892),  осмеивающую  писателей-пессимистов,  драму
"Безукоризненный" (1897, "Т-р донны Марии" в Лисабоне) и др. Ал. С.
   "БОУДА" (чеш. Bouda, букв. - будка, лачуга) -  чешский  драматический
театр. Открыт в июле  1786  в  Праге  (на  Вацлавской  пл.).  С  момента
организации  "Б."чеш.  труппа  получила  возможность  ставить  спектакли
независимо от  немецкой.  "Б.)  был  центром  театр.  жизни  Чехии  того
времени. Т-ром руководили акт„ры - К. Антони, Я. Кернер,  Кс.  Севе,  А.
Запне, Ф. Х„пфлер. В репертуар "Б." входили оригинальные пьесы: "Либуша,
первая княжна и героиня в Чехии" и  "Ян  Жижка  из  Троцнова"  Тандлера,
"Брже-тислава и Итка" Тама, "Сельские бунтовщики в Чехии" Стуны, а также
первые переводы на чеш. яз. "Макбета" и "Разбойников". Т-р был закрыт  в
октябре 1789. Л. Сол.
   БОУТОН (Boughton),  Ратленд  (23.1.  1878-25.1.  1960)  -  английский
композитор. В  1900-01  учился  в  Королевском  музыкальном  колледже  в
Лондоне у Ч. Станфорда и У. Дейвиса. Творч. деятельность начал  в  1901.
Поклонник музыки Р. Вагнера, Б.  пытался  сочетать  в  своих  сочинениях
вагнеровские концепции муз. драмы с традициями англ. хорового письма.  В
1914 предпринял попытку создать "английский Байр„йт" в Гластонбери,  где
в  небольшом  т-ре  с  участием  певцов-любителей  пост.   неск.   своих
муз.-дра-матич. соч. на сюжеты  англ.  легенд:  "Круглый  стол"  (1916),
"Рождение Артура" (1921), "Королева Корнуэлла" (1924) и др. Там же  были
пост. опера Б. "Бессмертный час"  (1914)  -  одно  из  лучших  соч.  Б.,
отличающееся единством сценич. и муз. действия,  широким  использованием
хоров, мелодич. богатством, и опера "Альцеста"  (1922).  Б.  принадлежит
мн. симф., камерных и др. соч. Вс. Т.
   БОХИГАНГА (bojiganga) - бродячая театральная труппа в Испании  16  в.
По свидетельству писателя А. Рохаса ("Забавные путешествия",  1602),  Б.
состояла из 2 женщин, мальчика и 6-7 мужчин. В репорту  арБ.  входили  6
комедий, 3-4 aymOf 5 интермедий. Труппа имела свои костюмы  и  различные

Страницы: «« « 303   304   305   306   307   308   309   310   311  312   313   314   315   316   317   318   319   320   321  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия