|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 » »» большой популярностью.. в Скандинавии.
Лит.: Fosvold A., Osterdoler og andre, Oslo, 1926. В. Д.
БРАТИСЛАВА (Bratislava) -город в Чехословакии, гл. город Словакии
(252 тыс. жит. на 1958). Б., возникшая в 9 в. как крупная словацкая
крепость и насел„нная гл. обр. словаками, еще в 11 в. подверглась
венгерской, а с 12 в. и нем. колонизации. Это привело к тому, что в
течение неск. столетий т-р в Б. развивался только как венгерский и
немецкий. Первый нем. т-р был открыт в Б. в 1609. Первое представление
нем. оперы состоялось в 1738. В 1741 в связи с коронацией Марии Терезии
был выстроен большой деревянный 3-ярусный т-р для выступлений венских
артистов. В дальнейшем представления австр. и венгерских трупп
происходили и в др. театр. зданиях Б., во дворцах нем.и венг.
аристократов. В 1886 в Б. было выстроено здание "Городского т-ра"
("Штадттеатр"), где работали австр. и венг. труппы, ставившие
развлекательный, а с нач. 20 в.- почти исключительно опереточный
репертуар. Освобождение Словакии из-под австро-венгерского гн„та и
объединение е„ в 1918 с братской Чехией содействовали развитию словацкой
театр. культуры.В 1920 здание "Городского т-ра" было сдано в аренду
театр. коллективу - "Словенске народне дивадло" ("Словацкий национальный
т-р"). 1 марта 1920 был показан первый спектакль Словацкого т-ра - опера
Сметаны "Поцелуй". В репертуар т-ра входили драмы, оперы и оперетты.
Труппа делилась на оперную и драматическую. Т-р ставил пьесы нац.
авторов (П. Гвездослава, И. Г. Тайовского и др.). Оперная труппа
поставила ряд чешских опер и первую словацкую оперу "Ковач Виланд"
Белла. В 1930 в Б. открылся 2-й драм. т-р - "Людове дивадло" ("Народный
т-р"). После оккупации Словакии фашистской Германией театр. жизнь Б.
почти полностью заглохла. Подлинный расцвет т-ров Б. наступил после
освобождения Чехословакии. В 1946-47 "Словенске народне дивадло", помимо
двух своих основных театр. трупп (работают в разных зданиях), открыл
филиал: "Нова сцена народнего дивадла", где ставятся словацкие, чешские
и советские пьесы, прогрессивные пьесы зарубежных писателей. Ведущими
деятелями "Словенске народне дивадло" со времени его основания являются
Я. Бородач и А. Багар. После войны в Б. открыта Высшая театр. школа, при
к-рой работает театр. студия.
Лит.: В a g а г A., Z historie Narodneho divadla v Bratl-slave, в
кн.: "Divadelny Festival Bratislava", Bratislava, 1950.
БРАТСТВА" - средневековые театральные полулюбительские организации.
"Б." представляли собой первичные формы театр. трупп. Наибольшее
распространение имели во Франции, Англии, Голландии, Германии.
Формировались в процессе секуляризации театр. иск-ва и совершенствования
любительских выступлений цехов. "Б." обладали постоянным составом
труппы, подчинялись своим уставам; обретая самостоятельность, уходили из
подчинения церкви. Во главе "Б." стояли выборные "короли". По своему
характеру "Б." делились на религиозные или комические в зависимости от
репертуара. Религиозные "Б." были связаны своими истоками с церковными
организациями, комические создавались в результате объединения
гистрионов. Древнейшие "Б." - итал. "Братство Гонфалоне" (1264),
участники к-рого показывали мистерии на арене римского Колизея, и франц.
"Братство жонгл„ров" в Аррасе (9 в.). "Б." иногда создавались специально
для пост. одного ми-стериального представления (напр., в Валансьепне в
1547). Комич. "Б." существовали как сообщества "Дураков", а позже, с 14
в., превратились в разнообразные комич. союзы: "Базогии" "Беззаботные
ребятам и Др.
Своеобразным видом "Б." были объединения нем. мейстерзингеров (15-16
вв.), занимавшиеся не только поэтич. и муз. творчеством, но и сценич.
игрой, и голландские "камеры риторов" (15 в.), известные своими пост.
аллегорич. пьес морализующей и политич. направленности. В конце 14 в. во
Франции было создано "Братство страстей господних, с деятельностью
к-рого связано начало перехода от любительства к профессионализации
сценич. иск-ва. В 1402 это "Б." получило монопольное право играть в
Париже. Представления его были перенесены с площади в закрытое
помещение. Монопольное положение "Братства страстей господних"
способствовало повышению сщенич. культуры (большая композиционная
целостность оформления и т. д.), но препятствовало свободному развитию
театр. иск-ва. Ставя гл. обр. мистерии, "Братство страстей господних"
вносило в представления бытовую и даже комич. окраску, что вызывало
нарекания со стороны гор. и церковных властей. В 1548 указом парижского
парламента "Братству страстей господних" было запрещено играть мистерии,
но его театр. монополия сохранялась. "Б." приспособило для спектаклей
помещение "Бургундского отеля" и сдавало его различным труппам, став т.
о. административной организацией. В 1676 "Братство страстей господних"
прекратило сво„ существование.
Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С.
Мокульского, т. l, M., 1956; Гвоздев А. и Пиотровский А., История
европейского театра, М.- Л., 1931; P e t i t de J'u l l e v i l l e. Les
comediens en France au moyen age, P., 1885. p p g.
"БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ" - l) Отрывки из одноим„нного романа Ф. М.
Достоевского, инсценировка В. И. Неми-ровича-Данченко. Пост. 12 OKT.
1910 в Моск. Художественном т-ре (реж. Немирович-Данченко и Лужский,
худ. Симов;
Ф„дор Карамазов - Лужский, Митя - Леонидов, Иван - Качалов, Ал„ша -
Готовцев, Смердяков - Воронов, Григорий - Уралов, Катерина Ивановна -
Гзовская, Грушенька- Германова, Снигир„в - Москвин, Арина Петровна
-Бутова, Перхотин -Подгорный, судебный следователь - Сушкевич).
2) Инсценировка Б. Н. Ливанова. Поставлена в 1960 в МХАТе [реж.
Ливанов (он же-исполнитель роли Мити), П. Марков и В. Марков, худ.
Гончаров, комп. Попов; Ф„дор Карамазов - Прудкин, Иван - Смирнов, Ал„ша
- Алексеев, Смердяков - Грибков, Катерина Ивановна -Кошу-кова, Грушенька
- Л. Попова]. О других инсц. и пост. "Б. К." в России и за рубежом см. в
ст. Достоевский Ф. М.
Лит.: Виленкин В. Я., Вл. И. Немирович-Данченко, М., 1941, с.
164-176; Д и к и и А., Повесть о театральной юности, М., 1957, с.
56-109. А. Шн.
БРАУ (Вгаи), Сальвадор (1837-1913) - пуэрториканский писатель,
драматург. Лит. деятельность начал в 1858. Среди наиболее известных
драматич. произведений Б.: "Возвращение домой", "Герой и мученик", пьеса
"Ужасы победы" (1887), посвящ„нная нац.-освободительной борьбе против
исп. господства. Пьесы Б. ставились в Муниципальном т-ре (г. Сан-Хуан).
Творчество Б. способствовало развитию пуэрториканской драматургии и
т-ра.
Страницы: «« « 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |