Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 304   305   306   307   308   309   310   311   312  313   314   315   316   317   318   319   320   321   322  » »»

сценич. аксессуары. С. Я.
   БОЧАРОВ, Александр Ильич [12(24).VII. 1886- 29. I.  1956]  -  русский
советский артист балета, педагог. В 1904, окончил Петерб. театр. уч-ще и
был  зачислен  в  кордебалет  Мариинского  т-ра.  Вскоре  стал   ведущим
исполнителем характерных и мимич.  партий.  В  1908-09  гастролировал  в
Стокгольме, Берлине, Праге,  выступал  в  зарубежной  антрепризе  А.  П.
Павловой (Лондон, 1910). После Октябрьской революции работал в  ленингр.
Т-ре оперы и балета  им.  Кирова  (оставил  сцену  в  1947).  С  успехом
исполнял мимич. партии Гамаша ("Дон  Кихот"),  Квазимодо("Эсмераль-да").
Маркиза ("Пламя Парижа") и др. В 1922-23 в„л педагогич. работу  в  Школе
русского  балета,  возглавляемой  А.   Л.   Волынским   (Петроград).   В
1930-56преподаватель характерного танца в Ленингр. хорео-графич.  уч-ще.
Б.-один из авторов теоретич. работы о характерном танце.
   Соч.: Бочаров А. И., Лопухов А. В. и Ш  и-р  я  е  в  А.  В.,  Основы
характерного танца, М.-Л., 1939. В. Ч.
   БОЧАРОВ,  Михаил  Васильевич  (1872-29.IV.1936)-  русский   советский
артист оперы (баритон). Засл. арт. РСФСР  (1925).  Окончил  юридич.  ф-т
Киевск. ун-та. Пению обучался у Эверарди и Петца в Киевском  муз.  уч-ще
(окончил в  1898);  совершенствовался  в  Италии.  Впервые  выступил  на
оперной сцене в Киеве в 1900. С этого года Б. работал в оперных  театрах
Москвы (опера Зимина и др.), Петербурга, Одессы  и  др.городов.  С  1932
выступал преим. в концертах. Обладал голосом широкого диапазона, большим
сценич. темпераментом и высокой общей и муз. культурой. Созданные певцом
сценич.  образы  отличались   тщательностью   отделки,   продуманностью,
филигранностью деталей. Партии: Грязной; Кочубей ("Мазепа" Чайковского);
   Онегин,   Демон,   Эскамильо,   Риголетто;    Фигаро    ("Се-вильский
цирюльник"), Бекмессер ("Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера) и др.
   Лит.: ШампаньерА. (сост. и изд.), Русский  театр.  [Киев,  1905],  с.
53-54.
   БОЧАРОВ, Михаил Ильич [1831 (1832?) - 13(25). VII. 1895 J  -  русский
театральный художник и пейзажист. Академик  пейзажной  живописи  (1863).
Учился в моек. Уч-ще живописи,  ваяния  и  зодчества,  затем  в  петерб.
Академии художеств у М. Н. Воробь„ва (окончил в 1858). С  1864  (св.  30
лет)  был  декоратором   императорских   (каз„нных)   т-ров;   заведовал
декорационными мастерскими в т-рах Петербурга.  Б.  создал  декорации  к
пьесам "Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого (1867),  "Борис  Годунов"
(1870), операм "Вражья сила" Серова (1871), "Кузнец Вакула"  Чайковского
(1877), "Руслан и Людмила" (1866), "Снегурочка", "Ночь перед Рождеством"
(1895) и др. Художник реалистич. направления, Б. способствовал  развитию
нац. декорационного иск-ва. Знание археологии и  истории,  использование
возможностей  сценич.   освещения,   перспективной   живописи   помогали
художнику создавать на сцене атмосферу  реальной  жизни,  способствовали
глубокому раскрытию образов спектакля.
   Лит.: С ы р к и н а Ф.,  Русское  театрально-декорационное  искусство
2-й пол. XIX в., М., 1956. АН. Ш.
   БОШАН (Beauchamps), Пьер (1636  -  ок.  1719)  -  французский  артист
балета, балетмейстер. Сын танцовщика и музыканта Л.  Бошана  (1597-  ок.
1666). В сер. 50-х гг. Б. выступал и ставил спектакли при  дворе  короля
Людовика XIV. Принимал участие в создании франц. Академии танца  (1661),
был е„ директором. В 1666 специально  для  Б.  было  установлено  звание
"суперинтенданта балетов короля", т. е. придворного балетмейстера. Много
работал  совместно  с  композитором  Ж.  Б.  Люллй,  Мольером.  Б.  были
поставлены танцы в комедиях-балетах:  "Докучные"  (1664),  "Господин  де
Пурсоньяк" (1669), "Мещанин во дворянстве" (1670) Мольера, муз. Люлли  и
др. Ставил также танцы в спектаклях Академии музыки (открылась в  1671).
Среди пост.: "Дворец Флоры" (1689), "Комеддя фей" (1699) Лаланда  и  др.
Выступал как танцовщик  в  партиях:  Полександра,  Плутона  ("Алкидиан",
"Рождение Венеры" Люлли) и др.
   Б. приписывается установление пяти позиций в  классич.  танце,  к-рые
помогли танцовщикам  сделать  танец  более  выразительным  и  технически
совершенным. Позиции, предложенные Б., легли  в  основу  совр.  классич.
танца и сохранились до наст. времени. Существует  предположение  о  том,
что Б. работал также  и  над  системой  записи  танца,  но  рукописи  не
сохранились. Е. С.
   БОШКОВА (BoSkova), Мария (р. 2.V. 1925) -  югославская  (македонская)
актриса. В 1944 начала сце-нич. деятельность в Македонском нар.  т-ре  в
Скопле (Скопье). С 1957 работает в Нар. т-ре в Белграде. Роли:
   Живка  ("Госпожа  министерша"  Нушича),  баронесса   Кастелли-Глембай
("Господа Глембаевы" Крлежи), Виола и  Себастьян  ("Двенадцатая  ночь"),
Дездемона;
   Мурзавецкая ("Волки и овцы"), Настя ("На дне") и др. Актрисе  присущи
большой темперамент, эмоциональность. Аг. М.
   БОЭРО  (Воего),  Фелипе  (1.V.   1884-8.1.   1958)   -   аргентинский
композитор. Один из основоположников аргентинской оперы. Музыке обучался
в  Буэнос-Айресе   у   П.   Берутти;   совершенствовался   в   Парижской
консерватории (1912-14) у П. Видаля. Композиторскую деятельность начал в
1900-х годах. В своих произв. широко использует  мелодии  и  ритмы  нац.
муз. фольклора. Отличительные черты  опер  Б.-  драматич.  напряж„нность
сюжета  и  муз.-выразительных  средств,  наличие   значит,   оркестровых
эпизодов. Одноактная лирич.  опера  Б.  "Тукуман"  (1918,  т-р  "Колон",
Буэнос-Айрес),  посвящ„нная   провозглашению   независимости   провинции
Тукуман (в 1812), была первой оперой, исполнявшейся в  т-ре  "Колон"  на
исп. языке. Б. принадлежат  также  оперы:  "Ариадна  и  Дионис"  (1920),
"Ракела" (1925) на сюжет из  жизни  аргентинских  крестьян,  "Разбойник"
(1929) по драматической легенде из жизни гаучо,  "Цинкали"  (не  пост.),
лирическая муз. драма "Сирипо" (1937), муз. сцена "Вакханки" по Еврипиду
(1925) и др. Все эти произв. ставились в Буэнос-Айресе. Б. написал также
ряд  др.  соч.  в  различных  жанрах.  Был  видным  обществ,   деятелем,
основателем творч. организации аргент. композиторов.
   Лит.: Criordano A.. Musicos argentinos, в кн.: Cien musicos  America,
В. Aires, fl946]. Ал. Р.
   БОЯДЖИЕВ, Григорий Нерсесович [р. 1(14).IIL 1909]-советский театровед
и театральный критик.Доктор искусствоведения. В 1930 окончил  Ростовский
ун-т (лит. отделение педагогич. ф-та). Лит. деятельность начал  в  1929.
Занимается историей зап.-европ. т-ра (цреим. французского) и сов.  т-ра.
Ученик проф. А. К. Дживелегова. В соавторстве  с  ним  написал  "Историю
западноевропейского театра от его возникновения  до  1789  года"  (1941;
переведена на исп. яз.,2-е изд. 1957). Является  редактором  1-го  т.  и
автором ряда глав в 1-м и 2-м томах "Истории западноевропейского театра"
(т. 1, 1956; т. 2, 1957). Написал предисловие к собранию соч. Мольера  в

Страницы: «« « 304   305   306   307   308   309   310   311   312  313   314   315   316   317   318   319   320   321   322  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия