Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 » »» большой популярностью.. в Скандинавии. Лит.: Fosvold A., Osterdoler og andre, Oslo, 1926. В. Д. БРАТИСЛАВА (Bratislava) -город в Чехословакии, гл. город Словакии (252 тыс. жит. на 1958). Б., возникшая в 9 в. как крупная словацкая крепость и насел„нная гл. обр. словаками, еще в 11 в. подверглась венгерской, а с 12 в. и нем. колонизации. Это привело к тому, что в течение неск. столетий т-р в Б. развивался только как венгерский и немецкий. Первый нем. т-р был открыт в Б. в 1609. Первое представление нем. оперы состоялось в 1738. В 1741 в связи с коронацией Марии Терезии был выстроен большой деревянный 3-ярусный т-р для выступлений венских артистов. В дальнейшем представления австр. и венгерских трупп происходили и в др. театр. зданиях Б., во дворцах нем.и венг. аристократов. В 1886 в Б. было выстроено здание "Городского т-ра" ("Штадттеатр"), где работали австр. и венг. труппы, ставившие развлекательный, а с нач. 20 в.- почти исключительно опереточный репертуар. Освобождение Словакии из-под австро-венгерского гн„та и объединение е„ в 1918 с братской Чехией содействовали развитию словацкой театр. культуры.В 1920 здание "Городского т-ра" было сдано в аренду театр. коллективу - "Словенске народне дивадло" ("Словацкий национальный т-р"). 1 марта 1920 был показан первый спектакль Словацкого т-ра - опера Сметаны "Поцелуй". В репертуар т-ра входили драмы, оперы и оперетты. Труппа делилась на оперную и драматическую. Т-р ставил пьесы нац. авторов (П. Гвездослава, И. Г. Тайовского и др.). Оперная труппа поставила ряд чешских опер и первую словацкую оперу "Ковач Виланд" Белла. В 1930 в Б. открылся 2-й драм. т-р - "Людове дивадло" ("Народный т-р"). После оккупации Словакии фашистской Германией театр. жизнь Б. почти полностью заглохла. Подлинный расцвет т-ров Б. наступил после освобождения Чехословакии. В 1946-47 "Словенске народне дивадло", помимо двух своих основных театр. трупп (работают в разных зданиях), открыл филиал: "Нова сцена народнего дивадла", где ставятся словацкие, чешские и советские пьесы, прогрессивные пьесы зарубежных писателей. Ведущими деятелями "Словенске народне дивадло" со времени его основания являются Я. Бородач и А. Багар. После войны в Б. открыта Высшая театр. школа, при к-рой работает театр. студия. Лит.: В a g а г A., Z historie Narodneho divadla v Bratl-slave, в кн.: "Divadelny Festival Bratislava", Bratislava, 1950. БРАТСТВА" - средневековые театральные полулюбительские организации. "Б." представляли собой первичные формы театр. трупп. Наибольшее распространение имели во Франции, Англии, Голландии, Германии. Формировались в процессе секуляризации театр. иск-ва и совершенствования любительских выступлений цехов. "Б." обладали постоянным составом труппы, подчинялись своим уставам; обретая самостоятельность, уходили из подчинения церкви. Во главе "Б." стояли выборные "короли". По своему характеру "Б." делились на религиозные или комические в зависимости от репертуара. Религиозные "Б." были связаны своими истоками с церковными организациями, комические создавались в результате объединения гистрионов. Древнейшие "Б." - итал. "Братство Гонфалоне" (1264), участники к-рого показывали мистерии на арене римского Колизея, и франц. "Братство жонгл„ров" в Аррасе (9 в.). "Б." иногда создавались специально для пост. одного ми-стериального представления (напр., в Валансьепне в 1547). Комич. "Б." существовали как сообщества "Дураков", а позже, с 14 в., превратились в разнообразные комич. союзы: "Базогии" "Беззаботные ребятам и Др. Своеобразным видом "Б." были объединения нем. мейстерзингеров (15-16 вв.), занимавшиеся не только поэтич. и муз. творчеством, но и сценич. игрой, и голландские "камеры риторов" (15 в.), известные своими пост. аллегорич. пьес морализующей и политич. направленности. В конце 14 в. во Франции было создано "Братство страстей господних, с деятельностью к-рого связано начало перехода от любительства к профессионализации сценич. иск-ва. В 1402 это "Б." получило монопольное право играть в Париже. Представления его были перенесены с площади в закрытое помещение. Монопольное положение "Братства страстей господних" способствовало повышению сщенич. культуры (большая композиционная целостность оформления и т. д.), но препятствовало свободному развитию театр. иск-ва. Ставя гл. обр. мистерии, "Братство страстей господних" вносило в представления бытовую и даже комич. окраску, что вызывало нарекания со стороны гор. и церковных властей. В 1548 указом парижского парламента "Братству страстей господних" было запрещено играть мистерии, но его театр. монополия сохранялась. "Б." приспособило для спектаклей помещение "Бургундского отеля" и сдавало его различным труппам, став т. о. административной организацией. В 1676 "Братство страстей господних" прекратило сво„ существование. Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. l, M., 1956; Гвоздев А. и Пиотровский А., История европейского театра, М.- Л., 1931; P e t i t de J'u l l e v i l l e. Les comediens en France au moyen age, P., 1885. p p g. "БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ" - l) Отрывки из одноим„нного романа Ф. М. Достоевского, инсценировка В. И. Неми-ровича-Данченко. Пост. 12 OKT. 1910 в Моск. Художественном т-ре (реж. Немирович-Данченко и Лужский, худ. Симов; Ф„дор Карамазов - Лужский, Митя - Леонидов, Иван - Качалов, Ал„ша - Готовцев, Смердяков - Воронов, Григорий - Уралов, Катерина Ивановна - Гзовская, Грушенька- Германова, Снигир„в - Москвин, Арина Петровна -Бутова, Перхотин -Подгорный, судебный следователь - Сушкевич). 2) Инсценировка Б. Н. Ливанова. Поставлена в 1960 в МХАТе [реж. Ливанов (он же-исполнитель роли Мити), П. Марков и В. Марков, худ. Гончаров, комп. Попов; Ф„дор Карамазов - Прудкин, Иван - Смирнов, Ал„ша - Алексеев, Смердяков - Грибков, Катерина Ивановна -Кошу-кова, Грушенька - Л. Попова]. О других инсц. и пост. "Б. К." в России и за рубежом см. в ст. Достоевский Ф. М. Лит.: Виленкин В. Я., Вл. И. Немирович-Данченко, М., 1941, с. 164-176; Д и к и и А., Повесть о театральной юности, М., 1957, с. 56-109. А. Шн. БРАУ (Вгаи), Сальвадор (1837-1913) - пуэрториканский писатель, драматург. Лит. деятельность начал в 1858. Среди наиболее известных драматич. произведений Б.: "Возвращение домой", "Герой и мученик", пьеса "Ужасы победы" (1887), посвящ„нная нац.-освободительной борьбе против исп. господства. Пьесы Б. ставились в Муниципальном т-ре (г. Сан-Хуан). Творчество Б. способствовало развитию пуэрториканской драматургии и т-ра. Страницы: «« « 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |