|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 » »» проворство и ловкость рук) и иллюзиониста; применял специальные
аппараты, при помощи к-рых появлялись и исчезали предметы.
Лит.: Дмитриев Ю. А., Русский цирк, М., 1953;
К и о, Фокусы и фокусники, М., 1958. М. 3.
БОССЕ, Гуальтьер Антонович [9(21). IX. 1879- 1953] - советский певец
(бас) и педагог. Отец - француз, мать - шведка. Засл. арт. РСФСР (1927).
Пению обучался у Россета в Петербурге и Пин-торно и Ронкони в Милане. В
1905 участвовал в спектаклях итал. оперы в Петербурге, в 1906-09 работал
в Киевском оперном т-ре, с 1910 -в Мари-инском т-ре в Петербурге.
Партии: Кончак ("Князь Игорь"), Вотан ("Валькирия" Вагнера), Мефистофель
("Фауст"), Дон Базилио ("Севильский цирюльник") и др. Б. создал яркие и
живые сценич. образы, обладал высокой музыкальностью, сценич. культурой,
вокальной техникой. Голос Б.- сильный бас - отличался теплотой и
выразительностью. Нек-рое время
Б. работал оперным режисс„ром в Малом оперном т-ре в Петрограде,
пост. оперы "Миньон" Тома (1918), "Царь и плотник" Лортцинга (1919) и
др.; выступал в качестве певца в своих постановках. С 1913 занимался
педагогия, деятельностью (с 1914 - профессор Петерб. консерватории).
Среди учеников Б.- А. П. Иванов, И. П. Яшугин и др.
БОСУЛАЕВ, Анатолий Федотович [р. 2(15).VI. 1904] - русский советский
театральный художник. Засл. деят. иск-в РСФСР (1956). Учился в
художеств. техникуме и изобразительных мастерских Пролеткульта в
'Харькове. Работу в т-ре начал в 1925 (декорации к спектаклю "Мандат"
Эрдмана в 1-м рабочем т-ре Пролеткульта в Харькове). С 1929 оформлял
спектакли в т-рах Ленинграда и Москвы (т-р им. ЛОСПС, Ленингр. Большой
драм. т-р, Моск. т-р им. ВЦСПС и др.). С 1951- гл. художник Ленингр.
т-ра драмы им. Пушкина. Характерная особенность творчества Б.- умение
раскрыть в пластически конкретных формах декораций
обобщ„нно-выразительный образ спектакля, его идейно-художественный
смысл. В ряде своих театр. работ Б. применяет принцип единой лаконичной
сценич. установки, сочетая ее изменения с разнообразными световыми
эффектами (проекции и пр.). К лучшим работам Б. относится оформление
спектаклей: "Разгром" Фадеева 1932, т-р им. ЛОСПС), "Матросы из Катарро"
Вольфа (1932, Моск. т-р им. ВЦСПС), "Дачники" Горького (1939, Ленингр.
Большой драм. т-р), "Победители" Чирскова (1946), "Оптимистическая
трагедия" Вишневского и "Пучина" Островского (1955), "Игрок" по
Достоевскому (1956) в Ленингр. т-ре драмы им. Пушкина, "Вечный источник"
Д. Зорина (1957, Малый т-р), "Город на заре" Арбузова (1957, т-р им.
Вахтангова) и др. Б.- художник фильмов "Горячие ден„чки", "Семеро
смелых", "Его зовут Сухэ-Батор", "Фронт", "Родные поля".
Соч.: С точки зрения художника, в сб.: Оптимистическая трагедия.
Пьеса Вс. Вишневского на сцене Ленинградского государственного
академического театра им. А. С. Пушкина, Л.- М., 1956, с. 73-85.
Лит.: Минчковский А., Анатолий Босулаев, в сб.:
Театр и жизнь, Л.-М., 1957, с. 257-68. \ JJ
БОТАЛЙЕВ, Аширалы (р. 14.V. 1906) - киргиз ский советский акт„р. Нар.
арт. Кирг. ССР (1939). Член КПСС с 1940. В 1927 поступил в киргизскую
театр. студию (Фрунзе), на основе к-рой в 1929 был создан Киргизский
т-р. Б. обладал хорошими вокальными данными (тенор) и принимал участие в
муз. спектаклях. С 1934 работал в муз. театре (с 1942- театр оперы и
балета, Фрунзе). В драм. и му-зыкально-драм. спектаклях исполнял роли
бойких затейников-острословов: плутоватый дружка жениха ("Несчастная
Какей" Токобаева), Сулеймап ("Аршин мал алан" Гаджибекова), и героев,
борцов за народное счастье:
Джапар ("Алтын кыз" Боконбаева), Искендер ("Аджал ордуна"
Турусбе-кова). В первой киргизской опере "Айчурек" Власова, Малдыбаева и
Фере играл роли: чужеземного захватчика Чинкоджо и народного героя
Семетея. Партии Б. в операх: Онегин; пастух Таз ("Кокуль" Раухвергера),
Фрунзе ("Сын народа" Власова и Фере), Сапар ("На берегах Иссык-Куля"
Власова, Малдыбаева и Фере).
С 1952 - артист Кирг. драм. т-ра (Фрунзе). Исполнял роль Ленина в
спектаклях: "Человек с ружь„м" (1952); "На высокой земле" Маликова
(1956), а также роли: Звонцова ("Егор Булычев и другие"), Тихона
("Гроза").
Лит.: Львов Н., Киргизский театр. М., 1953; Аширалы Боталиев, Фрунзе,
198- Я. Л.
БОТ‚ЛЬЮ (Botelho), Абел (1854- 1917) - португальский драматург,
писатель, журналист и политический деятель. В своих драм. произведениях
отражал жизнь и нравы совр. ему общества. Первая пьеса Б.- "Вес„лая" -
пост. в 1889. В том же году т-р "Жиназиу" (Лисабон) осуществил
постановку драмы Б. "Родной". Написал также сатирич. комедию
"Побежд„нные жизнью" (1892), осмеивающую писателей-пессимистов, драму
"Безукоризненный" (1897, "Т-р донны Марии" в Лисабоне) и др. Ал. С.
"БОУДА" (чеш. Bouda, букв. - будка, лачуга) - чешский драматический
театр. Открыт в июле 1786 в Праге (на Вацлавской пл.). С момента
организации "Б."чеш. труппа получила возможность ставить спектакли
независимо от немецкой. "Б.) был центром театр. жизни Чехии того
времени. Т-ром руководили акт„ры - К. Антони, Я. Кернер, Кс. Севе, А.
Запне, Ф. Х„пфлер. В репертуар "Б." входили оригинальные пьесы: "Либуша,
первая княжна и героиня в Чехии" и "Ян Жижка из Троцнова" Тандлера,
"Брже-тислава и Итка" Тама, "Сельские бунтовщики в Чехии" Стуны, а также
первые переводы на чеш. яз. "Макбета" и "Разбойников". Т-р был закрыт в
октябре 1789. Л. Сол.
БОУТОН (Boughton), Ратленд (23.1. 1878-25.1. 1960) - английский
композитор. В 1900-01 учился в Королевском музыкальном колледже в
Лондоне у Ч. Станфорда и У. Дейвиса. Творч. деятельность начал в 1901.
Поклонник музыки Р. Вагнера, Б. пытался сочетать в своих сочинениях
вагнеровские концепции муз. драмы с традициями англ. хорового письма. В
1914 предпринял попытку создать "английский Байр„йт" в Гластонбери, где
в небольшом т-ре с участием певцов-любителей пост. неск. своих
муз.-дра-матич. соч. на сюжеты англ. легенд: "Круглый стол" (1916),
"Рождение Артура" (1921), "Королева Корнуэлла" (1924) и др. Там же были
пост. опера Б. "Бессмертный час" (1914) - одно из лучших соч. Б.,
отличающееся единством сценич. и муз. действия, широким использованием
хоров, мелодич. богатством, и опера "Альцеста" (1922). Б. принадлежит
мн. симф., камерных и др. соч. Вс. Т.
БОХИГАНГА (bojiganga) - бродячая театральная труппа в Испании 16 в.
По свидетельству писателя А. Рохаса ("Забавные путешествия", 1602), Б.
состояла из 2 женщин, мальчика и 6-7 мужчин. В репорту арБ. входили 6
комедий, 3-4 aymOf 5 интермедий. Труппа имела свои костюмы и различные
Страницы: «« « 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |