Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 312   313   314   315   316   317   318   319   320  321   322   323   324   325   326   327   328   329   330  » »»

большой популярностью.. в Скандинавии.
   Лит.: Fosvold A., Osterdoler og andre, Oslo, 1926. В. Д.
   БРАТИСЛАВА (Bratislava) -город в  Чехословакии,  гл.  город  Словакии
(252 тыс. жит. на 1958). Б., возникшая в  9  в.  как  крупная  словацкая
крепость и насел„нная гл.  обр.  словаками,  еще  в  11  в.  подверглась
венгерской, а с 12 в. и нем. колонизации. Это  привело  к  тому,  что  в
течение неск. столетий т-р в  Б.  развивался  только  как  венгерский  и
немецкий. Первый нем. т-р был открыт в Б. в 1609.  Первое  представление
нем. оперы состоялось в 1738. В 1741 в связи с коронацией Марии  Терезии
был выстроен большой деревянный 3-ярусный т-р  для  выступлений  венских
артистов.  В  дальнейшем  представления  австр.   и   венгерских   трупп
происходили  и  в  др.  театр.  зданиях  Б.,  во  дворцах  нем.и   венг.
аристократов. В 1886  в  Б.  было  выстроено  здание  "Городского  т-ра"
("Штадттеатр"),  где  работали  австр.   и   венг.   труппы,   ставившие
развлекательный,  а  с  нач.  20  в.-  почти  исключительно  опереточный
репертуар.  Освобождение  Словакии  из-под  австро-венгерского  гн„та  и
объединение е„ в 1918 с братской Чехией содействовали развитию словацкой
театр. культуры.В 1920 здание "Городского  т-ра"  было  сдано  в  аренду
театр. коллективу - "Словенске народне дивадло" ("Словацкий национальный
т-р"). 1 марта 1920 был показан первый спектакль Словацкого т-ра - опера
Сметаны "Поцелуй". В репертуар т-ра входили  драмы,  оперы  и  оперетты.
Труппа делилась на  оперную  и  драматическую.  Т-р  ставил  пьесы  нац.
авторов (П.  Гвездослава,  И.  Г.  Тайовского  и  др.).  Оперная  труппа
поставила ряд чешских опер  и  первую  словацкую  оперу  "Ковач  Виланд"
Белла. В 1930 в Б. открылся 2-й драм. т-р - "Людове дивадло"  ("Народный
т-р"). После оккупации Словакии фашистской  Германией  театр.  жизнь  Б.
почти полностью заглохла. Подлинный  расцвет  т-ров  Б.  наступил  после
освобождения Чехословакии. В 1946-47 "Словенске народне дивадло", помимо
двух своих основных театр. трупп (работают  в  разных  зданиях),  открыл
филиал: "Нова сцена народнего дивадла", где ставятся словацкие,  чешские
и советские пьесы, прогрессивные пьесы  зарубежных  писателей.  Ведущими
деятелями "Словенске народне дивадло" со времени его основания  являются
Я. Бородач и А. Багар. После войны в Б. открыта Высшая театр. школа, при
к-рой работает театр. студия.
   Лит.: В a g а г A., Z historie Narodneho  divadla  v  Bratl-slave,  в
кн.: "Divadelny Festival Bratislava", Bratislava, 1950.
   БРАТСТВА" - средневековые театральные  полулюбительские  организации.
"Б."  представляли  собой  первичные  формы  театр.  трупп.   Наибольшее
распространение  имели  во   Франции,   Англии,   Голландии,   Германии.
Формировались в процессе секуляризации театр. иск-ва и совершенствования
любительских  выступлений  цехов.  "Б."  обладали  постоянным   составом
труппы, подчинялись своим уставам; обретая самостоятельность, уходили из
подчинения церкви. Во главе "Б." стояли  выборные  "короли".  По  своему
характеру "Б." делились на религиозные или комические в  зависимости  от
репертуара. Религиозные "Б." были связаны своими истоками  с  церковными
организациями,   комические   создавались   в   результате   объединения
гистрионов.  Древнейшие  "Б."  -  итал.  "Братство  Гонфалоне"   (1264),
участники к-рого показывали мистерии на арене римского Колизея, и франц.
"Братство жонгл„ров" в Аррасе (9 в.). "Б." иногда создавались специально
для пост. одного ми-стериального представления (напр., в  Валансьепне  в
1547). Комич. "Б." существовали как сообщества "Дураков", а позже, с  14
в., превратились в разнообразные комич.  союзы:  "Базогии"  "Беззаботные
ребятам и Др.
   Своеобразным видом "Б." были объединения нем. мейстерзингеров  (15-16
вв.), занимавшиеся не только поэтич. и муз. творчеством,  но  и  сценич.
игрой, и голландские "камеры риторов" (15 в.),  известные  своими  пост.
аллегорич. пьес морализующей и политич. направленности. В конце 14 в. во
Франции было  создано  "Братство  страстей  господних,  с  деятельностью
к-рого связано начало  перехода  от  любительства  к  профессионализации
сценич. иск-ва. В 1402 это "Б."  получило  монопольное  право  играть  в
Париже.  Представления  его  были  перенесены  с  площади   в   закрытое
помещение.   Монопольное   положение   "Братства   страстей   господних"
способствовало  повышению  сщенич.  культуры   (большая   композиционная
целостность оформления и т. д.), но препятствовало  свободному  развитию
театр. иск-ва. Ставя гл. обр. мистерии,  "Братство  страстей  господних"
вносило в представления бытовую и  даже  комич.  окраску,  что  вызывало
нарекания со стороны гор. и церковных властей. В 1548 указом  парижского
парламента "Братству страстей господних" было запрещено играть мистерии,
но его театр. монополия сохранялась. "Б."  приспособило  для  спектаклей
помещение "Бургундского отеля" и сдавало его различным труппам, став  т.
о. административной организацией. В 1676 "Братство  страстей  господних"
прекратило сво„ существование.
   Лит.: История  западноевропейского  театра,  под  общей  ред.  С.  С.
Мокульского, т. l, M.,  1956;  Гвоздев  А.  и  Пиотровский  А.,  История
европейского театра, М.- Л., 1931; P e t i t de J'u l l e v i l l e. Les
comediens en France au moyen age, P., 1885. p p g.
   "БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ"  -  l)  Отрывки  из  одноим„нного  романа  Ф.  М.
Достоевского, инсценировка В. И.  Неми-ровича-Данченко.  Пост.  12  OKT.
1910 в Моск. Художественном т-ре  (реж.  Немирович-Данченко  и  Лужский,
худ. Симов;
   Ф„дор Карамазов - Лужский, Митя - Леонидов, Иван - Качалов,  Ал„ша  -
Готовцев, Смердяков - Воронов, Григорий - Уралов,  Катерина  Ивановна  -
Гзовская, Грушенька-  Германова,  Снигир„в  -  Москвин,  Арина  Петровна
-Бутова, Перхотин -Подгорный, судебный следователь - Сушкевич).
   2) Инсценировка Б. Н. Ливанова.  Поставлена  в  1960  в  МХАТе  [реж.
Ливанов (он же-исполнитель роли Мити),  П.  Марков  и  В.  Марков,  худ.
Гончаров, комп. Попов; Ф„дор Карамазов - Прудкин, Иван - Смирнов,  Ал„ша
- Алексеев, Смердяков - Грибков, Катерина Ивановна -Кошу-кова, Грушенька
- Л. Попова]. О других инсц. и пост. "Б. К." в России и за рубежом см. в
ст. Достоевский Ф. М.
   Лит.: Виленкин  В.  Я.,  Вл.  И.  Немирович-Данченко,  М.,  1941,  с.
164-176; Д и к и и А.,  Повесть  о  театральной  юности,  М.,  1957,  с.
56-109. А. Шн.
   БРАУ  (Вгаи),  Сальвадор  (1837-1913)  -  пуэрториканский   писатель,
драматург. Лит. деятельность начал  в  1858.  Среди  наиболее  известных
драматич. произведений Б.: "Возвращение домой", "Герой и мученик", пьеса
"Ужасы победы" (1887), посвящ„нная  нац.-освободительной  борьбе  против
исп. господства. Пьесы Б. ставились в Муниципальном т-ре (г.  Сан-Хуан).
Творчество Б.  способствовало  развитию  пуэрториканской  драматургии  и
т-ра.

Страницы: «« « 312   313   314   315   316   317   318   319   320  321   322   323   324   325   326   327   328   329   330  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия