|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 » »» сценич. аксессуары. С. Я.
БОЧАРОВ, Александр Ильич [12(24).VII. 1886- 29. I. 1956] - русский
советский артист балета, педагог. В 1904, окончил Петерб. театр. уч-ще и
был зачислен в кордебалет Мариинского т-ра. Вскоре стал ведущим
исполнителем характерных и мимич. партий. В 1908-09 гастролировал в
Стокгольме, Берлине, Праге, выступал в зарубежной антрепризе А. П.
Павловой (Лондон, 1910). После Октябрьской революции работал в ленингр.
Т-ре оперы и балета им. Кирова (оставил сцену в 1947). С успехом
исполнял мимич. партии Гамаша ("Дон Кихот"), Квазимодо("Эсмераль-да").
Маркиза ("Пламя Парижа") и др. В 1922-23 в„л педагогич. работу в Школе
русского балета, возглавляемой А. Л. Волынским (Петроград). В
1930-56преподаватель характерного танца в Ленингр. хорео-графич. уч-ще.
Б.-один из авторов теоретич. работы о характерном танце.
Соч.: Бочаров А. И., Лопухов А. В. и Ш и-р я е в А. В., Основы
характерного танца, М.-Л., 1939. В. Ч.
БОЧАРОВ, Михаил Васильевич (1872-29.IV.1936)- русский советский
артист оперы (баритон). Засл. арт. РСФСР (1925). Окончил юридич. ф-т
Киевск. ун-та. Пению обучался у Эверарди и Петца в Киевском муз. уч-ще
(окончил в 1898); совершенствовался в Италии. Впервые выступил на
оперной сцене в Киеве в 1900. С этого года Б. работал в оперных театрах
Москвы (опера Зимина и др.), Петербурга, Одессы и др.городов. С 1932
выступал преим. в концертах. Обладал голосом широкого диапазона, большим
сценич. темпераментом и высокой общей и муз. культурой. Созданные певцом
сценич. образы отличались тщательностью отделки, продуманностью,
филигранностью деталей. Партии: Грязной; Кочубей ("Мазепа" Чайковского);
Онегин, Демон, Эскамильо, Риголетто; Фигаро ("Се-вильский
цирюльник"), Бекмессер ("Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера) и др.
Лит.: ШампаньерА. (сост. и изд.), Русский театр. [Киев, 1905], с.
53-54.
БОЧАРОВ, Михаил Ильич [1831 (1832?) - 13(25). VII. 1895 J - русский
театральный художник и пейзажист. Академик пейзажной живописи (1863).
Учился в моек. Уч-ще живописи, ваяния и зодчества, затем в петерб.
Академии художеств у М. Н. Воробь„ва (окончил в 1858). С 1864 (св. 30
лет) был декоратором императорских (каз„нных) т-ров; заведовал
декорационными мастерскими в т-рах Петербурга. Б. создал декорации к
пьесам "Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого (1867), "Борис Годунов"
(1870), операм "Вражья сила" Серова (1871), "Кузнец Вакула" Чайковского
(1877), "Руслан и Людмила" (1866), "Снегурочка", "Ночь перед Рождеством"
(1895) и др. Художник реалистич. направления, Б. способствовал развитию
нац. декорационного иск-ва. Знание археологии и истории, использование
возможностей сценич. освещения, перспективной живописи помогали
художнику создавать на сцене атмосферу реальной жизни, способствовали
глубокому раскрытию образов спектакля.
Лит.: С ы р к и н а Ф., Русское театрально-декорационное искусство
2-й пол. XIX в., М., 1956. АН. Ш.
БОШАН (Beauchamps), Пьер (1636 - ок. 1719) - французский артист
балета, балетмейстер. Сын танцовщика и музыканта Л. Бошана (1597- ок.
1666). В сер. 50-х гг. Б. выступал и ставил спектакли при дворе короля
Людовика XIV. Принимал участие в создании франц. Академии танца (1661),
был е„ директором. В 1666 специально для Б. было установлено звание
"суперинтенданта балетов короля", т. е. придворного балетмейстера. Много
работал совместно с композитором Ж. Б. Люллй, Мольером. Б. были
поставлены танцы в комедиях-балетах: "Докучные" (1664), "Господин де
Пурсоньяк" (1669), "Мещанин во дворянстве" (1670) Мольера, муз. Люлли и
др. Ставил также танцы в спектаклях Академии музыки (открылась в 1671).
Среди пост.: "Дворец Флоры" (1689), "Комеддя фей" (1699) Лаланда и др.
Выступал как танцовщик в партиях: Полександра, Плутона ("Алкидиан",
"Рождение Венеры" Люлли) и др.
Б. приписывается установление пяти позиций в классич. танце, к-рые
помогли танцовщикам сделать танец более выразительным и технически
совершенным. Позиции, предложенные Б., легли в основу совр. классич.
танца и сохранились до наст. времени. Существует предположение о том,
что Б. работал также и над системой записи танца, но рукописи не
сохранились. Е. С.
БОШКОВА (BoSkova), Мария (р. 2.V. 1925) - югославская (македонская)
актриса. В 1944 начала сце-нич. деятельность в Македонском нар. т-ре в
Скопле (Скопье). С 1957 работает в Нар. т-ре в Белграде. Роли:
Живка ("Госпожа министерша" Нушича), баронесса Кастелли-Глембай
("Господа Глембаевы" Крлежи), Виола и Себастьян ("Двенадцатая ночь"),
Дездемона;
Мурзавецкая ("Волки и овцы"), Настя ("На дне") и др. Актрисе присущи
большой темперамент, эмоциональность. Аг. М.
БОЭРО (Воего), Фелипе (1.V. 1884-8.1. 1958) - аргентинский
композитор. Один из основоположников аргентинской оперы. Музыке обучался
в Буэнос-Айресе у П. Берутти; совершенствовался в Парижской
консерватории (1912-14) у П. Видаля. Композиторскую деятельность начал в
1900-х годах. В своих произв. широко использует мелодии и ритмы нац.
муз. фольклора. Отличительные черты опер Б.- драматич. напряж„нность
сюжета и муз.-выразительных средств, наличие значит, оркестровых
эпизодов. Одноактная лирич. опера Б. "Тукуман" (1918, т-р "Колон",
Буэнос-Айрес), посвящ„нная провозглашению независимости провинции
Тукуман (в 1812), была первой оперой, исполнявшейся в т-ре "Колон" на
исп. языке. Б. принадлежат также оперы: "Ариадна и Дионис" (1920),
"Ракела" (1925) на сюжет из жизни аргентинских крестьян, "Разбойник"
(1929) по драматической легенде из жизни гаучо, "Цинкали" (не пост.),
лирическая муз. драма "Сирипо" (1937), муз. сцена "Вакханки" по Еврипиду
(1925) и др. Все эти произв. ставились в Буэнос-Айресе. Б. написал также
ряд др. соч. в различных жанрах. Был видным обществ, деятелем,
основателем творч. организации аргент. композиторов.
Лит.: Criordano A.. Musicos argentinos, в кн.: Cien musicos America,
В. Aires, fl946]. Ал. Р.
БОЯДЖИЕВ, Григорий Нерсесович [р. 1(14).IIL 1909]-советский театровед
и театральный критик.Доктор искусствоведения. В 1930 окончил Ростовский
ун-т (лит. отделение педагогич. ф-та). Лит. деятельность начал в 1929.
Занимается историей зап.-европ. т-ра (цреим. французского) и сов. т-ра.
Ученик проф. А. К. Дживелегова. В соавторстве с ним написал "Историю
западноевропейского театра от его возникновения до 1789 года" (1941;
переведена на исп. яз.,2-е изд. 1957). Является редактором 1-го т. и
автором ряда глав в 1-м и 2-м томах "Истории западноевропейского театра"
(т. 1, 1956; т. 2, 1957). Написал предисловие к собранию соч. Мольера в
Страницы: «« « 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |